Горацио Нельсон (Horatio Nelson; 29 сентября 1758, Бёрнем-Торп, графство Норфолк — 21 октября 1805, мыс Трафальгар, Испания) — командующий британским флотом, вице-адмирал (1 января 1801), барон Нильский (1798), виконт (1801).
Горацио Нельсон (Horatio Nelson; 29 сентября 1758, Бёрнем-Торп, графство Норфолк — 21 октября 1805, мыс Трафальгар, Испания) — командующий британским флотом, вице-адмирал (1… Развернуть
Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор — католический святой, писатель эпохи барокко.
Ромейн де Хоге (Romeyn de Hooghe, бапт. 10 сентября 1645 - 10 июня 1708) был важным и плодотворным живописцем (Голландский Барокко), скульптором, гравером и карикатуристом.
Родился в Амстердаме. Был гравером, художником, скульптором. Стал известным за политических карикатуры Людовик XIV и пропагандистский принты поддержки Вильгельма Оранского. За время своей карьеры, сделал свыше 3500 оттисков. Он также иллюстрировал книги, и его иллюстрации могут быть найдены в некоторых из наиболее важных текстов своего времени. В Написал Hieroglyphica из Merkbeelden der oude volkeren (1735 г.) - сборник материалов для классической мифологии и иконографии.
Был особенно известен за изобретательные аранжировки предметов в гравюрах. Он также был одаренным художником и нарисовал крупных панелей для помещений мэрии в Энкхейзене и номер в поместье Ван ден Брок. Осуждал разгульный образ жизни, однако когда стал старше, он выгравировал "позорные темы", которые были позором для профессии.
Ромейн де Хоге (Romeyn de Hooghe, бапт. 10 сентября 1645 - 10 июня 1708) был важным и плодотворным живописцем (Голландский Барокко), скульптором, гравером и карикатуристом.… Развернуть
Святитель Илия Минятий (1669—1714) — епископ Керники и Калаврита, проповедник и богослов.
Родился в 1669 году в кефаллонийском городе Палики (ныне — Ликсурия) в семье местного протопресвитера Франциска Минятия и супруги его Морезии. Отец усмотрел в своём сыне удивительную остроту ума и на десятом году его жизни отослал в греческое Флангиановское училище при церкви св. Георгия в Венеции. Здесь он показал такие успехи в изучении богословия, философии, древних (в том числе еврейского) и новых языков, что училищное начальство, невзирая на его молодость, поручило ему преподавание «Эллинских наук», чем он и был занят в течение 3 лет, одновременно проповедуя в греческой церкви. Из тех проповедей уцелело лишь 6 похвальных слов, да и те с пропусками.
Из Венеции его отозвали соотечественники-кефаллонийцы для обучения их юношества. Он преподавал на родном острове в течение 7 лет, не оставляя проповеднической деятельности в Ликсурийском храме св. Николая. Его обширная учёность и красноречие принесли ему известность среди многих греков, особенно на Ионических островах, что побудило жителей ионического о. Закинф пригласить Минятия к себе. Там он оставался четыре года, а после переехал на о. Корфу, по приглашению тамошнего управителя Антония Молина, для воспитания его племянников. При этом он не забывал своего любимого дела — проповеди с амвона.
В 1698 года Молина отозвали в Венецию, и он взял с собой Минятия, который в течение года преподавал в родном Флангиановском училище. В 1699 году посол Венеции в Константинополе Лаврентий Саранцо взял его с собой в качестве советника. Здесь Минятий проповедовал в Патриаршей Церкви и своим умом и красноречием снискал к себе уважение в дипломатических кругах. В 1703 году молдавский господарь Димитрий Кантемир выпросил его у венецианского посла и отправил в Вену для политических переговоров с австрийским императором, который почётно принял Минятия и пожаловал ему орден. До 1710 года он оставался в Константинополе, где кроме своих обязанностей советника по поручению патриарха Гавриила был наставником в народной греческой школе.
Затем Минятий возвратился в родной город, но вскоре по приглашению керкирийцев уехал преподавать в школе и проповедовать в церкви на их острове. В этом же 1710 году управляющий Пелопоннесом Франциск Гримани пригласил Минятия для обучения юношества в Навплии. Проповеди его были столь по душе жителям, что даже жившие там итальянцы приходили слушать его. Для них Минятий проповедовал порой на итальянском языке, и именно эти проповеди сохранились.
Вскоре на место Гримани поступил Марк Лоредан, который убедил Минятия принять сан епископа в 1711 году в городе Кернике. Лоредона сменил Августин Сагредо, который призвал Минятия вновь в Навплию, где через три года в 1714 году Илия и скончался. Безвременная смерть его стала причиной того, что уцелела лишь малая часть его проповедей, поскольку чаще всего они произносились экспромтом. В общей сложности осталась малая часть его проповедей на новогреческом и итальянском языках и лишь одно полемическое сочинение под заглавием «Камень соблазна, или Разъяснение начала и причин разделения Восточной и Западной Церквей и обозрение пяти (их) различий».
Святитель Илия Минятий (1669—1714) — епископ Керники и Калаврита, проповедник и богослов. Родился в 1669 году в кефаллонийском городе Палики (ныне — Ликсурия) в семье местного… Развернуть
Томас Чаттертон (англ. Thomas Chatterton) — английский поэт.
