Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо (фр. Honoré-Gabriel Riqueti de Mirabeau; 9 марта 1749[1][2][3][…], Ле-Биньон-Мирабо[d], Орлеане, Королевство Франция — 2 апреля 1791[1][2][3][…], Париж, Сена, Королевство Франция[4]) — деятель Великой Французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, масон[источник не указан 209 дней]. Сын известного французского экономиста и философа — Виктора Рикети де Мирабо. Брат Андре де Мирабо.
Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо (фр. Honoré-Gabriel Riqueti de Mirabeau; 9 марта 1749[1][2][3][…], Ле-Биньон-Мирабо[d], Орлеане, Королевство Франция — 2 апреля… Развернуть
Генриетта-Люси, маркиза де ла Тур-дю-Пин-Гуверне, была французской аристократкой, известной своими посмертно опубликованными мемуарами под названием Journal d'une femme de 50 ans.
Генриетта-Люси, маркиза де ла Тур-дю-Пин-Гуверне, была французской аристократкой, известной своими посмертно опубликованными мемуарами под названием Journal d'une femme de 50… Развернуть
Нодзава Бонтё — японский поэт второй половины XVII - начала XVIII века/ По профессии врач, большую часть жизни провел в Киото. Талантливый ученик Мацуо Басё, быстро… Развернуть
Морикава Керику — японский поэт и художник, ученик Басё. Ввел в теорию хайкай принципы кэтимяку (букв, «кровная связь», нечто вроде традиции) и ториавасэ («сопоставление»). Был широко одаренным человеком - успешно занимался воинским искусством, живописью, китайской поэзией. Из живописных работ широко известны портреты Басе.
Керику происходит из старинного самурайского рода из клана Хиконэ, служил сначала в Эдо, потом в Оцу.Предполагается, что живописи он учился у известного живописца Кано Ясунобу (Кансэн, 1747-92). К поэзии хайкай приобщился в 18-летнем возрасте, но серьезно начал заниматься сочинением хокку значительно позже, после знакомства с творчеством Басе. В 1693 году ему удалось посетить Басе в Эдо, после чего он стал его учеником. Вынужденный по делам службы вернуться в Оцу, расстался с учителем и больше не виделся с ним, однако продолжал активно участвовать в делах школы.
В 1710 году, тяжело заболев, Керику ушел со службы и оставшиеся годы жизни посвятил приведению в порядок и изданию своих многочисленных теоретических работ. У себя на родине, в Хиконэ, он возглавил школу хайкай, продолжавшую традиции Басе.
Морикава Керику — японский поэт и художник, ученик Басё. Ввел в теорию хайкай принципы кэтимяку (букв, «кровная связь», нечто вроде традиции) и ториавасэ… Развернуть
Эса Сёхаку - поэт школы Басё, врач из города Оцу провинции Оми
Мари-Жанна Леритье де Виллодон (Marie-Jeanne L'Héritier de Villandon) — французская писательница и поэтесса. Одна из зачинателей моды на сказки во французской и мировой литературе.
Псевдонимы: Mademoiselle l`H***
Родилась в Париже в семье придворного литератора. Отец, Николя Леритье де Виллодон, отслужил в мушкетёрах и стал королевским историографом, умер в 1680-м г. Таким образом, Мари-Жанна происходила из аристократической семьи неродовитого дворянства, сама тоже получила соответствующее образование, являлась племянницей известного сказочника Шарля Перро (двоюродный брат её матери), в литературе принадлежала к модному в то время во французских женских клубах прециозному направлению. Кроме Перро была в дружеских отношениях с известными тогда в Париже литераторшами: романисткой Мадлен де Скюдери, сказочницей Мари-Катрин д'Онуа и писательницей Генриеттой-Джули Де Мурат.
М.-Ж. де Виллодон известна как автор множества коротких стихов-буриме и нескольких сказок, которые она опубликовала в начале своей карьеры. Хотя она написала и не так много произведений, но свои сказки обнародовала за год до знаменитого сборника Перро «Сказки матушки Гусыни», сыгравшего переломную роль в становлении и признании сказки как жанра. Таким образом можно сказать, что она, как и знаменитый сказочник, и её подруги-писательницы, тоже приложила своё перо к моде, возникшей на сказки во французской, а потом и мировой литературе.
За год до публикации сказок, в феврале 1695 года Леритье де Виллодон публикует в журнале «Галантный Меркурий» поэму «Histoire de la Marquise-Marquis de Banneville» («История маркизы Банневиль»), за что получает премию Тулузских лантернистов — писательского общества, созданного для прославления короля. Правда, по другим источникам авторство поэмы может принадлежать аббату Франсуа-Тимоль он де Шуази или даже Шарлю Перро, а возможно, поэма может быть результатом сотрудничества всех трёх авторов.
