Больше историй

23 июля 2018 г. 14:36

2K

Потусторонний

1 часть

Сегодня я умер. А может, вчера, не помню.
Время перестало существовать, циферблат луны разломился ослепительными и спелыми дольками запретного, сорванного у вечности плода. Мир распался на миллион острых и ярких осколков секунд, атомов времени, и эти осколки ранят меня при каждом движении мысли во времени.
Хотя, если честно, я вообще не верю во время. В Новом Завете сказано, что наступят времена, когда времени больше не станет, вот его и не стало, оно умерло там, на пляже у моря, а вместе с ним, умер и я.

Выбирал какую книгу взять на пляж: пьесы Андрея Платонова, Постороннего Камю, Габриеле д’Аннунцио, Антихриста Ницше... взял Постороннего.
Раннее утро, голубые свитки моря развёртывали передо мной письмена солнца, ласки и любви.
Приморские, карие голуби, взлетали с пляжа живыми, тёмными строчками, кружили над морем и мной.
Поднял камушек, похожий на кусочек хлеба, и бросил возле себя.
Тёмная строчка в небе вытянулась, порвалась, и какое-то грустное, карее слово, похожее на любовь, слетело ко мне, и стало искать хлеб среди камней.
Так жалко стало голубя...Мне однажды приснилось, что я замерзаю в зимнем лесу. Уже перестал чувствовать пальцы рук, и вдруг, ко мне подходит волчица с тощими сосками и грустными глазами.
Я сидел прислонившись спиною к дереву, заметаемый не то снегом, не то звёздами... так жалко стало волчицу.
Я уже почти не чувствовал себя, я умирал, и вдруг, я ощутил такую любовь и нежность к ней, к этому живому созданию в лесу, среди звёздной метели, что протянул к ней ладонь, словно бы желая накормить её своей нежностью, но ладонь почему-то оказалась пуста.
И тогда я дал ей свою ладонь. Волчица робко облизнула мои пальцы, и надкусила, смотря мне в глаза.
Я ничего не почувствовал, кроме нежности и любви к ней.
Волчица ела мою ладонь, моё тепло и нежность, а я гладил её левой рукой, говорил ей что-то тихое, нежное..
Казалось, что смерти больше не стало, и человек может накормить несчастного зверя своей плотью, подарить свою плоть и тепло бедному человеку...

Голубь взлетел в небо, моргнув карими крыльями мне в лицо.
На миг представилось, что страницы искусства, написанные прошлыми и грядущими веками, это письма некоего ангела, письма солнцу и морю...
Налетел ветер, развеял по миру страницы, мучительно-сладко их перепутав.
Хочется верить, что вот если начнёшь бережно собирать эти страницы в правильном порядке, что если послушаешь вот эту сонату Бетховена, следом прочтёшь вот этот стих Лорки, эту пьесу Платонова, роман или строчку Камю, Достоевского, Набокова... то тогда в душе и в мире на миг начнёт проступать, сбываться что-то сияющее, нежное, и все это будут замечать, все будут становится нежнее и лучше, как ангел.

Тогда, на пляже, мне казалось, что начать надо именно с Постороннего.
Поднял тёмный камешек, и решил бросить его в море, дабы он заскакал по волнам.
Сколько он проскачет? Тогда мне это было крайне важно. Я загадал число 5.
Камушек пропрыгал 4 раза, а на 5 чуть не угодил в лоб всплывшему и удивлённому "ихтиандру" в водолазной маске.
Лёжа на шезлонге с книгой в руках, я смотрел как белый и пустынный пляж, словно неведомая планета, населяется людьми и их голосами.
Сначала приходили голоса, а вслед за ними - люди.
Закроешь глаза - голоса словно бы встают на колени, далёкие, маленькие дети-голоса, а потом голоса приближаются, взрослеют, улыбаются, и вдруг, распрямляются во весь свой исполинский рост, плещут синими крыльями... Один ангел женского голоса даже поцеловал меня в щёку крылом, а может, просто случайно задел меня, не заметив.
Кажется, откроешь глаза, и увидишь перед собой не людей, а ангелов, ростом эдак метров в 5-6.
Есть что-то ангельское, девственное, в людях на пляже, в людях, выходящих из моря, особенно из ночного, и особенно, если человек обнажён...

Дети, словно маленькие боги, кормят карих ангелов с рук, строят замки из песка, и разрушают их со смехом.
Люди выходят из голубого сияния моря и широкие, пенные волны возле их ног, словно огромные намокшие крылья, которые они нежно волочат за собой.
Кажется, вон та очаровательная женщина в очках ( короткие, карие шортики для глаз) с огромными крыльями сейчас ступит на берег, и сбросит с себя тело и крылья, словно ненужную одежду, и на песке ляжет что-то сияюще-нежное, обнажённое до любви и духа.
Так и есть, сбросила тело, села на песок... какой-то загорелый демон накинул ей на плечи белоснежное полотенце: нет, крылья нужно оставить, чтобы не сгореть на солнце.