Отец поэта был школьным учителем и умер за 4 месяца до его рождения, мать воспитывала сына одна. Томас вырос в бедности и мальчиком был отдан в ученики к бристольскому нотариусу, у которого научился мастерски изображать любой почерк. Эта наука пригодилась 16 летнему подмастерью, когда он затеял дерзкую мистификацию: подделал манускрипты некоего Томаса Роули, выдуманного им поэта XV века. Стихи Роули, якобы обнаруженные юным бристольцем, получили высокую оценку самого Хораса Уолпола, с которым Чаттертон вступил в переписку. Окрыленный юнец признался блестящему литератору в розыгрыше и сообщил, что хочет посвятить себя писательскому труду, но Уолпол поставил мальчишку на место, ответив ему, что поэзия — занятие для джентльменов, а не для простолюдинов. Больнее уязвить самолюбивого юношу, страдающего от своего униженного положения, было невозможно. Чаттертон стал посылать свои произведения в литературные журналы. Сэмюэл Джонсон впоследствии скажет: «Это самый необычный молодой человек из всех, мне известных. Поразительно, как может сущий щенок писать подобные вещи». Стихи охотно печатали, но ни денег, ни славы это не давало. По условиям контракта Чаттертон был обречен на многолетнюю кабалу у своего работодателя. Чтобы обрести свободу, он пошел на хитрость. Сочинил «Последнюю Волю и Завещание» — предлинный документ с сатирическими куплетами в адрес бристольских ханжей и торгашей, составленный в виде предсмертного письма перед самоубийством. Свое сочинение Чаттертон оставил на виду, и оно попало в руки к хозяину. Устрашенный нотариус отпустил мальчишку на все четыре стороны и даже выплатил его долги. Так сбылась мечта юного честолюбца — теперь он мог все свое время отдавать литературе. Однако писательский хлеб оказался горек.
Чаттертон уехал в Лондон, где писал все подряд: сатирические стихи, политические статьи, памфлеты, поэмы. Платили ему мало или вообще ничего, но первое время он кое как умудрялся сводить концы с концами. Самый большой гонорар — пять гиней — Чаттертон получил за проданную в театр оперетту. Скудный источник дохода иссяк, когда в Лондоне начались гонения на газеты и журналы. Печататься стало негде, а зарабатывать физическим трудом Чаттертон почитал ниже своего достоинства. В последние дни он жил на одной воде и, дойдя до последнего предела, отравился. Весь пол его каморки был завален обрывками рукописей, которые никому и в голову не пришло собирать и склеивать. Похоронили оборванца в могиле для нищих. Он не дожил до своего восемнадцатилетия трех месяцев.
Не получив признания (его поэмы отказывались публиковать), он принял мышьяк и скончался в возрасте 17 лет. Практически все его произведения опубликованы после его смерти.
Стихи Чаттертона — одна из первых мистификаций под литературу Средневековья, популярных в конце XVIII — начале XIX века (см. также «Оссиан», «Краледворская рукопись»).
Томас Чаттертон (англ. Thomas Chatterton) — английский поэт. Отец поэта был школьным учителем и умер за 4 месяца до его рождения, мать воспитывала сына одна. Томас вырос в… Развернуть
Пьер Сильвен Марешаль (фр. Pierre Sylvain Maréchal; 15 августа 1750, Париж — 18 января 1803, Монруж, Франция) — французский философ, писатель и политический деятель. Участник утопически-коммунистического «заговора равных» Гракха Бабёфа.
Родился в Париже в семье торговца вином, изучал право. В возрасте 20 лет опубликовал сборник идиллий Bergeries, достаточно успешный, чтобы его автора приняли на службу библиотекарем в престижный Коллеж Четырёх Наций. В этот период его заинтересовали идеи атеизма и деизма, он знакомится с произведениями Руссо, Вольтера, Гельвеция и Дидро.
Вскоре он развивает собственную идею аграрного социализма с коллективной собственностью на имущество. Приверженность идеалу культа Разума, критика религии и абсолютизма послужило поводом для его изгнания из Коллежа. За издание альманаха (календаря) (фр. Almanach des Honnêtes Gens), в котором святые из церковного календаря были замещены известными историческими личностями, провёл четыре месяца в тюрьме. В дальнейшем все произведения публиковал анонимно во избежание преследований.
Был среди сторонников Французской революции, защищал права бедняков. Принял участие в заговоре Бабёфа, в отличие от других участников, безнаказанно. В качестве издателя газеты Révolutions de Paris ратовал за освобождение людей от рабства и рассматривал религию как инструмент порабощения.
В последние годы жизни Марешаль отошел от активной политической деятельности и посвятил себя литературному творчеству, посредством которого выступал против идеализма и религии (а в одной из поздних работ — и против прав женщин, что свидетельствовало об ограниченности его эгалитаризма). В 1799 году опубликовал 6-томный историко-просветительский роман «Путешествия Пифагора» (опубликован в России без имени автора в 1804‒1810), в 1801 году — полемический труд «За и против Библии». В 1802 году им опубликована анонимная книга «История России, сокращённая до изложения только важных фактов», где впервые появилась фальшивка «Завещание Екатерины II». Умер в 1803 году.
