Комментарии к подборке Почитаем с друзьями :)
Почитаем с друзьями :)
Однажды нам оказалось мало кучи игр, и мы решили вместе почитать. Состав читателей со временем несколько переменился, но уже третий год каждый месяц мы находим книгу (а иногда и… Развернуть
Помощники
Ветка комментариев
Все комментарииЯ обрывочно готова ( если не отвлекут)
Мне роман понравился. Вот этот неожиданный ракурс - посмотреть на то, что мы привыкли считать лакейством и угодничеством с других позиций. Герой нимало не смущается своего положения, он так воспитан, он для этого рожден. Он этим горд.
На самом деле, прорывом в понимании этой профессии для меня стало "Аббатство Даунтон", где я впервые увидела эту иерархию лакеев и камердинеров.
Хорошо, это такая же профессия, как и любая другая. Но она постепенно меняет саму личность и это так хорошо видно...
Это работа без выходных. Вот я - с 9 до 6 я программист, и вынуждена принимать какие-то правила игры, принятые в компании, пусть они мне и не всегда нравятся. Но у нас договор, я им - свой труд и принимаю условности, они мне - плату за этот труд. Но с 6 часов я - это я и у меня есть свои собственные мысли, мнения, желания.
А тут 24 часа преданности хозяину, да еще тому, которого не ты выбирал... Это ужасно, на мой взгляд
И я вот хочу понять, то, что мы так воспринимаем эту профессию - это дань воспитанию? Ну, как ни крути, 100 лет без прислуги (в массе) + соответствующее массовое воспитание должны были дать знать. И скажем те же англичане воспринимают это по-другому?
Или все же общество в целом так изменилось, что для всех эта работа непонятна и кажется ужасной?
Ты знаешь, мне кажется, и сейчас есть люди, которые вполне себя хорошо чувствуют в качестве приложения к гению, к знаменитости, просто к богатому и влиятельному.
Это не время, это психология другая.
Просто сейчас таких людей стало ощутимо меньше, потому что общество перестало считать это нормой...
За самостоятельную значимость стали все бороться. :)
Ну да, просто первое, что в голову приходит - это женская самостоятельность. А положение слуги - это явление того же порядка, тень хозяина, приложение, вспомогательный элемент.
При этом заметь, если речь идет о 19 веке или о начале 20-го, то наличие камердинера или дворецкого не удивляет. Они вполне естественно вписываются в окружающий мир и даже нередко самостоятельны. Никто же не рассматривает Дживса, как приложение к Берти Вустеру.
Но примерно с 30-х это все резко становится анахронизмом. Или даже еще раньше...
Но это уже не явление общественное, а именно личность
То, что раньше называли "холуи"
Ведь заметь, герой совсем нее воспринимает себя холуем, он с достоинством относится к своей профессии и как бы то ни было, это вызывает уважение
А вот те, кто именно растворяется в прислуживании - там о достоинстве речи не идет. Мне так кажется
Ну так никто никогда не признается в собственном негативе
Никто не скажет, что он трус, или подлец, или вор, или вот холуй...
Всегда приятно считать себя безупречным в собственных глазах
Даже такая вещь, как умение посмеяться над собой встречается редко. Почему мне , например, так понравилась автобиография Агаты Кристи - там нет повышенной серьезности по отношению к себе любимой, и человек может признавать свои недостатки.
Оль, у нас никогда не было дворецких. Вот таких, с достоинством. У нас только слуги. Как лично я поняла - дворецкий все-таки особая должность. Она ближе к управляющему. Он всем ведал. И даже в книге - чувство собственного достоинства - определяется как главное качество высококлассного дворецкого.
Его же даже за большую шишку принимали в путешествии, хотя высокомерия там вроде не было.
С именем прости, опечаталась.
С достоинством - это все сложно. Лично я считаю, что можно быть слугой, не будучи холуем и лизоблюдом. Лично я не увидела его, как холуя и лизолюблюда.
