Meduza — стр. 2

Галина Юзефович о романе Нины Вяхи «Завещание»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Завещание Оценка: * Главный скандинавский бестселлер прошлого года (в одной только Швеции за год разлетелось более ста тысяч экземпляров) «Завещание» Нины Вяхи — из числа тех книг, обаяние которых раскрывается не сразу. Поначалу роман кажется утомительно традиционным — слишком уж аккуратно в нем воспроизводятся все паттерны и клише классической северной семейной саги. Огромная семья Тойми из захолустного финского Торнедалена — мать Сири, отец Пентти, их многочисленные дети и внуки — собираются на родной ферме перед Рождеством. Все они встретились под родительским кровом главным образом потому, что…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Йона Айвиде Линдквиста «Движение»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Движение Оценка: * Формально новая книга главного в Швеции специалиста по ужасам Йона Айвиде Линдквиста «Движение» — вторая часть трилогии, начатой полтора года назад романом «Химмельстранд». Однако с практической точки зрения это обстоятельство не должно иметь для читателя особого значения: единственное, что объединяет обе части, так это образ параллельного мира — бескрайнего зеленого луга, где всегда светло, но солнца нет, и где реализуются самые потаенные, самые жуткие фантазии. В остальном же «Движение» и «Химмельстранд» не связаны ни сюжетно, ни концептуально, ни даже жанрово: если первая часть…

Развернуть

«Королевство» Ю Несбе — новая книга от автора детективов о Харри Холе

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Королевство Оценка: * В жизни каждого большого (или даже великого) мастера жанровой литературы наступает тот неловкий момент, когда он чувствует, что способен на большее. Пройти этот этап с достоинством удается не всем: так, к примеру, Джоан Роулинг со своей «Случайной вакансией» испытание, в общем, выдержала, а вот Александра Маринина, Борис Акунин или Тана Френч его скорее провалили. Сказать про «Королевство» — второй после провального «Макбета» заход норвежского детективщика Ю Несбе на территорию «серьезной» словесности — что-то определенное несколько сложнее. С одной стороны, это крепкий…

Развернуть

«Пиранези» Сюзанны Кларк — загадочный герой живет во дворце, по которому летают облака и птицы

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Пиранези Оценка: * В тот момент, когда читатель, утомленный без малого шестнадцатилетним ожиданием, уже практически перестал надеяться, Сюзанна Кларк, автор культовой эпопеи «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», выпустила, наконец, новую книгу — роман «Пиранези», русское издание которого выходит в свет практически одновременно с английским. В отличие от первого — огромного как по объему, так и по замыслу — творения Кларк, сложным образом соединявшего в себе магическое фэнтези с альтернативной историей и викторианским каноном, второй роман писательницы — вещь куда более камерная, компактная и,…

Развернуть

«Риф» Алексея Поляринова — роман, в котором переплетаются три линии: о северном городе, секте и исследователе Микронезии

