3 апреля 2017 г. 00:10
7K
2.5 Шесть аргументов непринятия
Читать ли этот роман - я сомневалась несколько лет. Специально не открывала аннотации, не читала рецензии. Сначала добавила в виш, потом убрала из него. Пару раз отказывалась, когда мне советовали её в игре. Почему-то предчувствовала, что это не моё. Но эта книга все же меня настигла. Причем в игре, которая предполагает написание обязательной рецензии. И теперь я вынуждена попытаться сформулировать, почему так невысоко её оценила.
И вот мои шесть аргументов:
Во-первых, мне было очень скучно. Невероятно скучно. Местами - даже невыносимо скучно. Легкий интерес вызвал боевичок - там хотя бы сюжет появился, но такие боевички я любила лет этак в пятнадцать... Так что мне снова стало скучно.
Во-вторых, меня раздражает эта манера бросать историю на полуслове, чтобы досказать её через ннсот страниц. Вообще не люблю этот способ "застолбить" за собой читателя/зрителя. Мне гораздо ближе истории, когда законченные сюжеты связаны чем-то общим, и я сама могу выбирать, продолжать ли. Знаю, что случаются приятные исключения, но, к сожалению, эта книга таковым не стала.
В-третьих, меня утомляла вторичность всех отдельных фрагментов этого пазла. Каждая история написана в разных жанрах - и каждая не несет ничего нового в своем жанре. Это перепевы и пересказы других книг, гораздо более интересных и талантливо написанных. Тут сразу предупрежу, что ни с кем спорить не буду, и ничего доказывать не собираюсь. Те, для кого этот опус относится к самобытным шедеврам, могут оставаться при своем мнении. Для меня - вторичность лезла из всех щелей.
В-четвертых, мне показалось, что объяснение связи между всеми этими шестью историями реинкарнацией придумал не Митчелл. Это просто пытливые читателя попытались достучаться до смыслов прочитанного. Ну или он слишком невнятно для меня сформулировал свои идеи. Он очень много и не всегда к месту демонстрировал свою эрудицию в стиле "ну, мы-то с вами понимаем", но боюсь, тут никакой глубины не заложено. Просто несколько экспериментов. А вы - типа придумайте, о чем я рассказал, таком глубоком, таком экзистенциальном.
В-пятых, абсолютно картонные персонажи. Персонажи-функции, а не люди. Ни один не вызвал сочувствия, ни один не заставил сопереживать. А еще тут эта политкорректность, мать её... :( Скулы сводит, простите.
И в-шестых, этот якобы прием, когда все привычные предметы в будущем заменяются названиями брендов, упрямо казался мне проплаченным. Потому что совсем не всегда и не все бренды настолько были единственны и однозначны в 2004-м, как автор пытался нас убедить. Вообще, эксперименты Митчелла с языком были местами весьма любопытны, но в целом не вполне удачны, на мой взгляд. И снова - невыносимо вторичны. Потому что если хочется экспериментов с языком, жанрами или литературной формой - это вам к Набокову или Джойсу. Не стоит ради этого тратить время на эту подделку.
Идей у него было много, а вот реализация - подкачала. А значит - зачем читать? Разве что галочку можно поставить - мне покорился "интеллектуальный шедевр"! :(( Вот я и поставила. Грустную такую галочку. Всю в тоске и серой скуке.
Книга прочитана в рамках игры ТТТ. 2017, Тур первый - по совету LeRoRiYa на тему "Книга, которая не должна залеживаться в подборке советов для меня - "Поделитесь интересным :)""
В эту подборку она попала благодаря рекомендации nastena0310
Валерия, не огорчайтесь моей невысокой оценке. Книга просто не моя. В любом случае спасибо вам за совет, одно из давнишних сомнений разрешено. :)
Комментарии
Ань, я давно не припомню книги, где я так упорно ждала, когда ж она кончится... Но вот тут как раз вышел тот случай, когда объем вообще ни за чем не нужен. Причем я не написала, но мне больше всего понравился как раз фрагмент про козопаса, несмотря на явные стилистические ляпы. Там хоть какая-то идея присутствовала, пусть и весьма банальная. А всё остальное... :(
Я упрямая. Крайне редко не дочитываю книги. И эту читала точно так же - надеялась на блестящее раскрытие глубокого замысла. Прочитала довольно быстро, но ощущение было - как будто меня надули. :( У кого-то в рецензии встретила довольно яркое сравнение с пустой белой комнатой, наполненной лозунгами "Интеллектуальный бестселлер". Вот, похожее было чувство. А последнюю фразу (к тому же не его собственную) считать главным смыслом?...
