Больше рецензий

21 февраля 2018 г. 20:16

985

3

Чтобы понимать искусство – неважно, будь то живопись, литература или кино – зачастую необходимо знать мифологию античного мира. Далеко за примерами ходить не нужно: сюжет фильма «Убийства священного оленя» Йоргоса Лантимоса основывается на мифе об Ифигении, дочери царя Агамемнона, случайно убившего на охоте лань Артемиды и вынужденного принести своё дитя в жертву во искупление сего преступления; картина «Клятва Горациев» Жака-Луи Давида изображает эпизод из легенды о римских братьях Горациях, вынужденных биться с альбанскими братьями Куриациями за свободу своего отечества; а альбом The Assassination of Julius Caesar норвежской группы Ulver основывается на истории и легендах Римской империи. Именно по этой причине я и взял в руки эту книгу: «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».

Данная книга представляет собой сборник пересказов наиболее важных и значимых, по мнению автора Александры Нейхардт, легенд и мифов античного мира по произведениям Гомера, Эврипида, Вергилия и многих других. В него входят описание пантеонов двух цивилизаций, языческие мифы, описания различных празднеств, сказания о легендарных героях и войнах. Причём описания довольно сухие и краткие, а порой и вовсе сумбурные, потому как за основу были взяты различные версии мифов и легенд разных авторов, что нередко приводит к появлению анахронизмов и путаниц. На мой взгляд, пересказы также перегружены лишними деталями: то и дело на страницах книги появляются персонажи, названные по имени, но о которых нам неизвестно ровным счётом ничего. Таким же инкогнито единственный раз появляется и бог Меркурий. Кстати, римским мифам и легендам здесь вообще мало страниц отведено: жалкие семьдесят против пятисот, посвящённых Греции. К сожалению, и многими художественными достоинствами оригинальных сочинений составитель этого сборника пренебрёг, в качестве компенсации предлагая читателю шаблонные эпитеты и набившие оскомину клише.

В заключение я хочу сказать, что хотя я и узнал много нового и интересного о метафизике античного мира и теперь имею о нём хотя бы какое-то представление, я всё же жалею, что почерпнул эти знания именно из этой книги, а не из оригинальных сочинений, во всех деталях отражающих красоту мировосприятия авторов древности: всё-таки чем лучше описаны события и чем живее ты их себе представляешь, тем лучше ты их запоминаешь. А много ли из этого сборника останется в моей голове?