Иван Иванович Дмитревский (Дмитриевский) — русский учёный-богослов, переводчик.
Родился в семье протоиерея Иоанна Трофимовича Дмитриевского.
С 1764 по 1766 учился в Рязанской духовной семинарии, где удостаивался права выступать на публичных актах. Затем в течение двух семестров слушал курс богословия при Славяно-греко-латинской академии, где одновременно состоял певчим в архиерейском хоре и сочинял духовную музыку.
С 1778 был определён учителем греческого и еврейского языков, а позднее риторики и философии в Рязанскую духовную семинарию; также обучал священников, читавших проповеди на архиерейской кафедре, и исполнял обязанности регента архиерейского хора.
В 1779 году поступил на службу канцеляристом в Рязанскую духовную консисторию.
В Рязани в 1780 году перевёл с греческого «Послание к коринфянам», приписываемое папе Клименту I. Этот свой первый перевод Дмитревский напечатал в Москве у Н. И. Новикова в 1781 (остатки тиража конфискованы в 1787 вместе с другой неортодоксальной духовной литературой).
В Петербурге 13 (24) августа 1790 Дмитревский обратился к Е. Р. Дашковой с просьбой опубликовать подготовленный им перевод трёх «речей» Исократа Афинского параллельно с греческим оригиналом, чтобы издание могло служить учебным пособием. К переводу Дмитревский приложил компилятивное «Краткое начертание жизни Исократа». В качестве комментария использовал «Рассуждения» филолога XVI века Иеронима Вольфа. Книга «Исократа Афинейского, оратора и философа, политические речи» (1789) была напечатана Академией наук в пользу переводчика (за вычетом суммы на печатание) и позднее продавалась самим Дмитревским в Тамбовской и Рязанской губерниях.
22 декабря 1783 (2 января 1784) в чине губернского секретаря получил штатную секретарскую вакансию в Рязанской духовной консистории.
18 (29) октября 1788 взят переводчиком в Синод.
8 (19) мая 1790 перевёлся секретарём в Тамбовскую духовную консисторию.
В июне 1795 он просился секретарём в Московскую синодальную контору, однако это ходатайство не имело результата. 15 (26) июня 1799 был вовсе уволен из ведомства Синода по подозрению во взятках.
До марта 1800 года служил экспедитором при Тамбовском почтамте.
28 марта (9 апреля) 1800 поступил учителем российского этимологического класса в Московской благородный пансион и Универсальную гимназию. С 25 августа (6 сентября) ему поручают также преподавание латинского синтаксиса.
К 1803 году завершил также «Историческое и юридическое разыскание о браках…», оставшееся неизданным, хотя он и обращался за цензурным разрешением на публикацию в Департамент народного просвещения. Через московскую цензуру проходило, кроме того, «Краткое начертание жизни И. И. Дмитревского» (видимо, вариант автобиографии).
19 (31) марта 1804 года уволился из университета с чином титулярного советника и, хотя оставался «за штатом», 12 (24) августа 1805 был произведён в коллежские асессоры, по-видимому в связи с успехом своего историко-богословского труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию…», поднесённого Александру I и удостоенного денежной награды (13 (25) июля 1803).
В 1791 году сочинение это, как и аналогичный труд Аполлоса Байбакова, не было рекомендовано Синодом к печати, но в начале XIX века исследования и толкования Дмитревского были с интересом приняты духовенством и даже старообрядцами. М. И. Невзоров откликнулся на него рецензией в своём журнале «Сионский вестник».
С 1807 года находился в отставке и с огромным семейством жил в приобретённой им деревеньке Гололобово Коломенского уезда Московской губернии.
К 1812 году, внеся поправки и проверив тексты отцов церкви, подготовил расширенное 5-е издание книги, которое затем неоднократно перепечатывалось (известно издание 1828). Труд Дмитревского использовал Н. В. Гоголь при работе над «Размышлениями о божественной литургии» (в авторских примечаниях ошибочно — «Дмитриев»).
К 1820-м годам Дмитриевские переехали в Рязань.
Иван Иванович Дмитревский умер 5 апреля 1823 года и был похоронен на Лазаревском кладбище Рязани.
Иван Иванович Дмитревский (Дмитриевский) — русский учёный-богослов, переводчик. Родился в семье протоиерея Иоанна Трофимовича Дмитриевского.
С 1764 по 1766 учился в… Развернуть
Александр Петрович Беницкий (или Бенитцкий) - русский поэт, переводчик, издатель, редактор, беллетрист и критик.
Александр Петрович Беницкий родился в 1780 году. Воспитывался в пансионе профессора И. Шадена в Москве, где, согласно словарю Половцева, «выделялся из среды товарищей быстротою соображения и остроумием и ещё в ученических сочинениях обнаружил задатки талантливого писателя». К окончанию пансиона юноша основательно владел французским и немецким языками.
В 1799 году он поступил на военную службу в иваново-гусарский полк унтер-офицером, в том же году был переведён в Ахтырский полк корнетом, а в 1803 году произведён в поручики и в этом чине, несколько месяцев спустя по получении его, вышел в отставку по состоянию здоровья.
Вскоре после отставки из Русской императорской армии А. П. Беницкий поступил в комиссию составления законов, где он оставался до самой смерти.
Карьеру на литературном поприще А. Беницкий начал в «Северном Вестнике» за 1805 год, где поместил: «Комала, песнь Оссиана». В том же году в «Журнале российской словесности» под полной фамилией — Беницкий, а по большей части под псевдонимами «А. Бе.» и «Бу-ки» появилось несколько его лирических стихотворений («Гробница друга» (№ 3), «К Амуру» (№ 5), «Развалины» (№ 7) и другие), эпитафий, надписей, эпиграмм, басен, сказка в стихах «Вдова» (№ 7) и две статьи «Перстень, восточная повесть» и «Камоэнс, творец Лузиады» из «Taschenbuch der Reisen» Циммермана (№ 7).
В 1807 году Александр Беницкий издал сборник «Талия, или собрание разных новых сочинений в стихах и прозе. Книжка I» при участии Н. И. Гнедича, С. С. Боброва, П. Г. Политковского, В. В. Попугаева, К. Н. Батюшкова, И. И. Дмитриева, А. X. Востокова и других. Вторая книжка сборника была подготовлена, но по каким-то обстоятельствам так и не появилась в свет при жизни Беницкого. Перу издателя в этом сборнике принадлежит целый ряд стихотворений, несколько эпиграмм, надписей, 13 басен, четыре повести. Произведения Беницкого в ней или без подписи, или под псевдонимом — «ъ—и».
В 1809 году в компании с другом А. Е. Измайловым Беницкий издавал ежемесячный журнал «Цветник», пользовавшийся большим успехом у публики. Беницкий принимал в этом журнале живое участие, и ему принадлежит здесь целый ряд самых разнообразных произведений, подписанных буквой «Б».
Усиленные труды расстроили и без того слабое здоровье Беницкого, а чахотка окончательно подкосила писателя.
Александр Петрович Беницкий скончался 30 ноября 1809 года.
После его смерти были изданы некоторые его произведения. Друзья покойного, в руках которых находилось много ненапечатанных отрывков, заслуживавших внимание публики, в начале 1820-х годов намеревались издать полное собрание оригинальных произведений и переводов Беницкого, но намерение это так и не осуществилось.
Александр Петрович Беницкий (или Бенитцкий) - русский поэт, переводчик, издатель, редактор, беллетрист и критик. Александр Петрович Беницкий родился в 1780 году. Воспитывался в… Развернуть
Шарлотта-Роза де Комон де Ла Форс или мадемуазель де Ла Форс (Charlotte-Rose de Caumont de La Force or Mademoiselle de La Force) — французская романистка, поэтесса, сказочница. Одна из известнейших писательниц XVII столетия, состояла членом падуанской Академии Риковрати (Accademia dei Ricovrati)
Использовала также псевдоним Mademoiselle de ***.
