Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

31 марта 2017 г. 17:09

4K

4 Лишенные дара бытия

«Чтоб свято чтить обычные дни-
Надо лишь помнить:
От вас—от меня—
Могут взять они—малость—
Дар бытия.»
Эмили Дикинсон


Вы замечали, что избитая фраза о том, как «встретились два одиночества» содержит в себе задачку по душевной арифметике?

Одиночество + одиночество = ? Два одиночества? Одно большое одиночество? Новая сущность, возникающая при преодолении одиночества? Трагедия? Комедия? Жизнь?

Да и вообще, что такое это пресловутое одиночество? Тяжкий крест? Судьба? Независимость? Свобода? Какой ставить знак – плюс или минус?

Владимир Маканин приглашает читателя поразмышлять над этими вопросами, даже если ответы заранее кажутся очевидными. Текст заставляет не только вживаться в историю, но и погружаться в свои собственные душевные омуты.

Действие начинается с места в карьер: мы оказываемся в подвале, где «происходило вроде бы нечто общественное», куда буквально с улицы врывается нахальный и решительный молодой инженер Константин Даев, и просто невозможно не проникнуться симпатией к случайно оказавшемуся среди всей этой суеты интеллигентному, мягкому и немного грустному человеку средних лет Геннадию Павловичу. Всё смешивается в этом странном месте – скульптуры и натурщицы, ценители искусства и случайные тусовщики, «хищник» Даев уже выследил молодую и красивую «жертву», и наш скромный герой уже взят в оборот как одинокий владелец свободной квартиры…

Тот же город. То же время. Привлекательная строго и со вкусом одетая стройная женщина лет сорока идет по улице вся в слезах. Её, способного и ответственного работника НИИ только что грубо и несправедливо отчитал молодой хамоватый начальник. А всё из-за её принципиальности и несгибаемости. Нинель Николаевна одинока и ей абсолютно не к кому обратиться за моральной поддержкой. Неожиданно она встречает бывшего одноклассника, который, вроде бы, и готов выслушать и понять, но все мы знаем о способах «сочувствия», которые используют мужчины по отношению к красивым одиноким женщинам…

Один и одна. Образованные, глубоко порядочные, с юности увлеченные прекрасным – поэзией, театром, искусством, книгами, ставящие высокие идеи и принципы превыше материальных благ. Типичные «шестидесятники», одним словом. Но за окном уже давно 80-е, и они оба – просто чудаки, сидящие в разных углах двух разных НИИ, застывшие в идейно-нравственной атмосфере своей молодости, словно мухи в янтаре. Красивые, но неживые. Отчаянно одинокие.

Кроме похожей судьбы Геннадия Павловича и Нинель Николаевну объединяет еще и долгое знакомство с Игорем Петровичем, рассказчиком, от имени которого ведется повествование. Кажется, что он единственный человек, регулярно навещающий обоих «одиночек» отчасти из жалости, отчасти из почти энтомологического любопытства к их образу жизни и мыслей. Ведь у него-то и без них множество дел, жизнь вроде бы «сложилась» - жена, дочка, писательская карьера.

Раз за разом Игорь выслушивает долгие монологи Геннадия и Нинели, полные горечи, разочарования, разгромной критики «молодого поколения» - приземленного и практичного, самоповторов и сожалений о былом. Яркие, активные и подающие надежды в юности, оба «выброшены с корабля современности» и быстро забыты прежним окружением.
Повесть практически бессюжетна, более того, и хронология событий нередко нарушается. Герой даже может умереть, а потом вновь и вновь появляться в разных эпизодах. Ощущается, что автору интересны не столько события и динамика, сколько внимательное изучение своеобразных типов личностей двух главных героев сквозь призму взгляда персонажа-рассказчика.
И как-то совершенно внезапно накрывает осознание того, что дело вовсе не во времени, не в предательстве обществом идеалов шестидесятников и не в каком-то особенном окружении прекраснодушных Героев (именно с большой буквы) зловредными мелкими «приспособленцами», а, собственно, в самих героях. А.М. Горький задолго до 80-х годов 20-го века писал о похожих людях:

«…несчастным трудно сознаться, что они не умеют жить, и вот они говорят, кричат. И всё - мимо, всё не о себе, а о любви к народу, в которую никто и не верит.»

