Больше рецензий

14 мая 2018 г. 00:34

1K

3 Тоска монохромная

Долгие недели я мучился,
пытаясь понять смысл Великой ереси.

(Т.Рошак «Киномания»)


-Дорогой, по радио передали, что там, где ты едешь, один идиот несется по встречной полосе. Будь осторожен...
- Один?! Да их тут тысячи!

/Анекдот с бородой/

В который раз убеждаюсь, что я - как раз тот самый идиот, который с завидным постоянством прет по встречке. Иначе объяснить свое упорство в чтении книг серии «Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир», несмотря на стойкую неприязнь к ней, я не могу. Давно пора понять, что эти невероятные, гениальные и потрясающие глубиной интеллекта произведения написаны явно не для моего ума. Ну что ж… Придется с этим наконец-то смириться и как-то попытаться жить дальше.
Начну с того, что я ни разу не киноман. Правда, в свое оправдание хочу заметить, что сайт с названием Кинопоиск мне известен. Более того, он у меня даже есть в закладках, и я им пользуюсь иногда. Увы, для осознания глубины очередного интеллектуального бестселлера этого оказалось настолько мало, что можно считать, понятие «кино» мне абсолютно незнакомо. Тем более, что фильмы жанра нуар - не мое от слова «совсем», а в «Киномании» речь идет именно о них.

Книгу я мучила почти неделю. Для меня это весьма внушительный срок. Сначала я честно пыталась переходить по каждой сноске, но очень быстро поняла бессмысленность этих телодвижений, ибо мой случай оказался клиническим – ясности не прибавилось ни на йоту. Далее сносками пользовалась только в случае реальной необходимости – при встрече с новыми терминами.
Прочитанный кирпичик могу условно разделить на три части и, хотя бы таким образом, попробую систематизировать свои впечатления.

Часть первая. Пролог. Студент.

Это самый длинный пролог, который мне попался в моей читательской жизни. К нему можно смело отнести примерно 40% текста книги. Здесь автор сначала вводит читателя в заблуждение, перемежая фамилии реальные с фамилиями вымышленными, фильмы, реально существующие с фильмами, родившимися в голове автора по требованию сюжета. Такие блюда для меня оказываются съедобными крайне редко, и этот вариант оказался одним из самых малопригодных к употреблению.
Во-первых, предупреждение в аннотации о том, что книга «для любителей кино» - это далеко не просто фраза. Эта книга не для любителей, а для профессионалов, я бы сказала. Весь пролог (а это 40% книги, напоминаю) больше похож на подобие научного исследования по истории кинематографа, развития киноиндустрии в «Оливуде» и методам съемки и монтажа. Мне было скучно и неинтересно, потому что о различных хитростях съемок, всяких 25-х кадрах и прочем когда-то давно читала что-то из разряда научпопа «для чайников», где все это было значительно интереснее и познавательнее. Углубляться в данную тему не хотелось совсем. Не хотелось не потому, что посчитала себя достаточно подкованной в матчасти, а потому, что в мешанине истины и авторских фантазий отделять зерна от плевел было, откровенно говоря, лениво. Истории же о том, как люди охотились за старыми пленками, коллекционируя их, пугали ровно настолько, насколько может испугать проявление какого-либо фанатизма человек, совершенно не умеющего "фанатеть". Оставалась лишь надежда на главную интригу, обещанную в аннотации...
Во-вторых, мне сразу не понравился Гг-ой с некоторой склонностью к геронтофилии, от имени которого и ведется повествование. Он какой-то блеклый и бесхребетный (потому что возрастная любовница не просто вьет из него веревки, а еще и топчет ногами), не очень умный (потому что диссертацию свою он накатал исключительно со слов той же возрастной любовницы) и, судя по всему, гений-любовник с огромных букв Г и Л, раз умудрился запомнить, что именно нужно писать в диссертации, ибо надиктовано это ему было не просто в постели, а в самом процессе, так сказать. Это ж каким талантом обладать надо, чтобы и дело делать, и при этом не отключить ни мозг, ни другую часть тела!
В-третьих, несмотря на все попытки автора убедить меня в гениальности, кошмарности и реалистичности фильмов Макса Касла, я не смогла испытать ни требуемых эмоций, ни закономерного интереса. И даже то, что читала всю книгу преимущественно ночью, мне не помогло проникнуться атмосферой. Я честно пыталась, но …
В-четвертых, первое же упоминание о Мальтийском кресте, тамплиерах и прочих тайных обществах навели на меня тоску – Дэн Браун, вэлкам.
В-пятых, совершенно непонятно, почему наш главгер при поиске информации о скандальном режиссере сразу не связался с теми, кто был лично с ним знаком. Мне казалось, что ныне здравствующая бывшая любовница – это шикарный источник информации. Но студент, видимо, считал, что все очевидцы будут жить вечно, поэтому никуда не спешил.
Объективности ради замечу, что не все так безнадежно – некоторые моменты в этой части читались с интересом, иногда даже проскальзывала улыбка, но общего впечатления это не спасло – множество затянутостей и технических подробностей, бесконечные пересказы фильмов и обилие нелогичностей ни в коей мере не способствовали наслаждению процессом чтения.

