Иоганн Фридрих Рохлиц — немецкий драматург, писатель, искусствовед, журналист и редактор. Композитор, либреттист, музыковед, музыкальный критик. Эстетические взгляды связывали его с эпохой немецкого Просвещения, но широта воззрений на искусство и дар предвидения сделали сторонником романтизма. Автор многочисленных рассказов, нескольких драматических и биографических произведений, а также стихотворений и либретто для опер.
Фридрих Рохлиц учился композиции, игре на фортепиано и органе в Школе Святого Фомы в Лейпциге. В 1789-91 годах изучал философию и теологию в Лейпцигском университете, затем работал частным репетитором. В 1798 году основал и редактировал «Всеобщую музыкальную газету» (Allgemeine Musikalische Zeitung), которая выходила в издательстве «Брайткопф и Гертель». Дружил с Гёте, Шиллером, Э. Т. А. Гофманом, предоставлял им страницы своей газеты.
Рохлиц сыграл видную роль в музыкальной жизни Лейпцига, где входил в руководство концертами оркестра Гевандхауза. На либретто и тексты Рохлица писали музыку Людвиг Шпор и Карл Мария фон Вебер. Во время своего пребывания в Вене в 1822 году познакомился с Людвигом ван Бетховеном и Францем Шубертом, который в 1827 году положил на музыку три стихотворения Рохлица.
Наиболее важной работой Ф. Рохлица считается его автобиографическое сочинение «Tage der Gefahr über die Völkerschlacht bei Leipzig» (1813), посвящённое Битве народов. В своих литературных сочинениях он пропагандировал музыку Л. Бетховена, И. С. Баха, приветствовал талант молодого Р. Вагнера. Им написана первая биография композитора и скрипача Фридриха Э. Феска. Упоминаются также его немецкие переводы опер Моцарта «Дон Жуан» и Паэра «Леонора».
Иоганн Фридрих Рохлиц — немецкий драматург, писатель, искусствовед, журналист и редактор. Композитор, либреттист, музыковед, музыкальный критик. Эстетические взгляды… Развернуть
Родился в семье каменщика.
В 1797 переехал из Вагаршапата в Петербург. Русскому языку обучался по учебнику Катаринэ Халдаровой – жены первого армянского издателя в Санкт-Петербурге Григора Халдаряна.
В российской столице жил до 1815 и дослужился, как пишет А.Д. Ерицян, до чина действительного статского советника, что маловероятно.
Автобиографическая книга «Жизнь Артемия Араратского», изданная в 1813 в Петербурге и ставшая первым трудом, знакомящим русского читателя с армянской действительностью ХVIII века, преследовала цель ознакомления россиской общественности с бедственным положением Армении. Значительное место в книге занимают этнографические, фольклорные материалы – описание свадебных обрядов, крестьянского уклада, религиозных праздников, сельских школ. Книга увидела свет в типографии архидьякона местной армянской церкви Иосифа Иоаннесова (Овсеп Ованнисян) – полиграфиста, переводчика, составителя армянского букваря.
Книгу читали Пушкин и Грибоедов. Она была переведена на немецкий, английский, грузинский и армянский (в переводе романиста Перча Прошяна) языки.
В 1814 в знак «беспредельной благодарности святой русской земле» Араратский преподнес в дар Императорской Публичной библиотеке через ее директора А.Н. Оленина рукописный сборник древнеармянских духовных гимнов-шараканов с превосходными миниатюрами, украшениями и собственноручной дарственной надписью на армянском языке (хранится в Отделе рукописей).
Араратский известен и как общественный деятель, через которого нередко осуществлялось общение Католикоса как политического главы армянского народа с русскими правительственными кругами. В частности, известно, что к нему обращались за содействием Католикос Епрем и архиепископ Нерсес Аштаракеци – будущий Католикос. В период, когда подверглись преследованиям нухинские армяне, Араратский взял на себя миссию их защиты через Синод.
Нажив себе врагов, покинул Петербург и некоторое время путешествовал по Европе, жил в Париже, побывал в арабских странах. Собирался совершить паломничество через Константинополь и Иерусалим.
Когда в 1823 при Лазаревском институте в Москве было учреждено Общество любителей древности, «губернский секретарь» Артемий Араратский стал действительным членом Общества.
В пожилом возрасте лет вернулся в Армению и ушел в монастырь. О дальнейшей его жизни известно лишь то, что в ноябре 1826 его встретил в Ахпатском монастыре Xачатур Абовян, а в 1827 его видел в Эчмиадзине генерал Н.Н. Муравьев–Карсский.
Родился в семье каменщика.
В 1797 переехал из Вагаршапата в Петербург. Русскому языку обучался по учебнику Катаринэ Халдаровой – жены первого армянского издателя в… Развернуть
Софро́ний Врача́нский (в миру Стойко Владиславов; 1739, Котел — 22 или 23 сентября (5 октября) 1813, Бухарест) — болгарский епископ и писатель, один из вдохновителей болгарского национального возрождения.
Владиславов родился в городе Котел, в Центральной Болгарии в 1739 году в семье продавца скота. В своём родном городе он посещал школу при монастыре, изучал греческие и славянские книги. Затем он стал работать ткачом, но сохранял интерес к религии и в 1762 году был рукоприложен в священники.
Работал учителем и писателем, затем встретился с Паисием Хилендарским, тот показал ему свою «Историю славяно-болгарскую», с которой Владиславов сделал список. Между 1770 и 1775 годами Владиславов посетил Святую гору Афон. В 1792 году он покинул Котел, затем служил в Карнобате, посетил Арбанаси. 17 (28) сентября 1794 года он стал епископом Врачанским под именем Софрония. Здесь он активно участвовал в общественной жизни, инициировал, по сообщению некоторых источников, отправку делегации от Врацы в Москву. Сафроний имел тесные связи с фанариотами.
В 1797 году он оставил кафедру из-за давления османов. 3 года он провёл в Видине, где сформулировал свои писательские цели. В 1803 году он переехал в Бухарест.
В период русско-турецкой войны 1806—1812 Софроний призывал болгар содействовать русским. Софроний умер в 1813 году, но точная дата его смерти неизвестна, но последний документ о нём датируется 2 августа.
Особенно много и успешно Софроний писал в Бухаресте. Он стал автором первой печатной книги в новоболгарской литературе — «Неделник», сборник правил и наставлений для всех церковных праздников. Один из пионеров издательского дела в Болгарии и создатель современного болгарского литературного языка. Также он написал свою автобиографию — «Житие и страдания грешного Софрония».
31 декабря 1964 года Патриарх Кирилл единоличным актом канонизировал Митропролита Врачанского Софрония.
Софроний Врачанский изображен на болгарских почтовых марках 1940 и 1989 года.
Софро́ний Врача́нский (в миру Стойко Владиславов; 1739, Котел — 22 или 23 сентября (5 октября) 1813, Бухарест) — болгарский епископ и писатель, один из вдохновителей… Развернуть
Князь Гавриил Петрович Гагарин (9 [20] января 1745 — 19 [31] января 1808 (1807), село Богословское Дмитровского уезда Московской губернии) — русский писатель, поэт, сенатор и министр из рода Гагариных. Действительный тайный советник (1800), при Павле I — член Императорского совета, при Александре I — министр коммерции. Один из крупнейших деятелей масонского движения в России.
Родился в семье князя Петра Ивановича Гагарина и Анны Михайловны (1715—1782), дочери киевского генерал-губернатора М. И. Леонтьева. Памятуя о своём родстве с Леонтьевыми, императрица Елизавета Петровна с юности опекала Гавриила.
В 1771—1772 годах он под фамилией Пензин со своим родственником А. Б. Куракиным и Н. П. Шереметевым совершил гран-тур по Европе (Лейден, Антверпен, Брюссель, Кале, Лондон, Париж) с целью дополнить своё образование. В январе 1773 года вернулся в Россию; полгода жил в Санкт-Петербурге, с июля 1773 года в качестве волонтера принимал участие в русско-турецкой войне. По представлению П. А. Румянцева произведён в премьер-майоры. В 1774 году он был пожалован в камер-юнкеры.
Успешно продвигался по служебной лестнице: 26 ноября 1781 года назначен обер-прокурором 6-го департамента Сената в Mоскве; в 1783 году пожалован в камергеры; 2 сентября 1793 назначен сенатором. Вёл весьма широкий образ жизни; для умножения доходов занимался небезупречными финансовыми операциями. По мнению Ф. В. Ростопчина, «этот князь Гагарин был человеком деловым, но развратным кутилой, опутанным долгами и потерявшим всякую репутацию».
Сблизился в великим князем Павлом Петровичем благодаря своим дальним родственникам братьям Паниным и А. Б. Куракину. Был посредником в их переписке. С восшествием на престол Павла I положение Гагарина ещё более упрочилось, в частности благодаря дружбе с П. В. Лопухиным, отцом фаворитки Павла, Гагарин стал членом императорского совета. 5 апреля 1797 года был награждён Александровской лентой и из казны были заплачены все его долги, в сумме 300 тысяч рублей. 2 января 1799 года получил орден св. Иоанна Иерусалимского. С 1799 года Гагарин был главным директором Государственного заемного банка, затем до конца 1801 — президентом Коммерц-коллегии. С 1800 года — действительный тайный советник.
С приходом 12(24) марта 1801 года к власти императора Александра I сохранил своё высокое положение при дворе. При нём Гагарин принял участие в работе Комиссии законов. Занимался вопросами заселения южной Сибири, шелковичного дела в России (совместно с П. X. Обольяниновым 22 февраля 1800 года им была составлена «Записка о распространении и усовершении шелковичного производства в полуденных губерниях Российской империи»), тарифом Кяхтинской таможни и др. При участии Гагарина 1 марта 1801 года был заключен торговый договор со Швецией. Входил в состав Непременного совета, состоявшего из 12 членов. Владел винокуренными заводами и занимался поставкой вина в казну.
Последние годы жизни он провёл в Москве в своём имении Богословское.