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Риф Оценка: * В маленьком и неприветливом к чужакам заполярном городе Сулим, благополучие которого испокон веку держится на двух китах — горнодобыче и тотальном браконьерстве, девушка по имени Кира знакомится с приезжим исследователем, и тот открывает ей две крайне неприятные тайны. Во-первых, в 1962 году в городе была расстреляна мирная рабочая демонстрация, погибли десятки людей, но местные жители предпочитают об этом не вспоминать. А во-вторых, давняя трагедия, как ширма, маскирует еще одну — более камерную, но при этом жгуче значимую для самой Киры. В маленьком американском университете молодая…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Дарьи Бобылевой «Неучтенная планета»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Неучтенная планета Оценка: * Космоопера — жанр настолько тяжеловесный, пафосный и консервативный, что сегодня его уже просто невозможно воспринимать всерьез. Дарья Бобылева прекрасно это понимает: ее «Неучтенная планета» — это, с одной стороны, настоящая космоопера со всеми непременными атрибутами, а с другой — книга обаятельная, игровая и подчеркнуто несерьезная. Не пародия на классические образцы жанра, но, пожалуй, нечто близкое. Главные герои Бобылевой — Селес и Айа — принадлежат к странной расе оммо. Внешне оммо похожи на несколько уменьшенных и очень эмоциональных людей (иногда их так и…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Шамиля Идиатуллина «Последнее время»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Последнее время Оценка: * С первых же строк этно-фэнтези Шамиля Идиатуллина обрушивается на читателя бурлящим каскадом новых слов, реалий, имен и экшна. Вот какие-то нехорошие, судя по всему, люди с дурными намерениями вторгаются на чужую территорию, получают магический отпор и гибнут — все, за исключением маленького мальчика, которого принимают на воспитание победители-аборигены. Моментальная склейка — и вот мы уже в поселении этих самых аборигенов-мары, которых соседи считают лесными колдунами: тысячи лет назад они связали себя обетом с землей, на которой живут, и теперь та добровольно дает им…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Фрэнсис Элиза Ходжсон Бернетт «Как стать леди»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Как стать леди Оценка: * Выходу этой книги на русском, скорее всего, тоже помог кинематограф: если бы не очередная крупнобюджетная экранизация культовой детской повести Фрэнсис Элизы Бернетт «Таинственный сад», едва ли кто-нибудь у нас вспомнил об одном — не самом известном и уж точно не самом успешном — из ее взрослых романов, опубликованном в 1901 году. Фильм по «Таинственному саду» зрители, похоже, встретили без особого энтузиазма, а вот у читателя есть все основания для радости и благодарности. «Как стать леди» — это настоящий роман-гуманитарная помощь, щедро восполняющий накопившийся у многих…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Сесила Скотта Форестера «Грейхаунд»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу «Грейхаунд», или Добрый пастырь Оценка: * В России автора «морских» романов Сесила Скотта Форестера знают преимущественно как создателя многотомной саги об английском моряке наполеоновских времен Горацио Хорнблауэре — романтической, живописной и захватывающей. Роман 1953 года «Грейхаунд» (в оригинале он называется «Добрый пастырь», а свое нынешнее название русское издание унаследовало от свежей экранизации с Томом Хэнксом в главной роли) — вещь совершенно иной природы, куда более сухая, компактная и схематичная. Романтизм в ней намеренно приглушен, живописность стремится нулю, а немногочисленные…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Мадлен Миллер «Цирцея»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Цирцея Оценка: * Колдунья Цирцея в древности не удостоилась большого самостоятельного мифа: один раз она упоминается в истории об аргонавтах, где помогает их предводителю Ясону пройти очищение от скверны, а после мелькает в эпизоде «Одиссеи» — за дурное поведение превращает спутников героя в свиней, но после, очарованная Одиссеем, возвращает им человеческий облик. «Цирцея» Мадлен Миллер (российский читатель знает писательницу по лиричной «Песни Ахилла», вышедшей у нас в прошлом году) — попытка реконструировать судьбу этой профессиональной героини второго плана за счет вплетения в доставшуюся нам…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Безмолвие девушек» Пэт Баркер

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Безмолвие девушек Оценка: * Все лучшие истории придуманы в Древней Греции, поэтому нет ничего удивительного в том, что каждое следующее поколение писателей в той или иной форме к ним возвращается, перелицовывая старые сюжеты в соответствии с требованиями и модами своей эпохи. Мода последнего полувека предписывает автору давать голоса безгласным, менять ракурс таким образом, чтобы в объектив попало нечто новое, а старое, напротив, предстало под неожиданным углом; а главное — вытаскивать на поверхность эмоции и переживания, в античном эпосе и драме упрятанные глубоко в подтекст. Все вместе это…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Виктора Пелевина «Непобедимое солнце»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Непобедимое солнце Оценка: * За прошедшие восемь лет Виктор Пелевин выработал у отечественного читателя стойкий рефлекс: каждый год в августе мы ждем его новой книги, призванной отрефлексировать главные тенденции года, подвести им итог и снабдить емким, метафоричным и желательно остроумным комментарием. По понятным причинам в этот раз ожидание очередного романа было особенно нетерпеливым и несколько злорадным: главное событие года — пандемия коронавируса — мало того, что не поддавалось прогнозированию заранее, но еще и пришлось, по всеобщим прикидкам, на последнюю треть пелевинского…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Сад» Марины Степновой

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Сад Оценка: * «Сад» Марины Степновой создан для читательской любви, и, можно не сомневаться, получит ее сполна. Стилистически изысканный, рукодельно-подробный и в то же время масштабный по замыслу роман — событие для сегодняшней русской словесности редкое и потому особенно радостное. Более того, помимо всех прочих — явных и бесспорных — достоинств, «Сад» обладает еще одним, чуть менее очевидным, но исключительно важным: из неспокойного сегодня действие его перенесено в светлое и утешительное вчера, в самую благополучную эпоху русской истории — золотые срединные годы правления Александра III. Начало…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Иные песни» Яцека Дукая

