Больше рецензий

14 мая 2018 г. 00:34

1K

3 Тоска монохромная

Долгие недели я мучился,
пытаясь понять смысл Великой ереси.

(Т.Рошак «Киномания»)


-Дорогой, по радио передали, что там, где ты едешь, один идиот несется по встречной полосе. Будь осторожен...
- Один?! Да их тут тысячи!

/Анекдот с бородой/

В который раз убеждаюсь, что я - как раз тот самый идиот, который с завидным постоянством прет по встречке. Иначе объяснить свое упорство в чтении книг серии «Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир», несмотря на стойкую неприязнь к ней, я не могу. Давно пора понять, что эти невероятные, гениальные и потрясающие глубиной интеллекта произведения написаны явно не для моего ума. Ну что ж… Придется с этим наконец-то смириться и как-то попытаться жить дальше.
Начну с того, что я ни разу не киноман. Правда, в свое оправдание хочу заметить, что сайт с названием Кинопоиск мне известен. Более того, он у меня даже есть в закладках, и я им пользуюсь иногда. Увы, для осознания глубины очередного интеллектуального бестселлера этого оказалось настолько мало, что можно считать, понятие «кино» мне абсолютно незнакомо. Тем более, что фильмы жанра нуар - не мое от слова «совсем», а в «Киномании» речь идет именно о них.

Книгу я мучила почти неделю. Для меня это весьма внушительный срок. Сначала я честно пыталась переходить по каждой сноске, но очень быстро поняла бессмысленность этих телодвижений, ибо мой случай оказался клиническим – ясности не прибавилось ни на йоту. Далее сносками пользовалась только в случае реальной необходимости – при встрече с новыми терминами.
Прочитанный кирпичик могу условно разделить на три части и, хотя бы таким образом, попробую систематизировать свои впечатления.

Часть первая. Пролог. Студент.

Это самый длинный пролог, который мне попался в моей читательской жизни. К нему можно смело отнести примерно 40% текста книги. Здесь автор сначала вводит читателя в заблуждение, перемежая фамилии реальные с фамилиями вымышленными, фильмы, реально существующие с фильмами, родившимися в голове автора по требованию сюжета. Такие блюда для меня оказываются съедобными крайне редко, и этот вариант оказался одним из самых малопригодных к употреблению.
Во-первых, предупреждение в аннотации о том, что книга «для любителей кино» - это далеко не просто фраза. Эта книга не для любителей, а для профессионалов, я бы сказала. Весь пролог (а это 40% книги, напоминаю) больше похож на подобие научного исследования по истории кинематографа, развития киноиндустрии в «Оливуде» и методам съемки и монтажа. Мне было скучно и неинтересно, потому что о различных хитростях съемок, всяких 25-х кадрах и прочем когда-то давно читала что-то из разряда научпопа «для чайников», где все это было значительно интереснее и познавательнее. Углубляться в данную тему не хотелось совсем. Не хотелось не потому, что посчитала себя достаточно подкованной в матчасти, а потому, что в мешанине истины и авторских фантазий отделять зерна от плевел было, откровенно говоря, лениво. Истории же о том, как люди охотились за старыми пленками, коллекционируя их, пугали ровно настолько, насколько может испугать проявление какого-либо фанатизма человек, совершенно не умеющего "фанатеть". Оставалась лишь надежда на главную интригу, обещанную в аннотации...
Во-вторых, мне сразу не понравился Гг-ой с некоторой склонностью к геронтофилии, от имени которого и ведется повествование. Он какой-то блеклый и бесхребетный (потому что возрастная любовница не просто вьет из него веревки, а еще и топчет ногами), не очень умный (потому что диссертацию свою он накатал исключительно со слов той же возрастной любовницы) и, судя по всему, гений-любовник с огромных букв Г и Л, раз умудрился запомнить, что именно нужно писать в диссертации, ибо надиктовано это ему было не просто в постели, а в самом процессе, так сказать. Это ж каким талантом обладать надо, чтобы и дело делать, и при этом не отключить ни мозг, ни другую часть тела!
В-третьих, несмотря на все попытки автора убедить меня в гениальности, кошмарности и реалистичности фильмов Макса Касла, я не смогла испытать ни требуемых эмоций, ни закономерного интереса. И даже то, что читала всю книгу преимущественно ночью, мне не помогло проникнуться атмосферой. Я честно пыталась, но …
В-четвертых, первое же упоминание о Мальтийском кресте, тамплиерах и прочих тайных обществах навели на меня тоску – Дэн Браун, вэлкам.
В-пятых, совершенно непонятно, почему наш главгер при поиске информации о скандальном режиссере сразу не связался с теми, кто был лично с ним знаком. Мне казалось, что ныне здравствующая бывшая любовница – это шикарный источник информации. Но студент, видимо, считал, что все очевидцы будут жить вечно, поэтому никуда не спешил.
Объективности ради замечу, что не все так безнадежно – некоторые моменты в этой части читались с интересом, иногда даже проскальзывала улыбка, но общего впечатления это не спасло – множество затянутостей и технических подробностей, бесконечные пересказы фильмов и обилие нелогичностей ни в коей мере не способствовали наслаждению процессом чтения.

Часть вторая. Действие. Профессор.

