Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

14 января 2018 г. 14:07

3K

4

Практически 800 книжных страниц в романе и огромный временной промежуток. Масштабная не только по своему размаху, но и по охватываемым событиям, количеству героев и затрагиваемых вопросов и проблем, получилась вещь у Анатолия Иванова. Когда-то прочитанный его Вечный зов очень понравился, поэтому уже примерно представлялось чего тут можно ожидать . И в принципе, все ожидания оправдались, хотя немного и отвыкла от деревенской прозы.

Захватывающее и интригующее начало романа сразу настраивает на историю, полную страстей и бурь, в которой могут сгинуть одни, а другие обернуться совсем иными людьми, где жизнь кипит и бурлит, как котел на огне, не давая им опомниться и вовремя осознать, что произошло и почему. Поэтому и длится эта история не один десяток лет и даже развязанные в конце концов узелки на поверку оказываются не всеми и созданное много лет назад зло может еще жить долго и долго.

Понятно, что в такой эпопее присутствует большое количество персонажей, в которых и запутаться не грех, тем более зовут их всех непривычными нам сейчас именами (хотя, может, как раз в наше время все и возвращается на круги своя...)- Фрол, Устин, Антип....
Но постепенно картина вырисовывается, ведь каждого из них писатель постарался наделить персональной судьбой, собственным характером и привычками. Поэтому и получились они все достаточно яркие и интересные, наблюдать за жизненными перипетиями и коллизиями которых очень интересно. Почему, например, один не разговаривает с другим много лет, а другой имеет власть над односельчанином и дергает за ниточки и заставляет человека совершать то, что другому, может, и не "по нутру", а деться не знает куда и как отвязаться тоже ? Ведь тронь только одно, а за ним столько всего потянется, что и сам не уцелеешь в этом .

Для полноты картины и понимания происходящего Анатолий Иванов здесь удачно применяет так называемый метод ретроспекции в литературе, когда повествование из настоящего возвращается в прошлое, давая нам возможность лучше и ярче представить и осмыслить те причины, толкнувшие героев к определенным поступкам, последствия которых тянутся сквозь годы.

Конечно, как в большинстве советской литературы, тут присутствует прославление существовавшего тогда строя, но, мне показалось, что сделано это достаточно корректно и ненавязчиво. Все-таки на первом плане здесь люди с их непростыми судьбами и отношениями, любовь и ненависть, добро и зло, месть и прощение, отчаяние и вера. Жизнь во всей полноте и многообразии на фоне революции, гражданской войны, нэпа, коллективизации и Великой Отечественной войны.

И даже то, что роман заканчивается не всеобщим хэппи-эндом становится плюсом всей истории, ведь жизнь редко подкидывает такие счастливые случаи, когда зло полностью побеждено и уничтожено, а добро восторжествовало, но даёт задуматься о том, как под личиной одного человека может скрываться совершенно другой и невидимой рукой управлять другими и направлять творимое ими зло с именем Бога на устах и с этим-же именем затягивать людей в секты, а может, и в петлю, откуда уже нет возврата. Оглянуться вокруг порой и почаще думать о том, что от твоих слов и поступков может зависеть чужая жизнь.

Аня Grechishka , спасибо за компанию в прочтении.

Игра в классики. Тур № 9.
Бесконечное приключение. Тур 5. Горы.
Охота на снаркомонов 2018.

Ветка комментариев


Актеры хорошие, ничего не скажу.
Некоторых я вообще больше нигде не видела, некоторые очень известные, но в целом мне нравится. Но конечно многое упростили. Выпустили какие-то линии, смягчили по сравнению с книгой.
Но я первый раз смотрела еще в детстве, очень переживала


Фильм тоже смотрела в детстве. Остались очень обрывочные воспоминания. Даже когда потом книгу читала, ничего не вспомнилось из сюжета. Зато общий фон, этот накал страстей, надрыв нерва помню прекрасно. Может, потому и страшно. А то, что упростили, логично. Это же действительно не Санта-Барбара :)