Князь Гагарин был заметным масонским деятелем. В 1775—1777 годах был досточтимым мастером в ложе «Равенство». С 1779 года после поездки в Швецию стал гроссмейстером «Великой национальной ложи России» (шведской системы), с 1780 года — великим префектом капитула «Феникс» в Санкт-Петербурге. Переехав в Москву в ноябре 1781 года, открыл там «Провинциальную ложу»; позднее возглавил ложу «Сфинкс». С 1782 года также входил в состав масонской филантропической организации «Дружеское учёное общество».
В начале XIX века он возобновил активную масонскую деятельность в ложе «Умирающий сфинкс», где выступал с речами.
Сочинения.
Увлекался литературной деятельностью, был близок и в переписке с известным митрополитом Московским Платоном, который очень ценил его благочестие и одобрял его литературные труды. Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) посвятил Гагарину своё сочинение, написанное ещё в 1787 году «Зерцало горячайшего ко Господу Богу духа». Гагарин часто встречался с дальним родственником жены, игуменов Корнилиева монастыря, Ювеналием (Воейковым).
В 1798 году в Синодальной типографии были напечатаны его книги богословско-философского содержания:
«Акафист апостолу и евангелисту Иоанну» (Москва, 1798)
«Акафист с службою и житием святому Димитрию Ростовскому» (Москва, 1798)
«Служба преподобному Феодосию Тотемскому с житием и чудесами» (Москва, 1798 и 1806)
В. А. Плавильщиков в «Росписи российским книгам» (СПб, 1820) указал Г. П. Гагарина автором «Эротических стихов», изданных его сыном Павлом в 1811 году. В 1813 году появились его автобиографические записки: «Забавы уединения моего в селе Богословском» (СПб., 1813).
Князь Гавриил Петрович Гагарин (9 [20] января 1745 — 19 [31] января 1808 (1807), село Богословское Дмитровского уезда Московской губернии) — русский писатель, поэт, сенатор и… Развернуть
Джон Адамс — американский политик, видный деятель Войны за независимость США, первый вице-президент и второй президент США (1797—1801). Юрист. Вместе с супругой Абигель Адамс стал основателем целой династии политиков. Его сын, Джон Куинси Адамс, стал шестым президентом США в 1825 году.
Родился 30 октября 1735 года (19 октября 1735 года по юлианскому календарю) в семье Джона Адама-старшего и Сюзанны Бойлстон Адамс в Брэйнтри (провинция Массачусетс-Бэй). Джон Адамс-младший был старшим ребёнком в семье и имел двух братьев — Питера и Илайхью, который умер от болезни во время осады Бостона в 1775 году.
Окончил Гарвардский университет в 1755 году, работал учителем в школе. Отказавшись от карьеры священника, стал изучать право. Был допущен к адвокатской практике в 1758 году. В 1764 году женился на своей троюродной сестре Абигейл Смит, дочери пастора, обладавшей высоким интеллектом и уверенностью в себе.
Джон Адамс стал одним из виднейших адвокатов Бостона. В 1770 году, после так называемой Бостонской резни, к нему за защитой обратились британские солдаты, обвинённые в убийстве пяти гражданских лиц. Адамс взялся за это дело, несмотря на риск погубить свою репутацию. Он успешно провёл защиту: шестеро солдат были оправданы, а те двое, которые непосредственно стреляли в толпу, признаны виновными в непредумышленном убийстве.
Под влиянием двоюродного брата Сэмьюэла Адамса он примкнул к радикальному крылу «патриотов», но постоянно оставался поклонником «старой» английской конституции, которую высоко ценила оппозиция вигов в Англии. Демонстрации с применением силы были так же противны ему, как и, с его точки зрения, неприемлемые правовые притязания английского парламента. Начал политическую карьеру как критик Закона о гербовом сборе, приобретя известность статьями, напечатанными в «Bostongazette» и в 1768 году перепечатанными в Лондоне под названием «Essay on the Canon and Feudal Law».
В 1774 году выбран в Массачусетский национальный конгресс.
Участвовал в Первом и Втором Континентальных конгрессах. Его подпись стоит под текстом Декларации независимости, в составлении которой он принял непосредственное участие. Предложил назначить Джорджа Вашингтона командующим Континентальной армии.
Сыграл важнейшую роль в создании конституции штата Массачусетс (1779).
В 1777—1779 — посланник во Франции, первоначально достиг немногого на дипломатическом поприще.
В 1780 году отправлен послом в Голландию, где сумел приобрести своему государству расположение правительства и общественного мнения, также дипломатическое признание.
В 1783 году участвовал в составлении Парижского мирного договора.
В 1785 году заключил в Гааге знаменитый в международном праве прусско-американский торговый договор.
В 1785—1788 — первый американский посол в Великобритании, в Лондоне издал «Defence of the Constitution and Governement of the United States» (3 т. 1787 года).
Вернувшись в 1788 году на родину, он во главе федералистской партии приступил к изменениям в государственном устройстве, после чего был избран вице-президентом в 1789 году.
В 1789—1797 — вице-президент США, проявил себя как консервативный политик, однако был посредником в конфликте между Александром Гамильтоном и Томасом Джефферсоном.
Президентские выборы 1796 года были первыми с участием политических партий. Во время президентской кампании, вместо того чтобы активно участвовать в ней, Адамс оставался дома в своем городе Куинси. Агитационную кампанию за него проводила партия. В итоге, Джон Адамс победил в северных штатах, Томас Джефферсон — в южных. Президентом США был избран Адамс, вступивший в должность 4 марта 1797 года.
Вскоре после окончания президентского срока Адамс объявил об окончании своей политической карьеры. Но, находясь на покое, продолжал вести оживлённую переписку на политические темы, в том числе со своим основным оппонентом Томасом Джефферсоном, который в это время стал третьим президентом США.
В 1801 году Джефферсон был избран в президенты. Адамс удалился в Куинси, где предался литературе и фермерству. Там он также участвовал в комиссии для пересмотра государственного устройства штата Массачусетс.
Джон Адамс умер 4 июля 1826 года, ровно через 50 лет после принятия Декларации независимости. Его последними словами были: «Томас Джефферсон ещё жив». В действительности Джефферсон, его главный политический соперник, уже был мёртв. Он умер в тот же день, несколькими часами ранее.
Джон Адамс — американский политик, видный деятель Войны за независимость США, первый вице-президент и второй президент США (1797—1801). Юрист. Вместе с супругой Абигель Адамс… Развернуть
Charlotte Turner Smith (4 May 1749 – 28 October 1806) was an English Romantic poet and novelist. She initiated a revival of the English sonnet, helped establish the conventions of Gothic fiction, and wrote political novels of sensibility.
Smith was born into a wealthy family and received a typical education for a woman during the late 18th century. However, her father's reckless spending forced her to marry early. In a marriage that she later described as prostitution, she was given by her father to the violent and profligate Benjamin Smith. Their marriage was deeply unhappy, although they had twelve children together. Charlotte joined Benjamin in debtor's prison, where she wrote her first book of poetry, Elegiac Sonnets. Its success allowed her to help pay for Benjamin's release. Benjamin's father attempted to leave money to Charlotte and her children upon his death, but legal technicalities prevented her from ever acquiring it.
Charlotte Smith eventually left Benjamin and began writing to support their children. Smith's struggle to provide for her children and her frustrated attempts to gain legal protection as a woman provided themes for her poetry and novels; she included portraits of herself and her family in her novels as well as details about her life in her prefaces. Her early novels are exercises in aesthetic development, particularly of the Gothic and sentimentality. "The theme of her many sentimental and didactic novels was that of a badly married wife helped by a thoughtful sensible lover" (Smith's entry in British Authors Before 1800: A Biographical Dictionary Ed. Stanley Kunitz and Howard Haycraft. New York: H.W. Wilson, 1952. pg. 478.) Her later novels, including The Old Manor House, often considered her best, support the ideals of the French Revolution.
Smith was a successful writer, publishing ten novels, three books of poetry, four children's books, and other assorted works, over the course of her career. She always saw herself as a poet first and foremost, however, as poetry was considered the most exalted form of literature at the time. Smith's poetry and prose was praised by contemporaries such as Romantic poets William Wordsworth and Samuel Taylor Coleridge as well as novelist Walter Scott. After 1798, Smith's popularity waned and by 1803 she was destitute and ill—she could barely hold a pen. She had to sell her books to pay off her debts. In 1806, Smith died. Largely forgotten by the middle of the 19th century, her works have now been republished and she is recognized as an important Romantic writer.
Smith was born on 4 May 1749 in London and baptized on 12 June; she was the oldest child of well-to-do Nicholas Turner and Anna Towers. Her two younger siblings, Nicholas and Catherine Ann, were born within the next five years. Smith's childhood was shaped by her mother's early death (probably in giving birth to Catherine) and her father's reckless spending. After losing his wife, Nicholas Turner travelled and the children were raised by Lucy Towers, their maternal aunt (when exactly their father returned is unknown). At the age of six, Charlotte went to school in Chichester and took drawing lessons from the painter George Smith. Two years later, she, her aunt, and her sister moved to London and she attended a girls school in Kensington where she learned dancing, drawing, music, and acting. She loved to read and wrote poems, which her father encouraged. She even submitted a few to the Lady's Magazine for publication, but they were not accepted.
Smith's father encountered financial difficulties upon his return to England and he was forced to sell some of the family's holdings and to marry the wealthy Henrietta Meriton in 1765. Smith entered society at the age of twelve, leaving school and being tutored at home. On 23 February 1765, at the age of fifteen, she married Benjamin Smith, the son of Richard Smith, a wealthy West Indian merchant and a director of the East India Company. The proposal was accepted for her by her father;[1] forty years later, Smith condemned her father's action, which she wrote had turned her into a "legal prostitute".[2]
Smith's marriage was unhappy. She detested living in commercial Cheapside (the family later moved to Southgate and Tottenham) and argued with her in-laws, who she believed were unrefined and uneducated. They, in turn, mocked her for spending time reading, writing, and drawing. Even worse, Benjamin proved to be violent, unfaithful, and profligate. Only her father-in-law, Richard, appreciated her writing abilities, although he wanted her to use them to further his business interests.[2] Richard Smith owned plantations in Barbados and he and his second wife brought five slaves to England, who, along with their descendants, were included as part of the family property in his will. Although Charlotte Smith later argued against slavery in works such as The Old Manor House (1793) and "Beachy Head", she herself benefited from the income and slave labor of Richard Smith's plantations.[1]
In 1766, Charlotte and Benjamin had their first child, who died the next year just days after the birth of their second, Benjamin Berney (1767–77). Between 1767 and 1785, the couple had ten more children: William Towers (1768–), Charlotte Mary (c. 1769–), Braithwaite (1770–), Nicholas Hankey (1771–1837), Married Anni Petroose (1779-1843), Charles Dyer (1773–), Anna Augusta (1774–94), Lucy Eleanor (1776–), Lionel (1778–1842), Harriet (c. 1782–), and George (c.1785–). Only six of Smith's children survived her.