В отличие от подруг, чья беспорядочная жизнь подвергалась критике, её манеры были безупречными, она жила на доход от своих литературных произведений и благодаря щедрости герцогини Лонгвиль, биографию которой она написала, а также герцогини Эпернон, которой писательница посвятила свою новеллу «Les Enchantements de l'Éloquence» («Очарование красноречия») в «Oeuvres meslées». Мадлен де Скюдери, которая, как и де Виллодон, никогда не была замужем, была ей наставницей, а в 1701 г. завещала Мари-Жанне свой салон, где, несмотря на его ограниченные средства, было полно народу.
Сама мадемуазель Леритье утверждает, что была предшественницей жанра сказок, хотя в отличие от некоторых из её подруг, она очень мало использовала свои собственные сказки. Получив тройную премию Тулузских лантернистов и приз Академия Палинод в Кане, она была принята в 1696 г. в Академию Jeux floraux в Тулузе, а в 1697 г. — в Академию Риковрати в Падуе. К концу жизни Леритье перевела Героиды Овидия (в 1728 г.).
После её смерти старейшее литературное и научное периодическое издание в Европе, Journal des sçavans, посвятило ей некролог на шесть страниц, чего обычно удостаивались лишь известные интеллектуалы.
Мари-Жанна Леритье де Виллодон (Marie-Jeanne L'Héritier de Villandon) — французская писательница и поэтесса. Одна из зачинателей моды на сказки во французской и мировой… Развернуть
Пьер Бейль (фр. Pierre Bayle) (род. 18 ноября 1647 года в Карлате, графство Фуа, Лангедок, † 28 декабря 1706 года в Роттердаме) — один из влиятельнейших французских мыслителей и философско-богословский критик.
Бейль стоит во главе новых диалектиков и скептиков. Если до него возродившийся скептицизм древних с большей или меньшей искренностью посвятил себя служению церковной догматике, то в нём скептицизм обратился на религиозное знание и принял направление, которое сделало Бейля передовым борцом за просветительные начала против узкого церковного догматизма. Он одинаково боролся как против теологической схоластики, так и против попыток философской рассудочной религии, вследствие чего одни видели в нём еретика, а другие — приверженца мракобесия. В нём самом это противоречие между верой и знанием нашло себе так мало внутреннего примирения, что, читая, напр., его «Dictionnaire», так и кажется, как будто текст был продиктован ему верой, а примечания — наукой и диалектической критикой. Но именно эти примечания благодаря своему остроумному, полному огня и доступному для всех изложению в связи с беспримерным богатством ученого знания приобрели громадное влияние на французские умы, и его «Dictionnaire» является главным источником, откуда распространяется столь свойственный французскому духу скептицизм, сделавшийся исходной точкой тогдашних просветительных стремлений.
Но если в общем Бейль гораздо сильнее в анализе чужих заблуждений, чем в создании собственных идей, то всё же через всё его мышление проходит некоторое положительное начало, имевшее глубокое, всеобъемлющее значение. Это — постоянно повторяющееся у него указание на независимость нравственных поступков и нравственного достоинства от религиозного убеждения — учение, послужившее основной терпимости просветительной эпохи. Бейль ратовал за это учение и положительными, и отрицательными средствами и наконец дал ему яркое выражение в своём известном изречении, что он очень хорошо может представить себе благоустроенное государство, состоящее из одних только атеистов. Но само собой разумеется, что умственное брожение того времени выдвинуло из сочинений этого человека преимущественно их отрицательные стороны, почему в памяти людской о нём сохранилось представление только как о диалектическом скептике, против сокрушительной критики которого не могли устоять догматы ни одной религии, ни одного вероисповедания.
Пьер Бейль (фр. Pierre Bayle) (род. 18 ноября 1647 года в Карлате, графство Фуа, Лангедок, † 28 декабря 1706 года в Роттердаме) — один из влиятельнейших французских мыслителей… Развернуть
Лев Николаевич Энгельгардт (10 февраля 1766, с. Зайцево, Духовщинский уезд, Смоленская губерния — 4 ноября 1836, Москва) — генерал-майор из смоленского рода Энгельгардтов. В нескольких кампаниях служил под началом А. В. Суворова. Один из первых командиров (шефов) Уфимского мушкетёрского полка. Владелец (с женой) подмосковной усадьбы Мураново. Тесть поэта Евгения Баратынского.
