Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

21 ноября 2017 г. 14:54

8K

5 Первые дороги войны

От границы мы Землю вертели назад -
Было дело, сначала....
В. Высоцкий


Давно давно планировала я прочитать всю трилогию К. Симонова , но было некоторое опасение, что, во-первых, она может быть слишком напичкана идеологией, во-вторых, в силу большого количества военных действий, вернее полностью посвящена им, быть трудно читаемой и усвояемой.

Но все эти опасения оказались напрасными и рассеялись как дым буквально с первых строк. Чтение захватило и повлекло за собой с юга, откуда возвращается главный герой политрук Синцов с женой из отпуска, к западным границам нашей необъятной Родины.

Всегда читая книги о Великой Отечественной войне, я мысленно постоянно задаю себе вопрос: Как смогли люди тогда выстоять и победить? и Что я делала бы на их месте (хватило ли бы сил, мужества, отваги у нас, живущих сейчас) ? И читая такие книги, я пытаюсь найти ответы по крайней мере на первый вопрос.

Так как К. Симонов сам был военным корреспондентом на войне и многое наблюдал воочию, он старается дать здесь правдоподобную картину трагедии страны и каждого человека в отдельности, когда люди в одночасье были разлучены со своими родными и близкими, порой оставаясь в неведении их судеб до конца войны, а может, и уже навсегда.

Стремясь к максимальной достоверности, автор не скрывает того, во что вылились первые часы, дни и месяцы войны. Когда немецкое нападение застало врасплох нашу страну и позволило вражеским войскам дойти до самой Москвы. Всеобщая паника, неверие, что так может быть, уверенность, что все это закончится в максимально короткие сроки, что руководство страны и армии не оставят своих людей была слишком сильна. А вместе с тем первые лица государства, армейская верхушка и сами были растеряны и находились в то время в состоянии временной прострации, о чем, например, свидетельствует отсутствие выступления Сталина в связи с началом войны, которого так ждали люди и которое случилось только 3 июля 1941 года.

Рассказывая о первых самых тяжелых месяцах отступления, когда отдавали наши пяди и крохи, К. Симонова отлично живописует всю драматичность сложившегося положения, рассказывая и об окружениях, когда только выйдя из одного люди снова оказывались во втором и третьем, и о пораженческих настроениях, приспособленцах, политработниках, которые также были разные, от одержимых происками врага во всем и всех до адекватных людей, отдающих себе отчет в том, что происходит и почему, и отсутствии в достаточном количестве вооружения, да и о том, что качество его сильно проигрывало вражескому (например, один из героев романа сокрушается по поводу легкоуязвимой брони наших танков, которые были в армии на начало войны или наши самолеты в то время).

В такой неразберихе, отчаянии и ненависти к врагу фронт осенью 1941 года подходит к Москве, где и произойдет первая победа, где укрепится народная вера в ПОБЕДУ и окончательный разгром фашизма, люди почувствуют свою нарастающую силу и мощь.

Всеми дорогами войны идем мы вместе с политруком Синцовым, переживаем все перипетии, принимаем первый бой, командование и ответственность за людей на себя, выходим из окружения, теряем близких , ополченцев и в ходе ранения все документы, в том числе и партийный билет, что в условиях войны равносильно катастрофе и может караться как предательство. И в этой истории нашли отражение судьбы многих и многих людей, когда пришлось заново доказывать всем вокруг, чего ты стОишь и честно вернуть себе не только доброе имя, но и партийный билет, наличие которого людьми того времени воспринималось совершенно по другому. Принадлежностью к партии гордились, звание коммуниста было не только почетным, но и обязывающим ко многому.

В контекст романа отлично вплетены важные исторические моменты того периода. Например, упомянутое выше выступление Сталина 3 июля, военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, печально известный приказ №270 за подписью Сталина «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия».