Приходит в голову мысль, одновременно простая и жестокая: герои несчастны просто потому, что не умеют быть счастливыми. И повесть Владимира Маканина вовсе не о «развенчании шестидесятников», а об обычных городских невротиках, которые одиноки исключительно из-за своих психологических проблем. И когда я пишу «одиноки», то я имею в виду не только отсутствие у них мужей/жен/любовников/детей, а банальнейшее неумение налаживать и поддерживать живые связи с людьми и отчуждение от самих себя и своих настоящих потребностей.

Конечно же, автор руками Игоря Петровича в какой-то момент знакомит главных героев. И, конечно же, ничего у них не складывается. Наш неудавшийся «сват» сетует:

«Случилось самое простое и самое худшее: они так и не узнали друг друга.»

Но, по-моему, все и проще и трагичнее: они за всю жизнь так и не узнали самих себя. В юности – бросились в активность, борьбу «за все хорошее против всего плохого», чтить «обычные дни» ни пламенному Гене Голощекову, ни яростной Нине-Нинели и в голову бы не пришло. Но жизнь взяла своё. Гена уже давно превратился в Геннадия Павловича с седой щетиной, а все – Голощеков, пожилой юнец, ностальгирующий о временах, когда за ним стайкой ходили молоденькие поклонницы его таланта. Нина-Нинель, сочетающая в себе гордость грузинской княжны с отвагой и бескорыстием женщины, достойной того, чтобы быть названной в честь вождя мирового пролетариата, потихоньку превращается в мелочную мымру – грозу конторских курильщиков и прочих нарушителей ПВТР.

И, нет, дело не в возрасте, не в усталости и не в апатии, охватившей героев. И в молодости не от хорошей жизни люди становятся активистами. Скорее – для хорошей жизни. Хорошей для себя или для других, не так уж и важно. Важнее другое – само умение жить, чувствование живой жизни, способность к упоению и наслаждению жизнью, талант по-настоящему открываться. Дар бытия, которым была щедро наделена «отшельница» Эмили Дикинсон. Будь герои наделены этим даром, они могли бы сказать другу:

Я - Никто. А ты — ты кто?
Может быть—тоже—Никто?
Тогда нас двое.

Благодарю замечательных readernumbertwo , Deny и dejne !

Ветка комментариев


У меня есть к Маканину одна претензия, не стала в рецензии писать, но тут напишу: он как будто специально останавливается в шаге от по-настоящему хорошего психологического портрета. Ну, или его больше интересуют некие "социальные типы", чем конкретные индивидуальности. Вот так и любовь к книгам у Геннадия Павловича. Ни разу не сказано, к каким книгам, авторам и пр., никогда он речь о конкретных книгах не заводил и все такое. А вот про ЛЛ и интернет для герое я тоже думала, и мне кажется, что это наполнило бы их жизнь. Уж, по крайней мере, с Даевым и им подобными не связывались бы.)

Просто кожей чувствуешь эту досаду незадачливого "охотника" :)


Я там кожей чувствовала желание убивать даевых с особой жестокостью.) А вообще, да, Даев - шикарен как тип, думаю, "даевщиной" можно целое явление назвать. Вроде обломовщины, только в разы противнее.


"даевщиной" можно целое явление назвать. Вроде обломовщины, только в разы противнее.

Полностью согласен, надо вводить термин в обиход:) По авторам - разок упомянут Сартр - как он его читает и тут же синхронно переводит. Неплохо!

и мне кажется, что это наполнило бы их жизнь.

Вот, это очень интересно. Думаю, целый определенный пласт людей мог не находить никакого выхода в отсутствии соц. сетей... Или все еж некорректно ставить так вопрос, пока еще не было условий для существования соц.сетей? Трудно сказать.


разок упомянут Сартр - как он его читает и тут же синхронно переводит. Неплохо!


В связи с этим вопрос, а чем вообще занимался Г.П. в своем НИИ?)

Думаю, целый определенный пласт людей мог не находить никакого выхода в отсутствии соц. сетей...


У героев были другие возможности для знакомства с людьми и общения(так, и безо всяких сетей они оба знали Чичиусова/Чемиусова и пр.), другое дело, что герои обладают талантом портить (не завязывать) отношения. Соц. сети просто дали бы возможность чаще это делать)))


Читал Сартра!

герои обладают талантом портить (не завязывать) отношения. Соц. сети просто дали бы возможность чаще это делать)))

Вот и у меня такое подозрение. А все-таки думаю, и раньше были такие люди, которым в реале всегда была тяжело общаться, - думаю, они отводили душу в письмах:)


Тогда всё понятно с его карьерой.)))

и раньше были такие люди, которым в реале всегда была тяжело общаться, - думаю, они отводили душу в письмах:)


Кафка, к примеру.)