Пьер Сильвен Марешаль (фр. Pierre Sylvain Maréchal; 15 августа 1750, Париж — 18 января 1803, Монруж, Франция) — французский философ, писатель и политический деятель. Участник… Развернуть
В 1783 году поступил во Фрейбергскую гимназию, после её окончания учился во Фрейбергской горной академии у проф. А. Г. Вернера, здесь подружился с А. фон Гумбольдтом. В 1792—1794 годах изучал медицину в Лейпцигском университете, который закончил со степенью бакалавра; затем продолжал образование в университетах Йены, Галле и Гёттингене, в последнем защитил диссертацию «О дыхании животных» (1797) на степень доктора медицины и отправился в Париж, где стал учеником и последователем Ж. Кювье. В конце 1799 года он был назначен профессором натуральной истории и библиотекарем университета Майнца; проявил себя также как знаток музейного дела, составив подробное описание Парижского музея натуральной истории, что стало главным фактором в приглашении его в Россию, причем он предпочёл Москву месту профессора Йенского университета, куда также приглашался. Он был приглашён на должность директора Музея натуральной истории с занятием образуемой кафедры натуральной истории.
В августе 1804 года Фишер фон Вальдгейм приступил к чтению лекций по зоологии и минералогии на физико-математическом факультете московского университета, открыл курс публичных лекций по натуральной истории на французском языке.
Фишер в высшей степени способствовал развитию естествоведения в России, в особенности в области энтомологии и палеонтологии; благодаря его стараниям было учреждено Императорское общество испытателей природы в Москве.
В 1813—1814 годах в Москве была напечатана его трёхтомная «Зоогнозия» (на латыни), ставшая первой в России классической систематической сводкой «линнеевского» образца.
С 1817 года он одновременно преподавал в Московской медико-хирургической академии, где также организовал музей, переданный в 1840-е годах в московский университет.
В 1828—1830 годах он занимал должность декана физико-математического факультета.
Идея Г. И. Фишера создания комплексного естественнонаучного музея не нашла поддержки ни у попечительского совета университета, ни в московском учебном округе и в 1832 году он (очевидно в знак протеста) ушёл в отставку в звании заслуженного профессора и сконцентрировал свои усилия на работе в МОИП, в котором он был директором (и с 1822 года — вице-президентом).
В 1819—1835 годах Г. И. Фишер фон Вальдгейм состоял директором Московского общества сельского хозяйства. В 1819 году был избран действительным членом Петербургской Академии наук (с 1828 — почётный член); всего же состоял в 70 научных обществах, среди которых Королевское экономическое общество в Лейпциге (1807), Королевская академия в Мюнхене (1808), Американская академия наук (1816), Падуанская академия (1820), Туринская академия (1821), Королевское и Геологическое Линнеево общество в Швеции (1821), Азиатское общество в Калькутте (1823).
На службе достиг чина действительного статского советника (1830), был награждён орденами Св. Владимира IV степени (1808), Св. Анны II степени (1818), Св. Владимира III степени (1826), Св. Станислава II степени (1832), Св. Станислава I степени (1835), Св. Анны I степени (1847), Красного Орла (1847, Пруссия), иностранными королевскими медалями.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
В 1783 году поступил во Фрейбергскую гимназию, после её окончания учился во Фрейбергской горной академии у проф. А. Г. Вернера, здесь подружился с А. фон Гумбольдтом. В 1792—1794… Развернуть
Пьер-Симон, маркиз де Лаплас (фр. Pierre-Simon de Laplace; 23 марта 1749 — 5 марта 1827) — французский математик, механик, физик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей. Заслуги Лапласа в области чистой и прикладной математики и особенно в астрономии громадны: он усовершенствовал почти все разделы этих наук.
Лаплас состоял членом шести академий наук и королевских обществ, в том числе Петербургской Академии (1802), и членом Французского Географического общества. Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
15 марта 1788 года, в возрасте тридцати девяти лет, Лаплас женился на Марии-Шарлотте, восемнадцатилетней девушке из хорошей семьи в Безансоне. Свадьба праздновалась в Сен-Сюльпис в Париже. У супругов был сын, Шарль-Эмиль (1789—1874), будущий генерал, и дочь Софи-Сюзанна (1792—1813).
Родился в крестьянской семье в Бомон-ан-Ож, в Нормандии. Учился в школе бенедиктинцев, из которой вышел, однако, убеждённым атеистом. Состоятельные соседи помогли способному мальчику поступить в университет города Кан (Нормандия).
Посланный им в Турин и напечатанный там мемуар «Sur le calcul intégral aux différences infiniment petites et aux différences finies» (1766) обратил на себя внимание учёных, и Лаплас был приглашён в Париж. Там он послал ДʼАламберу мемуар об общих принципах механики. Тот сразу оценил юношу и помог устроиться преподавателем математики в Военную академию.
Уладив житейские дела, Лаплас сразу приступил к штурму «главной проблемы небесной механики»: исследованию устойчивости Солнечной системы. Одновременно он публиковал важные работы по теории определителей, теории вероятностей, математической физике и др.
1773: виртуозно применив математический анализ, Лаплас доказал, что орбиты планет устойчивы, и их среднее расстояние от Солнца не меняется от взаимного влияния (хотя испытывает периодические колебания). Даже Ньютон и Эйлер не были в этом уверены. Правда, позже выяснилось, что Лаплас не принял во внимание приливное трение, замедляющее вращение, и другие важные факторы.
За эту работу 24-летний Лаплас был избран адъюнктом Парижской Академии наук.
1785: Лаплас становится действительным членом Парижской Академии наук. В этом же году, на одном из экзаменов, Лаплас высоко оценивает знания 16-летнего абитуриента Бонапарта. Впоследствии их отношения были неизменно тёплыми.