Smith assisted in the family business that her husband had abandoned by helping Richard Smith with his correspondence. She persuaded Richard to set Benjamin up as a gentleman farmer in Hampshire and lived with him at Lys Farm from 1774 until 1783. Worried about Charlotte's future and that of his grandchildren and concerned that his son would continue his irresponsible ways, Richard Smith willed the majority of his property to Charlotte's children. However, because he had drawn up the will himself, the documents contained legal problems. The inheritance, originally worth nearly £36,000, was tied up in chancery after his death in 1776 for almost forty years. Smith and her children saw little of it.[1] (It has been proposed that this real case may have inspired the famous fictional case of Jarndyce and Jarndyce, in Dickens's Bleak House.) In fact, Benjamin illegally spent at least a third of the legacy and ended up in King's Bench Prison in December 1783. Smith moved in with him and it was in this environment that she wrote and published her first work, Elegiac Sonnets (1784). Elegiac Sonnets achieved instant success, allowing Charlotte to pay for their release from prison. Smith's sonnets helped initiate a revival of the form and granted an aura of respectability to her later novels (poetry was considered the highest art form at the time). Smith revised Elegiac Poems several times over the years, eventually creating a two-volume work.
After Benjamin Smith was released from prison, the entire family moved to Dieppe, France to avoid further creditors. Charlotte returned to negotiate with them, but failed to come to an agreement. She went back to France and in 1784 began translating works from French into English. In 1787 she published The Romance of Real Life, consisting of translated selections from François Gayot de Pitaval's trials. She was forced to withdraw her other translation, Manon Lescaut, after it was argued that the work was immoral and plagiarized. In 1786, she published it anonymously.
In 1785, the family returned to England and moved to Woolbeding House near Midhurst, Sussex.Smith's relationship with her husband did not improve and on 15 April 1787, after twenty-two years of marriage, she left him. She wrote that she might “have been contented to reside in the same house with him”, had not “his temper been so capricious and often so cruel” that her “life was not safe”. When Charlotte left Benjamin, she did not secure a legal agreement that would protect her profits—he would have access to them under English primogeniture laws.Smith knew that her children's future rested on a successful settlement of the lawsuit over her father-in-law's will, therefore she made every effort to earn enough money to fund the suit and retain the family's genteel status.
Smith claimed the position of gentlewoman, signing herself "Charlotte Smith of Bignor Park" on the title page of Elegiac Sonnets. All of her works were published under her own name, "a daring decision" for a woman at the time. Her success as a poet allowed her to make this choice. Throughout her career, Smith identified herself as a poet. Although she published far more prose than poetry and her novels brought her more money and fame, she believed poetry would bring her respectability. As Sarah Zimmerman explains in the Oxford Dictionary of National Biography, "She prized her verse for the role it gave her as a private woman whose sorrows were submitted only reluctantly to the public."
After separating from her husband, Smith moved to a town near Chichester and decided to write novels, as they would make her more money than poetry. Her first novel, Emmeline (1788), was a success, selling 1500 copies within months. She wrote nine more novels in the next ten years: Ethelinde (1789), Celestina (1791), Desmond (1792), The Old Manor House (1793), The Wanderings of Warwick (1794), The Banished Man (1794), Montalbert (1795), Marchmont (1796), and The Young Philosopher (1798). Smith began her career as a novelist during the 1780s at a time when women's fiction was expected to focus on romance and to foreground "a chaste and flawless heroine subjected to repeated melodramatic distresses until reinstated in society by the virtuous hero". Although Smith's novels employed this structure, they also incorporated political commentary, particularly support of the French Revolution, through the voices of male characters. At times, she challenged the typical romance plot by including "narratives of female desire" or "tales of females suffering despotism". Smith's novels contributed to the development of Gothic fiction and the novel of sensibility.
Smith's novels are autobiographical. While a common device at the time, Antje Blank writes in The Literary Encyclopedia, "few exploited fiction's potential of self-representation with such determination as Smith".[2] For example, Mr. and Mrs. Stafford in Emmeline are portraits of Charlotte and Benjamin. The prefaces to Smith's novels told the story of her own struggles, including the deaths of several of her children. According to Zimmerman, "Smith mourned most publicly for her daughter Anna Augusta, who married an émigré...and died aged twenty in 1795." Smith's prefaces positioned her as both a suffering sentimental heroine as well as a vocal critic of the laws that kept her and her children in poverty.
Smith's experiences prompted her to argue for legal reforms that would grant women more rights, making the case for these reforms through her novels. Smith's stories showed the "legal, economic, and sexual exploitation" of women by marriage and property laws. Initially readers were swayed by her arguments and writers such as William Cowper patronized her. However, as the years passed, readers became exhausted by Smith's stories of struggle and inequality. Public opinion shifted towards the view of poet Anna Seward, who argued that Smith was "vain" and "indelicate" for exposing her husband to "public contempt".
Smith moved frequently due to financial concerns and declining health. During the last twenty years of her life, she lived in: Chichester, Brighton, Storrington, Bath, Exmouth, Weymouth, Oxford, London, Frant, and Elstead. She eventually settled at Tilford, Surrey.
Smith became involved with English radicals while she was living in Brighton from 1791 to 1793. Like them, she supported the French Revolution and its republican principles. Her epistolary novel Desmond tells the story of a man who journeys to revolutionary France and is convinced of the rightness of the revolution and contends that England should be reformed as well. The novel was published in June 1792, a year before France and England went to war and before the Reign of Terror began, which shocked the British public, turning them against the revolutionaries. Like many radicals, Smith criticized the French, but she still endorsed the original ideals of the revolution. In order to support her family, Smith had to sell her works, thus she was eventually forced to, as Blank explains, "tone down the radicalism that had characterised the authorial voice in Desmond and adopt more oblique techniques to express her libertarian ideals". She therefore set her next novel, The Old Manor House (1793), during the American Revolutionary War, which allowed her to discuss democratic reform without directly addressing the French situation. However, in her last novel, The Young Philosopher (1798), Smith wrote a final piece of "outspoken radical fiction". Smith's protagonist leaves Britain for America, as there is no hope for a reform in Britain.
The Old Manor House is "frequently deemed [Smith's] best" novel for its sentimental themes and development of minor characters. Novelist Walter Scott labeled it as such and poet and critic Anna Laetitia Barbauld chose it for her anthology of The British Novelists (1810). As a successful novelist and poet, Smith communicated with famous artists and thinkers of the day, including musician Charles Burney (father of Frances Burney), poet Samuel Taylor Coleridge, scientist and poet Erasmus Darwin, lawyer and radical Thomas Erskine, novelist Mary Hays, playwright Richard Brinsley Sheridan, and poet Robert Southey.[1] A wide array of periodicals reviewed her works, including the Anti-Jacobin Review, the Analytical Review, the British Critic, The Critical Review, the European Magazine, the Gentleman's Magazine, the Monthly Magazine, and the Universal Magazine.
Smith earned the most money between 1787 and 1798, after which she was no longer as popular; several reasons have been suggested for the public's declining interest in Smith, including "a corresponding erosion of the quality of her work after so many years of literary labour, an eventual waning of readerly interest as she published, on average, one work per year for twenty-two years, and a controversy that attached to her public profile" as she wrote about the French revolution.[1] Both radical and conservative periodicals criticized her novels about the revolution. Her insistence on pursuing the lawsuit over Richard Smith's inheritance lost her several patrons. Also, her increasingly blunt prefaces made her less appealing to the public.
In order to continue earning money, Smith began writing in less politically charged genres. She published a collection of tales, Letters of a Solitary Wanderer (1801–02) and the play What Is She? (1799, attributed). Her most successful new foray was into children's literature: Rural Walks (1795), Rambles Farther (1796), Minor Morals (1798), and Conversations Introducing Poetry (1804). She also wrote two volumes of a history of England (1806) and A Natural History of Birds (1807, posthumous). She also returned to writing poetry and Beachy Head and Other Poems (1807) was published posthumously. Publishers did not pay as much for these works, however, and by 1803, Smith was poverty-stricken. She could barely afford food and had no coal. She even sold her beloved library of 500 books in order to pay off debts, but feared being sent to jail for the remaining £20.
Smith complained of gout for many years (it was probably rheumatoid arthritis), which made it increasingly difficult and painful for her to write. By the end of her life, it had almost paralyzed her. She wrote to a friend that she was "literally vegetating, for I have very little locomotive powers beyond those that appertain to a cauliflower". On 23 February 1806, her husband died in a debtors' prison and Smith finally received some of the money he owed her, but she was too ill to do anything with it. She died a few months later, on 28 October 1806, at Tilford and was buried at Stoke Church, Stoke Park, near Guildford. The lawsuit over her father-in-law's estate was settled seven years later, on 22 April 1813, more than thirty-six years after Richard Smith's death.
Charlotte Turner Smith (4 May 1749 – 28 October 1806) was an English Romantic poet and novelist. She initiated a revival of the English sonnet, helped establish the conventions… Развернуть
Аббат Жан-Франсуа Жоржель ( l'abbé Georgel) - настоятель и член ордена иезуитов, секретарь и доверенное лицо кардинала Рогана, епископа Страсбурга. Известен своими воспоминаниями о Великой Французской революции, которые были впследствие изданы в 6-ти томах. декабря 1799 по май 1800 гг. находился в Санкт-Петербурге в качестве одного из представителей Мальтийского ордена. Оставил подробное описание своего пребывания в России.
