Больше историй

22 апреля 2015 г. 09:21

921

О неграх, парижанках и принце.

"Я так люблю французский язык". "Французский такой красивый" - дежурные фразы, какие произносила в моем детстве всякая девочка. Над доской в кабинете русского-литературы пенопластовыми буквами маяковское: "Я русский бы выучил только за то..." Смотришь изо дня в день и думаешь: "Вот если бы я была негром преклонных годов и должна была выучить (немедленно гипотетическая ситуация, перед несчастным африканцем дилемма: смерть или язык на выбор). Так вот, я бы взяла французский".
Мушкетеры и все такое, конечно, хорошо, но моя большая любовь, знаете, де Бюсси (ну и еще Шико, но его любить неправильно, что уж за кумир, а де Бюсси в самый раз). В больнице познакомилась с девочкой, которая очень понравилась. Ну совсем мой человек. А кто, - спрашиваю, - Твой любимый герой? - Ну, его мало кто знает, - смутилась, ресницы опустила, потом, враз решившись, - Де, - и уже в унисон, со вторым слогом, против правила затухающей интонации, перешедшим в восторженный визг: Бюсси! Любовь на весь остаток времени, что лежим на обследовании.
После все выцветает понемногу. И Дрюон уже тот, да не тот. Гюго, по маминому совету взятый, невыносимо нуден, всякий Буссенар - еще нуднее, Тартарен из Тараскона - пакость. "Западня" Золя: Что это было, Холмс? "Покинутая женщина" и "Шагреневая кожа" Бальзака - хорошо, но отравлено меланхолией без поэтического флера первых восторгов от встречи с Францией. А после все еще истончается, ветшает. и вот уже в сухом остатке сценка из "Праздника, который всегда с тобой" с кокоткой на бульваре, которую герой угощает стаканом шабли.
Удивительно красивая, без признаков увядания еще женщина избегает улыбаться и кажется рассказчику загадочной. Но вот она отвечает что-то на его реплику, чуть шире открывая рот - гнилые зубы у "курочки". И, кажется из "Выпрямила" Глеба Успенского о парижских женщинах: "Желтое скулИстое лицо". И Маяковский, с кого начала::"Не знаю, право, молода или стара она, до желтизны отшлифованная в лощенном хамье, служит она в уборной ресторана". И я не хочу теперь уже учить французский, нет-нет, это такое детство, знаете.
И так много лет. Которые складываются в десятилетия. Дивная при знакомстве, все больше разочаровывающая со временем,Саган. Мрачный непростой Жапризо. Ну звезда эстрады очередная, поющая по-французски - угу. Люк Бессон - очень хорошо, Бегбедер (чур меня, чур) и тот, что прежде о муравьях писал, а после об ангелах, запамятовала. Пронзительное "Я ее любил. Она меня любила" Гавальды. И все? П-пожалуй.
И никаких, по прежнему, побудительных мотивов к изучению языка. Но надо бы, для общего развития. И проходишь экспресс-курс. Чтобы благополучно забыть большую часть. И-и второй раз тот же самый курс, чуть меньше года спустя, профилактика Альцхаймера. И после второго он тебе уже снова нравится. Без детской влюбленности, но да, ты очарована. И думаешь: Вот если найти какую-то книгу, какая заставила бы влюбиться. Но нет. Нет? А "Маленький принц"?
И все, ты влипаешь намертво, как намагниченная. Пятьсот миллионов повторений аудиокниги. Месяц фоном ("Сессон мийон де куа?"). И читать уже не страшно, продираясь через язык с самым большим количеством нечитаемых литер. Се те се поэтик! Ма флер эт менасе де диспаресьон прошен. У-у-у!!! Так-то я о мотивации. Нет, всегда о любви. О том, как важно найти подходящий объект. И тогда любой язык станет колодцем с хрустальной сладкой водой. И звезды будут смеяться. У тебя будет шестьсот миллионов колокольчиков. "Общаться со звездами было легко". Но это уже из другой книги,.

Комментарии


А я любила Шико и чем он не кумир?)


Рада совпасть.
Сейчас задумалась. А ему не нужно было любви. Он самодостаточен. Бюсси существовал до встречи с Дианой неполным. А Шико всегда цельный.
Так что, не считать его подходящим объектом - скорее инстинкт самосохранения. Держись подальше от тех, кому ты даром не надь и с деньгами не надь


Хорошо!)
А такими как Шико я люблю любоваться со стороны!))


Ну, с такими, как Шико, не соскучишься. И всегда есть шанс научиться чему-то новому (если готов дорого платить за науку)


Спасибо тебе за приятную историю. А я мечтаю прочесть Мопассана в оригинале)


"Жизнь", "Милый друг"? Неужели нравится?


'Монт-Ориоль', новеллы в основном его люблю. 'Жизнь' - тоже.


Какая интересная история. И вовсе не так проста, как говорил о ней сам Мопассан. Но, нет, не мое, пожалуй.


А почему Саган все больше разочаровывает со временем? Или чем?
Лет в 18 прочитала ее практически всю, эпизодически перечитываю. И какое-то трепетное отношение осталось.
Очень интересно ваше мнение.


Мне нелегко так сформулировать. Ничего, если сюда перекину свое о ней?


"ЗДРАВСТВУЙ ГРУСТЬ" САГАН. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИГРОКА.

