15 декабря 2018 г., 20:17

2K

Этичная сторона полотенца

27 понравилось 2 комментария 7 добавить в избранное

Автор: Тори Телфер

Увлекаться жанром True Crime (далее тру крайм, англ. «Настоящее убийство», документальный жанр о расследовании реального резонансного дела) сейчас стало настоящим мейнстримом. Перед нами встает целый ряд дилемм: могу ли я провести всю ночь, пересматривая «NBS: Дата»? Поймет ли начальник, если я попрошу отгул, чтобы наверстать новый сезон подкаста «Serial»? Неужели я действительно разгадал тайное послание Зодиака и, тогда, должен ли я продолжать вести непринужденные беседы, или все же нужно всем рассказать о таком потрясающем открытии? К тому же достаточно сложно следить за всем, что нужно посмотреть, прочитать, послушать и изучить. Потому мы и попросили автора «Lady Killers: Deadly Women Throughout History» Тори Тефлер («Леди-убийцы: женщины, несущие смерть на протяжении всей истории», книга о женщинах — серийных убийцах и их преступлениях) и подкаста Criminal Broads («Криминальные Девицы», подкаст о женщинах — серийных убийцах) решать насущные проблемы, связанные с криминальным сообществом. Каждый месяц Тори связывается с читателями, чтобы помочь решить их проблемы в отношениях с преступным миром.

Руководство по наслаждению

«Как мне продолжать читать тру крайм, которым я очень увлечена, чтобы моя психика при этом не пострадала?» — Келли Роуз, Чикаго

Во-первых, поздравляю! Вы не социопат! Только эмпатичный человек может задать такой вопрос. Во-вторых, эмпатия действительно может очень тяготить, когда вы с увлечением читаете о культах, похищениях людей и убийствах. Вот несколько приемов, которые помогут вам заложить основу для здоровых отношений с криминальной документалистикой:

1) Определите свой предел.

Вспомните то, о чем вы ненавидите читать, слышать или даже думать. Избегайте этих тем, подобно тому, как Тед Банди избежал тюрьмы, выпрыгнув из окна в здании суда Аспена. Что касается меня, я могу спокойно читать о серийных убийцах и лидерах культов, но не выношу, ненавижу и презираю всю мерзость массовых стрелков. Я училась в старших классах, когда произошло массовое убийство в школе «Колумбайн», и массовые стрелки — главный страх нашего поколения. Кто-то, возможно, читал «Columbine» Дейва Куллена, одного из первых репортеров, запечатлевших это событие, или смотрел фильм 2018 года «Утойя. 22 июля», основанный на реальных событиях, произошедших в летнем лагере в Норвегии. Но для меня эти истории не заканчиваются в духе «теперь я узнала об X» — они просто меня пугают и навевают параноидальные мысли.

Какие у вас пределы? Не бойтесь и не смущайтесь их. (И не нужно думать, что это проблема. Чтение кровожадных книг не делает кого-то крутым, равно как их избегание не делает праведным.)

2) Вспомните про статистику.

Возможно, вы читали «I'll Be Gone in the Dark» Мишель Макнамары («Я исчезну во тьме», книга-расследование о «настоящем ночном охотнике») и впадали в ступор от одной мысли о безумном убийце, который пробирается в ваш дом через гаражную дверь и будит вас своим жутким высоким голосом! Но, уверяю, это редчайший случай. Посмотрите на показатель, рассчитанный детективами, и, очевидно, предназначенный для прочтения сквозь слезы, голосами ангелов, поющих на заднем плане: «У вас есть 0,00039% шанс стать жертвой серийного убийцы».
Монстры вроде женоубийц, террористов и насильников имеют внушающее влияние на нас и поп-культуру, потому что за ними стоит непостижимая человеческая природа, которая пишет самые ужасающие сценарии. Так что, в следующий раз когда вы почувствуете себя тревожно, лучше покричите на друзей, за то, что они переписываются с вами за рулем. Обещаю, это принесет больше пользы, чем беспокойство о серийных убийствах.

3) Посмотрите на жанр шире.

Давайте рассмотрим самые популярные книги в жанре тру крайм: «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте , «Полночь в саду добра и зла» Джона Берендта . Неужели это книги по выживанию, созданные для того, чтобы научить вас общаться с преступниками? Тогда, может, это кровавые триллеры, изданные ради скандала? Конечно нет. Это тщательно описанные документальные истории. Идеальный тру крайм освещает жизнь людей и то, что заставляет некоторых из них, совершать сделку с дьяволом. Мне кажется, что самое ужасное в преступлениях не описано в разделе «история».

Люди любят заявлять, что женщины читают тру крайм, чтобы понять, как не стать жертвой. Я уверенна, что это неправда, если бы мы читали тру крайм для защиты, не лучше ли было потратить это время на прослушивание полицейских сводок? В следующий раз когда вы откроете книгу в этом жанре, скажите себе, что это просто история, и ваш разум может успокоиться.

