Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2017 г. 11:20

194

5 Успешен ли роман после блистательной экранизации?

Читать книгу после просмотренной экранизации — дело сомнительное, ведь образы героев уже воссозданы мастерством режиссера и актерами и забыть их невозможно, а значит читатель как бы лишается возможности на свое собственное воображение.

С романом «Бруклин» Колма Тойбина однозначно происходит это небольшое преступление в виде кражи воображения читателя, ведь только самый занятый или не интересующийся кинематографом зритель не видел блистательную экранизацию Джона Краули с застывшей как бы в мгновении Сиршей Ронан в главной роли.

Роман рискованно был переведен и выпущен на русском языке издательством «Фантом-Пресс» только в 2017-м году, спустя два года после удивительной экранизации, про которую хочется говорить вновь и вновь — такие «тихие» и самобытные истории любви давным-давно не встречались на киноэкранах. Между тем, Колм Тойбин считается самым успешным ирландским писателем наших дней. Он несколько раз номинирован на всевозможные премии (в том числе Букеровскую) и несколько раз лауреат.

Сюжетно «Бруклин» — это очень травматичная история, травматичная для многих людей, переживших то же, что и главная героиня Эйлиш в 50-х годах 20 века — эмиграцию. Ей предстоит отправиться из маленькой, не оправившейся после войны, находящейся в экономическом кризисе Ирландии в большой новый мир — в Америку. Там для нее нашли работу, там она может выучиться на бухгалтера, а здесь у нее дом, мать и старшая сестра. «Бруклин» — это история расставания с одной жизнью, дабы обрести другую, в каком-то смысле лучше, в каком-то — тяжелее и психологически сложнее: под боком нет близких, нет людей, способных тебя просто обнять.

Почему же стоит читать роман «Бруклин» после экранизации и в чем его отличия от фильма?
Сам роман может вызвать некое непонимание (и вызывает) от главной героини Эйлиш. В фильмt Сирша Ронан так мастерски показала с помощью мимики, жестов, несказанных слов все свои эмоции, что ей веришь и не удивляешься ее поведению, в книге же главная героиня вызывает странные чувства. Многие вопрошают: как можно быть такой клушей? Как можно молчать и отказываться решать что-либо в своей жизни?

Действительно, Эйлиш словно всё дано, она ни к чему не прикладывает усилий: священник устраивает ее на хорошую работу в Америке и находит инвестора для ее бухгалтерских курсов, начальница на работе всячески ее поддерживает и раздает советы, на ирландских танцах ей встречается самый лучший мужчина на свете (окрестим его так, потому что он хоть и итальянец, — предрассудки в Америке 50-х неизбежны, — он все-таки без ума от Эйлиш и самых честных намерений вплоть до предложения руки, сердца и прекрасного обеспеченного будущего, пусть пока он и сантехник, у него уже есть осуществимый бизнес-план, а еще у него есть любящая семья).

И даже та трагедия, которая входит в жизнь Эйлиш, вновь способствует ее счастью — возвращению домой и встрече с мамой, получению выгодной работы в родной Ирландии, а также еще одного предложения руки и сердца, уже от ирландского мужчины, который по меркам ее родного городка уже весьма богат, в отличие от того же итальянца с иллюзорной обеспеченностью в будущем. И здесь Эйлиш предстоит непростой выбор, перед которым она ведет себя нечестно и трусливо — стирает из памяти года в Бруклине.

А дело в том, что Эйлиш не та сильная героиня, чей образ мы привыкли видеть во многих произведениях, Эйлиш — самая обычная девушка 50-х годов. Она скромна и нерешительна, она терпит оскорбления и не бросает слов на ветер, она почти и слова-то не произносит, а если что и говорит, то только то, что действительно должно быть сказано. Она не опустится до ссор и ругательств, она не будет препираться и отстаивать себя оскорбленную. Просто ей это не нужно. Она живет другую жизнь — внутреннюю. И это и есть сама Эйлиш, она сокрыта в простых вещах, которые описываются автором и не изымаются из повествования: будь то сцена на корабле с рвотой или сцена лишения девственности. Потому что это есть в жизни каждой, и это обыденно. Не нужно здесь прикрывать глаза ручкой и говорить: «Фу, как пошло». Эйлиш такая, какая есть.

И трусливость Эйлиш в финальном вопросе выбора можно объяснить тем, как автор любит Эйлиш и не позволяет ей выбирать самой, он делает выбор за нее — присылает ей тех, кто своими оскорблениями и ущемлением прав Эйлиш подталкивают ее к нужному выбору. Хотя какой из двух путей нужный, Эйлиш так и не осознает. Но это и понятно: как выбрать одну жизнь из двух, таких непохожих, не лучше, не хуже друг друга, просто разных?

Эйлиш выбирает или выбирают за нее — не так важно. Важно другое — Эйлиш живет, она живет свою жизнь каждым сиюминутным чувством радости или печали, живет каждым мгновением здесь и сейчас, каждый раз одергивая свое разыгравшееся воображение о возможном будущем. Ведь Бруклин может быть чужим, страшным и одиноким, а может стать своим, родным, настоящим, нужно лишь принять и почувствовать жизнь здесь и сейчас.

Источник

Комментарии


Специально пока не читаю рецензию, а сначала спрошу:
все-таки что стОит сделать (если особенно свободного времени нет) - только прочитать книгу? только посмотреть фильм? а если стОит сделать и то и то, то в каком порядке?
/Этот "Бруклин" мне везде попадается, пора уже сделать хоть что-нибудь с ним:))/


Если и то, и то, тогда лучше начать с книги, поскольку опытным путем проверено, что после фильма многим книга не нравится. Мой случай - исключение из правил.
Если времени только на что-то одно, вот тут я теряюсь. Лучше делайте так, как чувствуете.


Хорошо, поняла, спасибо!


Спасибо за рецензию! Другими глазами посмотрела на книгу. Теперь очень хочу посмотреть фильм