Мадемуазель де Ла Форс — дочь Франсуа де Комон де Ла Форса, восьмого сына маршала де Ла Форса, маркиза де Кастельморона и Маргариты де Висосе. Родом с Шато де Казенев, Жиронда, Франция. В 1666 году она поступила на службу к королеве Марии Терезе Австрийской, которую оставила в 1673 году, став компаньонкой мадам де Гиз (до 1680 года). Рожденная в протестантской семье, в 1686 году она перешла в католичество и получила от Луи XIV пенсион в 1000 экю.
Писательскую карьеру она начала в 1692 сборником сказок «Les fées, contes des contes». Далее Шарлотта де Ла Форс писала романы, открывающие интимные секреты известных людей, сюжеты были завязаны на любовных интригах: «Тайная история Бургуни» (Histoire secrete de Bourgogne), «Тайная история Энрике IV, короля Кастилии» (Histoire secrète de Henri IV, roi de Castille), «История Маргариты де Валуа, королевы Наваррской» (Histoire de Marguerite de Valois, reine de Navarre). Эти романы были очень популярны в XVIII веке. В дополнение к романам Мадемуазель де Ла Форс писала стихи.
В свою очередь собственные любовные похождения Шарлотты также не раз вызывали скандалы во французском свете, в особенности отношения с комиком и комедиографом Мишелем Бароном и длительная связь с Шарлем Брионом (Charles Brion), который был много моложе нее. С разрешения короля Шарлотта и Шарль Брион заключили тайный брак, который позже по настоянию ее семьи был аннулирован. В конце концов в 1697 г. под грузом многочисленных скандалов и сплетен мадемуазель была вынуждена удалиться в бенедиктинский монастырь в Герси-ан-Бри под угрозой лишения королевской пенсии. В монастыре она написала мемуары «Христианские размышления бывшей мадемуазель де Ла Форс» (Pensées chrétiennes de défunte de Mlle de La Force). Лишь через шесть лет ссылки она получила позволение короля вернуться в Париж, куда вернулась 14 января 1713 года. В Париже она и умерла.
Фантастическое в творчестве. Писательница внесла свой вклад в создание волшебных сказок, вписав своё имя рядом с Шарлем Перро, Мари-Катрин д'Онуа, Мари-Жанной Л'Эритье де Виллодон и Генриеттой Жюли де Мурат изданием сборника «Сказки сказок» (Les Contes des Contes) и его переизданием под названием «Сказки фей» (Les Contes des Fée). Самой известной её работой на сказочной ниве стала «Персинетта», позже переработанная братьями Гримм в знаменитую «Рапунцель». История этой сказки сама достойна отдельного описания, так как встречается в разных вариациях не у одного автора и мадемуазель де Ла Форс тоже не была здесь первой. Сама писательница, Шарлотта, стала главной героиней историко-фэнтезийного романа Кейт Форсит «Старая сказка» (Bitter Greens, 2012) — фэнтезийного пересказа «Рапунцель».
Шарлотта-Роза де Комон де Ла Форс или мадемуазель де Ла Форс (Charlotte-Rose de Caumont de La Force or Mademoiselle de La Force) — французская романистка, поэтесса,… Развернуть
Родился в Казани в старинной и богатой купеческой семье. Его предком был казанский татарин-мурза Макул. Вскоре после захвата Иваном Грозным, Макула перешел к нему на службу и принял православие.
Отец поэта, Пётр Григорьевич Каменев (1740—1776), был казанским именитым купцом, президентом губернского магистрата и городским головою. Мать поэта, Татьяна Ивановна, в девичестве Крохина (1743—1779), была дочерью казанского купца старообрядца Ивана Васильевича Крохина. Будучи ярым старообрядцем, он устроил в своём доме на Георгиевской улице в Казани тайную моленную. Во время пребывания в Казани Пугачева Крохин был приближенным к нему человеком, «первым вельможей», как называли его очевидцы. Пугачев часто посещал Крохина, мылся в его бане, молился в его домашней моленной и даже, после побега из казанского острога, укрывался в тайной пещере на горе позади крохинского дома.
Родители поэта скончались рано. От брака у них было трое детей: две дочери и сын. Старшая дочь, Пелагея Петровна, была замужем за дворянином Гавриилом Ивановичем Дедевым — надворным советником, служившем в гражданской палате в Казани. Младшая дочь, Анна Петровна, вышла замуж за дворянина, майора Андрея Ивановича Апехтина, впоследствии казанского городничего. У Апехтиных была дочь Александра, поэтесса и писательница, вышедшая потом замуж за известного в Казани профессора Карла Федоровича Фукса.
Получил хорошее воспитание в лучшем казанском пансионе Вюльфинга, где его сверстниками были дворянские сыновья. Он обучался там примерно с 1784 года. Прекрасно освоив в пансионе немецкий и французский языки и литературу, по-русски писал очень безграмотно.
В 1796—1803 годах произведения Каменева публиковались в московских и петербургских литературных журналах-альманах «Муза», «Иппокрена» и «Новости русской литературы». Печатая свои стихи, он стал известен в столицах и свел знакомства с Карамзиным и Дмитриевым.
Каменевым были намечены тенденции, получившие развитие в романтической литературе: интерес к готике, автобиографизм лирики, в которой на первый план выходят глубокие эмоциональные переживания субъекта, стремление к запредельному, вечно уходящему. По воспоминаниям племянницы поэта, Александры Фукс, во время пребывания в Казани А. С. Пушкин с уважением отзывался о Каменеве.
Творчество Каменева опиралось на зарубежные литературные образцы эпохи и во многом на личные чувства и жизненные перипетии. В начальных страницах поэтического творчества поэта можно найти произведения в жанре сентименталистической идиллии, однако наиболее ярко он проявил себя в мрачной элегии.
Каменев зарекомендовал себя не только как талантливый поэт, но и как переводчик. Известны его переводы «Желание спокойствия» из Г. Клейста, «Утренняя песнь» из С. Гесснера, «Эдальвина» из Козегартена. Наиболее значительные произведения Каменева вошли в сборник «Поэты-радищевцы» (Л., 1935), затем — в издание «Поэты 1790—1810-х г.» (Л., 1971).
В своей купеческой и управленческой деятельности Каменев был успешен. В 1790-х годах он избирался сначала ратманом, а затем бургомистром городового магистрата; был купцом первой гильдии. В 1800 году получил высшее для купеческого сословия в России звание — коммерции советника .
Каменев был одним из самых богатых людей Казани, владел значительной недвижимостью — домами, лавками, амбарами; имел большой денежный капитал, но тяготился торговой деятельностью. Оставил своим детям немалое наследство. Вся жизнь его прошла в Казани, исключая нескольких поездок в Москву и Петербург (1799, 1800, 1802 годах).
После возвращения в Казань в сентябре 1802 года состояние его здоровья стало ухудшаться и в 1803 году он скончался на тридцать втором году жизни. Похоронен был на кладбище Кизического монастыря. Причиной кончины поэта в метрической записи Воздвиженской церкви была указана чахотка.
Родился в Казани в старинной и богатой купеческой семье. Его предком был казанский татарин-мурза Макул. Вскоре после захвата Иваном Грозным, Макула перешел к нему на службу и… Развернуть
Иоганн Георг Адам Форстер (нем. Johann Georg Adam Forster; 17 ноября 1754 — 10 января 1794, Париж) — просветитель, публицист, писатель, путешественник, учёный-естествоиспытатель, этнограф, общественно-политический деятель, один из вождей Майнцской республики. Участник второго кругосветного плавания Джеймса Кука.