Лев Николаевич Энгельгардт (10 февраля 1766, с. Зайцево, Духовщинский уезд, Смоленская губерния — 4 ноября 1836, Москва) — генерал-майор из смоленского рода Энгельгардтов. В… Развернуть
Адольф Книгге (нем. Adolph Franz Friedrich Ludwig Freiherr Knigge; 16 октября 1752, Бреденбек под Ганновером — 6 мая 1796, Бремен) — немецкий писатель и деятель тайных обществ, один из идеологов иллюминатов.
Отпрыск древнего, но обедневшего рода, чей баронский титул уже не давал право на приставку «фон». Вырос в родовом замке Бреденбек, возведенном в XIV и перестроенном в XVI веке; в одиннадцать лет потерял мать, в четырнадцать — отца, унаследовав долги на сумму в 130 тысяч рейхсталеров. Кредиторы взяли имение под опеку и назначили ему ежегодную ренту в 500 рейхсталеров. Был отправлен в Ганновер в частное учебное заведение, в 1769—1772 г. изучал право и камералистику в Гёттингенском университете.
В 1771 г. стал гоф-юнкером и асессором военной и вотчинной палаты Касселя, но не сошелся характером с сослуживцами и долго там не прослужил. В 1773 г. якобы по настоянию ландграфини женился на придворной даме Генриетте фон Баумбах: дело в том, что он скомпрометировал эту даму шуточной кражей туфли. В 1775 г. с женой и новорожденной дочерью Филиппиной Августой Амалией уехал в имение Баумбах. В 1776 г. герцог Карл Август Саксен-Веймарский назначил его камергером при веймарском дворе; там он прославился остроумием, но тоже долго не ужился и впоследствии едко высмеивал придворные нравы в своих сатирических книгах.
С 1780 г. посвятил себя литературе и тайным обществам. Жил во Франкфурте-на-Майне, Гейдельберге, Ганновере, с 1790 г. и до смерти — в Бремене. Там он стал обер-капитаном британско-ганноверского правительства, покровительствовал любительскому театру. В 1795 г. серьёзно заболел и в 1796 г. скончался в возрасте 44 лет.
Деятельность в тайных обществах
Гораздо большую известность, чем литература (кроме одной книги, имевшей особую судьбу), ему принесла деятельность в тайных обществах. Ещё в 1773 он вступил в Касселе в масонскую ложу «К коронованному льву», принадлежащую к Уставу строгого соблюдения, претендовавшему на происхождение от ордена Храма, а потом в ложу «Вильгельмина Каролина» в Ганау. Будучи очень честолюбив, он достиг высших масонских степеней, став «рыцарем лебедя» (eques a cygno), и пытался провести в ложах реформы, но успеха не достиг.
В 1780 г. он познакомился с Адамом Вейсгауптом, несколько лет назад основавшим орден баварских иллюминатов, который тем не менее ещё оставался малочисленным. Вступив в этот орден, Книгге, получивший по правилам ордена прозвище — «Филон», быстро стал правой рукой Вейсгаупта и главным теоретиком ордена после него. Получив задание организовать деятельность ордена в Северной Германии, он проявил колоссальную активность и завербовал несколько сот новых членов, в число которых, по некоторым сведениям, входил даже Гете. Он же вместе с Вейсгауптом разработал окончательную структуру и устав ордена.
Но уже в 1784 г. Книгге покинул орден иллюминатов, по одним сведениям — из-за теоретических разногласий с Вейсгауптом, по другим — не поделив с ним власть в ордене. После этого он пытался сам организовать другие тайные общества, но дальше проектов дело не пошло. Впрочем, недолгих лет сотрудничества с Вейсгауптом хватило, чтобы Книгге (в том числе и под именем «Филон») стал одним из главных пугал для сторонников теории заговора.
Громадной известностью пользовалась более века, позже в переработанном виде, его книга: «Ueber den Umgang mit Menschen» — собрание правил «обхождения с людьми всех сословий и положений». В своё время сочинение Книгге называлось — «сводом законов практической жизненной мудрости». Устанавливаемые ею правила, весьма сомнительного общественного макиавеллизма, ярко характеризуют нравы Германии последней четверти XVIII века. Книгге дебютировал романом «Der Roman meines Lebens»; затем следовали «Geschichte Peter Clausens» и полная юмора «Reise nach Braunschweig» (1792). Во всех произведениях он осмеивает сентиментальность своего времени. Собрание его сочинений вышло в 1804—1806.