Получившие в книге отражение важные моменты, присутствие исторических лиц( Сталин, которого автор стремится изобразить максимально достоверно и объективно), стремление автора объективно показать происходящее, не умаляя заслуг, но и не приукрашивая действительность, придают роману мощь, размах и достоверность. При этом он настолько интересный и написан таким отличным языком, что совершенно не возникает отторжения, даже когда речь идет о собственно военных операциях.
Роман дарит надежду, но одновременно и показывает, что это важный, пока только первый шаг на пути к Победе.....

Игра в классики. Тур № 9
Вокруг света с мотоциклистами. Восьмой тур.
Школьная вселенная. Девятый учебный год.

Комментарии

но было некоторое опасение, что, во-первых, она может быть слишком напичкана идеологией

Вот я тоже по этим соображениям обхожу стороной трилогию ))), но возможно неправ

+1 21.11.17

Витя, неправ, неправ абсолютно)) Конечно, эти моменты присутствуют, но как историческая данность того времени ТРилогия супер, правда, я пока на второй части, но уже могу смело так говорить..

+2 21.11.17

Верю, тебе верю)))
Думаю, что обязательно прочту, даже стыдно как-то пройти мимо такой книги.

+1 21.11.17

вот мне тоже уже хотелось прочесть эти глыбы (Тихий Дон, данная трилогия)
они есть в хорошей начитке. Я слушала Бордукова, а так и другие чтецы..)

0 21.11.17

Чувствую следующий год станет у меня годом советской классики )))
Тем более есть такие прекрасные аудиокниги!

+1 21.11.17

правильный подход))
тут не заметишь, "как проглотишь" одним махом все тома)

0 21.11.17
Вот я тоже по этим соображениям обхожу стороной трилогию

Как же меня разочаровывают такие скороспелые суждения....
Как можно ожидать от трилогии, написанной в 1959 году, смелых современных мыслей! Для своего времени роман был очень острым, честным, нужным. Да что там "для своего", и на много лет вперед...

Таня, написала отлично!
Захотелось или перечитать, или пересмотреть

+2 21.11.17

Оля, спасибо огромное..

Захотелось или перечитать, или пересмотреть

я знаешь, слушаю сейчас второй том и хочется уже сразу вернуться и к первому, еще раз ощутить все те события вместе с героями

-2 21.11.17

А фильм ты смотрела?
С Папановым, с Лавровым?
А какой там Ефремов, или Табаков!

-1 21.11.17

не смотрела, может, в детстве. А сейчас пока не дочитаю, не буду, чтобы не знать ничего раньше времени.
А Папанов кого играет ? Серпилина ?

-1 21.11.17

Да, Серпилина. Отлично, убедительно!

А Табаков - розовощекого особиста, в чье подразделение выходит Синцов. Такой чистенький, ничего не понимающий в жизни мальчик, хватающийся за пистолет и грозящий срывающимся голоском, что он лично расстреляет дезертира.... А потом сладко спит, когда Синцов уходит и оставляет ему записку - "Ушел в особый отдел"
Сколько потом такие мальчики дел натворили

-1 21.11.17

А фильм по все трилогии снят ? И помнишь во второй части тоже есть особист, который все копал подо всех ? Хорошо их Симонов, убедительно показал.

-1 21.11.17

Ага, отношение фронтовика к этим...

По-моему, фильм снят по первым двум частям.Но могу и ошибиться, я его давно смотрела.

-1 21.11.17

когда всю трилогию дочитаю, обязательно посмотрю и кино

-1 21.11.17

Долгожданная пятерка)

+1 21.11.17

ага) тут не могло быть иначе..

0 21.11.17

Эээээ
Почувствовала себя неучем
Вообще первый раз про эту книгу слышу, а тут в аннотации такое...

одно из самых значительных произведений русской литературы о Великой Отечественной войне.
+1 21.11.17

да ты что хоть, не верю...)
и кино не смотрела ? ( правда, я и сама не видела пока еще, может, просто с детства знаю о нем, слышала)
это первый том трилогии, сейчас второй слушаю.