Сын Иоганна Форстера, географа и ботаника. Общее образование получил в Главном немецком училище Св.Петра в 1760-е годы. Сопровождал отца в 1765 году в его поволжском путешествии, совершённом по заданию Екатерины II. Позднее Георг учился в Петербургской Академической гимназии. В конце 1760-х годов Форстеры переехали в Англию. С помощью отца Георг перевёл «Краткий Российский летописец» М. В. Ломоносова (издан в Лондоне под заглавием «Сокращённое хронологическое изложение русской истории» в 1767 году). Иоганн и Георг Форстеры как натуралисты участвовали во втором кругосветном путешествии Джеймса Кука (1772—1775). Впоследствии Георг написал биографию Кука. В 1779 году Форстер защитил докторскую диссертацию в Галльском университете. Профессор естественных наук университета в Касселе (1778—1784), Главной виленской школы (1784—1787). Форстер «подвергал критике систематику К. Линнея, сопровождая лекционный материал иллюстрациями из своих коллекций… и впервые в Главной школе стал излагать сведения по палеонтологии…»
Иоганн Георг Адам Форстер (нем. Johann Georg Adam Forster; 17 ноября 1754 — 10 января 1794, Париж) — просветитель, публицист, писатель, путешественник,… Развернуть
Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу́ — немецкий драматург и романист, газетный агент на русской службе в Остзейском крае (издавал в Берлине ряд газет, где проводил прорусскую пропаганду); потом в Германии, был директором придворного театра в Вене и написал ряд драм, завоевавших популярность благодаря сценичности и пониманию вкусов толпы. В своё время он был даже популярнее Гёте или Шиллера.
Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу родился 3 мая 1761 года в городе Веймар, столице Герцогства Саксен-Веймар.
Август фон Коцебу лишился отца в 1763 году и получил воспитание под руководством матери. Учился в Веймарской гимназии, где в числе учителей находился его дядя, Музеус, писатель, обращавший особенное внимание на развитие в своих учениках способности к самостоятельному творчеству.
В 1777 году поступил в Йенский университет, где изучал латинский и греческий языки и поэзию; участвовал в спектаклях общества артистов-любителей, исполняя, ввиду своей молодости, женские роли ingenues. Он занимался стихотворством и в 1777 году его стихотворение «Ralph und Guido» было напечатано в издании Виланда «Der deutsche Mercur». Пробыв год в Йенском университете, Коцебу перешел, по обычаю того времени, в другой университет, в Дуйсбурге, где тотчас же составил любительскую труппу и начал давать спектакли в католическом монастыре, так как протестантское население отказалось дать помещение для такого дела. В 1779 году Коцебу возвратился в Йенский университет, и продолжал здесь своё юридическое образование. Сдав окончательный экзамен, он вернулся в Веймар и занялся адвокатурой.
Осенью 1781 года, по указанию прусского посланника при русском дворе, он отправился в Санкт-Петербург, был секретарём генерала Ф. Бауэра и стал его помощником по дирекции существовавшего в Петербурге немецкого театра, для которого написал несколько пьес. В 1783 году, после смерти Ф. Бауэра перешёл на службу в Остзейский край асессором апелляционного суда. В 1785 году назначен президентом Ревельского магистрата. В 1786 году он основал для Эстляндии и Лифляндии ежемесячное издание, просуществовавшее, впрочем, один только год: «Für Geist und Herz. Eine Monatsschrift für die nordischen Gegenden, Reval, 1786». В 1790 году Коцебу отправился на воды в Пирмонт, а затем в Веймар, где ждала его жена, которая вскоре умерла в родах.
В Пирмонте Коцебу познакомился с доктором фон Циммерманом, корреспондентом Екатерины II и противником господствовавшей в Германии партии Aufklärung. Бардт, основатель общества, известного под именем «Двадцати двух» или «Германского союза» и имевшего задачей пропаганду философских идей, противником которых был Циммерман, написал про Циммермана брошюру «Mit dem Herrn Zimmermann deutsch gesprochen von D. C. F. Bahrdt». Коцебу, прочитав брошюру, решил отомстить за Циммермана и издал памфлет, в виде драмы «Doktor Bahrdt mit der eisernen Stirn oder die deutsche Union gegen Zimmermann. 1790» и подписал это произведение фамилией барона Книгге, писателя, который был одним из противников Циммермана. Успех памфлета был необычайный, но подлог этот не прошел для Коцебу безнаказанно. Один из выведенных в памфлете лиц, ганноверский полицейский чиновник, подал в ганноверскую полицию жалобу с просьбой официально расследовать дело. Суд объявил награду в несколько сот талеров тому, кому удастся открыть настоящего автора памфлета. Коцебу понял, в какую неприятную историю он впутался и сначала решился на полупризнание. 18 августа (н. ст.) 1791 года он объявил, что, под влиянием дружбы своей с Циммерманом, он принимал участие в составлении памфлета, но что он совершенно непричастен ко всему тому, что касается Ганновера и выведенных в памфлете персонажей. Дальнейшие разоблачения он обещал сделать тогда, когда будут наказаны памфлетисты, годами преследовавшие Циммермана. Не желая признаться в авторстве и видя, что истина неминуемо откроется благодаря энергическим расследованиям, Коцебу решил уехать обратно в Россию. Этот скандал скомпрометировал Коцебу в глазах всей Германии, которая не простила ему его поступка, несмотря на публичное покаяние, принесенное им в брошюре «An das Publikum von A. von Kotzebue, 1794», которую он поручил раздавать бесплатно по всей Германии.
В 1795 году Коцебу вышел в отставку, и поселился, со своей второй женой в своем имении Фриденталь, в 40 верстах от Нарвы, и занимался творчеством. В 1798—1799 — секретарь императорского театра в Вене. Получив от императора ежегодную пенсию в тысячу флоринов, титул придворного поэта и разрешение поселиться, где ему угодно, с одним лишь обязательством отдавать венскому театру первенство в представлении своих новых произведений, сохраняя, право ставить их в то же время и на других сценах, — Коцебу пропутешествовал весну 1799 г. по южной Германии, а в начале лета поселился на родине, в Веймаре.
10 апреля (н. ст.) 1800 года фон Коцебу выехал из Веймара в Россию, для свидания с родственниками своей жены и детьми от первого брака, воспитывавшимися в Петербурге, но по Высочайшему повелению был арестован на границе, так как попал под подозрение, что он — «якобинец» и сослан в Сибирь. 30 мая 1800 года прибыл в Тобольск. Тобольский губернатор Д. Р. Кошелев определил местом жительства ссыльного город Курган Курганского округа Тобольской губернии. 11 июня 1800 года в сопровождении унтер-офицера Тюкашева отправлен из Тобольска в Курган, куда прибыл через 6 дней. Коцебу снял небольшой домик на Береговой улице (ныне ул. А.П. Климова) за 15 рублей в месяц. Вскоре император Павел I прочитал драму «Der alte Leibkutscher Peter des Dritten (Лейб-кучер Петра III)» в переводе Николая Краснопольского (СПб., 1800). Павел I был настолько восторжен, что 15 июня 1800 года помиловал Коцебу в срочном порядке и даже одарил поместьем в Лифляндии (на территории современной Эстонии) с четырьмя сотнями душ и пожаловал чин надворного советника. 7 июля 1800 года Коцебу в сопровождении нарочного Деева выехал из Кургана в Тобольск. В 1801 году поставлен во главе немецкого театра в Петербурге. Император приказал Коцебу перевести на немецкий язык свой вызов европейским государям, составленный им собственноручно на французском языке. Перевод понравился Императору и он пожаловал Коцебу табакерку с бриллиантами и поручил ему составить описание вновь выстроенного Михайловского дворца. После смерти императора Павла I надворный советник Коцебу вновь вышел в отставку и 29 апреля (н. ст.) 1801 выехал в Пруссию, поселился в Веймаре.