В революционные годы Лаплас принял руководящее участие в работах комиссии по введению метрической системы, возглавлял Бюро долгот (так назывался французский Астрономический институт) и читал лекции в Нормальной школе. На всех этапах бурной политической жизни тогдашней Франции Лаплас никогда не вступал в конфликты с властями, которые почти неизменно осыпали его почестями. Простонародное происхождение Лапласа не только предохранило его от репрессий революции, но и позволило занимать высокие должности. Свои политические взгляды он никогда не афишировал.
1795: Лаплас читает лекции по теории вероятностей в Нормальной школе, куда он был приглашен как профессор математики, вместе с Лагранжем, декретом Национального конвента.
1796: «Изложение системы мира» — популярный очерк результатов, позднее опубликованных в «Небесной механике», без формул и ярко изложенный.
1799: вышли первые два тома главного труда Лапласа — классической «Небесной механики» (кстати, именно Лаплас ввёл этот термин). В монографии излагаются движение планет, их формы вращения, приливы. Работа над монографией продолжалась 26 лет: том III вышел в 1802 году, том IV — в 1805-м, том V — в 1823—1825 гг. Стиль изложения был излишне сжатым, множество выкладок автор заменял словами «легко видеть, что…». Однако глубина анализа и богатство содержания сделали этот труд настольной книгой астрономов XIX века.
В «Небесной механике» Лаплас подвел итоги как собственным исследованиям в этой области, так и трудам своих предшественников, начиная с Ньютона. Он дал всесторонний анализ известных движений тел Солнечной системы на основе закона всемирного тяготения и доказал её устойчивость в смысле практической неизменности средних расстояний планет от Солнца и незначительности колебаний остальных элементов их орбит.
Наряду с массой специальных результатов, касающихся движений отдельных планет, спутников и комет, фигуры планет, теории приливов и т. д., важнейшее значение имело общее заключение, опровергавшее мнение (которое разделял и Ньютон), что поддержание настоящего вида Солнечной системы требует вмешательства каких-то посторонних сверхъестественных сил.
В одном из примечаний к этой книге Лаплас мимоходом изложил знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности, ранее высказанную Кантом.
Наполеон наградил Лапласа титулом графа Империи и всеми мыслимыми орденами и должностями. Он даже пробовал его на посту министра внутренних дел, но спустя 6 недель предпочёл признать свою ошибку. Лаплас внёс в управление, как выразился позднее Наполеон, «дух бесконечно малых», то есть мелочность. Титул графа, данный ему в годы империи, Лаплас сменил вскоре после реставрации Бурбонов на титул маркиза и члена палаты пэров.
1812: грандиозная «Аналитическая теория вероятностей», в которой Лаплас также подытожил все свои и чужие результаты.
1814: «Опыт философии теории вероятностей» (популярное изложение), второе и четвёртое издания которого послужили введением ко второму и третьему изданию «Аналитической теории вероятностей». «Опыт философии теории вероятностей» был опубликован в переводе на русский язык в 1908 году, переиздан в 1999 году.
Современники отмечали доброжелательность Лапласа по отношению к молодым учёным, всегдашнюю готовность оказать помощь.
Умер Лаплас 5 марта 1827 года в собственном имении под Парижем, на 78-м году жизни.
Пьер-Симон, маркиз де Лаплас (фр. Pierre-Simon de Laplace; 23 марта 1749 — 5 марта 1827) — французский математик, механик, физик и астроном; известен работами в области… Развернуть
Френсис Баррет (англ. Francis Barrett) - английский мистик и оккультист.
О жизни Фрэнсиса Барретта известно очень мало. По его собственному утверждению, в круг его интересов входили химия, метафизика и оккультная натурфилософия. Баррета считали эксцентричным человеком: он преподавал магические искусства у себя дома, много внимания уделял переводам на английский язык каббалистических и других древних текстов, в том числе, «Философии Вселенной» Г. фон Веллинга (ок. 1735), которую перевел с немецкого языка (1801).
Биограф Баррета Фрэнсис Кинг пишет, что родители Баррета были обыкновенными, ничем не примечательными людьми. Они сочетались браком 29 сентября 1992 года в церкви Святого Мартина «что в полях», расположенной на северо-восточном углу Трафальгарской площади. Эта церковь сейчас считается самой знаменитой приходской церковью Лондона.
С детства Фрэнсис работал и учился в аптеке у хирурга (в те времена слово хирург, в отличие от врача, означало медицинского работника низшей ступени, фактически являясь синонимом слова аптекарь. Помимо этого, хирурги были и цирюльниками). В январе 1800 года он женился на Грейс Ходжес, а в следующем году у него родился сын, также названный Фрэнсис. Известность к Баррету пришла вследствие нескольких неудачных полетов на воздушном шаре в Гринвиче и Суонси в 1802 году. Более никаких биографических сведений о нем не сохранилось, кроме слухов о том, что он умер в Соединенных Штатах до 1830-х годов.
Баррет страстно желал возродить интерес к оккультным наукам: в 1801 году он опубликовал учебник магии под названием «Маг» (Magus). Этот труд представлял собой компиляцию избранных мест из трех книг «Оккультной философии» Корнелия Агриппы, четвертой книги «Оккультной философии», авторство которой приписывают ему же, а также из перевода «Гептамерона Петера из Абано» (Пьетро д’Абано), сделанного Робертом Тернером в 1655 году. Барретт внес лишь несколько изменений и модернизировал орфографию и синтаксис.