Когда рядом ходят полуобнажённые ангелы, чуточку прикрытые крыльями, читать довольно сложно.
Вот, прошла какая-то нимфа в коротких шортах, словно бы подмигнув мне белой раскосинкой ягодички.
Чуть впереди, с полотенца на камушках встала дама с довольно объёмистыми, но приятными для глаз "полушариями".
На одной из них - развёрнутая карта луны в школе рая, - с краю отпечаталось что-то похожее на лунные моря.
Левая половинка, как и положено обратной стороне луны, была нежно-гладкой, но на правой я приметил "море облаков", которое можно разглядеть на луне и невооружённым глазом.
В итоге, взгляд женщины, улыбчиво приметил мои "астрономические" наблюдения, и, улыбнувшись глазами в ответ, я отвернулся в сторону солнца и моря.
Луна зашла в море. Солнце проросло в море миллионом искорок, словно лучистой травой, по которой так и хотелось пройтись.

Углубился в книгу, буквально нырнул в неё с головой, разведя руками белые, пенные волны страниц.
Только сейчас заметил, что всё повествование напоминает мне некий фотографический негатив из Нового Завета и "Великого инквизитора" Достоевского.
Ну да, умерла мать, кончилась жизнь, мир, и человечество, отпав от природы, неприкаянным призраком без плоти и сердца, чужаком с того света, скитается по миру.
Чем оплакивать мать, если кончилось сердце и любовь на земле?
Почему Мерсо осуждали за то, что он не плакал на похоронах матери? Да и разве плакать можно только глазами?
Нет, иной раз простая рука на столе, перебирающая какие-то складки солнца и мыслей на скатерти, простой взгляд, оступающийся о предметы и счастливые лица, говорит о горе больше слёз.
В конце-концов, самый мир истекает слезами и болью, но почему-то этого мало кто замечает, не желая смутить личное, сытое счастье и душу.

Есть тайна слёз, похожая на незримую, тёмную сторону луны, и вот она страшная тем, что сразу начинает там, где у большинства слёзы только заканчиваются, и они, мучительно переступив через театральную, абсурдную черту горизонта отчаяния, на миг медлят: закончить ли уже плакать, печалиться, или можно уже прекратить, отвлечься на красоту жизни, или отдаться сияюще-карей тишине, похожей на межзвёздное безмолвие? А вот его то как раз многие и бояться, и длят, длят свои слёзы...
Какая разница, сколько длится горе? миг, час, год, 100 лет... в человеке всегда должно быть нечто, что содрогается от боли, чувствуя страдание мира, и должно быть что-то, что не перестаёт чувствовать красоту и улыбку мира.

2 часть

Когда Мерсо, пронзённый солнцем на похоронах матери, а потом, и на пляже, встретив того самого араба, бессмысленно выстрелил в него, а потом уже в мёртвое тело выстрелив 4 раза, разве он этим не выплеснул всё накопившееся в нём горе по матери? Разве он не выстрелил в самое солнце, в того, кто называл себя однажды солнцем жизни?
Этот тёмный комок горя был в нём всё это время, так почему его никто не замечал?
Почему люди, так трепетно отстаивающие мораль и осуждающие других, не замечали в нём этого? Может быть, они сами уже давно превратились в сладострастников морали, бесстыдно, развратно выставляя напоказ своё сокровенное горе?
Набоков где-то говорил устами своего героя, что не чувствует разницы, умер ли человек день назад или 100 лет назад, почему люди не плачут по землетрясению с огромными жертвами в Португалии в 18 веке, или не рыдают над смертью Христа: разве для сердца он не был распят только вчера?
Горе Мерсо - это горе из вечности, горе самой вечности, разбитой в сердце человека на миллион ослепительных осколков.
Быть может, слёзы и подлинное отчаяние в этом безумной мире нужно прятать так, как и душа в нас сокрыта: глубоко и тепло, так глубоко, что она срослась с болью и красотою мира.

Камю сказал по поводу "Постороннего", что это единственный Христос, которого заслуживает человечество.
Фактически, это сломленный Христос, не искушённый, но ввергнутый в пустоту сердца, смотрящего в пустые и немые небеса ( никогда они ещё не были так трагичны и пусты, как тогда, когда Христос был на Земле).
В этом смысле в Мерсо есть нечто от бунта Христа против лживых жрецов и старого бога, не умеющего прощать, но Мерсо, в отличие от Христа, взял на себя не грехи мира, людей, но непосильную, тёмную тяжесть их равнодушия, и его разговор со священником в тюрьме, напоминает разговор Великого Инквизитора с Христом в севильской тюрьме, вот только у Достоевского Христос молчал, а тут, заговорил, всем отрицанием себя в этом безбожном мире, где человек забывает человеческое, а человеческое забывает бога, словно последнюю, живую память о себе, и как следствие, бог забывает себя, становится посторонним для себя и для мира, к ужасу всего человечества, впервые видящего персонификацию ласкового равнодушия мира, которое веками смотрело на него с молчаливых небес, которым оно само смотрело на мир.

На миг представилось, что времени не стало, что времена сошлись, соединились стены тюрем Христа у Достоевского и Мерсо у Камю, того, кто верит в человека, больше чем в бога, и того, кто не верит в бога, хотя он тут, за стеной, его молчание - грудью прижато у стене, и слушает боль мира, слушает, как терзают людей и бог умирает в их сердцах, замолчавших для мира от боли ( Христос почти уже не слушает Великого инквизитора...)
Но всё же, больше всего мне жалко Мари, этот грустный отблеск образа Марии Магдалины, словно бы тонувшей в небе среди одинаковых и мёртвых, ослепших сердцем людей, уже почти самой ставшей как они, и вдруг, её тело нежно прибило к телу Мерсо, непохожему на всех, тому, кто открыл свою душу "ласковому равнодушию мира."
В конце-концов, любовь - тоже посторонняя на этой земле.
Кто у неё умер? Какую тайну она скрывает, что так участлива ко всему живому, к звездам, и даже к пороку и равнодушию? Быть может, она знает, что бог - давно уже умер, а на кресте умерла лишь последняя память о нём?