С 1802 года жил в Берлине, где выступил горячим противником романтизма и политических идеалов молодой Германии. Коцебу был назначен членом Прусской Академии Наук (Берлин) и получил за свои сочинения каноникат, связанный с материальными выгодами. С 1803 года издавал драматический альманах «Almanach dramatischer Spiele», который просуществовал 18 лет. В 1803 году Коцебу потерял свою вторую жену. В 1803 и 1804 годах он путешествовал по Франции, был в Лифляндии, где женился в третий раз, и оттуда проехал в Италию.
Редактировал еженедельник «Ernst und Scherz» (в 1803—1806 вместе с Гарлибом Меркелем). Издавая в Веймаре и Мангейме крайне реакционный «Литературный еженедельник» («Literarisches Wochenblatt»).
Во время подчинения Пруссии Наполеону Коцебу бежал в Россию. В 1813 году он последовал за русскими войсками и в 1814 году в Берлине издавал газету «Русско-немецкий народный листок». 4 октября (ст. ст.) 1815 года избран в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук (Санкт-Петербург). В 1816 году назначен русским генеральным консулом в Кёнигсберге. С 1817 года он состоял при министерстве иностранных дел в России и считался командированным в Германию, с содержанием в 15000 рублей в год, проживал в Веймаре. Будучи непопулярным человеком в Германии и подозреваемым в шпионаже в пользу России, он был принужден переселиться из Веймара в Мангейм, где и был заколот студентом Карлом Людвигом Зандом 23 февраля 1819 года. По одной из версий, он убит за свою прорусскую деятельность. Косвенным образом к этому убийству была причастна организация немецкого студенчества — Буршеншафт. Это убийство послужило предлогом для запрета Буршеншафт и отказа от введения конституции в Пруссии и других германских государствах.
А. Коцебу похоронен в городе Мангейм. На кладбище его могила находится на самом видном месте напротив ворот под надгробием, на котором выбита следующая надпись:
Мир безжалостно преследовал его,
клевета избрала его мишенью,
счастье он обретал лишь в объятиях жены,
а покой обрел лишь в смерти.
Зависть устилала путь его шипами,
Любовь - расцветшими розами.
Да простит его небо,
как он простил землю.
Свыше двадцати пьес А. Коцебу и повесть «Опасный заклад» перевёл на русский в начале XIX века Н. П. Краснопольский. Также часть пьес переводил в 1820-х гг. Ф.А. фон Эттингер. Имя Коцебу стало нарицательным для обозначения низкопробной драматургии, засилье которой на русской сцене в первой четверти XIX века вызывало протесты критиков и насмешки сатириков, а называлась она «коцебятиной». Интересно, что впоследствии сын А. Коцебу Павел служил начальником штаба командующего русской армии в Крыму М. Д. Горчакова, сына автора термина «коцебятина» Д. П. Горчакова, а другой сын А.Коцебу был новороссийским губернатором.
Август фон Коцебу оставил целый ряд интересных сочинений мемуарного жанра, среди которых наиболее известны Записки об убийстве Павла I. Также написал 211 драматических произведений, 10 романов, 3 сборника рассказов, 2 сборника стихотворений, 5 исторических трудов, 4 автобиографических сочинения и 9 сочинений полемического характера, кроме того, им переведено пять сочинений с иностранных языков и в том числе стихотворения Г. Р. Державина; он был редактором и издателем 10 периодических изданий, значительная часть текста которых принадлежит его перу. 98 пьес Коцебу изданы в 28 томах (Лейпциг 1797—1823); полное собрание его сочинений вышло в 40 томах (Лейпциг 1840—41).
Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу́ — немецкий драматург и романист, газетный агент на русской службе в Остзейском крае (издавал в Берлине ряд газет, где проводил прорусскую… Развернуть
Томас Рид (26 апреля 1710 — 7 октября 1796), шотландский философ, современник и критик Дэвида Юма, основатель Шотландской школы здравого смысла, сыграл существенную роль в Шотландском просвещении. С 1737—1751 был пресвитерианским пастором, затем стал преподавать. Ранняя его деятельность проходила в Абердине, (Шотландия), где он в 1751 г. получил кафедру моральной философии и логики в Королевском колледже. В 1753 г. Т. Рид возглавил кафедру моральной философии в университете Глазго, сменив на этом посту Адама Смита. Став профессором, Т. Рид сохранил за собой духовный сан. В 1764 г. вышло первое крупное и наиболее оригинальное произведение Рида «Исследование о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смысла» (An Inquiry Into the Human Mind on the Principles of Common Sense). В 1785 г. появились «Опыты об интеллектуальных способностях человека» («Essays on the Intellectual Powers of Man»), а в 1788 — «Опыты о деятельных способностях человека». Со своей должности он ушёл в 1781.
Рид верил, что здравый смысл (в особом философском понимании) является, или, по крайней мере, должен таковым стать, основой разрешения любой философской проблемы. Он не согласен с Дэвидом Юмом и Джорджем Беркли, что внешний мир является лишь идеями в нашем сознании. Рид утверждал, что именно здравый смысл говорит нам о существовании внешнего мира. Наиболее развернутую критику берклианства Т. Рид дал в работе «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (II:X-XI и др.), которая до сих пор нередко цитируется в западных публикациях по философии Дж. Беркли. В своё время и некоторое время в веке девятнадцатом он почитался даже больше, чем Юм.
Томас Рид (26 апреля 1710 — 7 октября 1796), шотландский философ, современник и критик Дэвида Юма, основатель Шотландской школы здравого смысла, сыграл существенную роль в… Развернуть
Цаньян Джамцо – единственный светский поэт в классической тибетской литературе и, по иронии судьбы, одновременно Шестой Далай-лама. Родился он в 1683 году в области Монъюл. В 1697 году Цаньян Джамцо был официально возведен на трон Поталы, однако юноша вел легкомысленный образ жизни, увлекаясь не столько религией и политикой, сколько стрельбой из лука. В 1702 году он снял монашеские обеты, после чего получил возможность жить по собственному вкусу. Цаньян Чжамцо любил, выпив вина, бродить по ночным улицам Лхасы, распевая песни в компании своего друга Таргьенэя. Отдавал он должное и красавицам Лхасы, приглашая их в свой шатер, причем верный Таргьенэй выступал в качестве сводника. Стихи, которые сочинял Далай-лама, становились популярными в народе песнями. О нем самом сочинили такие стихи:
В Потале он – Ринчен Цаньян Чжамцо,
А в Лхасе и Шоле веселый парень.
В Лхасе и Шоле и несколько столетий спустя стояли дома, выкрашенные в желтый, а не в белый цвет. Считалось, что эти дома принадлежали женщинам, которых почтил своей благосклонностью Шестой Далай-лама.
Конец же Цаньян Чжамцо был печален. В 1706 году он был арестован монгольскими войсками Лхасанг-хана при поддержке многих влиятельных тибетцев. 27 июня 1706 года Шестой Далай-лама был объявлен низложенным. Трудно сказать, какая ему предназначалась судьба. По одной версии, его собирались увести в Монголию, по другой – доставить в Пекин к императору Канси. Как бы то ни было, ему пришлось покинуть Тибет в сопровождении отряда монгольских воинов. Но у берегов озера Кукунор Цаньян Чжамцо внезапно скончался. Ему было 23 года.
