Meduza — стр. 13

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Шарлотта»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Шарлотта Оценка: Книга Давида Фонкиноса очень хорошо рифмуется с романом Лорана Бине и темой (Вторая мировая война), и позицией автора, который отказывается уйти в тень и остается на сцене вместе со своими персонажами. Однако если Бине с переменным успехом пытается перекричать своих героев, оттеснить их на периферию, превратить в инструмент самопрезентации, то Фонкинос, напротив, не уходит за кулисы с единственной целью — поддержать свою героиню, позволить ей довести до конца свою чистую, как звук колокольчика, и неотразимо печальную партию. Начать, наверное, надо с того, что несмотря на…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Авиатор»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Авиатор Оценка: Роман, следующий за по-настоящему большим успехом, — это всегда очень сложно. Сложно для писателя — что понятно, но и для читателя тоже. Читатель ждет (чаще всего долго — несколько лет), предвкушает, надеется, что сейчас ему будет так же хорошо, как в прошлый раз, причем ключевое слово тут даже не «хорошо», а «так же». Единожды полюбив автора, мы ждем, что каждая его следующая книга будет иной, но вместе с тем вызовет в нас те же переживания, что и прежняя — только еще чище, ярче, глубже. Абстрактное «читатель» можно в данном случае честно заменять на конкретное «я», а вместо…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Ким Филби. Неизвестная история супершпиона КГБ. Откровения близкого друга и коллеги по МИ-6»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Ким Филби. Неизвестная история супершпиона КГБ. Откровения близкого друга и коллеги по МИ-6 Оценка: Оставим чудовищный заголовок на совести издателя: в действительности книга Тима Милна, офицера и джентельмена, — это не запоздалая попытка нажиться на сенсации полувековой давности, но искренние, немного сентиментальные и необыкновенно обаятельные воспоминания о сорока годах настоящей мужской дружбы, закончившейся самым оскорбительным способом. Более бескорыстную книгу вообще трудно себе представить: разведчик Милн не надеялся увидеть ее напечатанной (британская Ми-5 не поощряет публичные откровения…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Британская разведка во времена холодной войны»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Британская разведка во времена холодной войны Оценка: «Британская разведка» кембриджского историка Колдера Уолтона — редкий образец интеллектуальной прохлады и отстраненности. В отличие от ярких полемистов, доказывавших нравственную безупречность Британской империи (первый из них, конечно, Ниал Фергюсон с его знаменитой «Империей»), или, напротив, остаивавших ее сугубую вредоносность (как Йэн Кобейн в своей «Жестокой Британии»), Уолтон занимает подчеркнуто нейтральную, безоценочную позицию. Он не отрицает величия Британии, но и не превозносит его; не оплакивает крушение империи, но и не ликует по…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Шпион на миллиард долларов. История самой дерзкой операции американских спецслужб в Советском Союзе»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Шпион на миллиард долларов. История самой дерзкой операции американских спецслужб в Советском Союзе Оценка: Микроскопические камеры, тайные знаки, нанесенные губной помадой на телеграфные столбы, силиконовые маски, переодевания, перьевые ручки с капсулами цианида — книга пулитцеровского лауреата, журналиста Дэвида Хоффмана (в нашей стране известность ему принесла книга «Олигархи» о титанах российского бизнеса 90-х годов) буквально собрана из классических штампов шпионской литературы. Его герои носят объемные плащи (под ними легче прятать секретные документы) и надвигают на глаза шляпы, уходят от…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Калейдоскоп. Расходные материалы»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Калейдоскоп. Расходные материалы Оценка: Новый роман в рассказах — потрясающий пример по-толстовски масштабного и по-пинчоновски сложно сконструированного романа-эпопеи, в котором маленькие, частные истории формируют Историю с большой буквы, десятки повествовательных ручейков сливаются в огромную реку времени, а из дыханий сотен героев складываются великие тектонические сдвиги. Предмет кузнецовского романа — длинный ХХ век, с середины 80-х годов XIX века до нулевых