Часть вторая. Действие. Профессор.

Вот что меня умиляет в американском образовании, так это то, с какой легкостью вчерашние студенты, даже не особенно гениальные, становятся профессорами! Это так, реплика в сторону – просто все, написанное автором в части первой (затянувшемся прологе), подробно рассказывает о том, как наш профессор Гейтс во время учебы смотрел старое кино в зачуханном кинотеатре, спал со старой женщиной (и даже не с одной) и учился ремонтировать старые пленки с фильмами, чтобы показывать их на старом оборудовании. И р-раз, диссертация - профессор. Как в моем любимом «Человеке с бульвара Капуцинов»:

— Видишь ли, Диана… Как тебе это объяснить? Это называется «монтаж». <…> Поцелуй — свадьба — и — бэби!
— О, Джонни, я хочу как в синематографе. Прошу тебя, сделай монтаж!

Ну так вот. Джонни, тьфу, Джонатан Гейтс стал профессором. С этого момента сюжет пошел поживее. Видимо, для того, чтобы предпринять определенные шаги в поисках информации, Гг-ою как раз не хватало докторской степени, потому что объяснить иначе, почему он сразу не связался с жителями старушки Европы, мне не понять.
И тут уже «виват, Дэн Браун!» - и сумасшедший "охотник на ведьм", и таинственная школа при монастыре таинственного ордена, где учат делать и распознавать таинственные знаки в простых фильмах для широкой аудитории, и полубезумный ученый-конкурент из самого «городу Парижу», и очередная бабулька – инструктор по тантрическому сексу (угадайте, чем он с ней занимался?), и малолетний гениальный режиссер, и даже молодая любовница. В общем, вполне живенько все началось, но ровно до того момента, пока не начались подробные и весьма занудные пересказы очередных шедевров кинематографа и лекции по религиоведению. Киноведение, религиоведение… Стало страшновато – какой еще ликбез приготовил нам автор?
А там уже не ликбез. Там какой-то трэш - пересказы мерзких фильмов с не менее мерзкими подробностями, религия и импотенция - все это в разной последовательности, в разных интерьерах и обстоятельствах. И вопиющее, просто зашкаливающее количество нелогичностей поведения Гг-оя! В общем-то, с самого начала было понятно, что здесь с главгером нам не повезло, поэтому иного ожидать уже и не приходилось, хотя надежда еще теплилась. Если описать его поступки очень кратко, то фраза «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» подойдет идеально.
К сожалению, оказалось, что пролог был лучшей частью книги. Если бы он плавно перетек в финал (только не тот, который нам уготован в этой версии!)...
Сам автор настолько емко охарактеризовал происходящее в книге, что добавить мне совершенно нечего:

Абсолютно новый жанр – Блевотина noir. Классика.

Часть третья. Финал.
Сдаётся мне, джентльмены, это была… комедия.
(к/ф «Человек с бульвара Капуцинов)

Без комментариев.

P.S. Резюмируя свое многословие, хочу сказать, что книга однозначно рассчитана на любителя. Прежде всего, любителя кино. Каких-то революционных и глубоких идей я в ней не обнаружила, особенно если учесть, что написана она уже в 90-х годах прошлого века, когда всем уже давно было ясно, что самое массовое из искусств может сеять далеко не только разумное, доброе и вечное. Что касается многословных рассуждений о разного рода закрытых религиозных обществах, то оставлю это все на совести автора. И да простит он меня, но у Дэна Брауна такие же вещи получаются более реалистичными и менее нудными (и несмотря на это, даже у мейнстримщика Брауна мне не очень приятно читать подобные рассуждения). Я бы рекомендовала эту книгу в качестве своеобразной энциклопедии кинематографа преимущественно первой половины 20 века, написанной прекрасным языком. Все остальное - лажа полная.

