Владимир Богомолов «Момент истины» — история majj-s
7 октября 2018 г. 09:21
2K
Половина
Мне часто приходится быть в положении человека, который читает-смотрит-знает то, что неинтересно абсолютному большинству и куда реже оказываться тем, кто незнаком с известными всему миру вещами. Нормально, всего знать и всюду успевать невозможно. Обнаружив пробел, выводящий за пределы круга "всех, кто есть кто-то", не стремлюсь тотчас ликвидировать, раз не пришло до сих пор, значит и не нужно пока было, а как станет необходимым, тогда уж на каждом шагу будешь наталкиваться - суженого конем не объедешь. Книгу "В августе 44-го" читали все, а фильм видели даже и те, кто книги не прочел. О том и другом все отзывались с восторгом и с определенного момента жить, не зная книги и фильма, сделалось занятием, несовместимым с жизнью. Конечно, сначала роман, тексты у меня в приоритете. Но и фильме ведь очень хорошо говорят, хотя Владимиру Богомолову он отчего-то не понравился.
А это уже интрига, Вызов, превращающий рутинную интеллектуальную игру "попытайся понять, что есть в книге, чего не удалось передать фильму" в увлекательное приключение. А может быть что-то добавилось, ведь недаром многочисленные поклонники романа в один голос соглашаются, что экранизация необычайно удалась (редчайший случай, обычно, или ругают или мнения расходятся. а тут просто как всенародное голосование за Путина). Таки да, фильм прекрасный, в нем хорошо все:
точное попадание актерского состава в образы, созданные читательским воображением; работа в ансамбле; изумительные мизансцены; пружинная драматургия момента; музыка, костюмы, абсолютная достоверность исторического контекста. Они сделали прекрасное кино.
А чем тогда остался недоволен Богомолов? Наверно тем, что не сумели невозможного - сделать кино равным книге. Иногда такие чудеса случаются, не в этом случае. Жаль, что ушла линия горькой обиды капитана Алехина за пущенные под откос плоды десятилетних трудов, его беспокойство за дочь. Весь комплекс переживаний лейтенанта Блинова остался за рамками киноповествования. И очень важный мотивационный блок помощника коменданта Аникушина, он жемчужина книги - восприятие работы СМЕРШа штатным боевым офицером - брезгливая неприязнь, как основа. Именно это - внутренний конфликт условно своих, непримиримость, с какой все мы готовы бить своих, чтоб чужие боялись, создает ту до предела сжатую пружину, которая делает финал книги уникальным по силе воздействия. И еще этот безумно смешной, где стыдно смеяться, но не смеяться не можешь, момент "Ваську убили! Друга моего убили, я жить не буду!" В фильме он никакой, прессинг и ничего больше, а в книге оксюморонное соединение снобства и гордой красоты талантливого вокалиста, красавца, честного боевого офицера Игоря Аникушина с этим кошачьим "Васькой" дает совершенно убойное впечатление.
Но все это так, записки на манжетах, фильм хорош. А для меня жемчужиной его стало перевоплощение Алехина-Миронова в эпизоде проверки документов. Исчезновение подтянутого ладного офицера и появление нескладного деревенского пентюха, ненавистной советскому человеку породы "каждый суслик в поле агроном". Это сказочно хорошо. У Фазиля Искандера в "Защите Чика" есть эпизод, в который влюбилась сразу и на всю жизнь, Чик на уроке замечает нелепость и несуразность произносимого преподавателем и ему смешно, но разделить не с кем. И он обводит глазами одноклассников, и видит тот же затаенный смех в глазах другого мальчика, и они понимают, что оба подумали об одном, и оттого становится вдвое смешнее. Примерно так с книгой-фильмом, ты знаешь и можешь понять то, чего другие не понимают.Но это твое и может быть тех немногих, с кем можешь разделить.
Ветка комментариев
Все комментарииЯ тоже вряд ли буду читать Вайнеров, хотя на Семенова уже почти согласилась, есть аудиокнига, озвученная одним из лучших русских чтецов. Не, Штирлиц был моя первая любовь, я его целовала в телевизоре в свои пять лет.
Угу, Жеглов наше все. Но Шарапов в фильме вполне себе симпатичный, я смотрела кино с семи лет и для меня он вот прямо такой, каким должен быть. Думаете, подвешенным? А мне кажется там четко сказано про Эру Милосердия. И по сути это одно из первых упоминаний в масскульте о смене астрологических эпох.
Думаю, вопрос действительно остался для размышления зрителя. Если опросить много людей, получим да и нет примерно поровну. Впрочем, я не пробовал. Может быть, я и ошибаюсь.
Мой личный ответ: нет. Закон должен соблюдаться.
Вот только, пожалуй, в случае этого конкретного Кирпича Жеглов прав :))) Но больше никаких исключений! Никогда :)))
Несмотря на то, что вы мне совсем не товарищ с Кингом, вы очень точно сформулировали основную мысль книги и его творчества. А можете вообразить, когда я впервые смотрела фильм (и не впервые, много лет подряд, где-то до своих пятнадцати), воспринимала арест Груздева, как "ну и что такого, подумаешь, цаца, извинения ему - радоваться должен, что разобрались и отпустили".
Человек имеет право на собственное мнение в любом возрасте, в том числе и в 15 лет. Другое дело, что в 15 лет он обычно бывает убеждён, что его мнение останется с ним навсегда, а это совсем не так :)
К старости мы в разных смыслах впадаем в детство. В частности, снова начинаем считать своё мнение единственным, неповторимым и непокобелимым. Как в 15 лет :)))
Это точка зрения на мир и людей пиявки прудовой (то, что было у меня). Это материализованная и внедренная в подсознание максима "лес рубят - щепки летят", это было самоощущение в гармонии с системой. Годам к пятнадцати у меня, безо всякого чтения самиздата и прочей антисоветчины, от того и другого была далека, возник когнитивный диссонанс, который переживался довольно мучительно. В нескольких словах, постоянное ощущение "то, что у нас есть, не по-людски". И тогда ужаснулась, как могла воспринимать нормой арест и содержание под стражей невиновного человека.
Меня вообще в 15 лет не посещали гуманитарные вопросы. Да что там в 15! Точно не могу сказать, но стал задумываться об этом, вероятно, около 40. До этого вполне обходился тем, что мама рассказала в детстве. Типа "воровать нехорошо" и т.п.
Зато потом быстро сформировал "непокобелимые" взгляды на жизнь, при коих и остаюсь поныне :)
"Семнадцать мгновений" -- вы не поверите! -- так и не смотрел, но я настолько хорошо знаю эту историю и музыку Таривердиева из побочных источников, что смотреть уже как-то смешно. Тем более что не последнее место среди источников занимают классические анекдоты :)
"Место встречи" -- один из моих любимых фильмов. Говорят, главный его вопрос (должен ли вор сидеть в тюрьме, если его посадили туда незаконно) Вайнеры решили однозначно отрицательно (т.е. не должен). Говорухин вопрос так и оставил подвешенным.
И ещё говорят, Жеглов в книге не такой симпатичный, как Высоцкий. А Шарапов, говорят, в фильме получился какой-то совсем не такой.
Вынужден пользоваться заимствованным мнением, поскольку книгу не читал и вряд ли прочитаю.