Адольф Книгге (нем. Adolph Franz Friedrich Ludwig Freiherr Knigge; 16 октября 1752, Бреденбек под Ганновером — 6 мая 1796, Бремен) — немецкий писатель и деятель тайных обществ,… Развернуть
Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
Многие из его композиций написаны для женского музыкального ансамбля «Оспедале делла Пьета», где Вивальди (который был рукоположен в сан католического священника) работал в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740. Также имели успех пышные постановки опер Вивальди в Венеции, Мантуе и Вене. После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на продвижение по службе. Однако император умер вскоре после прибытия Вивальди, а сам композитор скончался менее чем через год в нищете.
Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр,… Развернуть
Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (нем. Jakob Michael Reinhold Lenz; 12 января 1751, Зесвеген, Лифляндия — 24 мая 1792, Москва) — немецкий писатель «Бури и натиска»; дядя театрального актёра Иоганна Рейнгольда фон Ленца.
Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц родился в семье пастора Христиана Давида Ленца в Зесвегене, в 150 км от Риги. В 9 лет вместе с родителями переехал в Тарту, куда перевели отца. Первое стихотворение Ленца было опубликовано, когда ему было 15 лет. В 1768—1770 годах Ленц изучал теологию сначала в Тарту, а затем в Кёнигсберге. В Кёнигсберге он посещал лекции Иммануила Канта, читал Жан-Жака Руссо, забросил теологию и отдался своему увлечению литературой. Первая книга Ленца вышла в 1769 году.
Против воли отца в 1771 году Ленц бросил учёбу в Кёнигсберге и отправился в Страсбург, поступив на службу гувернёром к курляндским баронам и офицерам Фридриху Георгу и Эрнсту Николаусу фон Клейстам. Там он примкнул к кружку интеллектуалов «Société de philosophie et de belles lettres» под руководством Иоганна Даниэля Зальцмана, в который также входил Иоганн Вольфганг Гёте. Ленц восхищался талантом Гёте, благодаря Гёте он познакомился с Иоганном Готфридом Гердером и Иоганном Каспаром Лафатером. Ленц влюбился в Фридерику Брион, бывшую возлюбленную Гёте, но его чувства остались без ответа. В 1773 году Ленц возобновил учёбу в Страсбурге. В 1774 году ушёл от Клейстов и начал жизнь свободного писателя, давая частные уроки. Гёте познакомил Ленца со своей сестрой Корнелией Шлоссер и её мужем Иоганном Георгом Шлоссером, и некоторое время Ленц проживал у них в Эммендингене.
В 1776 году Ленц последовал за своим другом Гёте в Веймар, где поначалу был радушно принят. Но уже в начале декабря с согласия Гёте герцог выслал его из Веймара. Точная причина осталась неизвестной, Гёте, прекративший общаться с Ленцем после этого, в своём дневнике упоминает о «ленцевских глупостях», за которыми по мнению некоторых исследователей скрываются неподобающие выходки Ленца в обществе. В эти годы молодой поэт переживал сильное нервное расстройство и даже душевную болезнь, которая сопровождалась припадками буйства, из-за чего некоторое время его содержали в цепях.
Ленц отправился путешествовать по Эльзасу и Швейцарии, долго скитался по Европе и в конце концов оказался сначала в Санкт-Петербурге, а затем переехал в 1781 году в Москву, где нашел пристанище у историка Фридриха Миллера. В Москве Ленц углубился в изучение русской культуры и русского языка, работал домашним учителем и общался в кругах русских масонов и писателей, участвовал в подготовке различных проектов реформ, переводил книги по русской истории на немецкий язык. Поддержку страдающему психическими расстройствами Ленцу оказывал Николай Иванович Новиков. Ленц дружил с Николаем Михайловичем Карамзиным, А. А. Петровым. О плохом состоянии здоровья Ленца Карамзин сообщал в письме Лафатеру в 1787 году. Ленц рожил в Москве последние 11 лет жизни и умер в ночь с 22 на 23 мая 1792 г. на одной из улиц Москвы от апоплексического удара. Место его погребения неизвестно.
Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (нем. Jakob Michael Reinhold Lenz; 12 января 1751, Зесвеген, Лифляндия — 24 мая 1792, Москва) — немецкий писатель «Бури и натиска»; дядя театрального… Развернуть
Кристионас Донелайтис — литовский поэт, зачинатель литовской художественной литературы. Представитель реалистического направления в европейской литературе XVIII века.