Цаньян Джамцо – единственный светский поэт в классической тибетской литературе и, по иронии судьбы, одновременно Шестой Далай-лама. Родился он в 1683 году в области Монъюл. В… Развернуть
ГАМАН, ИОГАНН ГЕОРГ (Hamann, Johann Georg) немецкий мыслитель, за свой тёмный стиль и афоризмы, напоминающие прорицания, был прозван «северным магом». Его ранние занятия, как и вся последующая жизнь, носили не систематический характер, но вдохновлялись страстным поиском истины безо всякой утилитарной цели. Гаман вел беспокойную жизнь, менял места работы и жительства, некоторые из наиболее плодотворных идей пришли к нему в Англии, где он жил с апреля 1757 по июль 1758.
Гаман был пророком литературного движения «Буря и натиск» и оппонентом Просвещения. В противовес рационализму Канта подчеркивал значение продуктивной способности чувств. Разделение разума и чувств, играющее существенно важную роль в системе Канта, ввиду его абстрактности представлялось Гаману стерильным и противоречащим нашему языку, в котором эти две «противоположности» слиты. Гаман любил ссылаться на концепцию тождества противоположностей Джордано Бруно (опиравшегося на Николая Кузанского), он обвинял философов в разъединении того, что объединено Богом. Всякое познание и действие, по Гаману, должно исходить из конкретных вещей и конкретной личной связи с вещами – веры. Разум вторичен: nil in intellectu quod non antea in sensu (нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувствах). Природа и откровение (включающие историю и традицию) являются истинными источниками всякого знания.
Гаман был гением вдохновения и оказал непосредственное и глубокое влияние на И.Гердера, познакомив его с английской литературой, особенно с произведениями Шекспира и Оссианом Макферсона, передал Гердеру и движению «Бури и натиска» (через них всему движению романтизма) свои взгляды на сущность языка и поэзии («поэзия – первоначальный язык человечества»), склонность к иррациональному и интуитивному, учение о «тотальности» (всецелой вовлеченности), превознесение исступления, страстности, гения, веру в ценность человека как такового и преклонение перед чувством, верой и силами природы. Глубоко религиозный человек, хотя и не принимавший ни ортодоксальных, ни пиетистских взглядов, которые господствовали в его время, Гаман стремился увидеть и открыть божественное начало в вещах и человеческих существах. Его идеи оказали влияние на философию 19 в. – Шеллинга, Гегеля, Кьергегора, а также на творчество Гёте.
ГАМАН, ИОГАНН ГЕОРГ (Hamann, Johann Georg) немецкий мыслитель, за свой тёмный стиль и афоризмы, напоминающие прорицания, был прозван «северным магом». Его ранние занятия, как и… Развернуть
Фридрих Генрих Якоби (нем. Friedrich Heinrich Jacobi; 25 января 1743, Дюссельдорф — 10 марта 1819, Мюнхен) — немецкий философ.
Младший брат Иоганна Георга Якоби (1740−1814) — поэта, профессора философии и красноречия.
Фридрих Генрих Якоби был членом, потом президентом баварской академии наук. Знакомство с Виландом и Гете в 1771−74 гг. оказало большое влияние на литературную деятельность Якоби. С 1782 года вел переписку с Гаманом. В 1785 году Якоби опубликовал «Письма об учении Спинозы», адресованные М. Мендельсону. Эта книга, оказавшая огромное влияние на развитие немецкой философии, сделала его известным.
Свои религиозно-философские воззрения он первоначально пытался проводить в двух романах:
«Woldemar» (Фленсбург, 1779 и Лейпциг, 1826)
«Eduard Allwills Briefsammlung» (Бреслау, 1781 и Лейпциг, 1826).
В своих философских трудах Якоби полемизирует с рационалистическими учениями Канта, Фихте и Шеллинга, оставаясь на почве строгого теизма. Источником познания внешнего мира Якоби считает чувственное восприятие. Одно чистое умозрение недостаточно для познания Бога: необходима ещё вера; как наш глаз, вооружённый телескопом, различает в туманном млечном пути небесные светила, так наш разум, вооружённый верой, делается способным познать Бога.
Фридрих Генрих Якоби (нем. Friedrich Heinrich Jacobi; 25 января 1743, Дюссельдорф — 10 марта 1819, Мюнхен) — немецкий философ.
Младший брат Иоганна Георга Якоби (1740−1814) —… Развернуть
ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ, ХОСЕ ХОАКИН (Fernández de Lizardi, Jose Joaquin) (1776–1827), мексиканский журналист и прозаик. Родился в Мехико. В юности увлеченно читал французских энциклопедистов, в 1812 основал сатирический журнал «Эль пенсадор мехикано» («Мексиканский мыслитель»). Продолжал журналистскую деятельность до 1826, когда победа на выборах либеральных сил положила конец попыткам консерваторов вернуть страну под власть испанской короны.
В 1816 Фернандес де Лисарди опубликовал первый латиноамериканский роман Перикильо Сарниенто (El Periquillo Sarniento), в котором изобразил нравы мексиканского общества. В эстетическом аспекте роман представляет собой любопытный сплав традиций плутовского жанра с местным колоритом. Хитросплетения судьбы заглавного героя проводят его через все социальные слои. Так по мере развития сюжета, снабженного критическими авторскими комментариями, выявляется порочность всех сфер мексиканского колониального общества. Умер Фернандес де Лисарди в Мехико 21 июня 1827.
ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ, ХОСЕ ХОАКИН (Fernández de Lizardi, Jose Joaquin) (1776–1827), мексиканский журналист и прозаик. Родился в Мехико. В юности увлеченно читал французских… Развернуть
Николай Александрович Львов один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик, музыкант.
Николай Александрович Львов один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт,… Развернуть
Настоящее имя Франсуа Ноэль, политический деятель эпохи Великой Французской революции.
Родился в многодетной семье мелкого служащего. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса. В 21 год получил самостоятельную практику февдиста — специалиста по сеньориальному праву, разработал новую систему составления сеньориальных описей. Женившись на Мари-Анн Лангле, служанке, обосновался в Руа, где прожил до 1792. Распространение революционных идей вошло в противоречие с профессиональной деятельностью Бабефа и побудило его в 1789 предпринять поездку в Париж, где он застал взятие Бастилии.
Как деятельный участник движения за отмену косвенных налогов, он был арестован в Руа (1790) и препровожден в Париж, в тюрьму Консьержери. Выпущен на свободу, но вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению. Приобрел репутацию пикардийского Марата. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье, однако натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые сумели воспользоваться оплошностью Бабефа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста и возбудили против него судебное преследование. В августе 1793 он был приговорен к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован. На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабеф упорно добивался пересмотра своего дела; выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобожден за девять дней до термидорианского переворота.
В октябре 1794 Бабеф начинает издавать свою «Газету свободы прессы» (Journal de la libertе de la presse), имевшую ярко выраженную антиякобинскую направленность. Вскоре она стала выходить под именем «Трибун народа». К этому времени Бабеф берет себе имя «Гракх » в память о древнеримских народных трибунах, сторонниках радикальной аграрной реформы. Отнюдь не удовлетворенный плодами термидора, он постепенно переходит от разоблачения казненного Робеспьера к призыву опереться на его опыт. В феврале 1795 Бабеф в очередной раз арестован и выпущен на свободу в октябре того же года благодаря всеобщей амнистии. Поселившись в Париже, он возобновляет издание «Трибуна» и, опираясь на единомышленников (А.А. Дарте, Ф.М. Буонаротти, П.А. Антонеля, Ф. Лепелетье, С. Марешаля), готовит «Заговор во имя равенства» — государственный переворот, целью которого должно было стать свержение Директории, уничтожение торговли, перераспределение и обобществление земли, установление всеобщего равенства. Заговор был раскрыт, его участники арестованы и преданы суду в мае 1797, а вожди (Бабеф и Дарте) приговорены к смертной казни. Всходя на гильотину, Бабеф заколол себя ножом, переданным ему его собственным сыном.