Просто, на мой взгляд, хорошее исполнение обязанности дворецкого предусматривает вот такой отказ от самого себя. Есть ряд работ, которые подразумевают, где не нормированный рабочий день (в том числе и твоя), отказ от собственных желаний подчас. А есть те, которые подразумевают отказ от собственной личности. Он просто честно и с достоинством выполнял свою работу. Он не унижался, не присмыкался.
И даже, пожалуй, соглашусь с ним, что в какой-то мере он помогал вершить политику страны. Все-таки кто-то должен делать жизнь комфортной тем, кто может и должен заниматься другим. И хорошая домработница - это тоже талант, которым не все обладают. Вот я знаю, что из меня хорошей домработницы никогда не вышло бы.
Поэтому с одной стороны - вроде его как личности и не было, но и обвинить его в отсутствии достоинства не могу.
Для меня вопрос в другом. А на сколько нужны такие жертвы? Зачем выбирать такую профессию, где ты должен забыть себя, как личность?
Не согласна я с тобой, Лена. Мне кажется, такая работа дает человеку то, что ему нужнее всего - отсутствие сомнений, терзаний, ответственности за собственные решения. Хозяин всё решает, за всё отвечает, а я в нем растворяюсь.
Поэтому и люди за подобное берутся особые. Готовые от себя отречься, и ковриком под чужие ноги улечься. Я их не понимаю и даже не хочу понимать. Для меня такое вот самоотречение - ужас полный. И никакого достоинства (кроме придуманного им самим) я в герое Исигуро не вижу.
Но спорить не буду. Потому что если для тебя это исполненный чувства собственного достоинства джентльмен - мы просто в разных системах координат.
Он для меня не джентельмен, полный достоинства. но и униженного холуя я в нем не вижу.
И когда человек отрекается от себя, это не значит, что он ковриком под других укладывается. Для меня это совсем разные вещи. Может, потому что считаю, что учителя (которые классные руководители) и врачи, если они настоящие учителя и врачи, тоже периодически растворяются в своей работе, забывая себя, сових детей. Но это не значит улечься под чужие ноги.
И думаю, что нам очень трудно оценить в полной мере феномен дворецких, потому что все-таки англичане и мы, это совсем разные менталитеты. Может, поэтому, институт дворецких только в Англии и есть.
ну, об этом мы уже как-то говорили
я никогда не смогу доверить своего ребенка учителю, который собственных детей забросил ради работы
и уважать его не смогу
потому что не должен работать с детьми человек, который может пренебречь тем ребенком, который от него безусловно зависит
но это другая тема
и я не утверждаю, что моё мнение - верное :)
Разные профессии требует разного. Плюс подозреваю, что очень большое дело в менталитете. Чтобы кто не говорил, а все-таки национальный менталитет, это вещь очень серьезная. И одни и те же вещи в разных странах оценивают по разному.
В свое время врач-психотерапевт тестировал моего сына по одному очень серьезному зарубежному тесту. Но сразу предупредил: что оценивать результаты нельзя по тому шаблону, который прилагался к тесту. Что он оценит сам.
Вот точно помню, что меня удивило: один и тот же результат у нас оценивается, как положительное: умение самостоятельно принимать решение, иметь свое собственное мнение, а у них это оценивается, как асоциальное поведение.
Кстати, мне кажется, что и к этой книге подходит это. Не считается у них положительным иметь собственное мнение. Я, кстати, по этому тесту тоже асоциальный тип. Подозреваю, что вы с Юлей по нему были бы еще более асоциальны. :)))
Ну это как сказать. С одной стороны - да, но с другой он с 6 лет, практически всю жизнь живет в Англии. А менталитет не только врожденный, но и приобретенный.
Его же даже относят к английским писателям.
И в любом случае - даже если он там ничего не приобрел, он практически всю жизнь наблюдает англичан изнутри. Лично я таким наблюдением похвастаться не могу.
Плюс он же просто описывает. Он не разбирается откуда взялось такое явление "дворецкие", с чем оно связано, холуй он или нет, он просто описывает. А рассуждаем уже мы.
Аня, Оля, Лена, давайте все-таки обсудим Исигуро, пока его все не позабыли... :)