Моя оценка

Почти прямо на финише космической гонки СССР и США на Землю прибывают корабли иной цивилизации, получившей имя Сверхправителей, и с этого момента дорога в космос человечеству была закрыта. Не из враждебности, нет — просто земляне еще слишком плохо развиты, чтоб адекватно воспринять открытый космос. Но взамен Сверхправители устраивают на Земле настоящий рай: людям больше не угрожают ни войны, ни болезни, ни голод, каждый может заниматься тем, чем хочет и что любит, не заботясь о завтрашнем дне. И лишь над двумя вопросами мучаются самые пытливые умы — куда стремиться людям теперь, и зачем всё это делают Сверхправители? Ответ рано или поздно будет получен, но принесет ли он радость людям?..

Получить эту книгу или продать свою

Перейти
  • Дополнительная информация о произведении

    Форма: роман

    Оригинальное название: Childhood's End

    Дата написания: 1953

    Первая публикация: 1953

    Перевод: Нора Галь

  • Жанры
  • Интересные факты

    Дэвид Гилмор при создании одноимённой песни Pink Floyd позаимствовал название её именно у романа Кларка. Текст песни описывает размышления последнего человека на Земле (предположительно, Яна Родрикса). Концовка романа, когда на Земле остались лишь собранные в одном месте человеческие потомки, послужила источником вдохновения для дизайнеров обложки альбома Led Zeppelin Houses of the Holy.

    «Конец детства» является одной из самых любимых книг Майкла Стражински] и в его сериале «Вавилон 5» прослеживаются ряд мотивов из книги. Например, понятие «молодых рас» типа человеческой, развивающихся из ранней примитивной стадии развития к более высокому уровню существования. В последнем эпизоде четвёртого сезона сериала, «Деконструкция падающих звёзд», изображено человечество спустя миллион лет, в результате развития отказавшееся от телесных оболочек в пользу энергетической формы существования, как и Сверхразум из романа. Режиссёр популярного аниме-сериала «Евангелион» Хидэаки Анно признаёт, что используемая в сериале теория Комплементации, включающая в себя объединение человечества в единый организм, частично позаимствована из третьей части романа.

  • История

    Роман начал создаваться в июле 1946 года, когда Кларк написал «Ангел-хранитель», рассказ, который впоследствии стал первой частью «Конца детства». Внешний вид Сверхправителей появился под влиянием «The Mightiest Machine» Джона У. Кэмпбелла, в котором присутствовал один дьяволоподобный вид существ. «Ангел-хранитель» первоначально был отвергнут несколькими редакторами, в том числе Кэмпбеллом. По просьбе литературного агента Кларка (и без ведома автора) рассказ был отредактирован Джеймсом Блишем, который переписал концовку. Версия Блиша была принята к публикации в апреле 1950 года журналом Famous Fantastic Mysteries. Оригинальная версия Кларка была позже опубликована в журнале New Worlds. Последний вариант больше напоминает первую часть романа, «Земля и Сверхправители», чем версия в редакции Блиша.
    В феврале 1952 года Кларк начал работу над превращением «Ангела-хранителя» в роман, завершив первый вариант в декабре. Последние изменения были совершены в январе следующего года. На ключевую идею романа, возможно, повлияла известная работа Тейяра де Шардена «Феномен человека», несущая теогенетическую концепцию, согласно которой человечество обладает богосоздающей силой. Завязка новой книги приобрела другой смысл после того, как во время работы над научно-популярной книгой «Исследование космоса» (англ. The Exploration of Space, 1951) Кларк заинтересовался идеей, что было бы, если бы некая внешняя сила ограничила космическую экспансию человечества. В апреле 1953 года Кларк отправился в Нью-Йорк вместе с «Концом детства» и ещё несколькими новыми работами. Его агент убедил издательство «Ballantine Books» принять этот роман вместе с «Прелюдией к космосу» и сборником рассказов «Экспедиция на Землю». Но сразу же издать роман помешало то, что Кларк сочинил две различные концовки для него, и последняя глава «Конца детства» всё ещё не была завершена. После Нью-Йорка писатель посетил в Атланте своего друга Яна Маколея, который принимал активное участие в борьбе против расовой сегрегации в США. В Атланте и была завершена последняя глава романа. Видимо, общение с Маколеем повлияло на то, что последним человеком на Земле и одним из важных героев Кларк сделал мулата Яна Родрикса.