© «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия'07»
Настоящее имя Франсуа Ноэль, политический деятель эпохи Великой Французской революции. Родился в многодетной семье мелкого служащего. С детства узнал тяжесть изнурительного… Развернуть
Адольф Генрих Фридрих фон Шлихтегролль — немецкий филолог, библиограф, редактор, журналист, археолог и нумизмат. Президент Баварской академии наук. Автор первой биографии великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Фридрих Шлихтегроль учился в гимназиях в Готе и Йене. В 1787 году успешно окончил филологический факультет Гёттингенского университета и преподавал в гимназии Готы немецкий, латинский и древнееврейский языки. С 1788 г. работал также в герцогской библиотеке, сначала занимаясь её каталогизированием, а в 1802 официально получил должность библиотекаря. Одновременно с 1799 г. сотрудник готского Мюнцкабинета, в этом качестве редактировал два первых выпуска «Анналов общей нумизматики» (Annalen der gesamten Numismatik).
В 1790-1806 гг. Шлихтегролль выпускал ежегодные сборники под названием «Некрологи немцев» (Nekrolog der Deutschen), включавшие биографические очерки о наиболее выдающихся личностях, скончавшихся в очередном году. В составе выпуска за 1791 год была опубликована первая биография Вольфганга Амадея Моцарта, которая была основана на письменных сведениях Марии Анны, сестры композитора. О чем ее лично просил сам Шлихтегролль. В 1807 году он был назначен генеральным секретарём Баварской академии наук, в связи с чем переехал в Мюнхен, а в 1812 году занял пост президента академии. В 1813 году за заслуги был произведён в дворянство.
Адольф Генрих Фридрих фон Шлихтегролль — немецкий филолог, библиограф, редактор, журналист, археолог и нумизмат. Президент Баварской академии наук. Автор первой биографии… Развернуть
Франц Ксавер Нимечек (нем. Franz Xaver Niemetschek) — чешский писатель, музыкальный журналист, критик и талантливый педагог. Наибольшую известность автору принесла первая в истории полноформатная биография величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Франтишек Нимечек окончил Пражский университет, затем стал учителем гимназии в Пльзене. С 1802 года — профессор Пражского университета, где преподавал этику, логику и педагогику, одновременно возглавлял учебное заведение для глухонемых. Был одним из первых музыкальных критиков, выступая пражским корреспондентом лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты». В 1820 году вышел в отставку и поселился в Вене, столице Австрийской империи.
Первое издание биографии Моцарта вышло из печати в Праге в 1798 году под названием «Leben des k.k.Kapellmeisters Wolfgang Gottlieb Mozart» (Жизнь королевского капельмейстера Вольфганга Готлиба Моцарта). Книга фокусировала внимание на венском периоде жизни и творчества Моцарта. Автор, как патриот Чехии, особо подчёркивал связи композитора с Прагой и сопутствовавший ему в этом городе успех. Через 10 лет последовало исправленное и дополненное переиздание книги «Lebensbeschreibung des k.k. Kapellmeisters Wolfgang Amadeus Mozart».
В отличие от более ранней и краткой биографии-некролога, составленного Фридрихом Шлихтегролем, книга Нимечека была основана, главным образом, на материалах, полученных от вдовы композитора Констанцы. Они были связаны дружескими отношениями: так, оба сына Моцарта в середине 1790-х гг. подолгу жили в семье Нимечеков в Праге, столице Чехии-Богемии и получили там первые уроки музыки.
Франц Ксавер Нимечек (нем. Franz Xaver Niemetschek ) — чешский писатель, музыкальный журналист, критик и талантливый педагог. Наибольшую известность автору… Развернуть
Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 4 (15) апреля 1707, Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Эйлер — автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.
Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. В 1726 году он был приглашён работать в Санкт-Петербург, куда переехал годом позже. С 1731 по 1741, а также с 1766 года был академиком Петербургской Академии Наук (в 1741—1766 годах работал в Берлине, оставаясь одновременно почётным членом Петербургской Академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С. К. Котельников) и астрономы (С. Я. Румовский) были учениками Эйлера. Некоторые из его потомков до сих пор живут в России.
Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 4 (15) апреля 1707, Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский… Развернуть
Баронесса Варвара Юлия фон Крюденер, урождённая Фитингоф — франкоязычная писательница из остзейских дворян, проповедница мистического христианства, после 1815 года имевшая огромное влияние на императора Александра I, который по её наущению создал Священный союз.
Дедом матери баронессы был фельдмаршал Миних. Она родилась в Риге и получила поверхностное светское образование. В 18 лет вышла замуж за барона Алексиса Константина фон Бурхард Крюденера (1744—1802), дипломата и посла России в Курляндии, который был старше её на двадцать лет и с которым она скоро разошлась, вступив в связь с французским графом Фрежвилем. Позже она то примирялась с мужем, то опять оставляла его, странствуя по Европе. Овдовев в 1802 г., она напечатала «Pensées d’une Dame Etrangère» (подражание «Максимам» Ларошфуко), «Eliza», «Alexis», «La Cabane des Lataniers» (пасторали во вкусе Бернардена де-С.-Пьера) и, наконец, роман «Valérie», в основу которого легли личные приключения Крюденер, сильно, впрочем, видоизменённые и подкрашенные в сентиментальном духе.
Блестящий успех романа в значительной степени был создан самой Крюденер: она платила деньги поэтам, писавшим стихи в честь её, заказывала шляпы, цветы, ленты а’la Valérie и т. п. Вслед за этим произошло «обращение» Крюденер. Она и раньше прибегала к религии, понимая её только с эгоистической точки зрения, прося Бога об устройстве своих личных дел и служебных дел мужа. Уже в «Valérie» она стремится поучать читателей. Окончательно она стала на новый путь после поездки в Лифляндию, в 1804 г. Этому способствовали возраст, исключавший возможность светских успехов, деревенская скука, утомление, жажда эффектов. Смерть знакомого на её глазах произвела сильное впечатление на Крюденер и довела её до меланхолии, из которой она вышла на путь религиозной экзальтации.
Знакомство с гернгутерами в Риге, с Юнг-Штиллингом в Карлсруэ утвердило её в новом направлении. Она знакомится также с Оберлином, ревностным приверженцем библейского общества, и с шарлатаном-пастором Фонтэнем, эксплуатировавшим публику предсказаниями поселянки Марии Куммрин. Последняя указала Крюденер роль апостола, избранного Богом для обращения людей на путь истинный. Свою пророческую деятельность Крюденер открыла в Бадене, но проповедовала и во многих других местах; слава её росла всё более и более. Она предсказывала, между прочим, великие события и перевороты, имеющие совершиться в 1816 г. Предсказания эти были темны, неопределённы, легко поддавались всевозможным толкованиям, но на многих слушателей производили сильное впечатление. Некоторые из них продавали свое имущество и шли искать у подножия Арарата новых мест, где бы можно было основать царство Христово на земле.
В это время произошла встреча Крюденер с Александром I. Последний ехал из Вены, утомленный конгрессом, расстроенный бегством Наполеона с Эльбы, и остановился (4 июня 1815 г.) в Гейльбронне. Здесь он вспомнил о предсказаниях Крюденер, известных ему со слов одной из фрейлин императрицы, г-жи Стурдза — и в ту же минуту ему доложили о приходе баронессы. Случайное совпадение этих фактов, а затем и разговор с Крюденер сильно подействовали на государя. Он пригласил её в Париж, часто беседовал и советовался с ней. Едва ли, однако, за ней можно признать какое-либо прямое политическое влияние, кроме той общей, неопределённой мистической религиозности, которую она поддерживала и усиливала в императоре Александре. Не ей, а Александру I принадлежит всецело идея Священного Союза.