Аббат Жан-Франсуа Жоржель ( l'abbé Georgel) - настоятель и член ордена иезуитов, секретарь и доверенное лицо кардинала Рогана, епископа Страсбурга. Известен своими… Развернуть
Карл Линне́й (швед. Carl Linnaeus, Carl Linné, лат. Carolus Linnaeus, после получения дворянства в 1761 году — Карл фон Линне, Carl von Linné; 23 мая 1707, Росхульт — 10 января 1778, Уппсала) — шведский естествоиспытатель и врач; создатель единой системы классификации растительного и животного мира, ещё при жизни принесшей ему всемирную известность, в ней были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. Среди главных заслуг Линнея — определение понятия биологического вида, внедрение в активное употребление биноминальной (бинарной) номенклатуры и установление чёткого соподчинения между систематическими (таксономическими) категориями.
Линней — самый известный шведский учёный-естествоиспытатель. В Швеции его ценят также как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну, изучил своеобразие шведских провинций и увидел, «как одна провинция может помочь другой». Шведы ценят даже не столько работы Линнея по флоре и фауне Швеции, сколько его описания своих путешествий; эти дневниковые записи, наполненные конкретикой, богатые противопоставлениями, изложенные ясным языком, до сих пор переиздаются и читаются. Линней — один из тех деятелей науки и культуры, с которыми связано окончательное становление литературного шведского языка в его современном виде.
Член Шведской королевской академии наук (1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (1762) и ряда других научных обществ и академий.
Карл Линне́й (швед. Carl Linnaeus, Carl Linné, лат. Carolus Linnaeus, после получения дворянства в 1761 году — Карл фон Линне, Carl von Linné; 23 мая 1707, Росхульт — 10 января… Развернуть
Томас Купер — ученый и общественный деятель-просветитель. Родился и получил образование в Англии. В Оксфорде и Лондоне он изучал право, философию, медицину и химию. В 1781 г. Купер сблизился с философом-материалистом Джозефом Пристли, который оказал большое влияние на развитие его мировоззрения. С 1780-х годов научная и общественная деятельность были связаны с Манчестером. Здесь он был принят в Литературное и философское общество, явился одним из создателей Общества по запрещению работорговли. В докладах и статьях на философские и политические темы Купер выступал как просветитель за распространение знаний, за демократические реформы, против «тиранических» (т. е. феодальных) режимов, против «системы политического угнетения». Молодой Купер заслуженно приобрел славу смелого ученого и прогрессивного мыслителя. Именно его радикальные взгляды, по мнению Пристли, послужили препятствием для принятия его в члены Королевского общества (Академии наук). Французская революция послужила сильным толчком для роста демократического движения в Англии. Купер явился активным деятелем Манчестерского конституционного общества, которое направило его в 1792 г. в Париж для установления связей с якобинским клубом. Энергичные выступления Купера в защиту французской революции, против Э. Бёрка и в поддержку Пейна послужили причиной яростных нападок на него со стороны реакционных элементов. В 1791 г. Купер был изгнан из Манчестерского литературного и философского общества. В 1792 г. в Манчестере была разгромлена редакция газеты, которую редактировал Купер, а сам он едва избежал ареста. В 1794 г. Купер и Пристли вместе с семьями из-за преследований вынуждены были покинуть Англию и уехать в США.
В Соединенных Штатах Купер присоединился к республиканской партии Джефферсона и как редактор нортумберлендской газеты отстаивал демократические завоевания американской войны за независимость от посягательств крупной буржуазии и плантаторов, проводником политики которых была партия федералистов. За критику в печати реакционной политики правительства Дж. Адамса Купер был обвинен в «подстрекательстве к мятежу» и осужден на шестимесячное тюремное заключение и денежный штраф. В избирательной кампании 1800 г. Купер решительно поддержал Джефферсона, и это способствовало укреплению их дружбы. Джефферсон потом не раз помогал Куперу.
В 1804—1811 гг. Купер служил окружным судьей в штате Пенсильвания. Уже в эти годы обнаруживается поправение его политических взглядов. Постепенно Купер отказывается от былого демократизма и поддерживает установившееся в США господство буржуазии и плантаторов. Он выступает против расширения избирательных прав, за усиление исполнительной власти, а затем и с поддержкой плантационного рабства на юге.
Что касается философских взглядов Купера, то они по-прежнему оставались материалистическими и были направлены против попыток духовенства мешать развитию в США научного исследования. Воинственный антиклерикализм Купера, его слабо прикрытый атеизм явились причиной многих трудностей, с которыми ему пришлось встретиться на своем жизненном пути. В 1811 г. Купер лишь благодаря помощи влиятельного Бенджамина Раша получил работу в Карлейль-колледже в Пенсильвании, где до 1815 г. читал лекции по химии. В 1816—1819 гг. Купер был профессором химии и минералогии в Пенсильванском университете. В 1819 г. он был избран профессором основанного Джефферсоном Вирджинского университета, но в том же году клерикальные круги штата добились отстранения его от работы. Джефферсон писал, что это решение его огорчило, так как в Купере он видел «краеугольный камень» университета. Купер уехал в Южную Каролину, где оставался до конца жизни, как профессор колледжа преподавал химию, политическую экономию, изящную словесность и другие науки и в продолжение двенадцати лет был президентом колледжа. Все эти годы работы в Южной Каролине Купер неустанно пропагандировал естественнонаучные материалистические представления и вследствие этого находился в конфликте с церковными кругами штата, отношения с которыми нередко принимали острый характер.
В истории американской общественной и научной мысли энциклопедически образованный Купер известен благодаря своим сочинениям в различных областях знания. Его «Лекции об элементах политической экономии» (1826). явившиеся первым американским учебником, были отмечены К. Марксом и Ф. Энгельсом; широкой известностью пользовались лекции Купера по химии и др. Еще в бытность в Англии Купер опубликовал доклад «Обзор споров о материализме», позже включенный в его сборник «Трактаты этические, теологические и политические» («Tracts ethical, theological and political». Warrington, 1789). В 1806 г. совместно с сыном Дж. Пристли Купер публикует «Воспоминания Дж. Пристли» и снабжает их своими обширными комментариями («Memoirs of Dr. Joseph Priestley, to the year 1795, written by himself: with a Continuation, to the time of his decease, by his Son, Joseph Priestley: and Observations on his writings, by Thomas Cooper, president judge of the ourth district of Pennsylvania, and the Rev. William Christie», 2 vols.) В 1823 г. в Филадельфии были изданы трактаты Купера «Обзор метафизических и физиологических аргументов в защиту материализма» и «Материализм Священного писания» («The scripture doctrine of materialism»). Оба этих трактата и два других своих сочинения Купер включил в качестве приложения к своему переводу на английский язык труда французского врача Ф. Бруссэ «О раздражительности и сумасшествии» (F. J. Broussais. On irritation and insanity. Columbia, South Carolina, 1831).
Многочисленные труды Т. Купера, пионера материалистической мысли в США, публиковавшиеся при его жизни открыто или анонимно, после его смерти не были собраны воедино и изданы. Исключение составляют фрагменты из «Обзора аргументов», публикуемые в хрестоматиях по истории философии.
Томас Купер — ученый и общественный деятель-просветитель. Родился и получил образование в Англии. В Оксфорде и Лондоне он изучал право, философию, медицину и химию. В 1781 г.… Развернуть
Николай Петрович Осипов (1751, Санкт-Петербург — 19 (30) мая 1799, Санкт-Петербург) — русский писатель, поэт, переводчик, автор множества компилятивных книг и переводов; государственный служащий, служил в Тайной канцелярии. Наиболее известен как автор ироикомической поэмы «Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку» (1791).
По собственным словам, происходил «от отца приказной службы». Получил домашнее образование, затем обучался в пансионе французскому и немецкому языкам, математике, архитектуре.
Поступил в 1769 году на военную службу солдатом в лейб-гвардии Измайловский полк, где в 1771 произведен в капралы. С сент. 1770 по сент. 1771 посещал кадетскую роту для солдат гвардейских полков при лейб-гвардии Измайловском полку, где преподавались фр. и нем. языки, математика и т. д.
Вместе с Н. А. Львовым, Н. и П. Ермолаевыми, обучавшимися здесь же, решили издавать рукописный журнал «Труды разумных общников». Журнал этот, переименованный сотрудниками на более скромный лад «Труды четырех общников», стал заполняться с 17 марта 1771 г. Н. Осипов был самым деятельным его сотрудником. Поощряемый своим товарищем Львовым, Осипов усердно заполнял страницы этого журнала, поместив в нем около сорока стихотворений и несколько прозаических отрывков. Это были преимущественно мелкие стихотворения; среди них много переводов с французского (из Фенелона и Буало) и немецкого (из Геллерта и Каница).
Журналу не суждено было долгое существование. В мае сотрудники перессорились по поводу эпиграммы П. Ермолаева на Львова, на которую Львов отвечал резкой «сатирой». До тех пор журнал заполнялся с промежутками от одного до семи дней (в среднем раз в четыре дня). После литературной перебранки в заполнении журнала наступает перерыв. Он возобновляется после 14 мая (день появления сатиры Львова) только 28 июня и по видимому продолжается силами одного Осипова. Это единоличное издание журнала не принесло удовлетворения автору, и 22 июля журнал прекратился.
О восхищении личностью Н. А. Львова и о завязавшейся тогда же дружбе свидетельствует акростих Осипова «Соннет» (по вертикали читается: «Николаю Львову»). Из посвящения Львову «Подробного словаря для сельских и городских охотников...» (1791—1792. Ч. 1—2), составленного и отчасти переведенного Осиповым из различных источников, явствует также, что позднее Львов способствовал предоставлению Осипову заказов на переводы и всячески ему покровительствовал.
В 1773 Осипов перешел в армейский Владимирский пехотный полк в чине прапорщика; в 1779 произведен в подпоручики, в 1781 году по болезни от воинской службы отставлен с награждением чином поручика. Ко времени службы в полку относятся первые литературные занятия Осипова.
