На, казалось бы, не такой уж сложный вопрос: «Каким должен являться тот, кого можно было бы назвать Настоящим человеком?», оказывается, отнюдь не просто. По крайней мере, ответить так, чтобы не получился образ героя из комиксов. Справедливым? Добрым? Честным? Самоотверженным? Искренним? Не слишком ли условны и эфемерны это категории? Справедливость всегда относительна в принципе, так как опирается на определенную систему ценностей каждой отдельной личности или отдельного общества. Можно проявлять доброту к одним и жестокость или равнодушие к другим. Самоотверженность может быть порождена тщеславием. А если человек ведет себя с окружающими по-доброму и по-честному, но при этом не искренен, а просто хочет соответствовать образу «Настоящего человека» без корыстной подоплеки?
Все-таки, скорее всего, «Настоящий человек» проявляется не в соответствии определенной совокупности характеристик, а в некоем ощущении, которое он вызывает у разных людей. Помимо, разумеется, того, что проявляется в поступках. Если попытаться разложить это ощущение на ряд категорий в духе «чувство защищенности и комфорта», «доверие», «тепло», «поддержка», «вдохновение и мотивация», значит его опошлить, несмотря на то, что эти слова носят исключительно положительную окраску и вместе создают образ весьма симпатичного человека. Впрочем, в контексте условий и идеалов времени, когда жили автор «Повести» и прототип главного героя, под «настоящим человеком» подразумевается тот, в ком социальное начало однозначно перевесило животное.
Те, кому книга не понравилась, нередко критикуют ее за пропагандистскую направленность. Это неоспоримый факт, однако, учитывая обстоятельства, при которых книга была написана, это нельзя называть достоинством или недостатком произведения – это можно только принять как данность. Соответственно, и образ основного действующего лица, Алексея Мересьева, выглядит несколько плакатным, хоть он и был списан с реального человека. Вот он, настоящий советский человек, настоящий герой и пример для подражания. Он совершил то, что все считали невозможным, и добился этого своим трудом, движимый желанием служить Советскому Союзу и применить на войне свои таланты летчика-истребителя.
Без всяких сомнений, профессионализм, воля и жажда жизни и деятельности Мересьева впечатляют, вызывают уважение и в некоторой степени даже зависть. Однако, став таки первым в истории авиации летчиком с ампутированными ногами, смог ли он стать «настоящим человеком», вдохновившись примером соседа по палате комиссара Воробьева?
Дальше...
Для меня ответ – скорее нет, чем да. А все потому, что при всех своих достоинствах сильной личности, мне не понравилось его отношение к людям. Первый его подвиг (18 дней ползти по снегу и слякоти с травмированными ногами, почти без еды и сна – даже представить страшно!) был обусловлен вполне естественным для каждого человека инстинктом выживания, второй – нежеланием ощущать себя неполноценным и отказываться от мечты детства. Люди, оказавшиеся рядом, восхищаются его мужеством и волей и искренне хотят ему помочь, даже если не верят, что он справится, но он не просит о помощи – он требует. В том числе требует, чтобы люди нарушали должностные инструкции, не думая, что им это может дорого обойтись, если он разобьет самолет или, не справившись с управлением, собьет своего. Все-таки, война – не время для экспериментов, даже имеющих высокие гуманистические цели. При том, что он требует, он еще и смотрит на тех, кто может ему помочь, свысока – «этот чинуша», «всегда презирал адъютантов», «они не поймут – они не летчики». И, конечно, он им «всем докажет». Хотя для них ставки несколько выше, чем для него. А когда он добивается от них своего, никакой благодарности.
Но больше всего меня покоробило его отношение к женщинам, особенно к тем, которым он стал дорог: Оле, «метеорологическому сержанту» Вере, медсестре Зиночке, которая учила его танцам, и Анюте, подруге его товарища по госпиталю Гвоздева. Оле он отказывает в необходимой ей моральной поддержке, ведет себя холодно, не объясняя причин, врет, пусть и «во благо», зато вываливает свои переживания на Веру, зная, что та в него влюблена, и будто бы «дает ей шанс», скрыв наличие девушки и выказав высокую степень доверия, а потом внезапно этот «шанс» отбирает, причем он даже имени ее узнать не удосужился. То, что Зиночка потратила столько времени и сил, чтобы научить его танцам, сыграло очень важную роль в его жизни – отчасти это и определило возможность его возвращения в авиацию, однако, когда Зиночка, явно испытывающая к нему симпатию, хочет провести с ним прощальный вечер тет-а-тет, приводит с собой друга, чтобы не оставаться наедине, и явно торопится от нее отделаться. Анюта, принявшая на веру то, что писал о Мересьеве ее возлюбленный Гвоздев, ни минуты не сомневаясь, открывает ему двери своей квартирки, а тот немедленно устраивает ей «проверку», заподозрив, что она «гулящая», да еще и обещает написать Гвоздеву, мол, «проверил девушку на нравственность». Обидно за девушек. Каждая из них так или иначе приняла активное участие в его жизни, поддержала в трудную минуту и помогла реабилитироваться.
Как только «на сцене» появился комиссар Воробьев, в мою голову закралось подозрение, что «настоящий человек» - это он. В общем-то, это и подразумевалось. Действительно, ему, несмотря ни на что, удалось дать каждому из тех, с кем свела его жизнь в больничной палате, дать луч надежды. Мересьева и Гвоздева эта встреча спасла от отчаяния и саморазрушения: Мересьеву он дал газетную вырезку о летчике, лишившемся ноги, а Гвоздеву помог познакомиться с Анютой, которая смогла принять его таким, какой он есть, и заставить забыть об изуродованной внешности. Такие люди, как Комиссар, большая редкость. Я даже не уверена, что мне они встречались. И все же его образ получился не совсем правдоподобным.
А лично для меня в этой повести настоящими людьми во всех смыслах оказались Оля и Анюта. Оля, так же как и Мересьев, не прячется в тылу, а рискует жизнью на войне, причем ей тоже удается принести пользу и сделать свой вклад в Победу, но она при этом не пытается никому ничего доказать, а просто делает то, что велит долг, и делает это со старанием и самоотдачей. Она любит Мересьева, решила ждать его, каким бы он ни вернулся, и следует своему решению, без всякой патетики, просто понимая, что на войне может случиться всякое, как с ним, так и с ней, и веря, что в случае несчастья он ее тоже не оставит – это для нее нечто само собой разумеющееся. Узнав о том, что с ним произошло, она не только не отворачивается от него, но и ей хватает такта ждать, пока он сам решится все рассказать, продолжая оказывать ему поддержку, заверяя, что готова принять его любым.
Анюта, проникшаяся симпатией к Гвоздеву после знакомства по переписке, не отталкивает его из-за изуродованного лица, хотя видно, что это решение далось ей нелегко, что вполне естественно и делает персонажа «живым», а также без задней мысли предоставила кров Мересьеву просто потому, что еще до знакомства с ним была уверена, что он достойный человек, и по возможности была рядом с ним, когда он проходил путь к своей заветной мечте.
О таких, как Оля и Анюта, не пишут отдельные книги, потому что они не являются «героями» в широком смысле слова и в глобальном масштабе. И все же они являются героями в масштабе судеб отдельных людей. Такие, как они, поддерживают, согревают и вдохновляют на подвиги, да и сами при том не сидят без дела. Таких людей нужно замечать и ценить. К таким людям надо стремиться и стараться по возможности самим стать такими. Чтобы стать настоящим человеком, вовсе не обязательно совершать что-то выдающееся и раздвигать границы возможного.