годов XXI-го, пространство — буквально весь мир, а идея… К идее обратимся чуть позже. Огромный 800-страничный том делится на 32…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Семь жизней»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Семь жизней Оценка: В российских литературных реалиях рассказ имеет репутацию жанра служебного, тренировочного. Дескать, напишешь один рассказ, потом другой, набьешь руку, а дальше сразу роман — и вот тут-то тебе общественное признание, слава и почет. На практике как правило все происходит наоборот: во-первых, потому, что написать хороший рассказ часто труднее, чем неплохой роман, а во-вторых, потому, что отечественные издатели рассказы не любят — и только очень популярный писатель может рассчитывать на их публикацию. В случае Захара Прилепина обстоятельства сошлись самым удачным образом: своими…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Взгляд сквозь одежду»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Взгляд сквозь одежду Оценка: Книга американки Энн Холландер — не только нетленная классика, вышедшая по-русски почти с сорокалетней задержкой, но и, по сравнению с Винсент, более академический и серьезный взгляд на моду. Если коротко, то Холландер рассказывает исторические анекдоты заметно реже и не потому, что хочет позабавить читателя, а исключительно чтобы проиллюстрировать собственные идеи и концепции. Однако «Взгляд сквозь одежду» — чтение, может, и не самое простое, но определенно захватывающее. История взаимоотношений трех субъектов — человеческого тела, одежды и их визуального отображения…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Шанель. Частная жизнь»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Шанель. Частная жизнь Оценка: Мало кто из корифеев моды так убежденно и последовательно пытался спрятаться от мира за своим творчеством, подменить подлинную биографию искусно сконструированной фата-морганой, как Коко Шанель. Закономерный итог подобной скрытности — охотничий азарт, с которым последние 50 лет исследователи моды расковыривают и вытаскивают на свет мельчайшие детали реальной жизни «мадемуазель». Про загадочную Шанель теперь мы знаем заметно больше, чем про ее куда менее загадочных современников и коллег. Это касается и того, какой она была в реальности, и того тумана, которым себя…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Что такое Африка»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Что такое Африка Оценка: Кирилл Бабаев — персонаж настолько любопытный, что остается только удивляться, как мало он известен за пределами академической среды. Полевой лингвист и путешественник, принимавший участие во многих экспедициях в Западную Африку (а в одной из них обнаруживший и описавший ранее не известный европейцам язык зиало), доктор наук и успешный академический функционер, занимавший одно время пост замдиректора Института языкознания — пока все хорошо, но довольно обычно, да? А теперь добавьте к этому впечатляющую карьеру в бизнесе (венчающуюся позицией вице-президента в консорциуме…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Сталин, Коба и Сосо. Молодой Сталин в исторических источниках»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Сталин, Коба и Сосо. Молодой Сталин в исторических источниках Оценка: Компактная книга историка-архивиста Ольги Эдельман задумывалась, вероятно, как наш ответ «Молодому Сталину» Симона Монтефиоре — международному бестселлеру, изобилующему, тем не менее, грубыми ошибками, натяжками и передержками. Однако то, что получилось в результате, едва ли сможет потеснить в читательском сознании созданную Монтефиоре веселенькую картинку — в первую очередь, потому, что является ответом на совершенно другой вопрос. В отличие от британского историка, честно (окей, более или менее честно) фокусирующегося на…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Меч Христов. Карл I Анжуйский и становление Запада»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Меч Христов. Карл I Анжуйский и становление Запада Оценка: Герои второго плана (сколь бы харизматичными они ни были) хороши для историка в первую очередь тем, что позволяют без зазрения совести использовать их для описания современной им эпохи — роскошь, которой не предоставляют главные герои своего времени, целиком перетягивающие фокус внимания на себя. Карл I Анжуйский — младший брат французского короля Людовика IX Святого, крестоносец, король