У меня валяется в бумаге его "Сон № 9", так вот, боюсь, придется кому-то передарить.
Ну я вот ни минуты не пожалела, что в свое время отложила Кизи. Потому что тогда я вряд ли смогла бы оценить её по достоинству.
А времени жаль бывает. И тут я стараюсь просто не экспериментировать с неинтересными мне жанрами - и разочарований становится меньше. И тут я не напрасно подозревала подвох.
Хотя при этом совсем не в жанре дело, конечно. Дело в мастерстве автора, безусловно. Уже после Митчелла взялась я с опаской за Исигуро - и получила глубокую тонкую книгу, несмотря на все антиутопические антуражи. Тоже скоро буду рецензию писать.
Добралась до вашей рецензии, настроилась искать среди полутысячи полчаса, а она самая первая. Я считаю, что каждый думающий человек имеет право на собственное мнение. Но сама рухнула во влюбленность с этой книгой, до полного отключения критического осмысления, вот так:
"СОН №9! ДЭВИД МИТЧЕЛЛ.
Прошлым ноябрем случилось мне влюбиться. Со всем комплектом. сопровождающим страстную влюбленность: думать о предмете засыпая и начинать мечтать о встрече, едва проснувшись. Находить свободные уши и петь в них о неисчислимых его достоинствах, не желающих слушать - связывать скотчем и все равно говорить. Избранник был безупречен, а именем его - "Облачный атлас" Дэвида Митчелла. Ну да, книга, а вы что-то другое подумали?
И после уже на английском перечитала Тысячу осеней, Лужок черного лебедя, Простых смертных. Так что мне любовь к Митчеллу добрую службу сослужила, хотя бы в смысле овладения языком. И это не к тому, чтобы спорить, исключительно потому что не могу не сказать. Истории Фробишера и Сон Ми не затерлись дистанцией в пять с половиной лет и тысячей прочитанных после книг, среди которых было много прекрасных.
И это прекрасно. У меня есть персональная ересь, согласно которой к каждому приходят те книги, которые должны помочь ему в прохождении какого-то отрезка жизненного пути - смягчить удары, дать ощущение неодиночества в обстоятельствах, вдохнуть силы. Такие словно бы сами прыгают в руки, не успел краем уха услышать о ней - глядь, а уже читаешь. Точно так же, как есть книги, прямо противопоказанные и их могут рекомендовать очень значимые для нас люди, даже и горячо рекомендовать, чуть ли не на блюдце с золотой каемкой подавать - а вот не идут, и все тут. И тогда дело может быть в том, что этот опыт осмысления тебе прямо противопоказан, больше того - может навредить и все твое существо подсознательно восстает против книги. Даже не против основной тематики или пафоса или бла-бла-бла, а против какой-то детали (дьявол таится в деталях), которая неминуемо сместит-сдвинет-сломает уникальную тонкую настройку, которая необходима тебе как воздух.
У вас так с Атласом, у меня с Повелителем мух - через колено себя ломала, чтобы прочесть, но так и не смогла.
Извините, что понаписала тут тонну всего, мысль пришла - хотелось додумать до конца.
Прочесть книгу, которая в принципе не нужна, с первого раза - это вопрос самодисциплины. И уровня отторжения. Для меня Повелитель мух крайний случай. Так же, как противоположный градус крайней приязни случился с Атласом,о котором вообще ничего не слышала, просто хотелось выбраться в кино, выбрала наугад фильм братьев Вачовски и накануне просмотра открыла книгу, чтобы составить представление, что буду смотреть. Но есть масса примеров нахождения определенных книг на других участках оценочной шкалы. И тогда берешь ощущая лишь слабое внутреннее сопротивление, книгу, которая всем нравится и пишешь на нее разгромный отзыв.
Юлия, очень жаль, что Вас так расстроила эта книга... буду в другой раз более осмотрительна с советами!