После отставки существовал литературным трудом, переводил с французского и немецкого языков (в т. ч. для П. И. Богдановича). Долгое время не выходило ни одной книги за его подписью и только в 1789 году имя Осипова впервые встречается в числе других переводчиков в русском издании сочинений Фридриха II, короля прусского.
К 1790 году Осипов жил «у Владимирской, по улице от кабака ведерного против первого двора Зеленова, в худеньком домике».
Этот год стал переломным в жизни Осипова - вышло в свет «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Немедля по приказанию Екатерины II, тайный советник С.И. Шешковский учиняет розыски. Допросы начались с самого Радищева и книгопродавца Герасима Зотова. Книгопродавец среди покупателей «Путешествия» назвал «какого-то сочинителя Николая Петрова». Так как в показаниях Зотова этот сочинитель фигурировал несколько раз, Екатерина приказала его разыскать и допросить.
На допросе Осипов произвел благоприятное впечатление и 24 декабря 1790 года был принят на службу в Главное Почтовое Правление, где именным указом от 2 сентября 1793 года был пожалован чином титулярного советника, а 16 декабря 1796 года пожалован в коллежские асессоры и определён в Секретную почтовую экспедицию и в Тайную канцелярию переводчиком. Осипов пользовался, видимо, покровительством своего начальника С. И. Шешковского, сыну которого посвятил две первые части «Вергилиевой Енейды, вывороченной наизнанку»
С 1798 года Осипов издавал журнал «Что-нибудь от безделья» (вышло 7 номеров), заполнявшийся исключительно статьями самого издателя, большая часть которых была нравоучительного характера («Дружба», «Счастье», «Постоянство», «Терпение», «Сатана»), произведениями и переводами, из которых заслуживают внимания очерк Осипова «Вольтер», «Послание Сервантеса к студентам», повесть «Видение тенерифского пустынника». В 1800 году журнал был переиздан в типографии СПб. губ. правления с дополнением еще семнадцати номеров, видимо, по оставшимся после смерти Осипова рукописям.
Сочинения и переводы Осипова многочисленны и разнообразны. В перечне их есть переводы классических западных произведений, беллетристических, а также сочинений по домоводству: «Старинная русская ключница и стряпуха» (СПб., 1790), «Новейший и совершенный русский конский знаток» (1791), «Карманная книга сельского и домашнего хозяйства» (1791 и 1793) и др.
Наибольшую известность Осипов приобрёл как автор бурлескной поэмы «Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку» (1791), после выхода первой части получившей в целом положительную оценку Н.М. Карамзина в рецензии, опубликованной в 1792 году. Поэма Осипова имела значительный успех, позднее как ее вольное переложение была создана «Энеида» Ивана Котляревского (1798), В свою очередь, «Энеида» Осипова может быть названа переделкой или вольным переводом «Virgils Aeneis, travestiert» Блюмауэра, подражавшего «Le Virgile travesty en vers burlesques» Скаррона.
Осипов весьма близко следует за Блюмауэром, передавая последовательно его строфы в семь стихов своими строфами в десять и заменяя главным образом подробности немецкого быта подробностями быта русского. Некоторые эпизоды принадлежат самому Осипову и представляют собой, т. о., самостоятельную переделку «Энеиды» Вергилия. Осипов также устранил антиклерикальные элементы поэмы Блюмауэра и усилил комическую сторону. «Энеида» противостояла торжественным, парадным классическим эпопеям. Комический эффект достигался тем, что самые обыкновенные, в основном бытовые, смешные, события описывались в ней высоким «слогом». Для языка поэмы показательна ориентация на разговорную речь мещанского сословия и в какой-то мере на устную речь крестьянства.
После написания «Энеиды» Осипов приобрел широкую известность. В книге «Описанiе столичнаго города Санкт-Петербурга» Иоганна Готлиба Георги за 1794 год в списке проживающих в Петербурге писателей на стр. 560 указано: «Осипов Ник. Переводчик при Почтамте, Виргилиева Енеида, вывороченная на изнанку.».
Несколько меньшим успехом, чем «Энеида», пользовались «Овидиевы любовные творения», переработанные Осиповым «во вкусе шутливой Энеиды» в 1798 году (изданы посмертно в 1803 г.).
Среди сочинений Осипова — одна из ранних русских утопий «Несбыточные путешествия в небывалые стороны света» (1799), где сделана попытка нарисовать более справедливое общество, чем то, современником которого был автор.
Осиповым написаны, кроме того, следующие книги: «Не прямо в глаз, а в саму бров» (1790), где речь идет о нравах и пороках общества, а в целом это пародия на «вымышленные» произведения; «Любопытный, загадчивый, угадчивый и предсказчивый месяцеслов на 1796 год и на следующие. Для молодых красавиц» (1795); «Несбыточные путешествия в небывалые стороны света» (1799)
Из многочисленных переводов Осипова наиболее значительны «Английские письма, или Приключения госпожи Клевеландши, описанные ею самою» (1790—1791. Ч. 1—2; 2-е изд. 1794), «Достопамятная жизнь Клариссы Гарлов, истинная повесть» (1791—1792. Ч. 1—6) С. Ричардсона, «Неслыханный чудодей, или Необычайные и удивительнейшие подвиги и приключения храброго и знаменитого странствующего рыцаря Дон Кишота» (1791) М. Сервантеса, «Гонзальв Кордуанский, или Обратно завоеванная Гренада» (1793) Ж. Флориана. Осипову принадлежит также перевод переделанной Г.-А. Бюргером книги Р.-Э. Распе о Мюнхгаузене под названием «Не любо не слушай, а лгать не мешай» (1791).
В архиве Г. Р. Державина хранится список поэмы «Душенька. Древнее повествование в вольных стихах» — эротической переделки одноименной поэмы Ип. Ф. Богдановича, приписанной Осипову.
Николай Петрович Осипов (1751, Санкт-Петербург — 19 (30) мая 1799, Санкт-Петербург) — русский писатель, поэт, переводчик, автор множества компилятивных книг и переводов;… Развернуть
ЭЛИЯ́ХУ БЕН ШЛОМО́ ЗА́ЛМАН (известен как דער ווילנער גאון, Дер вилнер гоэн — `Виленский Гаон`, הַגָּאוֹן הֶחָסִיד, Ха-гаон хе-хасид — `Благочестивый гаон`, Элияху Гаон, הַגְרָ"א, Ха-Гра — акроним הַגָּאוֹן רַבִּי אֵלִיָּהוּ, Ха-гаон рабби Элияху; 1720, Селец, Брестское воеводство, Польша, ныне Брестская область, Беларусь, – 1797, Вильно, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, раввин, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства. Среди его предков были знаменитые раввины и ученые: Ицхак Кремер — раввин Вильно, Моше бен Цви Нафтали Хирш Софер Рибкас (умер в 1671/72 г.) — автор галахического труда «Беер ха-гола» («Кладезь изгнания») и др. С раннего детства Элияху бен Шломо Залман обратил на себя внимание исключительными способностями. В отличие от веками установленного порядка Элияху бен Шломо Залман учился самостоятельно (лишь в 1727 г. он недолгое время занимался с рабби Моше Маргалиотом в Кейданах). Вне рамок иешив он не подвергся влиянию рутинных методов изучения Талмуда. Помимо Письменного и Устного Законов и раввинистической литературы Элияху бен Шломо Залман в процессе самообразования большое место уделял постижению теоретической каббалы (некоторое время увлекался даже практической каббалой). Он также изучал светские дисциплины, в том числе астрономию, геометрию, алгебру.
Женившись в возрасте 18 лет, Элияху бен Шломо Залман целиком отдался учебе. Спустя два года он, подобно многим подвижникам той эпохи, один отправился в так называемый галут (`изгнание`) и в течение пяти лет странствовал по еврейским общинам Польши и Германии. Уже тогда Элияху бен Шломо Залман славился в еврейском ученом мире своей эрудицией, о чем свидетельствует тот факт, что рабби И. Эйбеншюц в своем споре с рабби Я. Эмденом апеллировал (1755) к авторитету Элияху бен Шломо Залмана, «слава которого велика в Польше, Берлине, Лиссе и во всех местах, где он странствовал». В 1745 г. Элияху бен Шломо Залман поселился в Вильно, где прожил до конца жизни. Отказавшись занять пост раввина, он посвятил жизнь изучению Талмуда (в особенности Иерусалимского Талмуда, чем привлек внимание всех изучающих Устный Закон в Восточной Европе к этому источнику) и раввинистической литературы. С 1760-х гг. Элияху бен Шломо Залман стал наиболее авторитетной фигурой Восточной Европы среди раввинов, руководителей и преподавателей иешив, знатоков Талмуда и Галахи. Около 1785 г. община Вильно назначила ему еженедельное содержание, которое было выше жалованья председателя раввинского суда (ав бет-дин, см. Бет-дин), раввина или штадлана. Элияху бен Шломо Залман не занимал никакой общественной должности, и финансовая помощь общины свидетельствует о высоком почтении, с которым к нему относились.
Элияху бен Шломо Залман вел аскетический и отшельнический образ жизни. По рассказам сыновей, он спал не больше двух часов в сутки и лишь по полчаса подряд. Обычно Элияху бен Шломо Залман делал свои пометки на полях изучаемых книг. В 1760 г. он начал читать лекции группе выдающихся ученых-талмудистов. Владелец соседнего дома устроил у себя «молитвенную комнату», которая в дальнейшем превратилась в бет-мидраш (клойз) Элияху бен Шломо Залмана. Многие из учеников Элияху бен Шломо Залмана, включая Хаима Воложинера, братьев Менахема Мендла (умер в 1827 г.) и Симху Бунема из Шклова, записывали его высказывания, пояснения и толкования; сам Виленский Гаон обычно не записывал свои мысли.
К этому времени Элияху бен Шломо Залман начал выражать свое мнение по ряду общественных вопросов. Его интеллектуальное и духовное влияние продолжало расти, и, согласно свидетельству современника, «никакая важная деятельность была невозможна без его ведома».