Родился 1 января 1714 в небольшой, впоследствии исчезнувшей деревне Лаздинеляй неподалёку от местечка Гумбиннен (ныне Гусев) в семье свободных крестьян (не ходили на барщину, но за право пользования землёй платили денежный оброк). Около 1731 поступил в пятилетнюю латинскую школу в Кёнигсберге при кафедральном соборе. Окончив её в 1736, поступил в Кёнигсбергский университет, где изучал теологию. Посещал семинар литовского языка, которым руководил бывший учитель И. Канта Ф. Шульц. После окончания университета служил кантором (учителем музыки и руководителем церковного хора) в местечке Шталупеннен (ныне Нестеров; 1740—1742), затем ректором (заведующим школой). С 1743 до смерти служил пастором лютеранской церкви в деревне Толькминкен (ныне Чистые Пруды) неподалёку от Шталупеннен. В свободное время сочинял стихи и музыку, занимался изготовлением барометров, музыкальных инструментов, оптических приборов.
Первые литературные опыты Донелайтиса относят к периоду жизни в Сталупенай, когда он предположительно сочинил несколько басен (сохранилось шесть).
В 1765—1775 написал поэму гекзаметром «Времена года», в 2968 строках и в четырёх частях, о четырёх временах года. В ней в достоверных и пластичных картинах изображаются быт, природа и люди литовской деревни. В размышлениях о человеческих пороках и добродетелях Донелайтис сумел затронуть глубокие и вечные метафизические проблемы. Поэма относится к вершинным произведениям литовской литературы, а Донелайтис — к первым литовским писателям, снискавшим всемирную славу.
Кристионас Донелайтис — литовский поэт, зачинатель литовской художественной литературы. Представитель реалистического направления в европейской литературе XVIII века. Родился… Развернуть
Стефани-Фелисите Дюкре де Сент-Обен (графиня де Жанлис) — французская писательница.
Происходил из рода графов Священной Римской империи. Образование получил в иезуитской коллегии во Львове (1743—1750) и в католической семинарии в Варшаве (1751—1754). В 1759 стал священником и в том же году уехал на два года для совершенствования образования в Рим. По возвращении стал секретарём примаса и сблизился с Понятовским — будущим королём Станиславом Августом. С его избранием стал королевским капелланом. С 1766 епископ Вармии и по должности также сенатор Речи Посполитой; удостоен княжеского титула. С 1795 архиепископ Гнезненский и примас Польши.
Автор множества разнообразных в жанровом и тематическом отношении произведений. Известен как автор героико-комических поэм «Мышеида» (1775), «Монахомахия» (1778, опубликована анонимно) и «Антимонахомахия» (1779). Написал первый польский роман «Приключения Миколая Досьвядчиньского…» (1776) и нравоописательно-дидактический романе «Пан Подстолий…» (кн. 1, 1778; кн. 2, 1784; кн. 3 издана посмертно в 1803). Написал также несколько комедий, отчасти подражавших Мольеру. Пользовались популярностью его басни («Bajki i przypowieści», 1779; «Bajki nowe», 1802), сатиры («Satyry», 1779; дополненное издание 1784). Его роман «История, на две книги разделенная» был популярен в России в переводе, вышедшем в 1794 году под заглавием «Странствование не умирающаго человиека по знатнейшимъ древнимъ государствамъ содержащее въ себе тонкия критическия разсуждения на древнихъ дееписателей, представленныя въ любопытномъ приятномъ виде, съ основательнымъописаниемъ древнихъ знаменитыхъ мужей. В двух частяхъ. Переводъ съ польскаго».
Составил вторую общедоступную польскую энциклопедию «Собрание нужнейших сведений» в двух томах («Zbiór potrzebniejszych wiadomości», 1781); ему же принадлежит большинство её статей. Автор трактата в стихах «О стихотворстве и стихотворцах» (изд. 1803).
(ru.wikipedia.org)
Происходил из рода графов Священной Римской империи. Образование получил в иезуитской коллегии во Львове (1743—1750) и в католической семинарии в Варшаве (1751—1754). В 1759 стал… Развернуть
Шпис Христиан Генрих (нем. Christian Heinrich Spieß) - немецкий писатель, автор приключенческих романов с элементами готики, пользовался в своё время огромной популярностью не только в Германии, но в Европе и в России.
Сын пастора, пастором был и его дед по материнской линии. Закончил гимназию во Фрайберге, изучал литературу в Праге. Некоторое время подвизался на сцене, в том числе — играл в драме Шиллера "Разбойники". Служил при дворе графа фон Кюнигль в Богемии, где и умер, к концу жизни впав в безумие.
Кроме того, Шпис был автором комедий, а также написал трагедию "Мария Стюарт" (1783), которая была представлена в придворном театре в Вене.