Смотрю на море и солнце, на страницах книги, словно их живая тень, колышется-дышит солнце и море, обнявшись.
Природу, века сидевшую в партере в театре искусства, впервые пригласили на сцену, и она стала полноценным участником событий: солнце, море, листва за окном и даже капельки на асфальте от собаки, которая приподняла ножку, но её рванули за поводок - нагнетают рефлексию горя Мерсо, мир вывернут наизнанку, явления природы стали органами души, и они рельефно и жарко выделяются в своей пульсации света, как на картинах Ван Гога благодаря штилю рефлексии Мерсо - за него мыслят и действуют солнце и море, а он словно бы поменялся с ними местами, заняв в опустевшем партере место умершего бога, а если учесть, что в имени Мерсо сокрыт солярный образ и образ смерти, моря ( фактически, в имени схлестнулось христианское начало и язычество, с его аполлоническим рефреном христовой победы над смертью, но уже обнажённой до слёз любовью к жизни вопреки всему), выходит, что акт убийства араба, зеркально, посторонне отражает и подспудную тягу Мерсо, бога, к самоубийству.
Почти как у Достоевского: не другого я убил, я себя убил. 5 выстрелов Мерсо в уже мёртвого араба, как 5 ран на теле Христа: время отслоилось от пространства, раны сместились и поплыли в обморочном воздухе... солнце выстрелило в себя в образе чёрного человека, как желания лунного затмения.
Словно Идиот Достоевского, Мерсо возвращается к своему изначальному существованию ласкового равнодушия мира, он возвращается в лоно Матери природы, которая прорастала в нём солнцем, обнимала его белыми волнами моря...

3 часть

Закрыл книгу, нежно провёл ладонью по ней, словно по щеке любимого, задремавшего человека, и направился к морю.
Я не умею плавать, и потому осторожно входил в море, словно бы нежно боровшееся с солнцем.
Побеждало то море, то солнце, сверху было сначала море, потом - солнце.
В эту любовную борьбу вступил и я.
Я входил в тёмную, податливо-тёплую глубину моря так, как мужчина входит в женщину: осторожно, доверчиво-нежно.
Солнце целовало мне плечи и грудь, целовало в уста, а море обнимало мне бёдра, шёлково проводило ладонью по ногам, животу...
Зашёл опасно-глубоко, блаженно-глубоко, и остановился, когда сладкая темнота поцеловала меня в губы по-женски страстно, как иногда пьют воду после долгой жажды: сначала сильный, жадный, большой глоток поцелуя, потом прозрачный и робкий глоток, а потом...пьёт, пьёт жадно и долго, до потери дыхания, до оступающегося сердца, до сладкой темноты в глазах и на кончиках пальцев, блаженно нащупавших свет родного, близкого тела.

Моя левая нога касалась дна, другая была уже над бездной. Я был похож на танцовщика балета, замершего в немыслимом пируете, словно бы танцуя с душой или смертью ( смерть ведь, чертовка, женского рода) привстав на пуантах пальцев и сердца на какой-то неведомой миру планете.
Это был миг, когда я мог ещё вернуться, или же на веки сгинуть в солнечной тьме моря, словно бы оторвавшись от поверхности планеты в просиявшую, тугую, спелую невесомость пространств.
Потом был миг, когда от меня уже ничего не зависело, а всё делали солнце и море.
Я сделал шаг в бездну, море, тепло и печально поцеловало меня в глаза, и позвало за собой, потом был глубокий, французский поцелуй глубины, тьмы, в уста, я закрыл глаза, как делают при поцелуе, закрыл навсегда, как делают целуя ночь и смерть... и вдруг, в последний миг, моя правая рука нашла опору в чужой руке, глаза открылись, наглотавшись синевы, и увидели её, ангела...

Моя любимая пришла на пляж позже меня, заметила меня в море, приревновала к морю и солнцу...
Придерживая меня крыльями, она вывела меня, оступающегося от слабости, на берег, тепло и нежно обняв, как мать обнимает продрогшего на пляже ребёнка ,белоснежным, мягким полотенцем.
Времени не стало. Времена смешивались, оступались...
Поднявшись с колен, я стоял возле неё, говорил что-то в солнце и небо, потом, в неё говорил.
Как и сейчас, я тогда ушёл, ничего ей не сказав, ушёл к женщине, в ночь, не зная, что она любит меня.
Я поссорился с ней и наделал глупостей, чуть не разбившись на машине, а она говорила мне что-то, переводя взгляд на солнце в листве, куда смотрел и я, и тоже что-то сказала ему, и солнце отвернулось.
А потом она дала мне пощёчину, и я прижал её к себе, обнял, и она, со скованными ладонями возле моей груди, по инерции раз 5-6 ударила меня в грудь, всё тише и тише, уже сквозь слёзы, и последний раз, самый тихий, был самым болезненным.

