Туве Янссон «Опасный канун» — история olgadrozdenko

8 декабря 2014 г. 17:03

666

Просто праздник какой-то

Муми-троллей на LiveLib'е любят (60-е место в рейтинге Топ-100). Различных изданий — тьма. Но почему-то среди них не было «Опасного кануна» Владимира Смирнова (у Брауде — «Опасное лето»). Я решила это исправить и заодно рассказать об особенностях этого перевода.

Владимир Смирнов перевел четыре повести про муми-троллей. И три из них прекрасны, особенно «Мемуары Муми-папы». Но четвертая — «Опасный канун» — вгоняет меня в ступор.

Я частенько занудствую и придираюсь к отсебятине переводчика. Как ни странно, в переводах Смирнова меня это совершенно не беспокоит. А все потому, что сочиняет он вдохновенно, а речь его удивительна. На мой взгляд, переводы Людмилы Брауде слишком сухие, зато текст Смирнова — в самый раз. Взять хотя бы любимую песенку муми-троллей: шедевральное «Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты!» (Смирнов) против обычного «Все зверюшки привязали бантики к хвостам…» (Брауде).

Я не знаю, какой стиль у Туве Янссон, и не удивлюсь, если Брауде ближе к оригиналу не только по смыслу, но и стилистически. Только вот муми-тролли Брауде для меня лишены очарования. Зато в варианте Смирнова очарования и волшебства с избытком. Если у Брауде добротный перевод, то у Смирнова — феерия.

Все вышесказанное относится и к «Опасному кануну», которому я с натяжкой ставлю четверку: „5” за легкость слога и „3” за неопрятность. Увы, невозможно читать текст, в котором попадаются непонятные (если не сказать бредовые) куски.

Изначально я не собиралась сравнивать переводы, я всего-лишь хотела почитать про муми-троллей. Но от Смирнова приходилось бегать к Брауде за разъяснениями. Поделюсь моментами, которые запомнила. Так как у Брауде все понятно и, главное, логично, я беру ее перевод за смысловой эталон. Все примеры взяты из электронных версий. Если у вас на бумаге как-то иначе, буду признательна за комментарий.


Нарвать цветов, положить их под подушку и увидеть вещий сон — обычный, вроде, ритуал для праздника летнего солнцестояния. Но сравните варианты Смирнова и Брауде:

Глава 5

С: мы набирали девять видов цветов, клали их на подушку, и все наши мечты сбывались

Б: мы собирали девять самых разных цветов и клали их под подушку. Ведь по поверью все, что приснится, сбудется

С:
— А ты вправду мечтала? — спросил Муми-тролль.
— Конечно, — ответила фрёкен Снорк. — И всё время о чём-нибудь приятном.

Б:
– А тебе снились вещие сны? – спросил Муми-тролль.
– Еще бы, – ответила фрекен Снорк. – И всегда что-то приятное.

Странную проблему Смирнова с возвратными глаголами даже комментировать не надо:

Глава 7

С: Сперва надо пройти семь кругов вокруг самой себя…

Б: Сначала надо обернуться семь раз вокруг себя…

Глава 13

С: Снусмумрик замыкал шествие. Он был неразговорчивее обычного, всё время оглядывал себя и прислушивался.

Б: Снусмумрик шел последним. Он был еще молчаливее, чем обычно. Все время он оглядывался и прислушивался.

Удивляет способность Смирнова переводить с точностью до наоборот (сюда же можно добавить «на» и «под» подушку, которые я упоминала выше).

Глава 13

С: Не мешкай в пути и ничего не бойся. Ночи в июне всегда опасны.

Б: Не задерживайся в пути и не бойся. Белые ночи в июне никогда не бывают опасны.

Следующий эпизод просто лишен смысла:

Глава 12

С: Крошка Ми сидела на шляпе Снусмумрика и пела. На ней был передничек из прихватки для кофейника, так как позже к вечеру могло посвежеть.

Б: Она завернулась в этикетку от кофе, так как к вечеру могло похолодать.

Прихватка или этикетка — не суть. Вопрос в том, как может согреть передник при похолодании.

Но доконал меня самый конец повести:

Глава 13

С: Муми-тролль прошёл дальше к коричневому горшку за деревом, к которому был привязан гамак, и поглядел в воду. Да, драгоценности были на месте.

Откуда взялся горшок? В самом начале повести у Смирнова Муми-тролль лежит возле «окнища» и говорит, что «мы всегда будем держать наши украшения в коричневой родниковой воде» (почему в роднике вода такого цвета, я даже не спрашиваю). У Брауде этот водоем — «болотце с прозрачно-рыжеватой водой», таковым он является и в последней главе.

Слово «недоумение» не выражает всей гаммы чувств. Я не против вдохновенного сочинительства, но не стоит путать абсурд с бредом. Примеров у меня, конечно, мало. Но и этого хватит, чтобы начать сомневаться в компетентности переводчика.

Кто виноват, кажется, понятно. Теперь о том, что с этим делать. Как вам такой способ: руководствуясь Брауде, исправляем смысловые ошибки Смирнова. Тогда живой перевод будет еще и правильным.

P. S. Говорят, к чьему переводу привык, тот и кажется правильным. Как у вас? Пробовали читать муми-троллей от разных переводчиков? Если дарите книгу, то чей перевод выбираете?

Ветка комментариев

Все комментарии

Я так и подумала, что вы имели в виду небрежность перевода. Значит, мы поняли друг друга ))

0 08.12.14