Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

14 января 2018 г. 14:07

3K

4

Практически 800 книжных страниц в романе и огромный временной промежуток. Масштабная не только по своему размаху, но и по охватываемым событиям, количеству героев и затрагиваемых вопросов и проблем, получилась вещь у Анатолия Иванова. Когда-то прочитанный его Вечный зов очень понравился, поэтому уже примерно представлялось чего тут можно ожидать . И в принципе, все ожидания оправдались, хотя немного и отвыкла от деревенской прозы.

Захватывающее и интригующее начало романа сразу настраивает на историю, полную страстей и бурь, в которой могут сгинуть одни, а другие обернуться совсем иными людьми, где жизнь кипит и бурлит, как котел на огне, не давая им опомниться и вовремя осознать, что произошло и почему. Поэтому и длится эта история не один десяток лет и даже развязанные в конце концов узелки на поверку оказываются не всеми и созданное много лет назад зло может еще жить долго и долго.

Понятно, что в такой эпопее присутствует большое количество персонажей, в которых и запутаться не грех, тем более зовут их всех непривычными нам сейчас именами (хотя, может, как раз в наше время все и возвращается на круги своя...)- Фрол, Устин, Антип....
Но постепенно картина вырисовывается, ведь каждого из них писатель постарался наделить персональной судьбой, собственным характером и привычками. Поэтому и получились они все достаточно яркие и интересные, наблюдать за жизненными перипетиями и коллизиями которых очень интересно. Почему, например, один не разговаривает с другим много лет, а другой имеет власть над односельчанином и дергает за ниточки и заставляет человека совершать то, что другому, может, и не "по нутру", а деться не знает куда и как отвязаться тоже ? Ведь тронь только одно, а за ним столько всего потянется, что и сам не уцелеешь в этом .

Для полноты картины и понимания происходящего Анатолий Иванов здесь удачно применяет так называемый метод ретроспекции в литературе, когда повествование из настоящего возвращается в прошлое, давая нам возможность лучше и ярче представить и осмыслить те причины, толкнувшие героев к определенным поступкам, последствия которых тянутся сквозь годы.

Конечно, как в большинстве советской литературы, тут присутствует прославление существовавшего тогда строя, но, мне показалось, что сделано это достаточно корректно и ненавязчиво. Все-таки на первом плане здесь люди с их непростыми судьбами и отношениями, любовь и ненависть, добро и зло, месть и прощение, отчаяние и вера. Жизнь во всей полноте и многообразии на фоне революции, гражданской войны, нэпа, коллективизации и Великой Отечественной войны.

И даже то, что роман заканчивается не всеобщим хэппи-эндом становится плюсом всей истории, ведь жизнь редко подкидывает такие счастливые случаи, когда зло полностью побеждено и уничтожено, а добро восторжествовало, но даёт задуматься о том, как под личиной одного человека может скрываться совершенно другой и невидимой рукой управлять другими и направлять творимое ими зло с именем Бога на устах и с этим-же именем затягивать людей в секты, а может, и в петлю, откуда уже нет возврата. Оглянуться вокруг порой и почаще думать о том, что от твоих слов и поступков может зависеть чужая жизнь.

Аня Grechishka , спасибо за компанию в прочтении.

Игра в классики. Тур № 9.
Бесконечное приключение. Тур 5. Горы.
Охота на снаркомонов 2018.

Ветка комментариев


а ты и книгу читала, и фильм смотрела ? он как-то мимо меня прошел в свое время, теперь думаю, стоит посмотреть или нет.


Ты знаешь, там очень интересная Пистимея. Удивительно красивая актриса с трагической судьбой. Она и актерски переигрывает своих положительных партнерш.
Там интересно сыгран Юргин, приметная роль
Вообще там интереснее отрицательные герои и те, у кого не все просто
Фрол, Устин, Анисим ...

А линия сектантов там слабее, я когда книгу читала, под большим впечатлением была


как зачастую и случается, что книга и фильм разнятся. режиссеры обычно делают акценты на другом, хотя в данном случае линия с сектантами очень сильная в романе.


В фильме она только Варю почти полностью подминает и пытается Клашу, а в книге они куда круче развернулись. Но видимо снимали в такое время, когда эту тему нельзя было акцентировать


А мне страшно кино смотреть. После книги-то ходила какое-то время как пришибленная, и на фильм, наверное, такая же реакция будет, тем более если актёры хороши.


Актеры хорошие, ничего не скажу.
Некоторых я вообще больше нигде не видела, некоторые очень известные, но в целом мне нравится. Но конечно многое упростили. Выпустили какие-то линии, смягчили по сравнению с книгой.
Но я первый раз смотрела еще в детстве, очень переживала


Фильм тоже смотрела в детстве. Остались очень обрывочные воспоминания. Даже когда потом книгу читала, ничего не вспомнилось из сюжета. Зато общий фон, этот накал страстей, надрыв нерва помню прекрасно. Может, потому и страшно. А то, что упростили, логично. Это же действительно не Санта-Барбара :)


Фрол, это моя большая любовь) даже, когда был на другой стороне... всё ж не был он до конца чужой игрушкой... разделял, что правильно, что нет... это я по фильму сужу)
а как к солдатке пришел)) классная сцена)) взгляд из под бровей, котомка в руках... пришел и баста)
чего разводить хороводы)


Да, я тоже его по фильму помню хорошо, нестандартный был персонаж...


эт да... когда-то молодой, горячий... еще и с Марьей история...


Да, вот тоже ситуация, как совершенная в юности ошибка может перекорежить всю жизнь
Конечно, если ее все время расковыривать, это понятно, что Морозовы своего добавили, но ведь и сам Фрол не тряпка, а сломался крепко


если бы она осталась жива... а так... любил же... и корил... а потому, по накатанной.
люблю момент, когда он с бревном... когда за председателя вступится)
-Фрол ты чего? ты чего Фрол...
не ожидали, гады!


А, это когда они Захара волокли... Да, просто поняли, что он - не простой, его так не сломаешь и начали потихоньку давить, давить....


наверное... помню, что Фрол взял бревно и шуганул их... и спасибо ему не нужно было... с благодарностью... потому что не ради чего-то, кого-то... душа не позволила.