Произведения Шписа переводились на английский и французский языки. Его роман "Человечек" (нем. Das Petermännchen, 1793) повлиял на роман «Монах» Мэтью Льюиса .
Исследователи насчитывают свыше 30-ти произведений Шписа, переведенных на русский язык. Поэма Жуковского Двенадцать спящих дев (1810—1817) — переложение одноименного романа Шписа (1795—1796).
Шпис Христиан Генрих (нем. Christian Heinrich Spieß) - немецкий писатель, автор приключенческих романов с элементами готики, пользовался в своё время огромной популярностью не… Развернуть
Клопшток Фридрих Готлиб - поэт, который начинает период высшего расцвета немецкой литературы XVIII в. Клопшток - выдающийся лирик, создатель иррационалистического течения в немецкой буржуазной культуре нового времени. Родился в Кведлинбурге, сын чиновника. Клопшток провел раннее детство в деревне.
В Йенском и Лейпцигском университетах он занимался и теологией, и филологией, но не желал сосредоточиться на какой-нибудь специальности, так как собирался быть только поэтом. Первые песни «Мессиады» он написал ещё в Йене, сначала прозой. В Лейпциге он сошелся с издателями журнала «Bremische Beiträge» и напечатал там в 1748 3 первые песни своей поэмы, без подписи автора. Они возбудили большой интерес в публике и критике; Бодмер приветствовал их восторженно, найдя в лице Клопштока осуществление своего идеала, немецкого Мильтона. Готшед и его партия, которым не нравился и сам Мильтон, отнеслись к новой поэме более чем холодно. В том же 1748 Клопшток принял место домашнего учителя в Лангензальце, где влюбился в свою кузину, которую воспевал под именем Фанни. В 1750 он, по приглашению Бодмера, поехал в Цюрих и пробыл там около полугода; но личное знакомство между главой литературной партии и наиболее талантливым её представителем скорее отдалило, нежели сблизило их.В 1751 Клопшток поехал через Гамбург в Копенгаген, так как датский король Христиан V, по ходатайству министра Бернсторфа, назначил ему 400 талеров ежегодной пенсии впредь до окончания «Мессиады».
«Мессиада» подвигалась вперед довольно медленно, но многочисленные (часто писанные белыми стихами) оды Клопштока: любовные, патриотические, религиозные, небольшие поэмы и «бардиэты» — лирико-драматические пьесы из древнегерманской жизни (впрочем, с очень слабым колоритом эпохи) — приобретали ему симпатии публики и благотворно действовали на пробуждение немецкого самосознания. Когда Бернсторф вышел в отставку и переехал в Гамбург, туда за ним последовал и Клопшток (1771), продолжавший получать датскую пенсию. Здесь в 1773 г. он окончил «Мессиаду» и издал последние 5 её песен. В конце 1774 он, по приглашению маркграфа баденского, поехал в Карлсруэ, откуда через год вернулся в Гамбург с пенсией. В 1792 женился на вдове фон Винтгем.
Умер 14 марта 1803, не пережив своей известности, но пережив популярность.
Клопшток Фридрих Готлиб - поэт, который начинает период высшего расцвета немецкой литературы XVIII в. Клопшток - выдающийся лирик, создатель иррационалистического течения в… Развернуть
Антуан-Жозеф Пернети, прозванный Дом Пернети — французский монах-бенедиктинец, отказавшийся от сана; эрудит, алхимик, иллюминат и писатель; основатель оккультного общества сначала в Берлине, затем в Авиньоне, — известного как «Авиньонское общество».
Аббат Дом (сокращение от латинского Dominus - господин) Антуан-Жозеф Пернети родился в 1716 году в Руане. Он был монахом-бенедиктинцем конгрегации Сен-Мор, завоевал известность как писатель, сотрудничавший с "Gallia Christiana", где опубликовал целый ряд работ, в частности, вышедший в 1757 году "Краткий словарь живописи, скульптуры и гравюры". Перевёл на французский язык книгу Эмануэля Сведенборга "О небесах, о мире духов и об аде". В 1766 году Пернети занял должность хранителя берлинской библиотеки прусского короля Фридриха II Великого. В 1775 году он переехал в Геттинген.
Будучи библиотекарем, он встретился с польским графом Тадеушем Леши Грабянкой (1740-1807), с которым в 1786 году основал "Общество авиньонских иллюминатов" ("Illumine's d'Avignon"), которое основывалось на герметическом ритуале и учении Сведенборга. Считается, что у Пернети были небесные видения и откровения, и он придавал особый смысл роли и значению Девы Марии Богородицы.