Элияху бен Шломо Залман проявлял интерес к нерелигиозным областям знаний, хотя и видел в них лишь вспомогательное средство к пониманию сложных талмудических и галахических вопросов, и поощрял перевод на иврит трудов по естественным наукам (в частности, переводы, сделанные врачом Барухом из Шклова). Он хотел также, чтобы были переведены на иврит произведения Иосифа Флавия, справедливо полагая, что они могли помочь пониманию многих мест Талмуда и Мидраша, связанных со Святой Землей. Элияху бен Шломо Залман и сам пробовал писать книги по географии Эрец-Исраэль, математике, химии и астрономии (он не знал ни одного иностранного языка и все свои знания черпал из еврейских источников, в основном средневековых, и даже не имел представления об открытиях И. Ньютона или А. Л. Лавуазье). Однако Элияху бен Шломо Залман ни в коей мере не был сторонником Просвещения, он был непримиримым противником Хаскалы, философии (вторгающейся, как он считал, в область Божественного) и светского образования как такового. В то же время он ратовал за реформу религиозного образования и противостоял превалировавшей в большинстве иешив того времени мелочной и бесполезной дидактике, основанной на казуистическом методе пилпул, являющемся своеобразной талмудической диалектикой. Чрезвычайная прямолинейность Элияху бен Шломо Залмана в идейных вопросах и исключительная преданность обрядности иудаизма могут объяснить его яростное неприятие движения хасидизма, которое, по его мнению, вело к расколу в еврействе. Когда возникли первые хасидские группы в Белоруссии и Литве, руководители общины Шклова запросили мнение Элияху бен Шломо Залмана о позиции, которую должна занять община по отношению к новой «секте». В ответе он призвал к непримиримой борьбе с сектантами, в которых видел преемников саббатианской ереси (см. Саббатай Цви). В 1772 г. от имени Элияху бен Шломо Залмана во всех синагогах Вильно при звуках труб и зажженных свечах хасидов предали херему, а их молитвенные дома были закрыты. Тогда же община Вильно разослала письма в другие общины Литвы и Белоруссии с призывом бороться с новым опасным движением.
Таким образом, под руководством Элияху бен Шломо Залмана Вильно стал центром оппозиции хасидизму. В 1772 и 1777 гг. руководители хасидского движения в Белоруссии Менахем Мендл из Витебска (1730–88) и Шнеур Залман из Ляд делали попытки встретиться с Элияху бен Шломо Залманом, чтобы убедить его в том, что новое движение не противоречит традиционному иудаизму, но тот отказался их принять. После выхода в свет книги Я‘акова Иосефа бен Цви ха-Кохена из Полонного «Толдот Я‘аков Иосеф» (1780) борьба Элияху бен Шломо Залмана против хасидизма усилилась. Около 1794 г. он дал указание публично сжечь в Вильно хасидское сочинение «Цавваат ха-Рибаш» («Завещание рабби Исраэля Ба‘ал-Шем-Това»; см. Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов). В установлении хасидами особой литургии и в изменении ими устоявшихся обычаев и обрядов (минхагим) он видел отголоски саббатианства, а в их утверждении, что любовь к Богу и служение Ему с радостью важнее изучения Торы, усматривал пренебрежение к Торе и Учению в целом.
В 1796 г. хасиды распространили слух, что Элияху бен Шломо Залман пересмотрел свое отношение к хасидизму и из его гонителя превратился в его приверженца. На это Элияху бен Шломо Залман обратился с посланием «Ко всем богобоязненным детям Аврахама, Ицхака и Я‘акова», в котором заявлял: «Я как и прежде стою на своих позициях, и кто только носит еврейское имя и чтит Бога в душе, обязан преследовать и угнетать их [хасидов] всеми способами, где только возможно...; они преступны и для еврейства опаснее проказы». В своем следующем послании к губернским кагалам он призывает к борьбе с хасидами и предупреждает: «кто с ними вступит в сношения, должен быть наказан».
Когда сын одного из руководителей общины Вильно бежал в монастырь и принял крещение, несколько евреев насильно увели его из монастыря, чтобы убедить его вернуться к своему народу и вере. Церковные и гражданские власти арестовали заподозренных лиц и обвинили их в совершении акта насилия над крещеным юношей. Элияху бен Шломо Залман также попал под подозрение и в течение месяца (февраль 1788 г.) находился в заключении, а в сентябре был вторично заключен в тюрьму на 12 недель, но его досрочно освободили.
Своим учением и образом жизни Элияху бен Шломо Залман способствовал созданию типа митнагеда (см. Митнагдим), «литвака», характерного для культуры и быта литовско-белорусского еврейства.
Практически нет вопроса, касающегося иудаизма, на который Элияху бен Шломо Залман не ответил трудами, заметками или комментариями, составляющими иногда целые книги. Ему приписывают авторство свыше 70 сочинений, из которых более 50 были изданы посмертно, в том числе комментарии к Библии, Талмуду, книгам Зохар и Шулхан арух.
Основой мировоззрения Элияху бен Шломо Залмана была концепция о вечности Торы. Он рассматривал малейшее пренебрежение (с его точки зрения) какой-либо деталью Галахи или одним из заветов Торы как удар по всему Учению в целом. Он настаивал на строгом соблюдении буквы Закона и подчеркивал, что в данном случае не надо считаться с авторитетами. Так, он критиковал рабби Моше бен Исраэля Иссерлеса и других известных галахистов за их послабления в соблюдении субботы, празднования Песах и др. и пытался восстановить некоторые обычаи талмудической эпохи, отмененные из-за изменившихся условий жизни. В весьма резких выражениях Элияху бен Шломо Залман выступал даже против своего предка — автора «Беер ха-гола» (см. выше) — за его тенденцию к облегчению исполнения законов.
Элияху бен Шломо Залман был величайшим знатоком Галахи. Десятки лет он занимался уточнением и объяснением так называемых темных мест Талмуда (в особенности Иерусалимского), проводя сравнительный анализ текста, часто основанный на грамматике и синтаксисе иврита и арамейского языка. Его отрицательное отношение к казуистической тонкости метода пилпул также было связано с желанием выявить первоначальную редакцию различных мест Талмуда, а тем самым и Галахи. В комментариях к Мишне Элияху бен Шломо Залман иногда отходил от заключений Гемары и объяснял мишнайот в соответствии с их буквальным смыслом.
В понятие Торы Элияху бен Шломо Залман включал Зохар и другие ранние каббалистические труды. Он и здесь уделял особое внимание уточнению текста. Его целью было объяснить каббалистические источники таким образом, чтобы устранить противоречия между ними и Талмудом. С такой же тщательностью он относился и к каббалистическим трудам Ицхака Лурии. Хотя Элияху бен Шломо Залман уделял каббале значительное внимание, он был против того, чтобы отдавать ей предпочтение перед изучением Галахи. Высоко ценя Маймонида как галахиста, Элияху бен Шломо Залман сожалел, что тот дал себя свести с пути «проклятой философией».
Известно, что в 1783 г. Элияху бен Шломо Залман решил уехать в Эрец-Исраэль с намерением затем вызвать туда всю семью. С дороги он написал домой нечто вроде духовного завещания. Он писал, что пустые разговоры — это один из величайших грехов, и советовал жене и дочерям поменьше посещать даже синагогу и молиться дома, в одиночку, лишь бы избежать, насколько это возможно, пустой болтовни и зависти. После краткого пребывания в Эрец-Исраэль Элияху бен Шломо Залман по неизвестным причинам вернулся в Вильно. Однако уже с начала 19 в. последователи и ученики (в том числе Менахем Мендл из Шклова /см. выше/ и Исраэль бен Шмуэль из Шклова, умер в 1839 г.) Элияху бен Шломо Залмана начали переселяться в Эрец-Исраэль (где их называли прушим) и сыграли большую роль в истории ишува и страны.
Правнуком Элияху бен Шломо Залмана был выдающийся русский книгоиздатель И. Ефрон.
ЭЛИЯ́ХУ БЕН ШЛОМО́ ЗА́ЛМАН (известен как דער ווילנער גאון, Дер вилнер гоэн — `Виленский Гаон`, הַגָּאוֹן הֶחָסִיד, Ха-гаон хе-хасид — `Благочестивый гаон`, Элияху Гаон, הַגְרָ"א,… Развернуть
Джеймс Остин был английским священником, наиболее известным как старший брат знаменитой писательницы Джейн Остин. Его отец жил в Стивентоне, Хэмпшир, и Джеймс сменил его на этом посту в 1801 году.
Джеймс Остин был английским священником, наиболее известным как старший брат знаменитой писательницы Джейн Остин. Его отец жил в Стивентоне, Хэмпшир, и Джеймс сменил его на этом… Развернуть
Иога́нн Фри́дрих Ге́рбарт (нем. Johann Friedrich Herbart; 4 мая 1776, Ольденбург, Священная Римская империя, — 14 августа 1841, Гёттинген, королевство Ганновер) — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.
Биография
Родился в Ольденбурге. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Йенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что всё в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. Умер в 1841 году в Гёттингене.
Психологические идеи
Основоположник эмпирической психологии в Германии. Выступал против теории способностей Вольфа. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания. По Гербарту сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе. Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией).
Иога́нн Фри́дрих Ге́рбарт (нем. Johann Friedrich Herbart; 4 мая 1776, Ольденбург, Священная Римская империя, — 14 августа 1841, Гёттинген, королевство Ганновер) — немецкий… Развернуть
Фридрих Август Вольф — немецкий филолог-классик, исследователь античности, профессор в Галле, автор книги «Пролегомены к Гомеру» («Prolegomena ad Homerum», 1795), поставившей перед учёными актуальный на протяжении двух последующих столетий так называемый гомеровский вопрос.
Его основная мысль: поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» произведения не одного автора, а множества рапсодов. К этому выводу Ф. А. Вольф пришел как путём анализа внутренней структуры поэм, так и изучая незадолго перед тем изданные схолии к «Илиаде». Учёный доказывал, что, судя по схолиям, у филологов эллинистического времени не было надежного текста Гомера. Кроме того, по мнению Вольфа, ряд античных источников свидетельствует о том, что первая запись разрозненных гомеровских поэм произошла в Афинах в VI веке.