0 21.11.17

Мммм, ни про книгу, ни про кино((
Но кино военное советское я вообще ни одно не видела (( я советские фильмы только с мамой смотрела, а она все больше по комедиям...
Еще и трилогия...

0 21.11.17

а мне казалось, что роман на слуху и хотелось взяться за него давно.
Жаль, что советовать его практически не могу, хотя он очень интересный и насыщенный: и судьбы людей, и страны...

0 21.11.17

Почему не можешь советовать?

0 21.11.17

так потому что многие про войну не любят, а здесь военных действий достаточно, да и кому настрой нужен. Буду осторожно это делать)

0 22.11.17

Я с тобой))

+1 21.11.17

Фуф)) А то я стала переживать))

+1 21.11.17

Будем вдвоём неучами))

+1 22.11.17

Ну, мы же уже услышали про книгу, так что мы уже не неучи!

+1 22.11.17

удивительное рядом))

0 22.11.17

Как красиво рассказала, Танюш, я аж зачиталась :)
Аудио слушала, да?

-1 21.11.17

Настюш, спасибо)) Аудио ага слушала, тем более освоив еще ускорение, так очень хорошо получается. Но тут, несмотря на темы, нет абсолютно тяжеловесности и история так захватывает, что хочется скорее узнать что там и как

-1 21.11.17

Вот повезло тебе))
Теперь ещё и Вигдорова...мне её Оля советовала и я подряд сразу три части проглотила, не оторвать было. Как глоток холодной воды в жаркий день!
Жаль, что ярлык привешивают на писателей, на период истории, на тему...

+1 21.11.17

Викуль, спасибо огромное))
я не поняла сразу то три части ты эти проглотила или Вигдорову ?

0 21.11.17

Вигдорову проглотила)) последняя часть показалась чуть слабее.
А Симонова пока не читала.

0 21.11.17

тогда давай махнемся не глядя)) У меня на Вигдорову большие надежды и твои эмоции их поддерживают

0 22.11.17

махнемся;)
Буду надеяться , что тебе тоже подойдёт.

0 22.11.17

скоро узнаем, но должно, обязательно))

0 22.11.17

настольные книги педагогов;))

0 22.11.17

Вот это ваш автор, восхваляющий великого сталина, зачем вам какой-то Белль

+1 21.11.17

я вижу вы все пытаетесь меня убедить в правильности ваших собственных выводов о том, что советской литературы нет в принципе...

-2 21.11.17

Но вы же что-то читаете, да еще запоем, - как это нет. Были две такие проститутки - Шолохов и Симонов. С разной клиентурой

-4 21.11.17

вы держали свечки или судите по себе ?

0 21.11.17

исключительно по вам

-2 21.11.17

порой судить и делать выводы гораздо легче и проще, чем заниматься собственной жизнью....

+1 21.11.17

это невозможно, ибо с полок в магазинах смотрит абсолютно на всех все это переизданное говно. Понятно, что госзаказ по возобновлению зомбирования читателей совком, книжники не могут обойти. Но и это проституция. Гораздо больше проституции в действиях тех, кто пишет закауху. Есть еще третья категория глупых проституток - аудитория

-2 21.11.17

В таком случае у вас есть уникальная возможность порадоваться за себя и не стричь всех под одну гребенку

-2 21.11.17

никаких "всех" здесь нет. Слава богу, кстати

+2 21.11.17
с полок в магазинах смотрит абсолютно на всех все это переизданное говно

А вы сами-то эту книгу читали? Я только первую часть. Очевидно, что есть политическая подоплека, партийные билеты и т п Но разве в этом суть? Или вы считаете, что Сталин и генерал Жуков войну выиграли? Войну выиграл советский народ, в том числе русских людей там полегло немерено. И в первой части как раз об ужасах отступления написано. А книга прежде всего о подвиге всего народа, и отдельных людей. Когда бывало что один молодой лейтенантик решал исход боя, приняв огонь на себя. Это тоже Сталинский совок? Каждый понимает сюжет в меру своей испорченности. Если вы такой поцриот сходите покричите об этом на площади у мовзолея.