Только представь: тебе девятнадцать. Умница редкая, но с дисциплиной и подчинением тому, что считаешь отжившими условностями - полный ноль. Училась в закрытой монастырской школе, живешь в Париже и материально не слишком нуждаешься. Хорошенькая, общительная, мальчикам очень нравишься. На дворе пятьдесят третий год, в Сорбонну поступаешь, но экзамен проваливаешь. Ой, да не очень-то и нужно!
Я лучше вот что сделаю. И ты пишешь книгу. Которая спустя год делает миллионершей. Эта потрясающая история литературного дебюта из середины двадцатого века, которую я узнала, прочитав книгу ближе к его окончанию, держит топовое место в моем рейтинге культурных легенд. Маленькая повесть не утратила очарования ни в восемьдесят седьмом, когда ее читала я, ни сегодня, разменяв седьмой десяток.
А меня околдовала совершенно. Франция, лето, морское побережье, ненавистная школа с ее монашками позади. Впереди университет, к которому нужно подготовиться за лето. И вроде даже пытаешься что-то учить, попутно осваивая йогу по учебнику. На полях учебника скоро появится вердикт "невыполнимо" против большинства заданий, книжки просто не откроются - такая гадость эта ваша заливная рыба.
Есть много моря и солнца. Вожделенная свобода и неподконтрольность, отец - вдовец и стареющий плейбой, меньше всего подходящий на роль дуэньи при молоденькой девчонке. Но он такой пусечка и ведет себя с тобой не как родитель - старший брат, максимум. И есть красивый сосед, на котором можно отточить искусство флирта до немыслимой остроты. Еще есть подруга матери, элегантная, утонченная, деловая и прекрасная Анна, которая, оп-па, скоро войдет в вашу жизнь и прекратит восхитительную вольницу.
Нам это нужно, спросите? И получите ответ: ни в коем разе. А потому Сесиль, она же тактик и стратег собственной жизни (которую нужно держать в собственных руках) разрабатывает поэтапный план выдворения Анны из их с отцом гешальта. Чуть перестаралась, случается, женщина погибает. Но жизнь возвращается в прежнее приятное русло, а об Анне можно грустить дождливыми вечерами. Или в перерывах между романами, грусть - это изысканное чувственное наслаждение, правда?
Точность психологического рисунка, ясность сюжетной канвы, удивительная чувственность повествования. Ты идешь вслед за автором и его альтер-эго, героиней, наслаждаясь тем, как точно отвлеченные логические конструкции воплощаются в жизнь. Это такая игра и как же чудесно принять в ней участие с такими замечательными партнершами. А потом игра обрывается, хороший человек гибнет, вот так, насмерть, и ты хватаешь ртом воздух, а он не проходит. Как после удара под вздох, и опускаешься на пол в бессилии. С тоской наблюдая уходящих от тебя красоток, которые продолжают перебрасываться остроумными репликами.
Они ничего не поняли. Саган, прожившая яркую и беспутную жизнь и умершая в нищете, была одержима многими страстями. Но страсть к игре - основная. У игроков отменно получается манипулировать людьми, как фигурками на игровом поле. Знаешь, думаю это не главное, важнее, что поняла ты.


А это произведение "Здравствуй, грусть" вызывало у меня все время разные эмоции, и не могу сказать, что уже окончательно сформировалось мнение.
Когда впервые прочитала - интересно, но жаль Анну - полюбила человека, а он и его дочура слишком поверхностны, чтоб оценить, второй раз - негодование - что за дрянь Сесиль - черствая, хладнокровная, третий раз - да и Анна хороша - давила и слишком правильна, не ужились бы. Разные чувства соверешенно. Долго уж не перечитывала. Не исключено, что уже все не понравятся )) И скажу, что за фигню я читала, надоели... Но нет, не скажу так.
Сама Саган очень симпатична в своем несовершенстве. Да, играла, спускала деньги на ветер, да пусть бы так. Зарабатывала, тратила... В интервью говорила про себя -талантлива (без ложной скромности), но не гениальна. Трезвая оценка своего творчества, да и жизни в целом. Периодически возвращаюсь к ее произведениям, чего-то уже не так производит впечатление, но по-прежнему она волнует ))


Подпишусь под каждым вашим словом. Она, понимаете, была очень ярким моим открытием, а после по нисходящей. Но и в той первоначальной очарованности была червоточинка. И дальше она уже просто разрасталась-разрасталась. Мы ведь все разные, мне внутренне глубоко претит транжирство. Не из любви к счету денег в чужом кармане, но из точного знания: тратя сегодня основной капитал, не довольствуясь процентами, завтра придешь к тому, что начнешь отрезать куски уже от себя. Или от тех, кому ты дорог и кто дорог тебе.
Извините пожалуйста, может лишнего наговорила.


У меня отношение к деньгам очень прагматичное - что заработано, то мое, а к лёгким деньгам настороженно отношусь - что легко пришло, то легко и уходит. Без исключений. И мне близка ваша позиция - основной капитал ни-ни. Но другим охотно "прощаю" эти слабости, может потому, что для меня гораздо более непривлекательной выглядит жадность, прижимистость, расчетливость. А когда душа нараспашку - всех угощаем, за всех платим (как Саган) - есть в этом широта натуры. Конечно, все проиграть, умереть в долгах не есть хорошо, но не все разумно поступают. В итоге от этих действий страдает сам человек, а родня с хорошими адвокатами вполне может регулярно получать проценты за переиздания произведений.


Мне тоже нравится в людях широта. Мы о разном сейчас говорим. С точки зрения вечности вообще неважно: обеспечишь ты своих наследников или нет. Видала разные примеры. Я о другом теперь. Ты сам. Что Ты делаешь с собой. Это долгая и непростая тема и сейчас просто не располагаю временем, чтобы объяснить. Если захотите - вернемся к ней после.


Хорошо. Буду ждать.


Только вы мне напомните, что нам есть, о чем поговорить.


Хорошо.


Мне с вами всегда в радость.