«Пролегомены к Гомеру» принесли Вольфу общеевропейскую известность.
Вольф был первым студентом, записавшимся в университет на «факультет филологии», при том что такого факультета тогда вообще не существовало. Именно он основал в 1787 году в Галле первый филологический семинар, должность профессора в тамошнем университете он получил благодаря поддержке Гейне. Указывают, что Вольфу принадлежит формулировка идеи о филологии, как всеобъемлющем знании об античной эпохе.
Фридрих Август Вольф — немецкий филолог-классик, исследователь античности, профессор в Галле, автор книги «Пролегомены к Гомеру» («Prolegomena ad Homerum», 1795), поставившей… Развернуть
Ю́рий Алекса́ндрович Неле́динский-Меле́цкий (6 [17] сентября 1751 — 13 [25] февраля 1828) — русский поэт; тайный советник, сенатор, статс-секретарь Павла I, почётный опекун Воспитательного дома.
Родился 6 (17) сентября 1751 года в семье Александра Нелединского-Мелецкого. Рано лишился матери (урождённой кн. Куракиной) и двенадцати лет, в связи с отъездом отца за границу, жил в доме своей бабки А. И. Талызиной в Москве, где к нему, по обычаю того времени, был взят в наставники иностранец Де Пексон. По смерти Талызиной, на 13-м году был перевезён в Петербург в семейство другой бабки — княгини А. И. Куракиной.
Живя в доме своей московской бабки, Нелединский-Мелецкий находился под влиянием и воздействием бытового склада и нравов древней столицы; в Петербурге же для него наступило время влияний в европейском духе. Семейство кн. Куракиных вследствие долгой службы в заграничных посольствах отличалось лоском европейского просвещения. Здесь, кроме Юрия, воспитывались ещё несколько сирот мальчиков кн. Куракиных и кн. Лобановых-Ростовских. Княгиня А. И. Куракина пользовалась большим почётом в высшем петербургском обществе; так как брат её, граф Никита Иванович Панин, был воспитателем великого князя Павла Петровича. Благодаря последнему обстоятельству, молодой Нелединский имел случай бывать в обществе будущего Императора.
В начале 1769 года Нелединский-Мелецкий, вместе с Куракиными, отправился за границу и поступил в Страсбургский университет, где пробыл недолго. Он основательно изучил французский язык, настолько знал итальянский, что мог переводить Метастазио, изучал немецкий язык.
По возвращении в Россию поступил на действительную военную службу, на которую, по обычаю того времени, был записан ещё 6-летним ребёнком. Вскоре по собственному желанию он был переведён в действующую армию и принял участие в 1-й турецкой войне.
В мае 1770 года он был отправлен во 2-ю действующую армию, осаждавшую Бендеры; в чине сержанта был ординарцем у главнокомандующего графа П. И. Панина, который, между прочим, посылал его курьером в Петербург с донесением о штурме, предшествовавшем взятию крепости. По возвращении во 2-ю армию, поступившую в командование князя В. М. Долгорукова, он принимал участие в покорении Крыма; перечисленный в Егерский корпус, он в чине поручика находился при штурме Перекопской линии и при занятии города Кафы, за что был пожалован капитаном. Память двух генералов, — гр. Панина и кн. Долгорукова, — под начальством которых Нелединский-Мелецкий служил, он почтил в одном из своих первых напечатанных стихотворений.
По окончании Крымской кампании переведён во 2-й гренадерский полк, который был подвинут к Петербургу. В 1772? году стал одним из основателей Московского английского клуба, поставив одну из шести подписей под его правилами.
Когда в апреле 1773 года возобновились военные действия с Турцией, он по личной просьбе был переведён в 1-ю армию, в передовой корпус генерала Каменского, и участвовал в схватке под Базарджиком, под Козличами; посланный курьером с известием о победе к фельдмаршалу, он был пожалован в секунд-майоры. Затем он участвовал в деле под Шумлой, а в конце войны, находясь в свите кн. Н. В. Репнина, везшего к Императрице пункты мирного договора, прибыл в Петербург, где получил чин премьер-майора. Он сопровождал кн. Репнина, назначенного послом в Константинополь, до места его назначения и по возвращении в Петербург был определён в Псковский пехотный полк; затем служил в Киевском пехотном полку, с которым ходил в Крым. В короткие промежутки отдыха от военной службы Нелединский-Мелецкий, живя в Петербурге, отдавался светской жизни и стихотворству, — писал романсы и песни, получившие скоро широкую известность.
Осенью 1783 года был в Витебске с вновь сформированным батальоном, с которым затем находился в окрестностях Константинограда. В начале 1785 года он вышел в отставку с чином полковника и поселился в Москве.
В 1786 года вступил в брак с княжной Екатериной Николаевной Хованской, и с этого времени его занятия литературой принимают более серьёзный характер; тогда же происходит и сближение его с Херасковым, Дмитриевым и Карамзиным. Когда в 1786 году в Москве открыто было Главное Народное училище, Нелединский-Мелецкий был назначен его первым директором, «по известной его к сему способности». Этому народному училищу подчинены были все низшие казённые училища (числом до 17) и частные пансионы (числом до 18), как в Москве, так и в губернии.
В 1796 году, по восшествии на престол императора Павла І, Нелединский, которого Государь знал с детства, был пожалован чином статского советника и ему повелено быть у принятия прошений на Высочайшее имя. Впрочем, вследствие придворных интриг он вскоре был удалён, а через два года снова был принят на службу, пожалован в тайные советники и определён сенатором в Москву. Тесная дружба с Нелидовой давала ему возможность часто пользоваться её покровительством в его обращениях к милосердию Государя. Он пользовался также и расположением Марии Феодоровны, которая в 1807 году поручила ему заведование учебной частью в московских училищах ордена Св. Екатерины и в училище мещанских девиц.
Болезнь жены и другие семейные обстоятельства заставили Юрия Нелединского-Мелецкого проситься о переводе в Петербург, где он был определён в феврале 1813 года на службу в Сенат и Совет Общества благородных девиц. В Петербурге он принимал видное участие в торжествах 1813 и 1814 гг. Ему поручено было Сенатом составление всеподданнейшего прошения о принятии Императором титула Благословенного. Когда начались приготовления к встрече Государя в Петербурге, он вместе с кн. Вяземским и Батюшковым составлял хоры и стихи. Петербургская деятельность Нелединского-Мелецкого в Сенате и Опекунском Совете продолжалась до 1823 года. Кроме того, он почти неотлучно находился при Особе Императрицы Марии Феодоровны.
В 1826 году Нелединский-Мелецкий вышел в отставку и поселился в Калуге у дочери, А. Ю. Оболенской. Умер 13 (25) февраля 1828 год. Похоронен в Лаврентьевском монастыре в Калуге, под одной плитой с дочерью.
Отзывы современников.
Князь П. А. Вяземский в своей статье «Допотопопная, или допожарная, Москва» писал про Ю. А. Нелединского: «Он имел в Москве прекрасный дом, около Мясницкой, который, впрочем, уцелел от пожара. Он давал иногда великолепные праздники и созывал на обеды молодых литераторов — Жуковского, Д. Давыдова и других. Как хозяин и собеседник, он был равно гостеприимен и любезен. Он любил Москву и так устроился в ней, что думал дожить в ней век свой. Но, выехав из неё 2 сентября, за несколько часов до вступления французов, он в Москву более не возвращался. Он говорил, что ему было бы слишком больно возвратиться в неё и в свой дом, опозоренные присутствием неприятеля. Это были у него не одни слова, но глубокое чувство. Кстати замечу, в этом доме была обширная зала с зеркалами во всю стену. В Вологде, куда мы с ним приютились, говорил он мне однажды, сокрушаясь об участи Москвы: „Вижу отсюда, как французы стреляют в моё зеркало, — и прибавил смеясь, — впрочем, признаться должно, я и сам на их месте дал бы себе эту потеху“. По окончании войны перемещён был он из московского департамента в петербургский Сенат и прожил тут до отставки своей
Творчество.
Большая часть его стихотворений — дружеские послания к вельможам, элегии на их кончину, «хоры», «польские» и «марши» для придворных празднеств, поэмы «на случай». Современники очень ценили лирические стихотворения Нелединского-Мелецкого: Батюшков называл Нелединского-Мелецкого «Анакреоном и Шолье нашего времени», а в стихотворении «Мои пенаты» ставит Нелединского-Мелецкого рядом с Богдановичем; «по мне Дмитриев ниже Нелединского-Мелецкого», писал в 1823 году Пушкин князю Вяземскому. Любопытно сравнить переводы стихотворений Вольтера «Сновидение», сделанные Нелединским-Мелецким и Пушкиным (см. С. Д. Полторацкого : «Русские переводчики Вольтера», М., 1858, в 1-м выпуске «Материалов для словаря русских писателей»). Нелединский-Мелецкий — автор песенки «Выйду-ль я на реченьку», подражание «народному стилю».
Сочинения Нелединского-Мелецкого изданы в 1850 году Смирдиным, вместе с сочинениями Антона Дельвига, и отдельно в 1876 году (Санкт-Петербург).
Семья.
От брака с фрейлиной княжной Екатериной Николаевной Хованской (1762—1813) имел сына и двух дочерей:
Аграфена Юрьевна (09 августа 1789— 15 февраля 1828), с 1809 года была замужем за сенатором, тайным советником князем Александром Петровичем Оболенским (1780—1855), в браке имели 12 детей. Умерла из-за воспаления лёгких через два дня после смерти отца, в том же доме в Калуге.
Софья Юрьевна (18 апреля 1793—27 февраля 1879), фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, с апреля 1818 года была замужем за действительным статским советником Фёдором Васильевичем Самариным (1784—1853), в браке имели 9 детей, старший сын русский публицист и философ Ю. Ф. Самарин, дочь М. Ф. Соллогуб.