0 22.11.17

Аня, вот тебе просто 100500 за нужные слова))

0 22.11.17

Я думаю, это просто провокация, и дядя книгу не читал((

-1 22.11.17

аналогичное мнение)

-1 22.11.17

Бабка, там на рынке абыгде дают абычто, беги, занимай очередь быстрее

-1 22.11.17

это вы про себя? вас же сюда никто не звал людей оскорблять, сами прибежали... вы бы по существу высказывались, хоть пример достойной по вашему мнению худ литературы о ВОВ предложили!

-1 22.11.17

Танюш, отлично написала! Мне папа очень эту трилогию хвалил, надо будет и мне как-нибудь созреть)

+3 21.11.17

Настюш, спасибо огромное !!) Я тоже долго собиралась, а теперь прямо оторваться не могу))

+2 22.11.17

очень рада за тебя)))

+1 22.11.17

Поздравляю с пятеркой и с отличным отзывом! Так держать - пятерку за три тома, в смысле))

+2 22.11.17
Так держать - пятерку за три тома, в смысле)

спасибо, оно того стоило и будем надеяться, что и дальше так пойдет) Впереди еще два тома)

+1 22.11.17

удачного плаванья и ветер в помощь;)

+1 22.11.17

спасибоооо))будем держаться)

+1 22.11.17

пожааалуйста) плыви-плыви, в дальний путь.:)

+1 22.11.17

Таня, три части одолеть это ничего себе! Может и я дочитаю в след году. Мне очень поэзия Симонова нравится:

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.



Я бы эти строки в эпилог к роману вынесла.

-1 22.11.17

Аня, я пока еще только на втором томе, но обязательно буду сразу и третий слушать и уже хочется вернуться к первому и снова пройти теми дорогами войны с героями.

Может и я дочитаю в след году.

а на каком ты томе остановилась ?)
а про поэзию согласна полностью, хотя наизусть знаю его только Жди меня и я вернусь)

+1 22.11.17

Я первый том читала, но уже давно. Начала бы всю трилогию сначала. У меня бабушка пела песни на его стихи, я наизусть уже мало что помню(

-1 22.11.17

конечно, тогда лучше сначала, там история через все три тома идет. Жаль, что со временем многое забывается..
а ты с бабушкой не пела ?)

+1 22.11.17

В детстве пела и плакала, тогда тема войны была оч близка, много фронтовых фотографий в альбомах, писем, воспоминаний. Сейчас все уходит, как уходят фронтовики. Пусть будут хоть такие романы, как у Симонова, даже с советской идеологией, но чтоб следующие поколения понимали, кто войну выиграл. А то будут думать, что американцы и англичане(((

0 22.11.17
даже с советской идеологией,

а вот знаешь её там практически нет совсем и жаль, что в связи с этим люди отказываются от романа. Там просто присутствуют элементы того времени, но автор не делает упор на прославлении социализма-то уж точно

чтоб следующие поколения понимали, кто войну выиграл. А то будут думать, что американцы и англичане(((

дадада

-2 22.11.17

Прекрасно написала, Танюнь, лучше и не скажешь! Но я иду мимо книги из-за военной темы(...

-1 22.11.17

Анют, спасибо) буду сама читать, у меня еще два тома из трилогии)

-1 22.11.17

У меня был длительный период, когда читала книги на военную тему. Либо "переела", либо настроение изменилось))

-1 22.11.17

все возможно)) сейчас начитаюсь про войну и революцию, а там посмотрим)

0 22.11.17

Да, может и ты "насытишься")

-1 22.11.17

поживем-увидим))

0 22.11.17
  • 1
  • 2