Ещё одним дарованием этого "всеобъемлющего любознайки" было, помимо прочего, и рисование, которому он обучался в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже. После 1763 года Дом Пернети использовал полученные навыки в копировании средневековых трудов, в первую очередь манускриптов, для Дома Фонтено, историка-бенедиктинца, занимавшегося изучением истории провинции Пуату. Сегодня ряд манускриптов, выполненных Пернети, хранится в Муниципальной библиотеке в Пуатье.
В 1763 году Антуан-Жозеф Пернети принимал участие в экспедиции знаменитого мореплавателя Луи-Антуана де Бугенвиля (1729-1811) на Мальвинские (Фолклендские) острова.
Помимо прочего, он является автором книги "Мифо-герметический словарь (1758), фактически являющейся дополнением и неотъемлемой частью книги "Мифы Древнего Египта и Древней Греции", а также книг: "Алхимический трактат о Великом Искусстве" и "Алхимический тайный ритуал истинного масонства (1770).
Антуан-Жозеф Пернети, прозванный Дом Пернети — французский монах-бенедиктинец, отказавшийся от сана; эрудит, алхимик, иллюминат и писатель; основатель оккультного общества… Развернуть
Джеймс Александр Холдейн родился 14 июля 1768 года в Шотландии, в г. Данди. Он был младшим сыном Джеймса Холдейна, капитана корабля Airthrey House. Его старший брат Роберт Холдейн был священником в Стерлингшире. Первое образование Джеймс Александр получил в средней школе в Данди, а затем в Королевской старшей школе и университете в Эдинбурге. В возрасте 17-ти лет он присоединился к герцогу Монтросе в качестве корабельного гардемарина. Совершил четыре путешествия в Индию. Летом 1793 года его кандидатуру предложили на должность командующего Melville Castle. Но он, начав тщательное изучение Библии во время своих путешествий, а также попав под евангельское влияние Дэвида Боута из Госпорта, одного из основателей Лондонского Миссионерского общества, неожиданно решил покинуть военный флот, чтобы жить богоугодной жизнью, и вернулся в Шотландию.
Он был женат два раза и имел 13 детей. Первый раз он женился в 1791 году на Мэри Джоас, но она умерла в 1819 году.
В 1822 году он женился во второй раз на Маргарет Резерфорд, дочери Даниэля Резерфорда.
Примерно в 1796 году он познакомился с выдающимся евангелистом Чарльзом Симеоном из Кембриджа, в чьей компании он ездил по Шотландии, распространяя трактаты и стараясь пробудить в других интерес к духовным предметам. В мае 1797 года он сказал свою первую проповедь в Джилмертоне возле Эдинбурга. Успех этой проповеди побудил его к дальнейшей работе, и в том же году для распространения проповеди и трактатов он основал организацию, не относящуюся ни к одному из союзов, под названием "Общество распространения Евангелия по домам". В течение последующих нескольких лет он совершил свои повторные миссионерские путешествия, проповедуя, где только возможно найти слушателей, в основном, под открытым небом.
Изначально преданный Шотландской церкви (государственная церковь Шотландии), но, постепенно подталкиваемый враждебностью Ассамблеи и оказавшись в тяжелом положении, был вынужден покинуть ее.
В 1799 году он был посвящен на служение пастора большого независимого собрания в Эдинбурге. Это была первая конгрегационалистская (исповедующая принцип самоуправления каждой церкви) церковь в Шотландии. В 1801 году церковь перешла из палатки, в которой собиралась вначале, в постоянное здание.. Этой церкви он продолжал самоотверженно служить более пятидесяти лет.
В 1808 году он сделал публичное заявление о своем обращении к баптистским взглядам.
Умер Д. Холдейн 8 февраля 1851 года в возрасте 82 лет. Его имя записано на фамильной плите Холдейнов, на церковном кладбище Св. Кутберта в Эдинбурге.
Джеймс Александр Холдейн родился 14 июля 1768 года в Шотландии, в г. Данди. Он был младшим сыном Джеймса Холдейна, капитана корабля Airthrey House. Его старший брат Роберт… Развернуть
Абдул-Гамид Моманд (1660, Машо-Хель— 1732) — афганский поэт, переводчик, последователь «индийского стиля» в поэзии. Поэтическое творчество Абдулхамида Моманда вошло в золотой фонд афганской и пуштунской литературы. Был популярен главным образом среди интеллигенции. За изящество стиля и языка получил звание «мушигаф» («чрезвычайно искусный»). Особенно хорошо владел поэтической формой маснави.
