6 февраля 2020 г., 19:05

2K

Может ли чтение сделать вас умнее?

29 понравилось 2 комментария 6 добавить в избранное

Автор: Дэн Херли

Существует доказательство того, что чтение может увеличить уровень всех трех категорий интеллекта. Я верю, что мое открытие «Человека-паука» и других комиксов превратило меня в круглого отличника.

Когда мне было 8 лет, я все еще не умел читать. Я помню, как моя учительница миссис Браунинг подходила к моей парте и просила прочитать несколько предложений из книги про Дика и Джейн. Она указывала на слово. «Tuh-he», я говорил, пытаясь произнести его. «The», говорила она, поправляя меня, и тогда-то что-то щелкнуло — тот момент, когда я научился читать слово «the».

Подрастая в Тинеке, Нью Джерси, в 60-х я, по словам миссис Браунинг, был «медленным». Во время родительского собрания она сказала моей матери: «Дэниел — медленный ученик». Я сидел во время обеда в гимназии вместе с, простите за термин, тупыми ребятами. Нас сгруппировали на время уроков чтения и математики в «медленную группу».

Затем, год спустя, меня спас «Человек-паук». Мой лучший друг Дэн, который читал книги без картинок, начал читать «Человека-паука» и другие комиксы с каким-то другим ребенком, и они вместе начали рисовать и писать свои собственные комиксы. В ответ на то, что этот мерзкий незваный гость похитил моего лучшего друга, я тоже начал читать комиксы, а потом начал выводить каракули своих собственных. В скором времени мы с Дэном с удовольствием проводили каждый день над нашими «шедеврами», в то время как о незваном госте больше никогда не было слышно.

К 11 годам я получал одни «пятерки». Позднее, в подростковом возрасте, я ходил на подготовительные к колледжу курсы и набрал эквивалент в 136 баллов в тесте на IQ. Что же тогда случилось? Была ли миссис Браунинг права — был ли я на самом деле «медленным», когда мне было 8, и стал ли я сообразительнее, потому что погрузился в чтение и написание комиксов?

Чтобы частично ответить на этот вопрос я потратил 3 года, опрашивая психологов и нейробиологов по всему миру, просматривая их исследования и тестируя новые методы, которые, по их утверждениям, могут повысить интеллект. И в то время как никто не назовет чтение «новым» методом развития ума, недавние научные исследования подтвердили, что чтение и интеллект имеют настолько близкую связь, что ее можно назвать симбиотической.

Это относится ко всем трем значениям слова «интеллект», широко признанных психологами. Первое — это «кристаллизированный интеллект» — попурри знаний, которыми наполнен ваш мозг. Когда вы учитесь как ездить на велосипеде или узнаете имя нового друга, вы получаете не только информацию, но потенциальное полезное знание, которое в совокупности формирует основу вашей способности ориентироваться и преуспевать в мире. Пополняя это хранилище, чтение увеличивает ваш кристаллизированный интеллект. Это объясняет, почему некоторые IQ тесты включают словарные слова, которые обычно служат надежным подтверждением того, насколько вы умны.

Но все из нас знают людей мало «начитанных», которые, тем не менее, сообразительны и дальновидны. «Текучий интеллект» — это способность решать проблемы, понимать вещи и выявлять значимые шаблоны. Конечно, вы можете читать немного или ничего совсем и все равно быть выдающимся в «чтении между строк» в разговоре. Но в сегодняшнем мире текучий интеллект и чтение обычно идут рука об руку. Фактически, повышенное внимание к навыкам аналитического чтения и письма в школах могут частично объяснить, почему школьники получают оценку в среднем на 20 баллов выше по тесту на IQ, чем в начале 20-го века. Так называемый «эффект Флинна» назван в честь Джеймса Флинна, новозеландского профессора, который посвятил большую часть своей карьеры изучению мирового феномена увеличения уровня коэффициента умственного развития (IQ). Но если чтение может увеличить текучий интеллект, обратное утверждение также верно: повышенный текучий интеллект также улучшает понимание прочитанного, в соответствии с исследованиями Джейсона Чейна из Университета Темпл в Филадельфии. Он использовал задания на «рабочую память», которые тренируют способность людей манипулировать и постоянно обновлять несколько объектов внимания — например, следить за перемещающейся точкой и распознавать, когда она окажется на месте, которое занимала 2, 3 или более ходов назад. В статьях, опубликованных в научных журналах в 2010 и 2011 годах, он показал, что по мере того, как и более молодые, и более старые взрослые улучшали свои показатели по задачам рабочей памяти, они могли лучше понимать прочитанные материалы.

Третий тип интеллекта приобрел широкий интерес в последнее время: «эмоциональный интеллект» — способность точно считывать и отвечать на свои собственные и чужие чувства. Может показаться странным, что чтение может улучшить ваш эмоциональный интеллект. Но в октябре журнал «Наука» опубликовал необычное исследование, показывающее, что чтение художественной литературы может улучшить «теорию разума» людей (или «модель психического состояния») — их способность понимать психическое состояние других людей. Дэвид Комер Кидд и Эмануэль Кастано, оба из Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, попросили несколько сотен людей онлайн прочитать примеры из нехудожественной, популярной или художественной литературы, а затем пройти тест, оценивающий точность их «теории разума». В пяти экспериментах они показали, что чтение художественной литературы привело к лучшим результатам теста на эмоциональную и когнитивную «теорию разума» по сравнению с теми, кто читал нехудожественную или популярную литературу или не читал вовсе.

Выяснилось, что художественная литература улучшает «теорию разума» людей, включая «Хамелеона» А. П. Чехова , «Бегуна» Дона Делилло и «Жену тигра» Теа Обрехт . Однако исследование содержит вопиющее упущение: ему не удалось измерить сверхъестественное влияние «Человека-паука» великого литературного гения Стэна Ли .

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
29 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 2

Интересная статья, но в моём случае литература бессильна.

Мне кажется, что в детском и подростковом возрасте чтение однозначно сделает умнее (расширит кругозор, словарный запас) и грамотнее. А вот дальше... без понятия. С натяжкой сюда можно отнести и студенческий период, но уж больно много в нём отвлекающих факторов)

Читайте также