  • Критика

    Роман был хорошо принят большинством читателей и критиков. Всего лишь за два месяца после публикации были проданы все 210 тысяч экземпляров первого издания. The New York Times опубликовала две положительные рецензии на книгу: Бэзил Дэвенпорт сравнил Кларка с Олафом Стэплдоном, К. С. Льюисом и Гербертом Уэллсом, отметив их как «очень небольшую группу писателей, которые использовали научную фантастику как носитель философских идей». Уильям Дюбуа назвал книгу «первоклассным проявлением мастерства, которая стоит внимания каждого вдумчивого гражданина в это тревожное время». Дон Гусман из Los Angeles Times, восхищаясь романом за его напряжённость, мудрость и красоту, сравнивает роль Кларка как писателя с художником: «мастер звучного языка, художник картин в футуристических цветах, Чесли Боунстелл в словах». Обозреватель журнала Galaxy Science Fiction Грофф Конклин называл роман «неимоверно впечатляющей работой… непрерывным калейдоскопом неожиданностей».

    Энтони Бучер и Фрэнсис Маккомас, однако, были более скептичны, найдя в романе «необычный дисбаланс между масштабным повествованием и рядом мелких эпизодических историй». Восхваляя работу Кларка за «стэплдонские исторические концепции и за качество его прозы и мышления», они в итоге заключают, что «Конец детства» является «неловкой и несовершенной книгой». Питер Миллер охарактеризовал роман как «очень фантастичный и поэтичный», но сделал вывод, что он «не лучше некоторых других произведений Кларка» из-за слабости в его «эпизодической структуре».

    Брайан Олдисс и Дэвид Уингроув писали, что «Конец детства» опирается на «довольно тривиальные философские идеи», но Кларк «выразил их простым и возвышенным языком, который отдалённо напоминает „Псалтырь“, и в сочетании с театрализованным чувством утраты это приносит несомненный эффект».

    Российский критик Вл. Гаков (псевдоним Михаила Ковальчука) объясняет неутихающий интерес читателей к книге тем, что «Артур Кларк поднял вопросы, на которые сам ответов — не знал. И вовлёк читателя в спор, который не устарел и сегодня». Он также отмечает, что «„Конец детства“, в отличие от грандиозной философской эпопеи Стэплдона, — увлекательная драма, спорная, будоражащая и самого автора»

  • Награды

    Номинации на премии:
    Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман
    Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

  • Экранизации

    Конец детства (2015) мини–сериал

  • Издания и произведения

Кураторы

Лучшая рецензия

Смотреть 97
as_andreas

304

«Конц детства» - Не просто фантастический роман, а глубокое философское произведение, заставляющее читателя задуматься о многих аспектах человеческой природы и нашего места во Вселенной.

Роман рассказывает о том, как мир меняется после появления загадочных инопланетян — "Сверхправителей", которые не только фактически контролируют Землю, но и ведут человечество к новым высотам. Основанная на идее …

Читать полностью

Лучшая подборка

Смотреть 111
that_laowai

that_laowai

обновлено 11 дней назадПодборки

1312K

Кобо Абэ - Четвертый ледниковый периодАврелий Августин - О граде БожиемАврелий Августин - Исповедь
В серии «Эксклюзивная классика», выпускаемой в иллюстрированных обложках формата покет, изданы сотни произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы. В их числе — авторы, чьи книги читают на протяжении веков. А именно — Гомер и Данте Алигьери, Джованни Боккаччо и Оноре де Бальзак, Уильям Шекспир и Виктор Гюго,…

Издания

Смотреть 11

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги».

Новинки

Смотреть 339

Популярные книги

Смотреть 971