Есть испанская легенда, как один мужчина, желая совершенно открыться перед своей любимой, с которой поссорился, обнажив своё сердце перед ней, однажды утром проснулся, скинул с себя кожу, словно змея, и приблизился к кровати своей любимой в почти прозрачном, ранимом и нежном существовании.
У него было видно сердце, алое, тёплое, переливающееся кровью: сердце билось навстречу любимой, её ласковому равнодушию... Открыв глаза, женщина сначала вскрикнула, но потом, с робкой и грустной улыбкой, коснулась груди мужчины: её дрожащие пальцы окрасились в алое...
Когда они занимались любовью, постель была алой и влажной от крови.
Словно бы уже не женщина лишалась девственности, окрасив простыню кровью, но мужчина лишался какой-то девственности сердца, сверкающей экзистенции райской плоти, принявшей в себя руки любимой, её губы - в совершенно ангелическом, безгрешном эротизме, - целующих его обнажённое сердце, лишённое крайней плоти телесности, видящих, ласкающих все его мысли и чувства о ней и о мире - в истинной любви губы видят дальше ослепшего сердца!
Ему нечего было скрывать от неё, ибо он жил лишь ею одной, и мир познавал и любил - ею, для неё.

К чему я выдумал эту легенду? Просто я тогда на пляже цедил через трубочку алое солнце в бокале вина, задремал и обгорел, и плоть стала алая, в засосах солнца на шее, груди, животе...
Любимая касалась меня, и мне было безумно больно, но боль причиняли словно бы не её касания, а наше прошлое, её слова и чувства, боль, которую она ощущала.
Я физически чувствовал боль любимого человека. Меня уже не существовало, я жил словно бы ею одной.
Когда с меня, словно со змеи стала слазить кожа, я словно бы потерял границы своего существования, боль наших отношений переполняла моё сердце и тело, и переливалось в мир, вычерчивая в нём новые, девственные границы тела, тел.

Я ощущал в сердце странное равнодушие к себе, порою, ласковое, но это потому, что оно открыто всему миру, всем чувствам людей.
В моём сердце было место для тысячи душ самых разных времён, но не было места для моей души в той же мере, в какой в мире нет места для истины.
Но почему мир, люди, милые сердцу животные, природа, не замечали этого, не могли войти в меня разом, ласково открыв крылья объятий друг для друга?
Или это и зовётся - смерть?
Камю пишет, что чем меньше в жизни смысла, тем лучше она прожита.
Ну да, смысл жизни чем-то похож на время - чем меньше его замечаешь, тем больше оно заполняется пространствами чувств, движеньем сердца, счастьем.
А ещё лучше, отринуть все истины мира, мораль, надежду, смысл жизни и самое себя, в неком отливе неба, дабы берег существования обнажился первородной, дикой красотой и болью, дабы жить, как человек перед казнью, ощущая счастье от малейшей былинки и строчки книги, в которую вчитываешься всем существом, словно голодный до жизни, красоты, словно ты с книгой остался один среди лунного, необитаемого островка, омываемого тёмными волнами вечности.
Нет, сытые жизнью, счастьем... никогда не смогут ни полюбить, ни понять искусство, ни даже себя: мир будет к ним щадяще посторонним, так же как и для тех, кто ставит жизнь выше искусства, не видя в искусстве души самой жизни, проводя по живому в жизни разделительные линии красоты и любви.
В конце-концов, и жизнь Христа - искусство, и разве так уж важно, что средств выражения для вдохновения природы, измыслившей в муке его образ, нет на Земле? Быть может, он однажды сбудется светло, пусть и на какой-нибудь далёкой звезде...Надеюсь, он там не будет чужим - L'Étranger.

4 часть

Я лежал на пляже, с задремавшей книгой Камю на груди. Дремал и я.
Мне снилось, что весь этот пляж - в тюрьме.
Была огромная тюрьма мира, населённая голосами и болью людей, и вдруг, стена неба обвалилась, декорации рухнули, и звёзды, словно пляжный песок, устремились в камеру, и небо, голубой волной хлынуло за звёздами, и люди, думая, что они свободны, что не приговорены больше к жизни и смерти, стали купаться в небе вместе с ангелами.
Но люди не видели, старались не замечать, как то тут то там, тонули в небе.
Они не хотели понимать, что тюрьма вовсе не разрушена, что это обман.

Я дремал, и моя душа, лишённая плоти, порхала среди раскинутых на пляже тел.
Вот, я вошёл, нежно лёг в тело некой женщины в очках.
Её мысли прозрачно и сине текли сквозь меня, мною текли. О чём она думала? Об истине, которой нет, о том, что всё - истина.
Моё сердце плавало в ней, в тёплой невесомости ласково проступавших вен на груди, словно мотылькового отражения ряби на морском дне возле берега, и сладко уходило на глубину, поплавком.
И истина на миг обретала некую прозрачно-мучительную целостность, сверкающие, дышащие точки в пространстве - похожие на тающие капельки её пота на шее и груди, - в которых сливались наши мысли, биения сердца.
Я тонул в женщине, а она думала о деревьях, о лиственной ряби...
Думают ли деревья? Разумеется, думают, только мы их не слышим, а они о нас думают каким-то уважительным шёпотом.
Но и в человеке есть мысли - продолжала своё размышление женщина, словно бы шёпотом сердца оглядываясь на кого-то, кто мог её подслушать, - которые нельзя думать: они засасывают человека, они деревенеют и овеществляются в нечто жуткое, тёмное, теряя согласие с окружающим, а деревья - просто не думают эти мысли, их мысли порхают шёпотом, дремлют, раскинувшись на песке звёзд, и эти мысли подхватывает поэт, ребёнок или влюблённый, и думает их дальше...
Ах, если бы человечество замолкло на час, смолкли бы все машины, вся пена суеты и шума лживых и порочных мыслей, надежд, улеглась в душе, то человечество не только услышало бы деревья, их молитву о человеке и звёздах, но и за этот час поняло бы нечто такое, что не могло понять века.
Ах, если бы можно было умереть чуть-чуть, припасть на колени шёпота существования перед сияющей красотой милой природы!
Иногда, когда я смотрю на небо...