«Маг», судя по всему, оказал влияние на писателя Эдварда Бульвер-Литтона, но в целом не пользовался особым успехом, пока им не заинтересовался Элифас Леви. Эта работа содержит сведения о природной магии трав и камней, магнетизме, талисманной магии, алхимии, нумерологии, стихиях, а также биографии известных адептов оккультных наук. Кроме того, Баррет использовал книгу для рекламы собственных услуг. С ее помощью он искал людей, заинтересованных в создании магического кружка. Неизвестно, достиг ли он своей цели, но британский историк Монтегю Саммерс утверждает, что Баррет имел успех.
Рекламное объявление, размещенное на странице 140 второго тома «Мага», приглашает в некую школу, организованную Барретом, однако других сведений об этой школе не сохранилось. Согласно этому объявлению, автор работы «с почтением сообщает всем, кто интересуется изучением гуманитарных и естественных наук, особенно натурфилософии и оккультной философии, химии, астрологии и т.д., и т.п., что, неустанно занимаясь исследованиями в области великих наук, о которых щедро повествует в этой книге, он дает частные уроки и читает лекции по вышеупомянутым наукам, демонстрируя при этом множество любопытных и редких экспериментов.
Студенты будут посвящены в редчайшие операции натурфилософии, природной магии, каббалы, химии, талисманной магии, герметической философии, астрологии, физиогномики и т.д., и т.п. Подобным же образом, они приобретут знания о ритуалах, мистериях, церемониях и принципах древних философов, магов, каббалистов и адептов. Целью данной школы (учебная группа которой будет насчитывать не более Двенадцати студентов) будет исследование скрытых сокровищ Природы, приведение Разума к созерцанию Вечной мудрости, поиск того, что может привести к совершенствованию Человека, облегчение страданий и напастей этой жизни, как собственных, так и жизней других людей, изучение морали и религии для обретения вечного блаженства и, наконец, распространение всего, что может послужить общему счастью и благополучию человечества».
В предисловии к «Магу» Баррет пишет: «Мы собрали труды известнейших магов, таких как Зороастр, Гермес, Аполлоний, Симеон Богоприимец, Тритемий, Агриппа, Ди, Порта (Неаполитанский), Парацельс, Роджер Бэкон и многие другие…»
В действительности большая часть текстов была взята из трех книг «Оккультной философии» Агриппы и Гептамерона Пьетро д’Абано.
В отличие от предыдущих демонологов (Бинсфельд, 1589), которые связывали высших демонов со смертными грехами (Люцифер – гордыня, Мамона – алчность, Асмодей – похоть, Сатана – гнев, Вельзевул – чревоугодие, Левиафан – зависть, Бельфегор – лень), Баррет предложил другую связь. Так, Сатана стал демоном обмана и, соответственно, покровителем ведьм и колдунов, Мамона – демоном искусителей и соблазнителей, Асмодей – князем мстителей и т.д.
Подобно многим текстам того времени, все три тома первой публикации «Мага» вышли одной книгой. Благодаря этой работе сведения из редких книг стали более доступны, что ускорило возрождение оккультизма.
Баррету также приписывают книгу «Жизнь алхимических философов», которая была анонимно опубликована в 1815 году, однако его авторство сомнительно.
Френсис Баррет (англ. Francis Barrett ) - английский мистик и оккультист. О жизни Фрэнсиса Барретта известно очень мало. По его собственному утверждению, в круг его… Развернуть
Карл Вильгельм Саличе-Контесса (нем. Karl Wilhelm Salice-Contessa; 19 августа 1777, Еленя-Гура — 2 июня 1825, Берлин) — немецкий новеллист и драматург. Младший брат Кристиана Якоба Саличе-Контессы.
Написал новеллы — «Zwei Erzählungen» (Б., 1815), «Erzählungen» (Дрезд., 1819) — и пьесы для сцены («Das Rätsel», «Magister Rösslein», «Der unterbrochene Schwätzer», «Der Findling», «Talisman»). Особенно известны его «Kindermärchen» (Берл., 1816—1817), изданные в сотрудничестве с Фукэ и Гофманом. Контесса занимался также пейзажной живописью; Гофман вывел его в своих «Серапионовых братьях» (Сильвестр). Его «Sämmtliche Schriften» было издано в Лейпциге (1826).
Карл Вильгельм Саличе-Контесса (нем. Karl Wilhelm Salice-Contessa; 19 августа 1777, Еленя-Гура — 2 июня 1825, Берлин) — немецкий новеллист и драматург. Младший брат Кристиана… Развернуть
Барон Мари-Даниэль Бурре де Корберон - французский аристократ из старинной бургундской фамилии, возведенной в ранг баронов при Людовике XIV. Большой поклонник идей Жан-Жака Руссо, представитель Авиньонского общества философов-иллюминатов. Оставил записки, которые являются ценным источником по екатериниской эпохе.
Карьеру начал в полку французской гвардии, участвовал в военных действиях 1764-68 гг. В 1773 г. начал дипломатическую службу в качестве советника миссии в Касселе. С 1775 г. определен секретарем в свиту французского посланника маркиза Деюиня при дворе Екатерины II. С ноября 1777 по октябрь 1780 г. занимал должность поверенного в делах. Одной из главных заслуг Корберона на службе в России считается начало установления торговых связей с Францией.
