Больше историй

28 августа 2013 г. 13:38

671

Встреча


"В квартире Лидиных родителей все очень по-барски. Красивая мебель, ковры, много изящных безделушек. Мы стоим в гостиной, в ожидании, пока выйдет к нам Лидина мама. На одной стене большая фотография в красивой рамке — молодая темноволосая женщина в черном платье.

— Это твоя мама? — спрашиваю я.

— Нет, — отвечает Лида. — Это моя тетя. Мамина двоюродная сестра. Поэтесса Мирра Лохвицкая, — слыхали про такую?

— Нет, мы с Варей не слыхали.

— Странно… — удивляется Лида. — Она недавно получила Пушкинскую премию Академии наук. Во всех газетах было напечатано.

Мы смотрим с уважением на портрет поэтессы Мирры Лохвицкой, получившей недавно Пушкинскую премию Академии наук."



Читалось это ещё в начале года. Проснулся интерес и пошла я погулять по просторам интернета.

Мари́я Алекса́ндровна Ло́хвицкая (по мужу Жибе́р — фр. Gibert; 19 ноября [1 декабря] 1869, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 августа [9 сентября] 1905, там же) — русская поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом Ми́рра Ло́хвицкая; сестра Тэффи и Н. А. Лохвицкого. К концу 1890-х годов достигшая творческого пика и массового признания, вскоре после смерти Лохвицкая была практически забыта. В 1980—1990-е годы интерес к творчеству поэтессы возродился; некоторые исследователи считают её основоположницей русской «женской поэзии» XX века, открывшей путь А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.

картинка Tusja
Мирра Лохвицкая

Из биографии

Мария Александровна Лохвицкая родилась 19 ноября (1 декабря) 1869 года в Санкт-Петербурге в семье адвоката (c 13 августа 1874 года — присяжного поверенного в Москве) Александра Владимировича Лохвицкого и Варвары Александровны (урождённой Гойер, фр. Hoer), обрусевшей француженки, женщины начитанной и увлекавшейся литературой. Через три года после рождения Марии на свет появилась Надежда (1872—1952), впоследствии вошедшая в литературу под псевдонимом Тэффи.

До того момента я слышала о Тэффи, но не читала ничего и не собиралась почему-то. И вот наступает месяц май и я попадаю с экскурсией в Париж. В один из дней у нас в программе посещение русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. Второй могилой (после И.А. Бунина) была могила Тэффи.

картинка Tusja
Из личных фотографий.

Свои эмоции и чувства я не могу передать, они зашкаливают когда понимаешь какие люди нашли там свой последний приют.
Приехала я домой и бегом заказывать что-то, пополнять эл.книгу, выискивать информацию в сети. Прочитала её "Воспоминания" и рассказы. До чего интересным она была человеком, сколько в её произведениях юмора и теплоты, а ещё, было полное ощущение, что она наш современник!

Тэ́ффи (настоящее имя Наде́жда Алекса́ндровна Ло́хви́цкая, по мужу Бучи́нская; 24 апреля (6 мая) 1872 года, Санкт-Петербург — 6 октября 1952 года, Париж) — русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер». После революции — эмигрировала. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и военного деятеля Николая Александровича Лохвицкого.

картинка Tusja

Биография

Надежда Александровна Лохвицкая родилась 24 апреля (6 мая) 1872 года в Санкт-Петербурге (по другим сведениям в Волынской губернии) в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884). Училась в гимназии на Литейном проспекте.

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру.

Публиковалась с 1901 года. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».

Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер; так, стихотворение «Из Мицкевича» 1905 года основано на параллели между широко известной балладой Адама Мицкевича «Воевода» и конкретным, произошедшим недавно злободневным событием. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением.

После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где она работала, Тэффи отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда летом 1919 года она отправилась в Турцию. Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон. В 1922—1923 жила в Германии.

С середины 1920-х жила в фактическом браке с Павлом Андреевичем Тикстоном (ум. 1935).

Умерла 6 октября 1952 года в Париже, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

Очень удивила дата её рождения - это моя дата! (с разницей (немножко - ) 100 лет)

Да, а в книге А.Бруштейн всё верно:

В 1896 году Миррa Лохвицкая выпустила первый сборник «Стихотворения (1889—1895)»: он имел мгновенный успех и год спустя был удостоен престижной Пушкинской премии.

Вот так я опять совпала с книгой ) Снова пришли на ум слова из романа Мэри Энн Шеффер & Энни Бэрроуз "Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков" - "Может, у книг есть особый инстинкт, который помогает отыскать идеального читателя?" Я, конечно, не идеальный читатель, но часто задаюсь вопросом - мы выбираем книгу или она нас? Почему в определённый момент рука тянется именно к той или иной книге?

Комментарии


Очень интересная история! Была бы ее книга,я думаю,ты стала бы ее куратором:)


Её книга "Воспоминания" тут есть, я её сама ставила, но я не знаю что должен тут делать куратор..(


Всё, нашла информацию ))


Желаю удачи:)


Спасибо! Подумаю)


Иногда разум сам требует что-то такое, чего недостаёт, сейчас как раз та же ситуация


Да, очень знакомо.


Скорее книги нас выбирают. Бывает же, стоит где-нибудь на полке вторым рядом книжка, есть-пить не просит, ты уже и забыла о ней. А потом что-то происходит, ты берешь ее, читаешь, и понимаешь, что сейчас время именно для этой книги. Не раньше, не позже, а именно сейчас.
Спасибо за очередное расследование! Очень интересно


Вот! Вот и я о том, каждой книга сама решает ))) Некоторые читаешь сразу, а некоторые стоят годами, выжидают момента :)
Спасибо!


Очень люблю Тэффи. Совершенно случайно в прошлом году скачала несколько её рассказов в сети, но они быстро закончились, а моему восхищению не было предела и хотелось еще. Купила 5-томное собрание сочинений. Теперь наслаждаюсь и растягиваю удовольствие.
Огромный талант - и смешное, и грустное умела великолепно подать читателю.


Спасибо за отклик! :) Полностью согласна, интереснейший человек, хочется побольше "встреч" с такими авторами!