Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

1 декабря 2017 г. 15:27

989

5 «Что наша жизнь? Игра!»

Странным образом с циклом "Культура" знакомлюсь. Сначала были прочитаны "Инверсии", теперь вот "Игрок". И, конечно, теперь становится всё более понятно. По крайней мере знакомишься с тем, что представляет из себя эта самая Культура. И чему противостоит.

На самом деле после развязки уже не так сочувствуешь "правому" делу, что несёт в себе "чистое и доброе" по всей вселенной. Да, Империя - место ужасное. Но, глядя в итоге на то, как действовала Культура, начинаешь задумываться, что и в ней не всё так хорошо и мило, как кажется. Если в Империи есть тираны, несправедливость, жестокость, неравенство, то в Культуре на первый взгляд всё чудесно и замечательно. В Культуре человек абсолютно свободен и волен делать со своей жизнью всё, что пожелает. В Культуре все вроде счастливы. Но действительно счастливы или находятся в счастливом неведении? Или в неведении и есть счастье? Наблюдая за жизнью в Культуре в первой части, видишь, что никого особенно не волнует что-то глобальное, какой-то путь, кроме своего. Все занимаются только своим делом и собой. Серьезные разговоры о том, что такое Культура, каков путь, какие цели, что она такое в сравнении с той же Империей, ведутся уже на той стороне, у противников. Имперцы называют людей культуры инфальтивными. И ведь правы в какой-то мере.

Игра. Этакий неодушевленный персонаж, что диктует свои условия, заставляет жить людей по своим правилам. У Культуры есть игры. У Империи есть Игра. И здесь разворачивается интереснейшее противостояние со своими подводными камнями, неожиданными поворотами и жестокими правилами, которые, впрочем, оказываются достаточно гибкими для применения различных стратегий и тактик. Заканчивается всё внезапно и жестко. И вот тут понимаешь, что боишься Культуры куда больше Империи. В Империи всё более понятно, каждый знает кто есть кто и на что может рассчитывать. В Империи всё достаточно прозрачно, несмотря на всякие разведки и особые службы. Все прекрасно представляют, где и в каких условиях они живут, кто ими правит и как. Могут ли похвастаться этим культурианцы? Кто ими управляет? Зачем общество и система устроены именно так? Почему для человека пытаются создать такие условия, когда у него не будет никаких проблем, кроме как чтобы в себе ещё изменить или в какую ещё игру сыграть. Игры культурианцев мне показались куда большим, чем Игра имперцев. У имперцев это большая игра на победу, на власть. У культурианцев это целая система, которая занимает умы граждан, отвлекая от ненужных размышлений на темы, которые не касаются исключительно личного. А заодно это ещё и прекрасная возможность делать отбор. Интересная такая Культура. Абсолютное благополучие, за которым кто-то или что-то творит свою политику и меняет историю.

Гурдже. Мне безумно жаль главного героя. Интересно, каково это быть лучшим, считать себя величайшим игроком, сделать выбор и рискнуть всем, чтобы сыграть в имперский азад, блестяще прозреть в нужную минуту и достичь триумфа... И тут - пшик! Оказывается ты не игрок, а фигура. Пусть важная и сильная, но фигура. Это тобой, великий игрок, играли. Такая вот жестокая ирония.

Прочитана в рамках Лампомоба-2017. Огромнейшее спасибо за совет читателю Zatv !

Комментарии


Пожалуйста. )
Именно в «Игроке», на мой взгляд, наиболее полно описано строение Культуры и, лучше всего, начинать цикл именно с нее.
В цикле не все книги равноценны. «Инверсии», «Эксцессия», «Выбор оружия» являются, явно, вспомогательными. Но «Вспомни о Флебе», «Материю», «Несущественную деталь» - это на мой взгляд, фантастика «первого ряда», а «Алгебраист» - это, вообще, непревзойденная вершина.


Поняла. Значит теперь можно читать первую. Хотя мне почему-то очень хочется перейти сразу к следующей, к "Выбору оружия".

Но нет, буду первую читать, а потом уже пойду по порядку.)


Абсолютно совпало впечатление от книги с моим) Спасибо за хорошую рецензию! :)


О, здорово! Рада, что есть единомышленник. А то, когда писала, боялась, что меня заподозрят в паранойе и приверженности к теориям заговора.))


Ага, я тоже решила, что со мной что-то не так и везде мне чудится негатив. Потому что в основном у всех в рецензиях все хорошо и все как надо)) А я реально расстроилась из-за финала этой Игры и самой книги)


Вот и я. И мне так главного героя жалко стало. Прям жуть.
Концовка хоть и несколько негативная, но сильная. С одной стороны эта жестокость Никозара, загнанного у угол, с другой - холодный, безжалостный расчет культуры. Мне почему-то казалось, что те культурианцы, которые наблюдали за последней игрой, цинично улыбались с торжеством в глазах. Если, конечно, это существа, способные испытывать эмоции, а не машины.))
Ну и к Культуре отношение резко поменялось. А с другой стороны жутко интересно стало, что же там за высшие разумы правят, кто они и раскроет ли это автор.)


Абсолютно согласна! Мне ещё плюс и Никозара стало жалко, даже со всей жестокостью Империи и его самого - не стоил он такого конца, у него хоть такие извращенные, но принципы были. Героя, да, очень - у него наверное вся жизнь поломалась. Хотя многие культурианцы в такой ситуации наверное оценили бы все положительно.
А я пожалела, что со второй книги начала читать. Тоже захотелось узнать об этой тайной власти, что там всем заправляет, на самом деле, о том, как там все устроено и почему. А теперь вот и думаю - есть ли об этом в первой книге. Но все равно её наметила прочитать)


Мне выше написали, что надо как раз с первой начинать, так как

Именно в «Игроке», на мой взгляд, наиболее полно описано строение Культуры и, лучше всего, начинать цикл именно с нее.

Мне кажется, что там если есть, то что-то другое. В "Игроке" события происходят через несколько сотен лет после событий первой. Наверняка всё круто за эти века изменилось. Но, почитаем - узнаем.) Я тоже обязательно буду читать начало.)