Дилемма о полотенце

«Что вы думаете о коммерциализации преступности? Например, вокруг личности Лиззи Борден или бандитов эпохи "Сухого закона"» — @cadavrascientist

Коммерциализированная преступность? Вы же не имеете в виду тот факт, что мы живем в мире, где вы можете вытирать посуду полотенцем с лицом Чарльза Менсона, выиграть Оскар за роль Эйлин Уорнос через год после ее казни и расслабиться в ванне с шипучей солью от Теда Банди. Конечно, вы сейчас можете легко со мной поспорить, но люди веками коммерциализировали преступность. В 1908 году продавались открытки с разлагающимися частями тел жертв серийной убийцы Белль Ганнесс, так что можем даже порадоваться, что мы стали немного гуманнее.

Вот два вопроса, которыми я задаюсь, чтобы определить степень коммерциализации преступления: сколько времени прошло с момента совершения преступления и насколько уважительной является коммерциализация.

Журналистка Ким Уолл была жестоко убита в августе 2017, и уже ведется телевизионная передача об этом преступлении. Режиссер говорит, что шоу «трезво показывает реальность, и предоставляет факты», но думаю, мы все можем согласиться с тем, что это слишком рано, верно?

Вы упомянули Лиззи Борден и таких бандитов как Аль Капоне — назовем их «классиками» преступного мира. (Лиззи была оправдана, но поскольку мы здесь говорим о культурной составляющей, люди склонны вспоминать ее как убийцу.) Несмотря на то, что эти люди давно мертвы, их деятельность стала частью американской истории. Эпоха «Сухого закона» не существует без бутлегеров. История Америки на рубеже XIX-XX века не обойдется без странных эпизодов из жизни Лиззи Борден. Поэтому я не вижу никакой этической проблемы в том, чтобы помещать личность Лиззи Борден в фанфики или лепить лицо Аль Капоне на толстовки. Они являются общественным достоянием, если хотите.

Но были сотни других «знаменитых» преступлений между случаями с Лиззи Борден и Кимом Уоллом, и именно здесь коммерциализация становится немного пугающей, превращаясь в спор о вкусах. Возьмите, к примеру, американских серийных убийц 70-80 гг XX века — многие из них стали знаковыми личностями, в большей или меньшей степени. Они являются частью нашей коллективной истории. (Как мы можем говорить о развитии системы автомагистралей между штатами в Америке, об опасности контактов с незнакомцами, о детях, чьи родители все время на работе, даже о ДНК, не упоминая при этом серийных убийц?) Проблема в том, что некоторые люди, связанные с этими преступлениями до сих пор живы, как, например, женщины, которые выжили после нападения Теда Банди, или члены общины Джонстаун, сумевшие вовремя из нее выйти. Даже некоторые всемирно известные серийные убийцы до сих пор живы и отбывают свой срок в тюрьме, к примеру, Гэри Риджуэй, Дэвид Берковиц и Эдмунд Кемпер. (Да, знаю, я тоже была уверена, что Эд Кемпер уже мертв.) Тем не менее, эти люди находятся в книжках и в тюрьме одновременно. Так что же нам делать? Купить футболку с их лицом? А может стоить подождать двадцать лет? Или все сто лет?

Я надеюсь, это не похоже на отговорку, но, я думаю, что это своеобразная «серая зона», в которой каждый ориентируется самостоятельно. Например, я не смогла бы чувствовать себя комфортно в футболке с лицом Теда Банди, но зато прикрепила бы нашивку с надписью «ТРУ КРАЙМ» на свою джинсовую куртку, и, признаюсь честно, меня соблазнило это полотенце для посуды с Чарльзом Менсоном, в основном потому, что оно просто... сумасшедшее! Это делает меня лицемером? Да! Думаю ли я, что люди, которые носят футболки с лицом Теда Банди, ведут себя ужасно неуважительно? Не обязательно! Мы все находимся в разной степени далеко от истинного преступления и это нормально. Но стоит помнить, что, как и во всем, немного уважения и сочувствия могут многое изменить.

Потому что архитектура важнее убийства

«Как избежать наказания за убийство?» — Джосеф, Мадрид

Прочитайте «Дьявол в Белом городе. История серийного маньяка Холмса» Эрика Ларсона. В центре сюжета проницательный и остроумный серийный убийца с крайне изощренной техникой. Вы узнаете, что правильно уложенные усы могут заставить даже самого сумасшедшего безумца выглядеть респектабельно, что строительство целого замка для убийств требует умения обманывать ваших подрядчиков. Вы даже узнаете кое-что о домашних вскрытиях и домашних крематориях. Обратите внимание, что в книге также рассказывается об архитектуре Даниэля Бернхэма — директора чикагской Всемирной ярмарки и еще одного обладателя впечатляющей растительности на лице. Правда, существует опасный шанс, что, прочитав книгу, вы решите вместо этого стать архитектором, но это всего лишь риск, на который стоит пойти.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
27 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии 2

Не люблю True Crime. Мне, пожалуйста, ми-ми-ми и чтобы в конце все поженились, даже если потом все и умрут.

Вообще есть что-то нездоровое в этом пристрастии к криминальным новостям, книгам и фильмам, и коммерциализация этого ужасает даже больше. Борюсь с этим (пытаюсь по крайней мере), стараюсь не смотреть криминальные сводки и не читать на подобные темы, очень уж потом бывает потом паршиво, особенно когда про убийства детей. Про женщин серийных убийц даже не слышала, оказывается такие есть даже у нас, а не только на "разлагающемся западе":) Вот зачем я это прочитала, полезла теперь их биографии читать:)

Читайте также