Сицилии, король Иерусалимский (правда, по большей части номинальный), персонаж «Божественной комедии» Данте и непосредственный участник большей части…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Эволюция разума»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Эволюция разума Оценка: Зато модный американский теоретик искусственного интеллекта Рэй Курцвейл не нуждается в протагонисте для того, чтобы предложить свое видение нашего близкого будущего. Его книга (очень непросто написанная и не самым оптимальным образом переведенная) — это в чистом виде футурологический трактат, посвященный будущему человеческого мозга. Главная идея Курцвейла состоит в том, что создание технологическими средствами интеллекта, подобного человеческому, на самом деле является приоритетной задачей нашего вида и, более того, этот проект вполне может быть реализован уже сегодня.…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию Оценка: Уолтер Айзексон — человек, способный любой материал переплавить в чистое золото. Кажется, что если он соберется писать историю, скажем, деревообрабатывающей промышленности, у него все равно получится нечто одновременно масштабное и детальное, исторически достоверное и поэтичное. Взявшись за тему инноваций и инноваторов (которая лично у меня ассоциируется преимущественно с ушедшей в пыльное прошлое медведевской «оттепелью»), Айзексон пишет сразу историю и людей, и процесса, приводимого этими людьми в движение.…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Мои странные мысли»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Мои странные мысли Оценка: Новый долгожданный роман Орхана Памука, вышедший после почти семилетнего молчания, — это одновременно и очередной «стамбульский текст» великого стамбульца, и по-стоунеровски безысходная (и по-стоунеровски же светлая) история жизненного поражения, которое не несет в себе автоматически несчастья или трагедии. В сущности, на этом можно было бы поставить точку, но есть некоторые значимые подробности, на которых все же хорошо бы остановиться. Главный герой «Моих странных мыслей» Мевлют — деревенщина, выходец из захудалого поселка в Анатолии, подростком приезжает в Стамбул в…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Узкая дорога на дальний север»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Узкая дорога на дальний север Оценка: «Узкая дорога на дальний север» австралийца Ричарда Флэнагана — очень странная книга. Мы привыкли, что Букеровская премия (Флэнаган получил ее за свой роман в 2014 году) иногда приносит нам безусловные шедевры, а во всех прочих случаях просто гарантирует стабильно высокое качество: то есть проза или просто хорошая, или — если повезет — очень хорошая. Положа руку на сердце, ни к одной из этих категорий отнести «Узкую дорогу» нельзя — пожалуй, ее можно описать как плохой (местами катастрофически плохой), но очень важный роман со спорадическими проблесками…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Легенды современности»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Легенды современности Оценка: Написанные в 1942–1943 годах в оккупированной Варшаве эссе польского поэта и мыслителя Чеслава Милоша более всего напоминают «Апологию истории» французского историка Марка Блока. Однако если Блок пытается осмыслить, как же человечество забрело в ужасный тупик Второй мировой, используя в качестве навигационного прибора историческую науку, Милош ищет ответ на тот же вопрос в сфере литературы. Сам он декларирует, что его задача — развенчание устойчивых культурных мифов, однако в действительности его роль больше похожа на роль следопыта: по мельчайшим приметам в главных…

Развернуть

Галина Юзефович: рецензия на книгу «Маятник жизни моей. Дневник русской женщины. 1930-1954»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Маятник жизни моей. Дневник русской женщины. 1930-1954 Оценка: Издательская аннотация подчеркивает, что Варвара Малахиева-Мирович прожила длинную и малоприметную жизнь, за которую, тем не менее, успела свести знакомство со множеством великих людей своего поколения — от философа Шестова до актера Ильинского, от наркома Луначарского до художника Фаворского, от писателя Даниила Андреева до мхатовской примы Тарасовой. Вероятно, в силу такого предварения от воспоминаний (хотя вернее будет сказать дневников) Малахиевой ждешь в первую очередь описания встреч с великими людьми — занятных и малоизвестных…

Развернуть