28 февраля 2018 г., 17:27

978

Василий Владимирский о романе «Борн» Джеффа Вандермеера

10 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
Критик: Василий Владимирский
Рецензия на книгу Борн
Оценка: r40-green.png*

Англо-американская критика заговорила о «new weird», «новых странных», в конце 1990-х. Отечественная — во второй половине нулевых, да и то негромко, вполголоса, на маргинальных и нишевых площадках. Единственный представитель этого литературного движения, более или менее известный в нашей стране — Чайна Мьевиль, анфан-террибль британской фантастики, убежденный троцкист, автор «Вокзала потерянных снов» и «Шрама», «Рельсов» и «Октября». Но это в России — во всем остальном мире расклад иной. Американец Джефф Вандремеер («Подземный Венисс», «Город святых и безумцев» и т. д.) по популярности давно обогнал своего единомышленника. Его тиражи в США перевалили за миллион экземпляров, а в феврале 2018 года в прокат выходит картина Алекса Гарленда «Аннигиляция» по одноименному роману писателя, фильм с бюджетом 55 миллионов USD — Мьевиль такими успехами похвастаться пока не может.

Собственно, роман «Борн» стоит прочитать хотя бы для того, чтобы разобраться, за что американские читатели так ценят Вандермеера. Первым делом автор подтверждает свою репутацию weird. Для этой цели он вводит в повествование гигантского летающего медведя-убийцу размером с хорошо откормленную годзиллу — одну штуку; руинированный безымянный город — одну штуку; биотехнологическую Компанию, которая обратила полмира в развалины — одну штуку. А также средних размеров медведей, плюющихся огнем, измененных детей с клыками, когтями и осами вместо глаз, бракованных биотехов всех форм и размеров, мусорщиков и маньяков — в ассортименте. Ну и, конечно, сам Борн, который в естественном состоянии больше всего похож на сухопутного спрута.

Казалось бы, постапокалиптика в полный рост: мир погрузился в хаос и анархию, цивилизация рухнула, человечество доживает последние дни. При этом сюжет романа чуть менее, чем полностью, построен на саморефлексии главной героини. По большому счету, история, которую рассказывает Вандермеер, легко конвертируется в частную историю небольшой семьи: мама-папа, каждый со своими тараканами, приемный ребенок со странностями, запутанные взаимоотношения, родительская любовь и мужская ревность, семейные скандалы, педагогические промахи, чувство вины... Ну а то, что они еще и мир по ходу дела спасают, — это уже чистая случайность. Не возьмусь гадать, как оценят этот нетривиальный «постап» блюстители чистоты жанра — но, с другой стороны, чего вы хотели от new weird? Даже красоты перевода («традиция устраивать заборы и сторожевых собак куда лучше, чем тенты для беженцев», «Борн превратился в секрет полишинеля, встрявший между нами, будто огромный клин») вполне вписываются в этот контекст — хотя лучше бы, конечно, переводчик и редактор не злоупотребляли терпением читателей.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Горький
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

10 понравилось 0 добавить в избранное