Иван Тургенев «Муму» — история Marina-Marianna

10 января 2014 г. 10:27

1K

Учительницы бывают разные

Мало, наверное, найдётся на российских просторах людей, которые никогда не слышали бы названия "Муму" и не знали бы о судьбе этой несчастной собачки. "Муму", "Герасим" и "утопил" - слова, прочно связанные друг с другом, но многие ли при этом действительно знают сюжет (я уж не говорю об анекдотических ситуациях вроде: "Кто написал "Муму"? - Конечно, Пушкин!")?

Честно признаюсь, до недавнего времени и я толком не помнила сюжета этой недлинной повести. Из детства у меня остались от неё совершенно жуткие воспоминания, причём апофеозом в них было даже не само утопление, а то, как Герасим угощал Муму щами. Вот это кормление перед смертью... Бр-р-р-р! Невыносимо!

Как-то прочитала в газете статью-рассуждение на тему, какие книги следовало бы исключить из школьной программы. Опросили несколько ведущих учителей и директоров московских школ и они составили "боттом-10". "Муму" была среди них и я была обеими руками за.

И вот в прошлом феврале пришло время читать "Муму" моему сыну. А я как родитель, ответственный за экскурсии в его классе, по просьбе учительницы организовала экскурсию в Дом Тургенева на Остоженке.

К моему удивлению ребята - пятый класс - явились на эту экскурсию с заметным энтузиазмом. Их очень заинтересовал тот факт, что описанные в "Муму" события происходили в реальности в этом самом доме, в этом самом дворе. Больше всего им хотелось посмотреть каморку дворника Андрея - прототипа Герасима - и ужасно их расстраивал тот факт, что флигель сохранился, но обстановка каморки - нет (и по-моему, музею нужно воссоздать эту каморку - будет дополнительный интерес!). Но главное, они с достаточным вниманием слушали жизненную историю матери Тургенева - несчастной барыни, пытаясь осмыслить, как же она дошла до жизни такой.

В финале экскурсии ребятам включили мультфильм Валентина Караваева. Я была потрясена. Пятый класс, 11-12 летние ребята, сплошь любители повыделываться и казаться взрослее. И вдруг они смотрят этот мультфильм с широко распахнутыми глазами, а за мгновение до трагической развязки от кого-то из мальчиков из самой шебутной нашей компании вдруг раздался сдавленный голос:

- Не делай этого!

Они знали, конечно, они знали, чем это закончится, но всё равно в глубине души, видно, надеялись немного.

Разные бывают учительницы. Мне с учителями литературы не повезло, много их у меня было, некоторые прошли, толком и не запомнившись, а та, что была в старших классах, привила мне очень стойкую нелюбовь к литературе. А вот сыну досталась прекрасная учительница - и она же классная руководительница, и она же учительница истории. Как-то ей удаётся заинтересовать весь этот развязный не по годам класс то историей Муму, то восстанием Спартака, а то и средневековыми религиозными войнами.

И вслед за сыном и за той экскурсией я перечитала "Муму" и открыла для себя эту историю по новой. И увидела, что нет в ней толком виноватых, а только несчастные пленники обстоятельств, что много важного есть в этой маленькой повести - недаром Тургенева боялись власти. И что не такая уж она страшная для детей - и не только в смысле утопления собачки, но и в плане текста и смыслов. Вполне она может быть детям понятна - если найдётся человек, готовый по-настоящему умело говорить с ними об этой истории.

Комментарии

Ой, а я прямо помню наши уроки по "Муму", наша учительница по литературе очень любила дебаты, мы у нее на уроках прямо до хрипоты спорили.
А у Ленки "Муму" только в следующем году будет, не в 5-м, а в 6-м классе, у них по литературе программа Бунеевых, 5-й класс посвящен приключенческой литературе. У Ленки сейчас литература - любимейший предмет. Жаль, что это пока не вдохновляет ее читать больше вне программы.

0 10.01.14

Интересная концепция! Что же они читают?

0 10.01.14

"Три мушкетера"
"Дети капитана Гранта"
"Остров сокровищ"
"Кортик"
"Приключения Гекльберри Финна"
"Белеет пару одинокий" Катаева
"Два капитана" Каверина
Наверное, еще что-то упустила. В общем, все интересное, но многое в сокращении, Ленок потом полные версии читает.

Мы тут дома частенько спорим, насколько эта концепция преподавания литературы верная, Тошка склоняется к тому, что приучает галопом по европам скакать, не вчитываясь. Но он вообще сторонник медленного вдумчивого чтения, он и меня ругает, что я слишком много читаю, уверен, что у меня в голове все путается:).
А мне нравится их программа. Ну, еще и с учительницей повезло безусловно. Но и программа тоже, считаю, неплоха! Очень много интересных произведений, которые раньше не включали в программу, например, в программе 7-го есть "Джейн Эйр", а в программе 8-го "Зравствуй, грусть" Франсуазы Саган.
Да и в целом произведения подбираются вокруг какой-то темы, сначала у них была тема "Жизнь по законам чести", потом "Шифры и клады", сейчас вот "Правда истории и вымысел".

+2 10.01.14

В целом идея мне нравится, но и с мужем твоим я согласна. Произведения все большие, целиком их трудно прочитать все, а читать сокращения я не люблю, считаю это плохой идеей.

Хотя в принципе, было бы желание. Совсем "кирпичи" - это "Три мушкетёра", "Два капитана" да "Дети капитана Гранта", остальное-то не очень большие объёмы. Читающие дети вполне могут осилить.