В 1901 году в России был опубликован дневник де Корберона : "Un Diplomate Francais A La Cour De Catherine Ii, 1775-1780: Journal Intime Du Chevalier De Corberon, Charge D' Affaires De France En Russie", который охватывает период со 2 января 1775 года по 14 октября 1780 года. С 1776 года заметки приобрели вид писем, большая часть которых адресована брату, а также невестке и нескольким знакомым дамам.
Ольга Елисеева в своей книге "Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины" пишет : Корберон называл себя учеником Руссо и потому считал своим долгом противостоять России не только в политическом, но и в идеологическом плане. Претензии петербургского кабинета играть одну из первых скрипок в оркестре европейских держав представлялись ему необоснованными.
Барон Мари-Даниэль Бурре де Корберон - французский аристократ из старинной бургундской фамилии, возведенной в ранг баронов при Людовике XIV. Большой поклонник идей Жан-Жака… Развернуть
Князь Пётр Иванович Шаликов — русский писатель-сентименталист, журналист и издатель.
Потомок грузинского княжеского рода Шаликашвили. Родился в семье кавалерийского офицера Ивана Дмитриевича Шаликашвили. Получил домашнее образование. Обучался в Благородном пансионе при Московском университете. В службу вступил в один из кавалерийских полков. Участвовал в штурме Очакова, затем — в польской войне. В 1797 году премьер-майор, командир эскадрона.
После смерти отца и восьми лет офицерской службы оставил военную службу (1799). Продав родовое поместье в селе Новые Санжары Полтавской губернии, Шаликов обосновался в Москве, поступил в Московский университет и предался литературным занятиям.
Литературная деятельность
Печататься начал в 1796 году в журнале «Приятное и полезное препровождение времени». Издал сборники стихотворений «Плод свободных чувствований» (ч. 1—3, 1798—1801), «Цветы граций» (1802).
Под влиянием карамзинских «Писем русского путешественника» написал прозаические произведения «Путешествие в Малороссию» (ч. 1—2, 1803—1804) и «Путешествие в Кронштадт» (1805). В 1819 вышли «Повести князя Шаликова» и «Собрание сочинений» (ч. 1—2). Как прозаик причисляется к эпигонам сентиментализма.
Был издателем журналов «Московский зритель» (1806), «Аглая» (1808—1812), «Дамский журнал» (1823—1833). Также он был редактором газеты «Московские ведомости».
Князь Пётр Иванович Шаликов — русский писатель-сентименталист, журналист и издатель. Потомок грузинского княжеского рода Шаликашвили. Родился в семье кавалерийского офицера… Развернуть
Анна Петровна Бунина (7 [18] января 1774, село Урусово, Рязанская губерния — 4 [16] декабря 1829, село Денисовка, Рязанская губерния) — русская поэтесса и переводчица; Русская Сапфо, Десятая Муза, Северная Коринна, как называли её современники.
Она принадлежала тому же старинному дворянскому роду, к которому принадлежали В. А. Жуковский, И. А. Бунин и Ю. А. Бунин. Из одной черновой записи Анны Ахматовой: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была теткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…» И далее — известные нам подробности из семейных хроник: «Стоговы были небогатые помещики Можайского уезда Московской губернии, переселенные туда за бунт при Марфе Посаднице. В Новгороде они были богаче и знатнее». Анна рано осталась без матери, её взяла к себе тетка. Воспитываясь у неё, в селе Урусово, Анна получила первое незамысловатое образование: она знала лишь русскую грамоту да четыре правила арифметики. Тогда этого считалось более, чем достаточно. Зато много внимания уделялось рукоделию: девушка хорошо вышивала, плела кружева. Выучиться иностранным языкам, музыке, пению нечего было и думать. Для подобных вещей существовали столицы. Когда умер старый Бунин, оставив дочери средства, дававшие ей 600 рублей дохода, Анна в 1802 году поехала в Санкт-Петербург повидаться со своим братом, морским офицером. Оглядевшись, она, к негодованию провинциальной родни, решила в столице поселиться. Подыскала квартиру на Васильевском острове и неистово занялась самообразованием, несмотря на свои уже не юные 28 лет. Она стала учиться французскому, немецкому и английскому, физике, математике и в особенности российской словесности.
Будучи уже известной в свете, совершенно неожиданно Анна заболела, у неё открылся рак, превративший оставшуюся жизнь в страдание. Лучшие медики лечили её, император лично следил за самочувствием Буниной. Было решено везти её в Англию, славившуюся в то время лекарями. Она пробыла там два года.
Кстати Вальтер Скотт, как он рассказывал, в 1817 году получил письмо от Анны Буниной, жившей в то время в Англии. Вероятно, это было не только первое письмо, полученное им от русской женщины, но и, помимо того, первое письмо, адресованное ему человеком, причастным к русской литературной жизни и притом по прямому литературному поводу. Речь шла об одной из ранних романтических поэм В. Скотта, «Мармион», и о том восторге, который вызвало это произведение у его русской читательницы.
Вернувшись в Россию, Анна сочиняла уже мало. В 1821 году выпустила полное собрание в трёх книгах. Ей была пожалована пожизненная пенсия. Последние пять лет жизни Бунина провела в Москве и ряжской деревне. Болезнь довела до того, что она не могла даже лежать, единственная удобная поза была — на коленях.
В последние недели она усердно читала Библию. Скончалась в конце 1829 года и похоронена в деревне Урусово Рязанской губернии. Памятник на её могиле сооружён внуком сестры Марии, путешественником П. П. Семёновым-Тян-Шанским.
