Больше рецензий

30 октября 2017 г. 00:53

4K

3 Немашенька и немедведь.

Два раза благодаря "Террору" у меня возникало ощущение праздника. Первый раз - когда эта книга выпала мне в игре. Второй раз - когда я ее дочитала. Если прибавить сюда же многолетнее предвкушение восторга от знакомства с книгой, то получим уникальный опыт чтения, который мне пока сравнить не с чем.

С чем может ассоциироваться белый цвет? С праздником, с зимними забавами, с сиянием чистоты, со стерильностью больницы или, может, с неотвратимым ужасом, который невозможно увидеть, пока не станет слишком поздно, но который можно услышать сквозь бесконечное завывание ветра и треск льда? Еще Моби Дик показал каким пугающей бывает белый цвет - этот вечный спутник мрака той бездны, которой каждый из нас рано или поздно начинает страшиться. А если они чередуются? Если бездонный мрак сменяется бескрайней белизной? Ни знакомых ориентиров, ни понятных примет, ни привычных условностей, за которые так удобно хвататься, если поскользнулся на коварном льду и начал падение. Здравствуй, непонятное пугающее нечто. Новый мир, совсем не дивный, хотя и относительно новый, неизведанный. Мир, из которого достаточно вернуться живым, чтобы стать героем.

Именно так поступают Британия и Адмиралтейство, когда вы возвращаетесь из позорно провалившейся полярной экспедиции, понеся чудовищные потери в людях: если вы остаетесь в живых, вам присваивают титул и воздают почести.

Мир, которому наплевать на титулы и табель о рангах. Который заглядывает в самую глубь души человеческой. Который спросит полной мерой с непрошенных гостей за, то что явились в чужие владения. Который испытает каждого на гибкость мышления и умение приспосабливаться к окружающей среде.

Симмонс покажет нам с десяток избранных, преимущественно офицеров или просто людей образованных, вроде доктора. Позволит сравнить какими они были, готовясь к экспедиции за Полярный круг и какими они стали после двух лет, проведенных на обездвиженных льдами кораблях. С точностью записей с камеры наблюдения он покажет их жесты, действия, перемещения. Можно будет рассмотреть в деталях корабли и консервы. Посчитать количество надеваемых свитеров и сравнить деревянные протезы лоцмана. Разглядеть гвозди на ботинке и скелеты в лодке. Прослушать диалоги между избранными. И, на основе увиденного и услышанного, сделать выводы о том, что происходило в душе каждого из тех, кому не посчастливилось оказаться не в том месте и не в то время. И не приставайте к автору со всякими глупостями на счет внутреннего мира персонажей, их переживаний, сомнений, надежд и страхов. Кто вам сказал, что психологические трансформации, происходящие с людьми важнее перечисления вещей, которые они с собой взяли? Кто? Вот он пусть вам и объясняет о чем думали люди, запертые на на Терроре и Эребусе. Автор занят важным делом. Не видите что-ли? Столько всего нужно успеть - отчитаться обо всем, что было прочитано в ходе подготовки к написанию романа, соединить плохо сочетаемые жанры и отполировать это мифами эскимосов.

Эти люди прибыли в край, не прощающий неверных решений, не игры играть, а разобраться в самих себе и автор, как подлинный демократ, не станет оказывать на них давления и вообще вмешиваться в этот процесс. Это ведь сугубо личное. Так что Симмонс ограничится парой советов. Например:

Пожалуйста, в дальнейшем воздержитесь от употребления метафор или аналогий, неизвестных вам по личному опыту.

Как интересно. Значит, метафоры нельзя. А все остальное можно? Что из того, что описано в романе автор испытал на себе. Он был в тех местах, которые отправились исследовать Террор и Эребус? Он там зимовал? Знаю, что не должен и силы воображения достаточно, просто интересно стало.

Они были первыми. Экспедиция отправилась туда, где еще никто не бывал. Им должно было повезти и они бы вернулись героями. Надо всего немного - компетентное руководство, сплоченная команда, думающая не только о почестях и деньгах, качественные припасы. На них столько всего свалилось, что местное воплощение мистики можно рассматривать как милосердие природы к тем, кто пришел за грань обитаемого мира неподготовленными. Без охотников. Без рационально мыслящего человека во главе. Без навыков передвижения по суше.