Абдулхамид Моманд родился в деревне Машо-Хель (территория сегодняшнего Пакистана, близ Пешавара) в небогатой семье из племени моманд. Как и Абдуррахман Моманд и Хушаль-хан Хаттак писал на языке пушту.
Источник
Абдул-Гамид Моманд (1660, Машо-Хель— 1732) — афганский поэт, переводчик, последователь «индийского стиля» в поэзии. Поэтическое творчество Абдулхамида Моманда вошло в золотой… Развернуть
Луи Шарль Фужере де Монброн (фр. Louis-Charles Fougeret de Monbron) - французский писатель, путешественник и авантюрист, с цинизмом описал свои богемные путешествия по Европе в романе «Космополит, или Гражданин мира», демонстрируя разрыв со своим отечеством и моралью, выводит из своего странствия следующую максиму: «Мир подобен книге, и тот, кто знает только свою страну, прочитал в ней лишь первую страницу», также является автором сатирических описаний Парижа и Англии, многочисленных пародий и скабрезного романа о женщинах легкого поведения «Несносная Марго».
Луи Шарль Фужере де Монброн (фр. Louis-Charles Fougeret de Monbron ) - французский писатель, путешественник и авантюрист, с цинизмом описал свои богемные путешествия по… Развернуть
Джон Арбатнот, также известный как Доктор Арбатнот — шотландский врач, сатирик и эрудит. Наиболее известен своим вкладом в математику, членством в Scriblerus Club и выдуманным персонажем Джоном Буллем.
Джон Арбатнот, также известный как Доктор Арбатнот — шотландский врач, сатирик и эрудит. Наиболее известен своим вкладом в математику, членством в Scriblerus Club и выдуманным… Развернуть
Анн-Клод-Филипп де Тюбьер-Гримоар де Пестель де Леви, граф де Келюс, маркиз д’Эстернэ, барон да Брансак (фр. Anne-Claude-Philippe de Tubières-Grimoard de Pestels Levieux de Lévis, comte de Caylus, marquis d'Esternay, baron de Bransac) — французский археолог, искусствовед, прозаик.
Родился в семье Анна де Тюбьера, графа де Келюса и его жены Маргариты. Принадлежал к гасконской семье дворян шпаги. Получив основательное образование начал свою карьеру в военной службе (в семнадцать лет записался в мушкетеры). Принимал участие в войне за испанское наследство, во время которой командует драгунским полком. В 1713 году участвовал в осаде Фрибура. После окончания военных действий оставил военную службу.
Путешествовал по Италии и на Востоке и, возвратившись во Францию, занялся гравированием, причём сблизился с живописцем Ватто; в то же время он пробовал свои силы в литературной работе. Специального художественного образования не получил. Будучи в 1731 году избран в члены Французской академии живописи и скульптуры, а в 1742 году в члены Академии надписей, Келюс принимал деятельное участие во всём, что касалось искусства и археологии: писал биографические заметки о художниках и статьи, посвященные художествам и обычаям древних, учреждал премии своего имени, читал рефераты, приобретал памятники античного искусства.
Несмотря на не всегда верное понимание им древних писателей, он, тем не менее, приносил пользу как своими исследованиями, так и личным влиянием, особенно в тех случаях, когда старался прийти на помощь юным талантам. Из более обширных исследований Келюса можно указать на: «Собрания египетских, этрусских, греческих, римских и галльских древностей» (Recueil d’antiquités ègyptiennes, etrusques, grecques, romaines et gauloises, 1752—1767), «Recueil des peintures antiques, imitées fidè lement poor les couleurs et pour le trait» (1757). Другие труды Келюса: «Sur la peinture a l’encaustique et sur la peinture á la cire», «Recueil des pierres gravé es du cabinet du roi» и пр.
Келюс известен также, как прилежный и опытный гравер; им исполнено, между прочим, 200 листов гравюр с лучших рисунков королевского кабинета, собрания голов с Рубенса и ван Дейка, карикатур с Леонардо да Винчи, немало копий с эстампов Луки Лейденского, Альбрехта Дюрера и др.
Из беллетристических произведений Келюса особой известностью пользуются его «Восточные сказки» (Contes orientaux, 1743) в стиле рококо. Также он написал несколько романов, в том числе «История Гийома, кучера» (1737).
Анн-Клод-Филипп де Тюбьер-Гримоар де Пестель де Леви, граф де Келюс, маркиз д’Эстернэ, барон да Брансак (фр. Anne-Claude-Philippe de Tubières-Grimoard de Pestels Levieux de… Развернуть