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Иные песни Оценка: * Согласно Аристотелю, мир состоит из четырех первородных материй — земли (ге), воды (гидора), огня (пироса), воздуха (аэра), и пятой, отвечающей за их взаимодействие — эфира. Материя по природе своей безвидна и инертна, и для того, чтобы она приняла определенную форму, требуется усилие духа — только он способен придать ей осязаемые, зримые и осознаваемые черты. Эти идеи, изложенные в первую очередь в самой темной и загадочной из книг Аристотеля, «Метафизике», легли в основу романа главного, пожалуй, фантаста современной Польши Яцека Дукая. Понятие «легли в основу» нужно понимать…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Кракен» Чайны Мьевилля

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Кракен Оценка: * Во время самой обычной экскурсии по Дарвиновскому Центру молодой куратор и специалист по моллюскам Билли Хэрроу внезапно обнаруживает, что жемчужина коллекции, заспиртованный восьмиметровый кальмар, исчез прямо из центрального зала музея вместе со стеклянной колбой, в которую был заключен. А днем позже в подвале центра Билли находит банку с заспиртованным трупом, причем горлышко банки определенно слишком узко для того, чтобы пропустить внутрь объект такого размера. Эти события, сами по себе весьма удивительные, становятся отправной точкой для событий уж вовсе невероятных и выходящих…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Конец света, моя любовь» Аллы Горбуновой

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Конец света, моя любовь Оценка: * «Конец света, моя любовь» — ностальгическая фантасмагория Аллы Горбуновой, которая из мемуара превращается в жуткую сказку. И, возможно, это главная книга 2020 года. На любой прозаический текст, написанный поэтом, по умолчанию принято клеить не то снисходительный, не то, напротив, возвеличивающий ярлык «проза поэта», подразумевающий, что все это, конечно, проза, но какая-то не такая, особенная, атипичная. Вторая прозаическая книга Аллы Горбуновой, сборник «Конец света, моя любовь» (первая, «Вещи и ущи», вышла тремя годами ранее) в современной русской словесности и…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Безмолвный пациент» Алекса Михаэлидеса

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Безмолвный пациент Оценка: * Дебютный роман британца Алекса Михаэлидиса еще до выхода наделал немало шуму. Права на его экранизацию уже куплены Брэдом Питтом, продажи на множестве языков (включая русский) с большой помпой стартуют одновременно по всему миру, а пресса прочит создателю «Безмолвного пациента» лавры если не новой Гиллиан Флинн, то уж во всяком случае новой Полы Хокинс. Для этого есть некоторые основания: как и в случае с «Исчезнувшей» или «Девушкой в поезде», Михаэлидис выстроил свой роман вокруг одного скрытого трюка, одной нетривиальной аллюзии и двух ненадежных рассказчиков.…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Город женщин» Элизабет Гилберт

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Город женщин Оценка: * Имя американки Элизабет Гилберт прочно связано с «Есть, молиться, любить», и это, конечно, делает ее легкой добычей для читательского снобизма. Как результат, рецензия на любую книгу Гилберт обречена начинаться с уверений, что несмотря на свою почти непристойную успешность и славу она — прозаик серьезный и неординарный. Позволим себе опустить эту ритуальную часть и просто примем за аксиому, что создательница «Есть, молиться, любить» — настоящий писатель, в последнюю очередь нуждающейся в нашей снисходительности, была им задолго до публикации своего главного бестселлера и…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Лгунья» Айелет Гундар-Гошен

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Лгунья Оценка: * Роман Айелет Гудар-Гошен — это исследование клеветы и той тонкой границы, за которой просто неприятный человек, ведущий себя не приемлемым для общества способом, становится «насильником», а значит, легальным объектом травли и преследований. Семнадцатилетняя Нофар, самая заурядная и невзрачная девушка не только в своем окружении, но, пожалуй, и во всем Тель-Авиве, на каникулах подрабатывает в кафе-мороженом. Однажды туда заходит известный в прошлом певец Авишай Милнер, раздосадованный очередным отказом звукозаписывающей студии. Авишай оскорбляет замешкавшуюся Нофар, та, рыдая,…