Покинув тело женщины, словно белый, залитый солнцем берег, я окунулся в небо, парил каким-то шёпотом мысли над распростёртыми телами людей, вселяясь в мужчин, женщин и даже в задремавшую в теньке на песке собаку без поводка: ей снилось, как она дикой волчицей носилась по заснеженному лесу, как её волчат убивали охотники, и они скулили как-то по-дельфиньи жалобно.
Потом была женщина, которой снилось, что она находится в испанской тюрьме 16 века, я был с ней в этой тюрьме, был в ней, и она разговаривала со своим сердцем вслух, робко приложив ладонь чуть ниже левой груди, и монахи думали, что она разговаривает с вселившимся в неё демоном.
Измученная, беременная женщина в тюрьме задремала, и ей приснились солнце и море, какой-то обожжённый солнцем человек, раскинувший в обмороке руки на пляже - распятый солнцем.
Когда женщина открыла глаза, она заплакала, снова увидев перед собой тюремный сумрак и печаль листвы за окном: женщина закрыла ладонями лицо; на её губах был солёный привкус не то слёз, не то моря...
Я покинул её тело в ночь, когда её казнили. Удивлённые ангелы провожали глазами две отлетевшие из тела души, одну из которых им удалось спасти, словно тонущего человека в водах неба.

С кончиков пальцев стекали солнце и пот, сочилась нежность и память сердца.
Алый язычок огня тепло лизнул мои пальцы, словно дикий и грустный зверь, и небо пьяно качнулось синей волной, звуки мира хлынули на меня прозрачными, чистыми, яркими брызгами, и отнесли глубоко в небо.
Я парил над телами на пляже, ощущая себя посторонним для мира и всех людей, времён, то желая обнять всех людей, жить ими, то не чувствуя их, и чувствуя вон то печальное дерево на карем, вечернем ветру больше, нежнее себя.
Я потерялся в небе, потерял своё тело.
Пляж опустел и напоминал немые ландшафты какой-то грустной и незаселённой планеты с лоскутками света и рваных теней на ослепших камнях.

Отвернувшись в сторону, к тихому дому лицом, дерево что-то печально шептало... подслушав шёпот, я услышал разговор раненого солнцем человека и девушки с грустными глазами.
Смотря на слёзы солнца в листве, говоря что-то с улыбкой о море, счастливых детях в дельфинарии вчера вечером, о том, как они впервые встретились зимой, и ей тогда стало блаженно тепло и легко в груди, словно бы она глотнула вина или солнца... и вдруг, смолкнув на миг, каким-то покачнувшимся, оступающимся шёпотом - оперевшись взором на тихую звезду над листвой, - сказала, что не сможет иметь детей.

Листва шумела прибрежным синим шумом моря, карие птицы, словно галька, безвольно двигались, ворочались на тёмных волнах ветра вместе с сердцем молодого человека, словно бы лишённого жизни и души.
Он стоял под деревом и обнимал свою любимую, словно свою душу и последнюю истину, желая её удержать, чувствуя её боль и содрогание всем своим телом, посторонним этому чужому миру и себе.
картинка laonov

Комментарии


Вечер добрый.)
Не ждали?)

циферблат луны разломился ослепительными и спелыми дольками запретного, сорванного у вечности плода

Вот тут зависаю каждый раз, когда читаю. Красиво.
На "циферблате луны" маньяк-эстет и вовсе как раз делает то самое.)

Хотя, если честно, я вообще не верю во время.

Правда?

Выбирал какую книгу взять на пляж: пьесы Андрея Платонова, Постороннего Камю, Габриеле д’Аннунцио, Антихриста Ницше... взял Постороннего.

Ну, насчёт того, что ты в итоге выбрал, я тебе уже писала.
Но вот о том, что выбор у тебя... Не летний и не для пляжа, ты же знаешь, да?)

голубые свитки моря

Привет тебе от эстета ещё раз.)

Казалось, что смерти больше не стало, и человек может накормить несчастного зверя своей плотью, подарить свою плоть и тепло

Тут отголосок вот той самой грусти особенно ярко подмигнул.

Хочется верить, что вот если начнёшь бережно собирать эти страницы в правильном порядке, что если послушаешь вот эту сонату Бетховена, следом прочтёшь вот этот стих Лорки, эту пьесу Платонова, роман или строчку Камю, Достоевского, Набокова... то тогда в душе и в мире на миг начнёт проступать, сбываться что-то сияющее, нежное, и все это будут замечать, все будут становится нежнее и лучше, как ангел.

Это красиво, но верится ли?

Шортики для глаз - это интересно.))

Солнце проросло в море миллионом искорок, словно лучистой травой, по которой так и хотелось пройтись.

Вот тут очень хорошо получилось представить. Ловко словил.)

Признаюсь, для меня слишком много любви тут. Ты очень хорош в описании, но вот не прочувствую, как бы ни пыталась.