Мастер-класс по выживанию во льдах от Дэна Симмонса, в котором были и приятные моменты. За одно только

– Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос,– произнес Бридженс по-гречески.

полбала хочется добавить. И за Дарвина. А если бы еще Ньютона вспомнили!.. Но его здесь особо не к чему прикрутить. И снова остался невыясненным вопрос: "Крякают ли утконосы?" Ну, по крайней мере их упомянули и даже выделили целый пруд. Мифы у эскимосов занятные. Один - просто вылитая сказка про Дюймовочку, только с отрезанием пальцев.

А в остальном... Мне не хватило внутренних переживаний героев. Я хочу читать про людей, а не про сапоги с гвоздями и скелеты в лодке. Зачем было вводить мистику, если природы и "внутренних демонов" экипажа хватало с лихвой? Должны быть только природа и люди. И виной трагедии, скорее всего стал человеческий фактор. Выживали же другие в тех же суровых условиях. Пожалуй - это главный камень преткновения. Для меня мистика в истории реально существовавших людей абсолютно неуместна. Понимаю, что это мои личные стереотипы, сформированные советской литературой. Оттуда же твердое убеждение, что полярники - мужественны, благородны, сплоченны и т.д. А у Симмонса незнамо что - все негативные стороны человеческой натуры, которые можно встретить в современном обществе. Зачем было переносить это на экипажи Террора и Эребуса? Туда брали всех подряд? Хотя может и брали. Купили же они консервы за полцены от обычной да еще и поставленные в неправдоподобно короткий срок. Честно, мне было некомфортно от такого отношения к реальным людям. К памяти погибших моряков и офицеров. Не уверена, что были документальные подтверждения именно такой реконструкции характеров и взаимоотношений, отношения к делу. Когда я, к концу книги, махнула рукой на реальную основу событий и воспринимала все как выдуманную историю, возмущение улеглось, но для налаживания отношений с книгой и автором было уже слишком поздно.

К тому же, стиль у автора как в энциклопедии. Уж не знаю Симмонс ли Википедию цитировал или наоборот, но с ходу не отличить. Не оправданный повтор событий. Мне не история двух экипажей будет вспоминаться, а лодка с двумя скелетами и ложками. Я и с первого раза поняла, чьи они и как дойдут до такого состояния. Зачем было многократно возвращаться? Зачем автор кружит возле деталей сюжета как падальщик вокруг умирающего раненного зверя? Сужая круги и дожидаясь смерти, чтобы наброситься и разорвать на куски. Зачем эти перечисления? Зачем акцент на действии, более подходящий для кино, чем для литературы? Да это я про бесконечную главу с беготней Блэнки. А я думала что более бессмысленного рассказа, чем скитания полковника в отсеках корабля из Гипериона Симмонс придумать не может. Оказывается, для него нет ничего невозможного. Он даже может написать безразмерный роман, который захватит меня отчасти лишь в последних главах. Этого слишком мало, чтобы по доброму отнестись к произведению. Град фактов уничтожал робкие ростки интереса и не вставали перед моим мысленным взором картины бескрайних льдов, не слышался треск, не мерзли пальцы. Книга так и не открылась для меня с той стороны, с которой открылась тем кто ее щедро награждал.

Как уже не раз говорила, есть гении и есть популярные авторы. Читаю и тех, и других. Только оставляю за собой право сортировать по своему. И Симмонс, на мой взгляд, именно популярный автор. Тот, кто знает как увлечь публику, как быстро состряпать роман в любом жанре. Который пишет не потому, что не может молчать о наболевшем, а потому что технически подкован в литературе. Кто пишет, чтобы доказать свою свою состоятельность в любом жанре и расширить аудиторию. Я не считаю, что быть популярным автором плохо. Мне просто не нравится, когда одно подменяют другим.



картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках игры Кот в мешке.
Сорок пятый котик пошел, полярный)

За компанию и моральную поддержку благодарна мудрой и доброжелательной Вике SantelliBungeys

Ветка комментариев


картинка SantelliBungeys держи ещё щит;))
Какие приятные слова;)) ах-ах)) компания по поддержке ещё в пути, но я обязательно одолею!
Многие вещи , о которых ты пишешь меня тоже смущают...но у меня есть одна очень не хорошая претензия к автору - чисто субьективное моё мнение- нехорошо подворовывать((( я о Жюле , понимаешь, Верне... Вот все заморочки с экипажем явно из Гаттераса.
Как -то помню читала о путешествии на полюс по воздуху, так люди 3 месяца выживали, а кушать друг друга не стали...


Как раз эту книгу у Жюля я не читала, так что к счастью хоть с этой стороны бури не было)
Да та компания перешла на мясо не столько от голода, сколько от поехавшей крыши. У них и еда еще оставалась..

Спасибо за щит!


Надеюсь он поможет))
Пойду ка позаглядываюсь на остатки языка Безымянной;)) а то прогуливала выходные - надо наверстывать!
* был момент с догом и рефракцией - напомнило мне нападение на Гора*


Ты что немедведь, чтобы на такое заглядываться?)
Ох, сколько же у тебя удовольствия впереди))


Учитывая мои 1/4 впечатления - я действительно немедведь)))
Представляешь, если он станет моим любимым героем и вылезет в текст рецензии?)))


Очень даже представляю) А что, колоритный персонаж, с историей, характером и развитием.


Этого у него не отнимешь;))страшно подумать как именно он может разгуляться... и опять Остапа понесло;)


нене, он скромный - пришел, покушал, ушел. С ним можно договориться, все го то и надо признать его хозяином тайги льдов.


Льдов - пусть)) а если хозяином рецензии?;)


Я за)


Интересная идея;)) будем присматривать за немишей;)


Обозвали же на свою голову)) у него ведь есть эскимосское название но я так и не смогла его запомнить. Он мне тоже приглянулся. Вот как раз на тех моментах, где он впервые появился в романе и где с ним общалась Безмолвная я подумала, что теперь мне книга понравится. Но нет, показалось) даже немедвель не спас ситуацию. Зря Симмонс соединил мистику и реальную экспедицию. Вот если бы история была полностью вымышленной, претензий бы не было. Почти) Мифы эскимосов и по другому прилепить можно было.


Зря Симмонс соединил мистику и реальную экспедицию.

И я по этому поводу бурчу, а в Друде вообще мне так неприятно было за двух очень хороших писателей((((


Да, как то вольно обращается Симмонс с реально существовавшими людьми. Хотя, дело может и не в вольности. Взять к примеру, Дюма. Тоже стопроцентно популярный автор. Очень свободно обращался с историей, но делал это так увлекательно, что вызывает только восхищение. А Симмонс как будто специально задался целью выявить у экипажей Террора и Эребуса как можно больше недостатков. Видимо по принципу, чем хуже тем реальнее. Это он для нового поколения пишет. У меня еще осталось в крови, что люди покорявшие север - достойны уважения и заслужили , чтобы никто не копался в "их грязном белье". Зачем? И с Друдом та же басня..


Диккенс и Коллинз ((( что он с ними сотворил!
Два капитана - наше все.


Два капитана - наше все.

плюсплюсплюс))золотые слова0


поддерживаю)


А видела как я книгу советовала о реальной экспедиции? Под Наташиной рецензией..


Помню, что видела, но не помню какую)


теперь уже запомнила)) а ты её читала ?
я Два капитана несколько раз перечитывала и фильм очень нравится)


Читала) я уверенно советую - там дневник штурмана ещё)))
А сам Чванов долгие годы искал документы, свиделей - как сам Саня)


возьму на заметку, но нон-фикшн я не очень люблю)) прости)


Уж ладно)))
Я, если художественная нравится, иногда ищу для поддержания и занудства.


)))) понимаю, но сама если только по истории 20 века читаю в этом плане))


Да я то тоже редко))


будем художку читать))


А то))


Как у тебя после пяти эпизодов складываются взаимоотношения с персонажами? Кто больше нравится, чем в книге, кто меньше, кого не хватает, а кого слишком много?