Развернуть

Галина Юзефович о романе «Наследство» Вигдис Йорт

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Наследство Оценка: * После смерти старика-отца четверо его взрослых и уже немолодых детей — три сестры и брат — собираются после многолетней разлуки, чтобы обсудить завещание и разделить наследство. Сложнее всего дело обстоит с двумя дачными домиками: отец завещал их двум младшим дочерям, очевидно обделив старших сына и дочь. На первый взгляд решение выглядит оправданным и закономерным: старшие дети давно разорвали все контакты с семьей, в то время как младшие постоянно поддерживали родителей, проводили с ними каникулы и вообще жили общей жизнью. Однако то, что поначалу представляется рутинной…

Развернуть

«Институт» Стивена Кинга — роман о жуткой школе для подростков со сверхспособностями

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Институт Оценка: * В 2003 году присуждение Стивену Кингу Национальной Книжной премии США в номинации «За выдающийся вклад в американскую литературу» положило конец затянувшейся дискуссии, кто же Кинг такой — живой классик или просто плодовитый беллетрист, убедительно разрешив вопрос в пользу первого варианта. В России подобной дискуссии не было и быть не могло: все то время, что Кинг издается на русском, он проходил по ведомству даже не бойкой беллетристики, но литературы откровенно мусорной, предельно массовой — такой, что приличному человеку и в руки-то взять неловко. Об этом говорили (или,…

Развернуть

«Гномон» Ника Харкуэя — роман-головоломка о глобальном заговоре

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Гномон Оценка: * «Гномон» англичанина Ника Харкуэя (у нас он известен по постапокалиптическому роману «Мир, который сгинул») подобен гигантской — как-никак целых 900 страниц — воронке: стартовав в размеренном темпе по широкой спирали, читатель понемногу начнет сползать к центру и ускоряться. В какой-то момент картинки замелькают у него в глазах с почти непереносимой быстротой, а за этим последует головокружительное падение в кроличью нору, в черноту и неизвестность — навстречу новому, преображенному свету. Катабасис и апокатастасис, низвержение в царство смерти и последующее пересотворение всего…

Развернуть

«Дурная кровь» — книга журналиста Джона Каррейру, разоблачившего и похоронившего успешный биотехнологический стартап Theranos

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Дурная кровь Оценка: * Книга журналиста The Wall Street Journal Джона Каррейру рассказывает о взлете и падении биотехнологического стартапа Theranos, а потому имеет все шансы попасть в книжных магазинах на полки с бизнес-литературой. Однако в данном случае корректная на первый взгляд аттрибуция не столько помогает, сколько дезориентирует: формально оставаясь в рамках почтенного жанра «биография компании», в действительности «Дурная кровь» Каррейру рассказывает о бизнесе примерно в той же мере, что и о мире в целом. И в этом качестве, конечно же, она обращается не столько к читателям…

Развернуть

«Сварить медведя» Микаеля Ниеми — не только детектив о поиске маньяка, но и роман о любви к Северу

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Сварить медведя Оценка: * Если отвлечься от романтики первооткрывательства и преодоления, Север — место, в общем, непривлекательное и плохо приспособленное для жизни. Холод, темнота, однообразный ландшафт, неплодородная почва (а значит, вечная угроза голода), скудная растительность, беспросветная скука (и ее верные спутники — депрессия, помешательство, пьянство), а где-то по соседству, темной тенью — чуждые, непонятные и потому пугающие коренные народы Севера с их полуколдовскими практиками выживания. Все вместе это ставит любого художника, в той или иной форме обращающегося к северной теме, перед…

Развернуть

Галина Юзефович о научно-фантастическом романе Лю Цысиня «Задача трёх тел»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Задача трёх тел Оценка: Человечество нередко ведет себя иррационально, человек как биологический вид наносит непоправимый ущерб окружающей среде, а прошлое его (вплоть до самого недавнего) содержит массу примеров поистине невероятной жестокости — со всем этим не поспоришь. Однако достаточный ли это повод для того, чтобы встать на сторону силы, желающей уничтожить человечество и занять его место на Земле? Именно этому вопросу посвящен роман «Задача трех тел» Лю Цысиня — самого известного писателя-фантаста в Китае и одного из самых успешных авторов, работающих в жанре научной фантастики, в мире. И…

Развернуть