Почему Мерсо осуждали за то, что он не плакал на похоронах матери? Да и разве плакать можно только глазами?
Нет, иной раз простая рука на столе, перебирающая какие-то складки солнца и мыслей на скатерти, простой взгляд, оступающийся о предметы и счастливые лица, говорит о горе больше слёз.
В конце-концов, самый мир истекает слезами и болью, но почему-то этого мало кто замечает, не желая смутить личное, сытое счастье и душу.

Ну, тут, думаю, ты и так знал, что полностью с тобой согласна.

Какая разница, сколько длится горе? миг, час, год, 100 лет... в человеке всегда должно быть нечто, что содрогается от боли, чувствуя страдание мира, и должно быть что-то, что не перестаёт чувствовать красоту и улыбку мира.

Эх, Сашка...

Когда Мерсо, пронзённый солнцем на похоронах матери, а потом, и на пляже, встретив того самого араба, бессмысленно выстрелил в него, а потом уже в мёртвое тело выстрелив 4 раза, разве он этим не выплеснул всё накопившееся в нём горе по матери?

О! Значит, и ты так понял, что из-за нее.

Этот тёмный комок горя был в нём всё это время, так почему его никто не замечал?

Ну, Саш, он и сам её не замечал. И потом так и не понял же, что она была. Лишь в разговоре со священником промелькнуло что-то, а так всё сушился да сушился.

Может быть, они сами уже давно превратились в сладострастников морали, бесстыдно, развратно выставляя напоказ своё сокровенное горе?

Хм... Вот тут и далее я с тобой не согласна. Если кому-то проще показать, так почему бы и нет? Горе, боль, страдание каждый переживает по-своему, каждый чувствует по-разному. Кому-то нужно поплакать, кому-то выговориться, кто-то, как Мерсо, будет носить в себе, сам того не понимая. По-моему, Саш, вот в этом абзаце, хоть я и понимаю, почему, но, пытаясь отстоять справедливость, выходит тотальное ею пренебрежение. Те "моралисты" на суде были не правы, да: человеку нужно позволять горевать или не горевать так, как ему хочется. Но не стоит становиться прямо напротив них - тоже выйдет криво и не так.

Хм... С Мари - это интересно. Мне её жалко не было.
(Переплетение времён мне тоже понравилось, а про Христа мне просто пусто было читать. Но пусто из-за себя, потому я молчу).

колышется-дышит солнце и море, обнявшись.

Не могла пропустить такой дуэт.)

Природу, века сидевшую в партере в театре искусства, впервые пригласили на сцену, и она стала полноценным участником событий

И ещё привет.) От того.

солнце выстрелило в себя в образе чёрного человека, как желания лунного затмения.

Ой. Вот это чертовски глубоко и красиво. Спасибо.

оступающегося сердца

!

( смерть ведь, чертовка, женского рода)

Жизнь - тоже. Не забывай.)

глаза открылись, наглотавшись синевы

Так. Это красиво. Но я к тебе в личку таки приду по поводу вот этого вот.

С легендой красиво.) И она сама (очень твое), и то, что твоей и оказалась в итоге.

Просто я тогда на пляже цедил через трубочку алое солнце в бокале вина, задремал и обгорел, и плоть стала алая, в засосах солнца на шее, груди, животе...

Тут выделенное больше всего - ух.)

В моём сердце было место для тысячи душ самых разных времён, но не было места для моей души в той же мере, в какой в мире нет места для истины.

...

А я тут, пока читаю, в каждой части нашла по одному - главному. Кажется.
В первой - любовь. Но она везде есть, в принципе, там просто самое основное.
Во второй - бог, природа, Христос.
В третьей - боль и смерть.
А в четвертой... Посторонний всем, кроме.

А ещё лучше, отринуть все истины мира, мораль, надежду, смысл жизни и самое себя, в неком отливе неба, дабы берег существования обнажился первородной, дикой красотой и болью, дабы жить, как человек перед казнью, ощущая счастье от малейшей былинки и строчки книги, в которую вчитываешься всем существом, словно голодный до жизни, красоты, словно ты с книгой остался один среди лунного, необитаемого островка, омываемого тёмными волнами вечности.

И долго в таком состоянии можно пробыть? И нужно ли?

Мне снилось, что весь этот пляж - в тюрьме.
Была огромная тюрьма мира, населённая голосами и болью людей, и вдруг, стена неба обвалилась, декорации рухнули, и звёзды, словно пляжный песок, устремились в камеру, и небо, голубой волной хлынуло за звёздами, и люди, думая, что они свободны, что не приговорены больше к жизни и смерти, стали купаться в небе вместе с ангелами.
Но люди не видели, старались не замечать, как то тут то там, тонули в небе.
Они не хотели понимать, что тюрьма вовсе не разрушена, что это обман.

Достоевский ручкой помахал. Очень по нему (в хорошем смысле, не подумай ничего плохого).

По поводу деревьев тоже уже писала тебе.)

Ах, если бы человечество замолкло на час, смолкли бы все машины, вся пена суеты и шума лживых и порочных мыслей, надежд, улеглась в душе, то человечество не только услышало бы деревья, их молитву о человеке и звёздах, но и за этот час поняло бы нечто такое, что не могло понять века.

Вот если бы не "молитва" - идеально бы было.

припасть на колени шёпота существования перед сияющей красотой милой природы!

!

Иногда, когда я смотрю на небо...

Ммм?

О, дельфин и женщина тоже тут.
И ослепшие сердца я тоже заметила.

Картинка идеальная. И завершает идеально, и в тон истории, и сама по себе.
Спасибо большое за историю, Саш.)