Сериал мне вообще нравится больше;) сама понимаешь, гвозди, свитера, количество банок консервированной еды и перечисление жертв - не сильно воодушевляло своей периодичностью.
Мне мало Блэнки и Пеглара( несмотря на то что в книге задвоенность нетрадиционных парочек. Хотя тут опять злую шутку сыграла толерантность - не все они плохиши, есть очень даже симпатичные лядьки , с интересными дефектами - один без ноги, но оптимист, а второй вообще Леонардо, правда без таланта скульптора.
Мало Ирвинга, который в книге очень интересен и выделяется на фоне остальных. В фильме он приторный , к сожалению, и невнятный. А часть роли отдано Гудсеру.
Крозье совсем другой, но очень такой интересный.
Про Хикки в недоумении. По книге он не сколько умен , сколько хитер. Здесь же вообще несообразность какая-то ( с одной стороны его пытаются показать умным, но излишняя развязность и тщеславие губит все попытки.
Доктор на Терроре показан более человечным и приятным , чем доктор на Эребусе, согласись.


Рада слышать, что сериал нравится) Они дали то, чего не хватало в книге - характеров и взаимоотношений! Картинка красивая, актеры - талантливые, сюжет без провисаний.
Ирвинг, пожалуй единственный, кто разочаровывает. очень уж он мне в книге нравился, а тут непроходимый идеалист. которому хочется вдолбить в голову немного понимания реального положения вещей, а хотелось бы восхищаться. ты, права, его функция сюжетная во многом Гудсеру перешла. Вот он просто прекрасен. Хочется чтобы его было как можно больше. Как и Хикки, как ни странно. Да, с отношением к нему трудно определиться, в нем столько всего намешенно. И постоянно приходится напоминать, что его принцип "вести себя так, чтобы приняли за своего". умело пользуется каждым поводом завоевать расположение других.
Про докторов соглашаюсь) у Стенли вообще поведение какое то заторможенное. как будто он не проснулся. и все время где то далеко от корабля его мысли. а Макдональд - почти как Гудсер.
Мне еще Джопсон- стюард Крозье нравится. И Литтл.


С Ирвингом зря они так(( Гудсер и так был бы хорош- без инуитского. А у лейтенанта была очень интересная тема влечения, попыток наладить общение и в дальнейшем он очень гибок и совсем не высокомерен. Жалко его было, хотя понятно , что на заклание предназначен.
Так понимаю , что шатра по Эдгару не будет((
Чуть не забыла о леди Джен, вот уж характер!


Шатер, видимо, отдали утконосам
Леди Джейн тоже нравится. и оба Росса. Да мне почти все нравятся)) вот дела)


С утконосами прямо беда;)) никто не желает нам их показать.
Сама от себя в шоке) как так не ворчим, не бурчим...


есть инфа, что карнавал в 6 эпизоде будет


Ну хоть что-то))) ждём среду!


Уже есть посмотревшие финал. Хвалят)


Это явно "языкастые"))) мы посмотрим ещё...как там и что там!


Конечно, посмотрим) Я сильно торопиться не хочу, а то сериал слишком быстро закончится. А так, эпизод посмотрел , детали посмаковал. Мне за Фицджеймсом наблюдать нравится . и сейчас, когда он командует Эребусом без ритуальных плясок и раньше, когда был Франклин. Который приказ офицерам отдаст, а те на месте стоят , на Фицджеймса смотрят. И шли выполнять распоряжение только после его кивка. И с Крозье они прекрасно взаимодействуют. Особенно, когда Фицджеймс пришел на счет бутылок разбираться)


Это да )) Фиц гораздо фактурнее получается в книге!


Мне все больше кажется, что всякое совпадение сериала с романом Симмонса следует считать случайным.


Автор обозначил - место , время и состав персонажей)))


Он туунбака обозначил в описании реальной экспедиции.


Ну может ...суббота, утро...


И субботу он обозначил?)


А как же)) утренняя всеобщая молитва!


вот и я тоже видела, а не запомнила)