+1 10.01.14

Ну, вот, у меня тоже какое-то двоякое мнение, сокращения я тоже не люблю, но авторы этой концепции уверены, что дети на уроках должны заинтересоваться и прочитать полностью. В отношении некоторых произведений это действительно работает, например, "Два капитана" Ленка читала к урокам не отрывки, которые требовались, а весь роман. И ведь время находилось:), а то у нее вечно на книги времени не хватает.

Я думаю, если бы заранее было известно, что будет эта программа, то просто имело смысл летом прочитать все целиком, а потом к урокам освежать в памяти. Так что в шестом классе должно лучше пойти.

+1 10.01.14

Идея летнего чтения вообще правильная, беда только в том, что большинство детей воспринимает это как наказание, а не "как роман" :(

+1 10.01.14

а "Джейн Эйр" в 7 классе хорошо?) ну я про то, что ведь книга то уже явно для более старшего возраста :)

+3 10.01.14

Не вижу ничего плохого. Я первый раз примерно в таком возрасте и прочитала. И, думаю, мы бы ее на уроках с большим удовольствием обсуждали, чем "Молодую гвардию".

+3 10.01.14

я и не говорила, что плохо) просто интересно было ваше мнение.
спасибо

0 10.01.14

Ну, я просто в целом не сторонник делить книги по возрасту/не по возрасту:)) Сейчас не по возрасту, постарше перечитают да переосмыслят.

+2 10.01.14

Я читала "Джен Эйр" в 11 лет с огромным удовольствием и перечитывала потом в таком же возрасте несколько раз от корки до корки. Правда, не могу сказать, что эта история так же бы понравилась мальчикам :)

+3 10.01.14

У меня "Джейн Эйр" была в необязательном списке на лето примерно в том возрасте, и мне тогда очень понравилось, до сих пор храню теплые воспоминания.
А пыталась перечитать лет в 17 - поняла, что разочаровываюсь и не стала доперечитывать, чтобы не портить. Так что, по-моему, хорошо в таком возрасте :)

+1 10.01.14

Эх, мне бы так в те годы.:) А то авторские сказки вперемешку с языколомательным русским эпосом не очень располагали меня-пятиклашку. Но моя учительница по литературе действительно сокровище. Наверное, без её помощи я бы никогда так книги не любила. Училась она в нашей же школе у гениального преподавателя литературы. У нас в городе его все любят, хороший человек был. Он, кстати, и писатель, у нас до сих пор им все зачитываются (хотела на ЛЛ найти его книги, ан нет, не хочет поиск искать).

+2 10.01.14

"Нам бы так в те годы", - это как раз то, что мы с мужем говорим, когда ребенок читает очередное произведение по школьной программе:), хотя и у нас были превосходные преподаватели.

+1 11.01.14

у вас отличная история.. спасибо)

+1 10.01.14

И вам спасибо! Я действительно была потрясена и обрадована, увидев такую реакцию ребят!

+1 10.01.14

Мой плюсик в копилку ловите вместе с моим же "БРАВО"!

+1 10.01.14

Спасибо вам!

+2 10.01.14

Похвала мэтра современной грузоперевозочной журналистики дорогого стоит!

-2 10.01.14

Расклад с учителями один в один, как у меня и у сына.
И знаете, их класс тоже отличался взрослостью в таких экскурсионных мероприятиях.
Хорошая история, спасибо.

+1 10.01.14
нет в ней толком виноватых, а только несчастные пленники обстоятельств


+1! Именно так я эту историю и воспринимаю!

не такая уж она страшная для детей - и не только в смысле утопления собачки, но и в плане текста и смыслов. Вполне она может быть детям понятна - если найдётся человек, готовый по-настоящему умело говорить с ними об этой истории. 


Полностью согласна!!!!!!!

спасибо, отличная история!!! прекрасный мотиватор для учителей литературы;))

+5 10.01.14

Я так счастлива, что у нас эта учительница! Сыну очень повезло - у него и первая учительница чудесная была! Жаль, у дочки пока не всё так гладко :(

0 11.01.14

Какую хорошую вы историю написали! У меня аж слёзы на глазах навернулись.

не такая уж она страшная для детей - и не только в смысле утопления собачки, но и в плане текста и смыслов. Вполне она может быть детям понятна - если найдётся человек, готовый по-настоящему умело говорить с ними об этой истории. 



Я всегда считала, что школьнике отлично могут понять почти любую взрослую книгу, более того, они могут увидеть, почувствовать в ней то, что пройдёт мимо взрослого человека.

+3 10.01.14

Спасибо! Да, многим детям просто нужна некоторая помощь, ориентир - потому что без этого всё-таки очень трудно. А если их направить слегка, то они оказываются вовсе не такими плохими, как их порой пытаются представить.

+1 11.01.14
А если их направить слегка, то они оказываются вовсе не такими плохими, как их порой пытаются представить.


Я в этом многократно убеждалась на собственной работе)

0 11.01.14

Замечательная история. Прочла с неимоверным удовольствием.

0 10.01.14

Спасибо!

0 11.01.14

Ма-Ма написала рецензию про "Му-Му" :-)

"... Я одна осталась дочка
и зовусь мамзель Ма-Ма"
-4 10.01.14

А рецензию приПЛЮСнул.

0 10.01.14

Остальные не кричали потому, что понимали, что Герасим глухонемой. :-)

+4 11.01.14