Вечер добрый.)
Не ждали?)

Да так, оглядывался, время смотрел, прохожих)

На "циферблате луны" маньяк-эстет и вовсе как раз делает то самое.)

Люди если прочитают, не совсем то могут подумать)

Ну да, времен и нет. Его нужно разбудить, тогда оно не будет временем.

Но вот о том, что выбор у тебя... Не летний и не для пляжа, ты же знаешь, да?)

Да чем тебя выбор не устраивает?) Хотя, на пляже, насколько я видел, читали больше Ремарка, Кристи и что-то что я уже забыл, что к лучшему. Но на меня с Платоновым и Камю смотрели иной раз со странной улыбочкой)

Это красиво, но верится ли?

Верится. Так и с людьми, как с книгами.

Эх, Сашка...

Эх, Надь... Надежда)

О! Значит, и ты так понял, что из-за нее.

Ну да, из за неё, но там и ещё нечто было, о солнце, но эту мысль я уронил в другое место истории, и она чуточку надломилась, но видна.

Ну, Саш, он и сам её не замечал. И потом так и не понял же, что она была. Лишь в разговоре со священником промелькнуло что-то, а так всё сушился да сушился.

Так он и не должен был замечать: всё делало солнце и море... А вот почему другие не замечали, а требовали "ярлыков" слёз, это мерзко.

Хм... Вот тут и далее я с тобой не согласна. Если кому-то проще показать, так почему бы и нет?

Да я тоже не согласен с тем что написал) Или ты всегда пишешь то что думаешь? Просто я пошёл от противного и ступил на точку зрения "постороннего" и пытался на ней постоять, что иногда хорошо, так как опасность развращённой морали очень опасна в нашем сегодняшнем мире.
Да, то, что тебе не жалко Мари, для меня не открытие)

Ой. Вот это чертовски глубоко и красиво. Спасибо.

Не за что) Боюсь, что эту "глубину" в написанном мной видишь лишь ты.

Жизнь - тоже. Не забывай.)

Чорт! А я и забыл)

С легендой красиво.) И она сама (очень твое), и то, что твоей и оказалась в итоге.

Да я давно уже кружил над этим образом, но не хватало глубины и атмосферы, но штрихи к ней есть во многих моих историях.

В первой - любовь. Но она везде есть, в принципе, там просто самое основное.
Во второй - бог, природа, Христос.
В третьей - боль и смерть.
А в четвертой... Посторонний всем, кроме.

Умничка) во второй бог и природа борются чуточку. За последнее слово в четвёртой части - умничка вдвойне)

И долго в таком состоянии можно пробыть? И нужно ли?

Да что ты, это или безумие или смерть. Но кто боится его и не желает испытывать время от времени - проиграл.

Вот если бы не "молитва" - идеально бы было.

Надежда, у вас совершенно устаревшие мысли о молитве) Разве молится можно только богу? Молитва - горение, цветение души, её яркое устремление к тому, что прекрасно, в молитве иногда душа словно бы гладит красоту мира, очищает себя для прекрасного. Молится можно и любимому, нечто прекрасному в нём.

Ммм?

Нет, Мавроди тут ни при чём) А я откуда знаю, это не у меня нужно спрашивать.

О, дельфин и женщина тоже тут.

Надь, а ты не замечала, как дельфины совершенно по щенячьи скулят?

Картинка идеальная. И завершает идеально, и в тон истории, и сама по себе.

Картинкой я хотел передать образ женщины и волны - как крыльев, которых она лишена и робко касается, ну, и ещё кое-что.

Надя, это тебе спасибо за коммент и за то, что выделила то, что понравилось тебе. Иногда напишешь что-то, и не знаешь, хорошо эти или нет, нет опоры-ориентира для дальнейшего написания, и это иной раз мучительно. А тут ты помогла мне.
Спасибо)


Люди если прочитают, не совсем то могут подумать)

А мне что с этого?)
Ты ведь понял.)

Да чем тебя выбор не устраивает?) Хотя, на пляже, насколько я видел, читали больше Ремарка, Кристи и что-то что я уже забыл, что к лучшему. Но на меня с Платоновым и Камю смотрели иной раз со странной улыбочкой)

Да у моря надо что-то космическое читать либо умиротворяющее, либо светлое. А не вот это вот всё. Но, понятное дело, что я не всерьез, ибо вкусовщина та ещё.)

Ну да, из за неё, но там и ещё нечто было, о солнце, но эту мысль я уронил в другое место истории, и она чуточку надломилась, но видна.

Так то самое, про солнце, что ниже выделила, нет?

Так он и не должен был замечать: всё делало солнце и море... А вот почему другие не замечали, а требовали "ярлыков" слёз, это мерзко.

Странно требовать от других того, чего сам человек для себя же не делал. И даже как-то неправильно.

Да я тоже не согласен с тем что написал) Или ты всегда пишешь то что думаешь? Просто я пошёл от противного и ступил на точку зрения "постороннего" и пытался на ней постоять, что иногда хорошо, так как опасность развращённой морали очень опасна в нашем сегодняшнем мире.

То, как не думаю, пишу иначе. Либо оно так для меня выглядит. С тобой в такие моменты всегда спорить хочется. Думала, ты привык.)
А раньше опасть развращённой морали опасна не была?) Или была, но не очень?)

Да, то, что тебе не жалко Мари, для меня не открытие)

Почему? Мы же не обсуждали.