Стихи начала писать в тринадцать лет. Первое опубликованное произведение — прозаический отрывок «Любовь» («Иппокрена», 1799, ч. 4).
Жизнь в Петербурге была дорога, и Анна в полтора года истратила весь свой капитал. Появились долги. Брат поспешил познакомить её с петербургскими литераторами, которым Анна показала свои первые произведения. Вскоре в 1806 году в печати появляется стихотворение Анны Буниной. Выходит и первый сборник поэтессы «Неопытная муза» (1809), имевший большой успех. Это издание было преподнесено императрице Елизавете Алексеевне, которая пожаловала автору ежегодную пенсию в 400 рублей.
С этого часа началась слава Буниной. Были и до неё писательницы — М. Сушкова, автор «Ироид, музам посвященных», А. Вельяшева-Волынцева, напечатавшая перевод с французского «О графе Оксфордском и Милодии Гербии», княжна Евдокия Урусова, княжна Е. Меншикова. Но Анна Бунина, по единодушному мнению критики, превозошла их талантом.
Она выпускает новую книгу стихов, переводит с французского. В альбомы переписываются её «Сафические стихотворения» и «Подражание лесбийской стихотворице».
Сборник «Неопытная муза» вызвал одобрение литературных мэтров, в том числе Державина, Дмитриева, Крылова (зачитавшего в 1811 г. на собрании «Беседы любителей русского слова», почетным членом которой поэтесса стала в том же году, ироикомическую поэму Буниной «Падение Фаэтона», на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия и особенно А. С. Шишкова «необыкновенным даром… изображать состояние души своей». В 1811 году Бунина публикует прозаические «Сельские вечера», в 1814-м, откликаясь на грозные события, преподносит императору гимн «Песнь Александру Великому, победителю Наполеона и восстановителю царств».
В 1815—1817 годах находилась на лечении в Англии; её письма оттуда (не сохранившиеся), по свидетельствам современников, глубиной и тонкостью наблюдений, общей сентименталистской тональностью напоминали «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. В 1823 году опубликовала в «Дамском журнале» стихотворения «Ближним».
Российская академия наук за свой счет (учитывая затруднительность материального положения Буниной) издала её Собрание стихотворений (тт. 1-3, 1819—1821).
Именуемая многими «русской Сапфо» (отчасти из-за пристрастия к античной поэзии, которой Бунина нередко подражала), поэтесса оставила стихи как в жанрах философских медитаций и гимнов, воспевая «подвиги мужей», погибших на [Бородинском поле], так и задушевно-интимную, камерную лирику, часто отходящую от свойственной поэтическому языку Буниной тяжеловесности, архаичности и риторичности (результат близости к «Беседе» и повод для иронического отзыва о Буниной в некоторых сатирах А. С. Пушкина), подкупающую искренностью чувств, биографической достоверностью, непринужденной шутливостью.
Она сделала сокращённый перевод «Правил поэзии» Ш. Баттё (1808) и стихотворный перевод первой части «Поэтического искусства» Н. Буало (1808—1809; завершила в 1821). Опубликовала перевод драмы «Агарь в пустыне» С.-Ф. Жанлис («Сын отечества», 1817, № 37).
Анна Петровна Бунина (7 [18] января 1774, село Урусово, Рязанская губерния — 4 [16] декабря 1829, село Денисовка, Рязанская губерния) — русская поэтесса и переводчица; Русская… Развернуть
Павел Иванович Сумароков — русский чиновник и литератор из рода Сумароковых. Автор известного описания Новороссии, опубликованного в 1800 году. Племянник поэта А. П. Сумарокова, отец графа С. П. Сумарокова.
Павел Иванович Сумароков — русский чиновник и литератор из рода Сумароковых. Автор известного описания Новороссии, опубликованного в 1800 году. Племянник поэта А. П.… Развернуть
Российский историк и археолог немецкого происхождения, академик Петербургской академии наук.
Иоганн Фридрих Рохлиц — немецкий драматург, писатель, искусствовед, журналист и редактор. Композитор, либреттист, музыковед, музыкальный критик. Эстетические взгляды связывали его с эпохой немецкого Просвещения, но широта воззрений на искусство и дар предвидения сделали сторонником романтизма. Автор многочисленных рассказов, нескольких драматических и биографических произведений, а также стихотворений и либретто для опер.
Фридрих Рохлиц учился композиции, игре на фортепиано и органе в Школе Святого Фомы в Лейпциге. В 1789-91 годах изучал философию и теологию в Лейпцигском университете, затем работал частным репетитором. В 1798 году основал и редактировал «Всеобщую музыкальную газету» (Allgemeine Musikalische Zeitung), которая выходила в издательстве «Брайткопф и Гертель». Дружил с Гёте, Шиллером, Э. Т. А. Гофманом, предоставлял им страницы своей газеты.
Рохлиц сыграл видную роль в музыкальной жизни Лейпцига, где входил в руководство концертами оркестра Гевандхауза. На либретто и тексты Рохлица писали музыку Людвиг Шпор и Карл Мария фон Вебер. Во время своего пребывания в Вене в 1822 году познакомился с Людвигом ван Бетховеном и Францем Шубертом, который в 1827 году положил на музыку три стихотворения Рохлица.