Вот что меня умиляет в американском образовании, так это то, с какой легкостью вчерашние студенты, даже не особенно гениальные, становятся профессорами! Это так, реплика в сторону – просто все, написанное автором в части первой (затянувшемся прологе), подробно рассказывает о том, как наш профессор Гейтс во время учебы смотрел старое кино в зачуханном кинотеатре, спал со старой женщиной (и даже не с одной) и учился ремонтировать старые пленки с фильмами, чтобы показывать их на старом оборудовании. И р-раз, диссертация - профессор. Как в моем любимом «Человеке с бульвара Капуцинов»:

— Видишь ли, Диана… Как тебе это объяснить? Это называется «монтаж». <…> Поцелуй — свадьба — и — бэби!
— О, Джонни, я хочу как в синематографе. Прошу тебя, сделай монтаж!

Ну так вот. Джонни, тьфу, Джонатан Гейтс стал профессором. С этого момента сюжет пошел поживее. Видимо, для того, чтобы предпринять определенные шаги в поисках информации, Гг-ою как раз не хватало докторской степени, потому что объяснить иначе, почему он сразу не связался с жителями старушки Европы, мне не понять.
И тут уже «виват, Дэн Браун!» - и сумасшедший "охотник на ведьм", и таинственная школа при монастыре таинственного ордена, где учат делать и распознавать таинственные знаки в простых фильмах для широкой аудитории, и полубезумный ученый-конкурент из самого «городу Парижу», и очередная бабулька – инструктор по тантрическому сексу (угадайте, чем он с ней занимался?), и малолетний гениальный режиссер, и даже молодая любовница. В общем, вполне живенько все началось, но ровно до того момента, пока не начались подробные и весьма занудные пересказы очередных шедевров кинематографа и лекции по религиоведению. Киноведение, религиоведение… Стало страшновато – какой еще ликбез приготовил нам автор?
А там уже не ликбез. Там какой-то трэш - пересказы мерзких фильмов с не менее мерзкими подробностями, религия и импотенция - все это в разной последовательности, в разных интерьерах и обстоятельствах. И вопиющее, просто зашкаливающее количество нелогичностей поведения Гг-оя! В общем-то, с самого начала было понятно, что здесь с главгером нам не повезло, поэтому иного ожидать уже и не приходилось, хотя надежда еще теплилась. Если описать его поступки очень кратко, то фраза «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» подойдет идеально.
К сожалению, оказалось, что пролог был лучшей частью книги. Если бы он плавно перетек в финал (только не тот, который нам уготован в этой версии!)...
Сам автор настолько емко охарактеризовал происходящее в книге, что добавить мне совершенно нечего:

Абсолютно новый жанр – Блевотина noir. Классика.

Часть третья. Финал.
Сдаётся мне, джентльмены, это была… комедия.
(к/ф «Человек с бульвара Капуцинов)

Без комментариев.

P.S. Резюмируя свое многословие, хочу сказать, что книга однозначно рассчитана на любителя. Прежде всего, любителя кино. Каких-то революционных и глубоких идей я в ней не обнаружила, особенно если учесть, что написана она уже в 90-х годах прошлого века, когда всем уже давно было ясно, что самое массовое из искусств может сеять далеко не только разумное, доброе и вечное. Что касается многословных рассуждений о разного рода закрытых религиозных обществах, то оставлю это все на совести автора. И да простит он меня, но у Дэна Брауна такие же вещи получаются более реалистичными и менее нудными (и несмотря на это, даже у мейнстримщика Брауна мне не очень приятно читать подобные рассуждения). Я бы рекомендовала эту книгу в качестве своеобразной энциклопедии кинематографа преимущественно первой половины 20 века, написанной прекрасным языком. Все остальное - лажа полная.

Долгая прогулка. Май. Бонус. Команда Непричесанные мюсли.

Ветка комментариев


если бы было по игре, тоже стала бы грызть, а так стараюсь бросать, если неинтересно) отучаю себя от вредной привычки: дочитывать вопреки всему)


Я давно научилась не впихивать в себя невпихиуемое. Даже в играх иногда позволяю остановиться на полпути. Только вот в ДП такой вариант не прокатывает, пришлось дочитать до конца.


ну да)) фраза Жванецкого вроде: что надо бросать неинтересную книгу, уходить с неинтересного кино, разрывать выматывающие отношения и т.д)


А я никак не отучусь. А вдруг там в конце жемчужина?!))))


И много жемчуга найдено? )
Мне вот ни разу не повезло, поэтому я просто поверила, что драгоценности нужно добывать иным способом ))


И много жемчуга найдено? )

Ну, на приличное ожерелье не хватит, но прецеденты были))


А у меня и на серьги не набралось бы ))


у меня вот был тот-же вопрос и тот-же ответ: жемчуга практически не найдено)))


Вот из недавних прецедентов могу назвать "Страх полета" Эрики Йонг, сначала г...но г...ном, а в конце вроде и ничего. Ну а самая яркая жемчужина - "Туарег" Васкес-Фигероа. Всю книгу я думала, что это новая реинкарнация Коэльо,а в финале такое ухты)))


две из какого общего количества ?))


Нууу, на серьги уже хватит))), если продолжать метафору. Конечно, разочарований больше. Но вот тебе еще одна жемчужина из моего опыта - "Пролетая над гнездом кукушки". Где-то треть книги я читала через боль, а потом...


ок))) Кизи мой долгострой)


Кизи хорош, вот прямо по-настоящему, очень рекомендую, Танюш, и другие книги у него тоже великолепны


только читать их придется через преодоление)) я пробовала его Блажь...и бросила через сто страниц...
спасибо, Катюш)


"Блажь" у меня тоже не сразу пошла. Я ее несколько раз начинала и бросала и тоже страниц через сто. Но потом восторг-восторг. У меня прям одинаковая схема прочтения его книг)


ох, я тебе верю)) и все хочу проверить, прочту ли)