Боюсь, что эту "глубину" в написанном мной видишь лишь ты.

Не бойся. Уверена, что это не так.)

Чорт! А я и забыл)

Это сарказм же?

Да я давно уже кружил над этим образом, но не хватало глубины и атмосферы, но штрихи к ней есть во многих моих историях.

Да, Саш, я заметила.)
Таки выносил. Умничка.

Но кто боится его и не желает испытывать время от времени - проиграл.

Камю бы тобой гордился.)

Надежда, у вас совершенно устаревшие мысли о молитве) Разве молится можно только богу? Молитва - горение, цветение души, её яркое устремление к тому, что прекрасно, в молитве иногда душа словно бы гладит красоту мира, очищает себя для прекрасного. Молится можно и любимому, нечто прекрасному в нём.

Вот ждала от тебя чего-то подобного в ответ. Даже интересно было, что там будет за оно, ведь знала, что постараешься показать слово с другой стороны.)
И показал хорошо, но мне-то оно все равно не нравится. Это как с церквями.

Надь, а ты не замечала, как дельфины совершенно по щенячьи скулят?

Хм... Нет.) Интересное наблюдение.
Но мне они больше как-то писк всегда напоминали. Если сравнивать в памяти одно и второе - и правда, что-то общее есть.

Картинкой я хотел передать образ женщины и волны - как крыльев, которых она лишена и робко касается, ну, и ещё кое-что.

Хотела спросить, что, но, пока копировала, кажется, догадалась.


Да у моря надо что-то космическое читать либо умиротворяющее, либо светлое.

Надь, для меня нет ничего более космичного чем Платонов) А Камю... это прям до боли родное, там и умиротворение и солнце и грусть: жизнь, одним словом. У меня такое, может, с Набоковым ещё ( про Шелли и Есенина я не говорю,
это вообще святое: ночью разбуди, читать их буду)

Так то самое, про солнце, что ниже выделила, нет?

Не, там совсем другое. Уже сам забыл куда уронил, а искать лень)

А раньше опасть развращённой морали опасна не была?) Или была, но не очень?)

Ну ладно, была... Проехали)

Почему? Мы же не обсуждали.

Да я как -то случайно "влез" в тебя и посмотрел на Мари твоими глазами...

Это сарказм же?

Честно, на самом деле забыл)

И показал хорошо, но мне-то оно все равно не нравится. Это как с церквями.

Ладно, понял тебя. Я придумаю для тебя новое слово)

Хотела спросить, что, но, пока копировала, кажется, догадалась.

Даже и не сомневался что ты догадаешься.


Не, там совсем другое. Уже сам забыл куда уронил, а искать лень)

:(

Да я как -то случайно "влез" в тебя и посмотрел на Мари твоими глазами...

Если так - то ты ее должен был вовсе почти не увидеть.)

Ладно, понял тебя. Я придумаю для тебя новое слово)

Это слишком мило.)


:(

Ты видела крабиков на стволе пальмы?) Не, ну правда лень искать.

Если так - то ты ее должен был вовсе почти не увидеть.)

Я же на чуть-чуть в тебя влез) Я один раз так в ванну ледяную влез и тут же выпрыгнул с ором...

Это слишком мило.)

Это нормально.



Ты видела крабиков на стволе пальмы?)

Интересно... Это ты в смайлике увидел крабиков и пальму?

Я же на чуть-чуть в тебя влез) Я один раз так в ванну ледяную влез и тут же выпрыгнул с ором...

Вот это сравнение...
Ловите тапок, Александр!

Это нормально.

Нет, мило!


Интересно... Это ты в смайлике увидел крабиков и пальму?

Ну похоже ведь)

Вот это сравнение...
Ловите тапок, Александр!

А если бы вода была горячая?) Надь, даже и не думал в этом смысле сравнивать. Я по контуру сравнивал общего образа.
Могу про рака вспомнить, раз уж крабика вспомнили)

Нет, мило!

Ладно, пусть будет мило... хорошо бы оставить этот образ на патетике незавершённости, но ведь могу и правда придумать)


Ну похоже ведь)

Ну, вообще да. Но мне больше напоминает двух летящих с горы (кривоватой) людей.)
А вообще, захотелось тебя по голове погладить, ибо твое "ну похоже ведь" прочитала почему-то голоском обиженного дитенка.

А если бы вода была горячая?)

Решила бы, что ты вообще не мне отвечал. )

Я по контуру сравнивал общего образа.
Могу про рака вспомнить, раз уж крабика вспомнили)

Вот за контур тапок и схлопотал. Но я не сильно же.
Да хватит пока (!) раков.)

Ладно, пусть будет мило... хорошо бы оставить этот образ на патетике незавершённости, но ведь могу и правда придумать)

Так... В смысле, можешь и правда придумать? Ты мне тут уже расписку дал, что придумаешь, але.


Ну, вообще да. Но мне больше напоминает двух летящих с горы (кривоватой) людей.)
А вообще, захотелось тебя по голове погладить, ибо твое "ну похоже ведь" прочитала почему-то голоском обиженного дитенка.

ха!, а ведь про летящих людей - правда!)
Про дитёнка вышло забавно. Я сейчас ответил тебе на коммент к "мёртвым без погребения" Сартра, вот там есть место, где тебя захотелось погладить по головке как дитёнка)

Так... В смысле, можешь и правда придумать?

Ну, теперь ты знаешь, что придумал)