Наиболее важной работой Ф. Рохлица считается его автобиографическое сочинение «Tage der Gefahr über die Völkerschlacht bei Leipzig» (1813), посвящённое Битве народов. В своих литературных сочинениях он пропагандировал музыку Л. Бетховена, И. С. Баха, приветствовал талант молодого Р. Вагнера. Им написана первая биография композитора и скрипача Фридриха Э. Феска. Упоминаются также его немецкие переводы опер Моцарта «Дон Жуан» и Паэра «Леонора».
Иоганн Фридрих Рохлиц — немецкий драматург, писатель, искусствовед, журналист и редактор. Композитор, либреттист, музыковед, музыкальный критик. Эстетические взгляды… Развернуть
Родился в семье каменщика.
В 1797 переехал из Вагаршапата в Петербург. Русскому языку обучался по учебнику Катаринэ Халдаровой – жены первого армянского издателя в Санкт-Петербурге Григора Халдаряна.
В российской столице жил до 1815 и дослужился, как пишет А.Д. Ерицян, до чина действительного статского советника, что маловероятно.
Автобиографическая книга «Жизнь Артемия Араратского», изданная в 1813 в Петербурге и ставшая первым трудом, знакомящим русского читателя с армянской действительностью ХVIII века, преследовала цель ознакомления россиской общественности с бедственным положением Армении. Значительное место в книге занимают этнографические, фольклорные материалы – описание свадебных обрядов, крестьянского уклада, религиозных праздников, сельских школ. Книга увидела свет в типографии архидьякона местной армянской церкви Иосифа Иоаннесова (Овсеп Ованнисян) – полиграфиста, переводчика, составителя армянского букваря.
Книгу читали Пушкин и Грибоедов. Она была переведена на немецкий, английский, грузинский и армянский (в переводе романиста Перча Прошяна) языки.
В 1814 в знак «беспредельной благодарности святой русской земле» Араратский преподнес в дар Императорской Публичной библиотеке через ее директора А.Н. Оленина рукописный сборник древнеармянских духовных гимнов-шараканов с превосходными миниатюрами, украшениями и собственноручной дарственной надписью на армянском языке (хранится в Отделе рукописей).
Араратский известен и как общественный деятель, через которого нередко осуществлялось общение Католикоса как политического главы армянского народа с русскими правительственными кругами. В частности, известно, что к нему обращались за содействием Католикос Епрем и архиепископ Нерсес Аштаракеци – будущий Католикос. В период, когда подверглись преследованиям нухинские армяне, Араратский взял на себя миссию их защиты через Синод.
Нажив себе врагов, покинул Петербург и некоторое время путешествовал по Европе, жил в Париже, побывал в арабских странах. Собирался совершить паломничество через Константинополь и Иерусалим.
Когда в 1823 при Лазаревском институте в Москве было учреждено Общество любителей древности, «губернский секретарь» Артемий Араратский стал действительным членом Общества.
В пожилом возрасте лет вернулся в Армению и ушел в монастырь. О дальнейшей его жизни известно лишь то, что в ноябре 1826 его встретил в Ахпатском монастыре Xачатур Абовян, а в 1827 его видел в Эчмиадзине генерал Н.Н. Муравьев–Карсский.
Родился в семье каменщика.
В 1797 переехал из Вагаршапата в Петербург. Русскому языку обучался по учебнику Катаринэ Халдаровой – жены первого армянского издателя в… Развернуть
Софро́ний Врача́нский (в миру Стойко Владиславов; 1739, Котел — 22 или 23 сентября (5 октября) 1813, Бухарест) — болгарский епископ и писатель, один из вдохновителей болгарского национального возрождения.
Владиславов родился в городе Котел, в Центральной Болгарии в 1739 году в семье продавца скота. В своём родном городе он посещал школу при монастыре, изучал греческие и славянские книги. Затем он стал работать ткачом, но сохранял интерес к религии и в 1762 году был рукоприложен в священники.
Работал учителем и писателем, затем встретился с Паисием Хилендарским, тот показал ему свою «Историю славяно-болгарскую», с которой Владиславов сделал список. Между 1770 и 1775 годами Владиславов посетил Святую гору Афон. В 1792 году он покинул Котел, затем служил в Карнобате, посетил Арбанаси. 17 (28) сентября 1794 года он стал епископом Врачанским под именем Софрония. Здесь он активно участвовал в общественной жизни, инициировал, по сообщению некоторых источников, отправку делегации от Врацы в Москву. Сафроний имел тесные связи с фанариотами.
В 1797 году он оставил кафедру из-за давления османов. 3 года он провёл в Видине, где сформулировал свои писательские цели. В 1803 году он переехал в Бухарест.
В период русско-турецкой войны 1806—1812 Софроний призывал болгар содействовать русским. Софроний умер в 1813 году, но точная дата его смерти неизвестна, но последний документ о нём датируется 2 августа.
Особенно много и успешно Софроний писал в Бухаресте. Он стал автором первой печатной книги в новоболгарской литературе — «Неделник», сборник правил и наставлений для всех церковных праздников. Один из пионеров издательского дела в Болгарии и создатель современного болгарского литературного языка. Также он написал свою автобиографию — «Житие и страдания грешного Софрония».
31 декабря 1964 года Патриарх Кирилл единоличным актом канонизировал Митропролита Врачанского Софрония.
Софроний Врачанский изображен на болгарских почтовых марках 1940 и 1989 года.
Софро́ний Врача́нский (в миру Стойко Владиславов; 1739, Котел — 22 или 23 сентября (5 октября) 1813, Бухарест) — болгарский епископ и писатель, один из вдохновителей… Развернуть