Филантропическая деятельность Крюденер в голодные 1816—1817 гг. сделала её чрезвычайно популярной в южной Германии, но правительства относились к ней враждебно и высылали её из одного округа в другой. Её проповедь, полная религиозной фантастики, сводилась, в сущности, к следующему: христиане должны быть соединены в одну семью, связанную именем Христа. Истинная церковь существовала только до третьего века. Гус стремился к восстановлению её, но протестантство — это «хитрое дело сатаны», который, вместо слепой веры и самоуничижения, внушил людям большую самоуверенность и гордость. В наше время потеря истинной веры дошла до крайнего предела. Непременно должна произойти страшная битва неверия против веры; все предвещает её и современники её ещё увидят; французская революция была к ней прологом.
В 1818 г. Крюденер приехала в Россию и долго жила в Лифляндии, проповедуя только в кругу знакомых; как только она нарушала дозволенное формами русской жизни, ей мягко напоминали об этом. В 1821 г. Крюденер, с разрешения императора, бывшего на конгрессе в Троппау, прибыла в Петербург и здесь сошлась с княгиней Анной Голицыной и с кружком русских мистиков.
Последовало греческое восстание; Крюденер стала проповедовать войну за освобождение греков. Охладевший к Крюденер император деликатно, письмом, остановил её проповедь. Огорченная Крюденер в конце 1821 г. возвратилась в свое лифляндское имение и стала делать над собой аскетические опыты, подорвавшие её здоровье. Весной 1824 г. она отправилась вместе с кн. Голицыной в Крым, где умерла.
Баронесса Варвара Юлия фон Крюденер , урождённая Фитингоф — франкоязычная писательница из остзейских дворян, проповедница мистического христианства, после 1815 года имевшая… Развернуть
Митрополит Платон (в миру — Пётр Георгиевич Левшин) — видный деятель Русского Просвещения, реформатор духовного образования, знаменитый в своё время проповедник, архиепископ (21.01.1775), затем митрополит (29.06.1787) Московский и Коломенский. Попытался преодолеть церковный раскол при помощи т.н. единоверия.
Автор труда «Краткая церковная российская история» (М., 1805 в 2-х ч.), ставшего первым по времени систематическим курсом русской церковной истории, в которым впервые отражён критический подход к источникам и историческому преданию.
Родился в семье причетника. Учился в Коломенской семинарии, затем в Славяно-Греко-Латинской академии. С 1761 года — ректор Троицкой семинарии.
В 1763 году Екатериной II был определён придворным проповедником и законоучителем наследника российского престола великого князя Павла Петровича; также наместник Троице-Сергиевой Лавры. Стал особенно близок с наследником престола.
C 16 июля 1766 года — священно-архимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры, член Святейшего Синода.
10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и Галицкий Гавриил (Кременецкий). В Москве сохранилось здание палат Тверского подворья, связанное с жизнью и деятельностью митрополита Платона.
C 21 января 1775 — архиепископ Московский. С 15 ноября 1775 — директор Славяно-Латинской академии, которая при нём стала Славяно-Греко-Латинской.
Архиепископ Платон был передовым человеком своего времени, интересовался трудами французских энциклопедистов и терпимо относился даже к духовным исканиям масонов. Рассказывали, будто на запрос Екатерины II о том, не противно ли масонство духу христианства, он отвечал, что «молит Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков». В «Братьях Карамазовых» приведён также известный анекдот о встрече Платона с Дидро, который звучит (в интерпретации А. О. Смирновой) следующим образом: Митрополит Платон был ещё в Петербурге. Дидерот изъявил желание его видеть, вошёл в комнату и сказал по латыни: «Нет Бога», с торжественным видом, полагая, что Платон не знает по-латыни, но очень удивился, когда тот ему сказал: «Рече безумец в сердце своём», показал ему дверь и ушёл.
29 июня 1787 возведён в сан митрополита Московского и Коломенского. 2 февраля 1792 года, чувствуя враждебное к себе отношение со стороны синодального руководства, подал прошение об увольнении от епархиального управления; в просьбе было отказано. По вступлении на престол императора Павла Петровича 6 ноября 1796 года, протестовал против введения последним практики жалования духовенству государственных орденов (явился одним из 2-х первых иерархов, сопричисленных к ордену Андрея Первозванного); совершил его коронацию; по просьбе некоторых дворян, направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами, и получил в ответ указ вовсе не выезжать из Москвы.
15 сентября 1801 года совершил коронацию Александра I и его супруги Елисаветы Алексеевны.
В 1800 году сыграл ключевую роль в учреждении единоверия: в 1801 году в Москве была открыта первая единоверческая церковь на Введенском кладбище.
13 июня 1811, ввиду тяжёлой болезни, уволен от епархиальных дел до выздоровления. Во время Отечественной войны в 1812 году, будучи тяжелобольным, был увезён из Москвы, куда прибыл, чтобы быть со своей паствой.
Скончался 11 ноября 1812 года в 3-м часу пополудни в Вифании. Отпевание над ним совершил в Лавре 16 ноября его викарий епископ Августин (Виноградский); похоронен был в пещере нижней церкви Лазарева воскресения Вифанского монастыря. Над могилою был поставлен из дикого камня памятник, на котором была начертана сочинённая самим Платоном эпитафия: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель.»
Митрополит Платон (в миру — Пётр Георгиевич Левшин) — видный деятель Русского Просвещения, реформатор духовного образования, знаменитый в своё время проповедник, архиепископ… Развернуть
Себастья́н Франси́ско де Мира́нда-и-Родри́гес — руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. Революционер, национальный герой, знаковая фигура Республики Венесуэла. Автор флага Венесуэлы, участник Великой французской революции.
Родился в Каракасе, столице испанской колонии Венесуэлы. Его отец Себастья́н де Мира́нда Равело был уроженцем Оротавы на острове Тенерифе и потомком гуанчей. Переселившись в Каракас, в 1749 г. женился на местной уроженке Франси́ске-Антонии Родригес де Эспиноcа, также имевшей канарских предков. В 1764 году Франси́ско де Мира́нда поступил в Каракасский университет. В 1771 году в Испанию, через 2 года вступает в испанскую армию и получает чин капитана. Одновременно поддерживает связи с кругам лиц из Кубы и Венесуэлы, выступавшими за независимость от Испании.
Намереваясь опереться в борьбе с Испанией на помощь европейских государств, в 1785 году уезжает в Англию, а затем предпринимает поездки по столицам Европы В России он добивается от русского правительства денежных субсидий и дипломатической поддержки. Покровительство, оказанное Миранде Екатериной II, было связано с тем, что в конце 1786 г. императрица решила послать к берегам Америки эскадру под начальством капитана Муловского. Учитывая возможность вооружённого столкновения с Испанией, русское правительство стремилось использовать в своих интересах Миранду и его единомышленников. Миранда познакомился с Суворовым и Потёмкиным, его принимал граф Безбородко. Во время дипломатического конфликта России с Испанией ему был пожалован чин полковника русской службы.
В марте 1790 г. Миранда лично предложил английскому правительству организовать экспедицию в Испанскую Америку, с целью вызвать там восстание против Испании. Он предполагал создать на освобождённых землях конституционную монархию, во главе с одним из потомков династии Инков. В виде компенсации за помощь сепаратистам Великобритания должна была получить ряд торговых привилегий и испанскую часть Вест-Индии. Проект Миранды встретил благосклонное отношение со стороны английских министров. Вопрос о снаряжении экспедиции был в принципе решён, — но в связи с подписанием торгового договора с Испанией в октябре 1790 г. она была отложена.