Долгая прогулка. Май. Бонус. Команда Непричесанные мюсли.

Комментарии


Ну воть(((


ага)) я, Катюш, сама давно была нацелена на эту книгу, но начав слушать, что-то утомилась от перечислений всего и вся, связанного с кино. Может, % 10 осилила только...(


Ох, я ж себя знаю, я все равно буду грызть кактус... Больше всего меня расстроило, что там про нуар. Ненавижу этот жанр


если бы было по игре, тоже стала бы грызть, а так стараюсь бросать, если неинтересно) отучаю себя от вредной привычки: дочитывать вопреки всему)


Я давно научилась не впихивать в себя невпихиуемое. Даже в играх иногда позволяю остановиться на полпути. Только вот в ДП такой вариант не прокатывает, пришлось дочитать до конца.


ну да)) фраза Жванецкого вроде: что надо бросать неинтересную книгу, уходить с неинтересного кино, разрывать выматывающие отношения и т.д)


А я никак не отучусь. А вдруг там в конце жемчужина?!))))


Нуар там - это кино, которое идет фоном ко всему роману. Правда, фон достаточно подробный. Зато в промежутках встречаются очень живенькие моменты )))


Одна надежда на живенькие моменты)


Сожалею, что испортила ожидания. Рецензии и оценки на сайте обманули в очередной раз и меня (
Но, может, все не так плохо. Пока ругающих книгу меньшинство. И еще она написана хорошим языком, это преогромнейший плюс ))


Будем посмотреть... Но слово нуар меня нехило отпугнуло


в чтении книг серии «Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир», несмотря на стойкую неприязнь к ней

Ириш, а с чем связана твоя неприязнь к этой серии ?)


Мне она кажется излишне распиаренной. Не могу вспомнить ни одной книги оттуда, чтобы "ах!" Нет, кое-что нравилось, но в основном тоска зелёная. Или монохромная ))
Без игр никогда не возьму ни одной книги из этой серии больше.


я не минусила, если что)))
ну что-же, любое мнение имеет место быть)


))) Минусами я давно закалена еще у себя на сайте )))
На самом деле тут всего лишь вопрос вкуса. Если кто-то считает, что дурновкусие - это не восхищаться книгами Бэнкса, Маркуса, Буковски, Киза, Этвуд и другими, это их право. Мое же право - продолжать по-прежнему читать то, что нравится.
Так уж получилось, что авторы вроде Брэдбери, Саган, Маккалоу и Кронина, которые тоже выходят в этой серии, читались мною давным-давно, а остальное .... сорри, не мое )
Если что, то тебя, Танюш, в данном вероломстве я даже не подозревала )))


Минусами я давно закалена еще у себя на сайте )))

это который у тебя на страничке указан ?))
все я с тобой согласна, но хотела тебе подсунуть какую-нибудь проверенную книгу из этой серии все равно)) И оказалось, что пока могу только кровавый триллер -драму, а ты вроде не особо замечена в чтении их)))
)))))


это который у тебя на страничке указан ?))

Ага, он самый )

оказалось, что пока могу только кровавый триллер -драму, а ты вроде не особо замечена в чтении их)))

Очень даже замечена, ты отвлекаешься иногда от слежки за мной ))))) Но!!!! Только не от скандинавов. Их я больше не читаю вообще. Исключение - только решение суда ))))


ты отвлекаешься иногда от слежки за мной )))))


не может быть))) только отвернулась..)))))
тогда вот тебе Аут Нацуо Кирино . Что скажешь ?)))


На эту книгу я посматриваю уже довольно давно. Наверное, словлю настроение и попробую. Спасибо за волшебный пендель, Танюш! )))


не за что))) буду ждать впечатлений)


То чувство, когда рецензия написана лучше, чем сама книга.
Спасибо!
Не могу читать этот блевотный нуар, никаких сил нет.


Спасибо )
Могу пожелать только терпения. Я так поняла, что Киномания либо сразу покоряет своей атмосферой, либо отталкивает напрочь. Я как-то умудрилась балансировать посередине, но это было очень тяжело - с первой до последней строки искать, за что уцепиться, чтобы расшевелить внутри себя интерес.
Удачи!