Сергей (Гавриил) Юрьевич (25 марта 1795—1871), участник Отечественной войны и заграничных походов 1812 года, адъютант Д. С. Дохтурова; был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость» (Аннинское оружие); адъютант Великого князя Константина Павловича, уволен от службы по домашним обстоятельствам в 1820 году. Масон, по показанию И. Д. Якушкина член общества и был на совещании в Москве в декабре 1825 года у М. Ф. Митькова, в ходе следствия это не подтвердилось. Жил постоянно в Калуге, где и умер. Был женат с 1828 года на Марии Сергевне Тиличеевой (1809—1875), детей не имел и с ним пресекся род Нелединских-Мелецких. По его просьбе в 1870 году его племяннику, князю С. А. Оболенскому, разрешено было принять фамилию князь Оболенский-Нелединский-Мелецкий.
Ю́рий Алекса́ндрович Неле́динский-Меле́цкий (6 [17] сентября 1751 — 13 [25] февраля 1828) — русский поэт; тайный советник, сенатор, статс-секретарь Павла I, почётный опекун… Развернуть
Федор Иванович Дмитриев-Мамонов (род. 12 февраля 1727 г. в Москве — ум. 27 марта 1805 г. там же) — русский писатель-вольнодумец, бригадир, коллекционер. Помещик Смоленской губернии.
Начал службу в Лейб-гвардии Семеновского полка. В 1754 году — прапорщик, в 1762 произведен в полковники Нарвского пехотного полка, в 1769 году — бригадир, с каковым чином и вышел в отставку в конце 1770-х годов.
В 1771 году во время чумы в Москве, он был послан содействовать усмирению возникшего там бунта.
Поселился в Москве и занимался собиранием различных редкостей, монет и памятников старины. На основе его коллекции возник музей.
Затем переехал и до самой смерти прожил в деревне, занимаясь там, между прочим, и литературою, написал несколько книг под псевдонимом «Дворянина-философа».
На досуге занимался историей, астрономией, философией. Был сторонником гелиоцентрического учения Коперника.
На литературном поприще Ф. И. Дмитриев-Мамонов выступил уже в зрелом возрасте и со значительной начитанностью, в 1769, издав в Москве свой перевод поэмы Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», на сюжет которой впоследствии И. Ф. Богданович написал свою стихотворную повесть «Душенька». Является автором антиклерикального памфлета «Дворянин-философ. Аллегория» (1769), свидетельствующего о влиянии на него философии Вольтера. В царствование Павла I это сочинение, перепечатанное отдельно и изданное в Смоленске (1796), подверглось гонению и конфискации из книжных лавок, вследствие чего сейчас представляет большую библиографическую редкость.
Современники отмечали беспредельную манию величия у Ф. И. Дмитриева-Мамонова. Так, он пытался создать собственную теорию мироздания. Считал себя — «сочинителем новой системы мира» . В 1779 году издал гравированный лист с её описанием, состоявшей в том, что «идут и солнце, и земля и (вопреки Копернику) нет вихрей: понеже не допускали бы странствующих комет приходить и отходить».
Был одним из самых ярких оригиналов своего времени, он отдал дань исторической хронологии, переводам римских поэтов, переложению псалмов (состязаясь с Ломоносовым и Тредиаковским), математическим расчётам, химическим опытам, пытался изучать историю Китая.
Имел многих почитателей, в числе которых священник Василий Соловей написал в его честь и издал в Москве даже особый «Панегирик» с гравированным портретом бригадира. Такие же портреты были изданы в 1772 и 1773 гг. на проектах медалей в честь Дмитриева-Мамонова.
Его чудачества в конечном итоге привели к полному разорению всех его имений. Современники приписывают Дмитриеву-Мамонову жестокое обращение с крепостными, и его поступки, эпатировавшие публику, привлекли наконец внимание Екатерины II. Эти слухи не были неосновательными. 1 июля 1778 г., императрица писала московскому главнокомандующему, князю М. Н. Волконскому, что до неё дошли слухи о жестокостях и мучительствах Дмитриева-Мамонова над его крепостными, из которых многие принуждены были даже пускаться в бега. Из показаний этих беглых императрица заподозрила, что Дмитриев-Мамонов не в здравом рассудке.
Проведенное членами Юстиц-Коллегии следствие и освидетельствование его умственных способностей привели императрицу к заключению, что он, действительно, находится «вне здраваго рассудка», что подтверждала и жена Дмитриева-Мамонова, Александра Семёновна, урожденная княжна Волконская (род. 23 апреля 1733 — умерла в декабре 1793), жаловавшаяся на мотовство мужа. Вследствие всего этого над его имениями учреждали опеку.
Умер в Москве 27 марта 1805 года и погребён там же, в Донском монастыре.
Приходился племянником — русскому военачальнику и государственному деятелю, сенатору И. И. Дмитриеву-Мамонову.
Федор Иванович Дмитриев-Мамонов (род. 12 февраля 1727 г. в Москве — ум. 27 марта 1805 г. там же) — русский писатель-вольнодумец, бригадир, коллекционер. Помещик Смоленской… Развернуть
Князь Парфений Николаевич Енгалычев (1769—1829) — русский писатель, автор популярных книг по медицине; скрипач и композитор, писавший музыку для фортепьяно.
Представитель русского дворянского рода татарского происхождения Енгалычевых, происходящих от шацких мурз. Сын князя Николая Корнельевича Енгалычева от его брака с Авдотьей Яковлевной Языковой.
1 января 1784 года был зачислен вахмистром в Конный лейб-гвардии полк, в 1786 году стал сержантом Преображенского лейб-гвардии полка, 1 января 1792 года выпущен капитаном в армию, 20 апреля 1795 года вышел в отставку. В конце XVIII — начале XIX века — предводитель дворянства Шацкого уезда Тамбовской губернии. Был известен как даровитый скрипач-любитель.
В 1812 году участвовал в сборе пожертвований на нужды русской армии. В конце жизни вернулся в Санкт-Петербург и согласно «Адрес-календарю» за 1825 год служил чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел.
В молодости был близок к кружку Н. И. Новикова. Позже христианские мотивы потеснили его веру в могущество разума и просвещения. В своих педагогических сочинениях выше всего ценил нравственное, а затем уже физическое воспитание. П. Н. Енгалычев придерживался в воспитании убеждения о преобладании сердца над умом. «Знания делают человека только учёным, а не добрым», благородство же человека определяют христианские добродетели, считал он.
Перевёл с французского повесть де Варжемона «История девицы де Марсан, или Благополучная оспа» (1786). Как повесть, так и предисловие Енгалычева содержат антипросветительские выпады, в частности против «рода прельстителей», которые «под маскою философии проповедуют забвение добродетелей и своими ирониями изгоняют из сердца страх». В предисловии он подчеркнул, что лучше бы надлежало стремиться к образованию сердца, нежели прилагать внешние попечения об обработке разума. Язык перевода довольно тяжеловесен; книга, очевидно, не пользовалась успехом: остатки тиража (321 экз.) в 1808 г. были проданы на вес. Также перевёл "Правила, руководствующие к лучшей нравственности" и др.
Начиная с 1799 года Енгалычев издал несколько книг по медицине и гигиене, одновременно, как правило, затрагивавших проблемы воспитания. Первая из них, «Простонародный лечебник» (1799 г.; 2-е изд. М., 1801) посвящена императору Павлу I, учила «лечиться без лекаря» от самых распространенных болезней простыми средствами — травами, диетой и т. п.
«С французского из разных авторов» Енгалычев скомпоновал книгу «О продолжении человеческой жизни, или Средство, как достигнуть можно здоровой, веселой и глубокой старости» (М., 1802). Книга пользовалась популярностью и неоднократно переиздавалась. На издание 1825 г. в «Северной пчеле» (6.07.1825 г., № 68) появилась скептическая рецензия, предостерегавшая от самолечения и напоминавшая, что Енгалычев не был врачом. Рецензент «Благонамеренного», напротив, счёл книгу полезной и рекомендовал её «добрым и небогатым помещикам, которые <…> имеют отеческое попечение о своих крестьянах», особенно в местностях, где нет «опытных и искусных врачей» (1825, № 22, с. 298). В книге «О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков» (СПб., 1824; посвящённой кн. А. Н. Голицыну) многое восходит к идеям Ж.-Ж. Руссо (советы о воспитании детей), есть ссылки на Дж. Локка и М. Монтеня; к книге приложен словарь, касающийся тем нравственности (алчность, корысть и т. п.).
Остальные книги Енгалычева касаются тех же тем.
Князь Парфений Николаевич Енгалычев (1769—1829) — русский писатель, автор популярных книг по медицине; скрипач и композитор, писавший музыку для фортепьяно. Представитель… Развернуть
Эдуард Юнг (иногда пишут в современном прочтении Эдуард Янг) — английский поэт-масон, зачинатель кладбищенской поэзии эпохи сентиментализма. Он прожил долгие годы в бедности и безвестности, прежде чем приобрел европейскую славу.
Сын священника. Изучал право в Оксфордском университете. Первые опубликованные произведения (1713-1714) носили черты классицизма, особого успеха не имели. Неудачно попытавшись проявить себя как драматург, Юнг хотел посвятить себя государственной деятельности, пройти в парламент, но безуспешно. Тогда он принял сан священника. Однако он занял весьма скромное положение в церкви, так как не имел ни состояния, ни соответствующих связей. Одновременно он продолжает литературную деятельность.
В 1742-1745 гг., находясь под впечатлением от смерти жены, Юнг написал религиозно-дидактическую поэму в девяти книгах «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (The Complaint, or Night Thoughts on Life, Death, and Immortality). Она принесла ему широкую известность. Стихотворные размышления о горестях жизни, тщете человеческих стремлений стали образцом литературы сентиментализма и положили начало так называемой кладбищенской поэзии.
Кроме того, Юнг выступает как теоретик сентиментализма (пишет трактат об этом новом направлении в литературе "Предположение об оригинальных сочинениях", 1759). Этот труд оказал воздействие на развитие английской литературы.
В России первые переводы «Ночных мыслей» начали появляться уже в 1770-е годы. Наибольшую известность Юнг приобрел благодаря переводам Карамзина и Жуковского.
Эдуард Юнг (иногда пишут в современном прочтении Эдуард Янг) — английский поэт-масон, зачинатель кладбищенской поэзии эпохи сентиментализма. Он прожил долгие годы в бедности и… Развернуть