В 1792 году Миранда приезжает в революционную Францию, где тесно сближается с жирондистами. Вскоре он получает чин бригадного генерала и командует дивизией в Северной армии. 29 ноября 1792 года французские войска, под руководством Миранды взяли Антверпен. После чего он был назначен командующим всеми французскими войсками в Бельгии. С 21 февраля по 2 марта 1793 года корпус Миранды безуспешно осаждает Маастрихт, обороняемый прусскими войсками. 18 марта Миранда терпит серьёзное поражение от австрийских войск при Неервиндене. Его вызывают в Париж, где обвиняют в измене и связях с Дюмурье, перешедшим в это время на сторону неприятеля. 20 апреля 1793 года Миранда арестован и предстаёт перед Революционным трибуналом, который 16 мая оправдывает его. Однако, после свержения жирондистов Миранда снова был арестован и вышел на свободу только через 2 года после термидорианского переворота.
В 1797 году уезжает в Англию, где ведет безрезультатные переговоры с правительством Питта по вопросу организации борьбы за независимость Венесуэлы, после чего уезжает в США. В 1806 формирует отряд добровольцев и несколько раз десантируется на Венесуэльском побережье с целью поднять освободительное восстание. В 1811 году назначается генерал-лейтенантом патриотической армии Венесуэлы и 5 июня торжественно провозглашает независимость Венесуэлы. В 1812 году назначается генералиссимусом венесуэльской армии с диктаторскими полномочиями.
В мае-июле 1812 года испанцы возвращают контроль над большей частью Венесуэлы. 25 июля в Сан-Матео подписывается акт о капитуляции венесуэльской армии. 31 июля Миранда арестован и передан испанским властям и заключается в тюрьму города Ла-Гуайре. В 1813 Миранда высылается в Пуэрто-Рико, где содержится в крепости, в в январе 1814 года этапируется в Испанию, где заключается в тюрьму Ла-Каррака, где через три года умирает.
Себастья́н Франси́ско де Мира́нда-и-Родри́гес — руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. Революционер, национальный герой, знаковая фигура… Развернуть
Зебунниса или Зеб ун-Ниса Бегум Сахиба — индийская поэтесса, писавшая на персидском языке, дочь падишаха империи Великих Моголов Аурангзеба.
Владела фарси, арабским и урду, изучала философию, литературу, астрономию. Славилась каллиграфией. Она славилась красотой.
Автор комментария к Корану «3еби тафасир» (Краса толкований). Основной темой поэтического творчества Зебуннисы является положение восточной женщины, её внутренние переживания, униженность и душевное благородство.
Зебунниса или Зеб ун-Ниса Бегум Сахиба — индийская поэтесса, писавшая на персидском языке, дочь падишаха империи Великих Моголов Аурангзеба.
Владела фарси, арабским и урду,… Развернуть
Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732— 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.
Йозеф Гайдн родился в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора святого Стефана. Рейттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.
Капелла была для маленького Гайдна единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732— 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких… Развернуть
Дми́трий Ива́нович Хвосто́в — русский поэт, один из поздних представителей поэтического классицизма; военный и государственный деятель.
Получил образование в Московском университете, некоторое время провёл в Страсбургском университете. В 1779 году дебютировал при императорском дворе пьесой «Легковерный». Действительный член Императорской Российской академии (1791), почётный член Императорской Академии наук (1817). В 1772—1779 годах состоял на военной службе, в 1783—1788 служил в Сенате. В 1790 году возвращён на военную службу в звании подполковника, в 1795 году пожалован камер-юнкером, с 1797 года — обер-прокурор Сената. В 1799—1802 годах обер-прокурор Святейшего Синода. В 1799 году удостоен титулом графа Сардинского королевства, подтверждённым в России в 1802 году. В 1807 году пожалован сенатором и находился на действительной службе до 1831 года. В том же году произведён в действительные тайные советники и назначен присутствовать во временном общем собрании Сената, в котором и числился до самой кончины.
Значительную часть жизни собирал материалы для составления словаря русских писателей, но не довёл его до завершения. Хвостовский перевод «Андромахи» Расина (1794) пользовался успехом у читателей и неоднократно ставился на сцене. Граф участвовал в издании журнала «Друг просвещения» (1804—1806). Консервативность политических взглядов, архаизм стиля и языка и огромные усилия по многократному изданию и распространению своих сочинений привели к тому, что в 1820-е годы граф Хвостов стал популярной мишенью для насмешек со стороны младших литературных поколений и адресатом многочисленных эпиграмм. Его имя осталось в истории русской литературы, хотя и в негативном ключе: в публикациях XIX века Хвостова открыто именовали графоманом (в терминологии первой половины века — метроманом)[1]. Однако Д. И. Хвостов никогда не вступал со своими недоброжелателями в конфликт и активно помогал молодым литераторам, не делая разницы между литературными направлениями. Новшеством, внесённым им в русскую поэзию, стало воспевание берёзок как символов Родины[2], а также героизация образа Ивана Сусанина.
При жизни граф Хвостов выпустил четыре полных собрания своих поэтических произведений (четырёхтомное в 1817 и 1821—1824; пятитомное в 1827; семитомное в 1829—1834 годах). В дальнейшем они не переиздавались. На протяжении всего XX века его наследие изучалось литературоведами (в том числе Ю. М. Лотманом и А. В. Западовым), избранные стихотворения публиковались в 1931 и 1971 годах. В 1997 и 1999 годах выходили однотомные собрания поэтических произведений; первое монографическое исследование жизни и творчества Д. И. Хвостова было опубликовано в 2017 году Ильёй Виницким.
Дми́трий Ива́нович Хвосто́в — русский поэт, один из поздних представителей поэтического классицизма; военный и государственный деятель. Получил образование в Московском… Развернуть
Генри Маккензи - шотландский писатель, драматург, поэт и издатель.
Отец Генри, Джошуа Маккензи, был известным врачом. Генри провел юношество в Эдинбурге: он учился в Королевской средней школе, а затем поступил в Эдинбургский университет. В 1765 году он поехал в Лондон продолжать обучение в области юриспруденции.
В течении нескольких лет, Маккензи, пытался привлечь интерес издателей к своей книге под названием "Человек чувства", он даже предлагал ее в дар. В 1771 году Маккензи решает анонимно опубликовать свой роман, и он тут же получает широкую известность. Это сентиментальный роман в стиле Стерна и Ричардсона. В 1777 году Маккензи опубликовал свою вторую книгу - "Человек мира", а также роман в письмах "Джулия де Рубинье".
В своем родном городе Генри Маккензи входил в литературный клуб, также писал статьи для таких еженедельников как "the Mirror" и "the Lounger".
В 1808 году писатель издал полное собрание его работ в восьми томах.
Генри Маккензи - шотландский писатель, драматург, поэт и издатель. Отец Генри, Джошуа Маккензи, был известным врачом. Генри провел юношество в Эдинбурге: он учился в… Развернуть
Граф Игнацы Красицкий, Игнатий Блажей Франциск Красицкий — польский поэт, драматург и публицист эпохи Просвещения; деятель католической церкви в Польше, гнезненский архиепископ.
Происходит из рода графов Священной Римской империи. Образование получил в иезуитской коллегии во Львове (1743—1750) и в католической семинарии в Варшаве (1751—1754). В 1759 году стал священником и в том же году уехал на два года для совершенствования образования в Рим. По возвращении стал секретарём примаса и сблизился с Понятовским — будущим королём Станиславом Августом. С его избранием стал королевским капелланом. С 1766 епископ Вармии и по должности также сенатор Речи Посполитой; удостоен княжеского титула. С 1795 архиепископ Гнезненский и примас Польши.
Член Академии наук в Берлине (1786). Один из основателей Общества друзей науки в Варшаве (1800).
Граф Игнацы Красицкий, Игнатий Блажей Франциск Красицкий — польский поэт, драматург и публицист эпохи Просвещения; деятель католической церкви в Польше, гнезненский архиепископ.… Развернуть