Кстати, вот в этой теме в комментариях засветился любопытный персонаж (книголюб и мизантроп): https://www.livelib.ru/blog/post/23754-shortlist-premii-livelib
Что скажешь?)))


И вправду любопытный персонаж, но желание проблеваться у товарища явно доминирует над всеми прочими:) А тот, кто хочет проблеваться, всегда найдет повод - по поводу чего проблеваться. Собственно, у меня один вопрос к товарищу. Вот он говорит:

Да, мне почти не интересна коммуникация на эту тему.

Хотелось бы спросить: а вообще какая-о коммуникация вам интересна? Но он в принципе и отвечает, что нет, и что книги любит больше людей. Сам по себе это феномен любопытный, но все же мне кажется, что книги тут тогда и не при чем, а на первое место выходит замкнутость сама по себе.


Мне показалось, у что тов. мизапнтропа есть что-то общее с героями Маканина – одновременно и ругать всех за пошлость/глупость и пр. и ощущать не вполне осознаваемую потребность в коммуникации. Получается замкнутый круг – коммуникация/разочарование/злость на самого себя и/или отчаяние.

Потому что в другом случае (если человек реально любит книги больше, чем людей), то он спокойненько сидит себе и общается с книгами в своё удовольствие.)


Да, это тезис с подковыркой: любить книги больше, чем людей, - ведет это к самодостаточной изоляции, или нет? Потому что чем-то поделиться (по мотивам прочитанного) всегда удается лишь отчасти. Всегда слишком чем-то. Но при этом, я не вижу, почему замыкание в книжном пространстве должно с необходимостью вести к полному замыканию, - это раз, и, два - портить характер. Тут уже какие-то другие факторы работают. Но вот насколько и каким образом все-таки книги погружают в свой мир - это вопрос. Иногда кажется, что действительно кроме чтения никого и ничего не надо (во всяком случае пока читаешь). Тут пока у меня не все в голове сходится... Но я то всегда за коммуникацию:)


По мне, так не ведет. Любовь (к книгами или к людям, не важно) всегда требует выхода, это избыточность, желание поделиться и т.п., поэтому человек, по-настоящему любящий книги, думаю, обязательно как-то эту любовь «конвертирует» во что-то созидательное – занимается исследованиями, критикой, издает/продает книги, популяризирует, переплетает, в конце концов.) А если же человек просто «с головой» уходит в книги, так как не хочет (читай – не умеет) взаимодействовать с людьми, то это уже не про любовь, а про другое.)

И это всё вне зависимости от того, что «мысль изреченная есть ложь» и всякого такого подобного. Потому что я тоже за коммуникацию (хоть и тот еще бирюк). )))


человек, по-настоящему любящий книги, думаю, обязательно как-то эту любовь «конвертирует» во что-то созидательное – занимается исследованиями, критикой, издает/продает книги, популяризирует, переплетает, в конце концов.

Да, с этим я полностью согласен. При этом сам акт чтения остается во многом загадочным:)

Потому что я тоже за коммуникацию (хоть и тот еще бирюк). )))

В том-то вся и штука, что если потребность в общении не находит или не находит уловлетворительного выхода в реале, то это еще не значит, что ее у человека нет:)


Акт чтения, имхо, скорее многозначный, чем загадочный (акт познания, акт эскапизма, ну и т.д.) :)

Я вообще не верю в людей, не имеющих потребности в общении.)


Раз не загадочный тогда говори, в чем его суть:) Я бы сказал, что смысл чтения художественной книги в том, чтобы пережить нечто не совсем выдуманное как нечто абсолютно действительное. Довольно загадочный процесс (ну или многозначный). А смысл чтения философской книги в том, чтобы ... вот этого я даже и не скажу:)

Даже и не имеющие потребности в общении, ка видно из примера с вышеприведенным товарищем, тем не менее, вдруг не выдерживают и идут лаяться в комменты:)


Суть – в попытке наделить какой-то отрезок жизни смыслом.)

пережить нечто не совсем выдуманное как нечто абсолютно действительное


Над этим подумаю. В детстве-юности так оно и было по ощущениям, а сейчас как-то по-другому...


Вот, интересно, как... Но ты ведь не любишь определения:)


Я их - нет, а они меня - да)


Но вот насколько и каким образом все-таки книги погружают в свой мир - это вопрос.


Из книги "Мудрость психопатов"

Но ответ на этот вопрос может таиться в исследованиях, проведенных Джеффри Заком и его группой в лаборатории когнитивной динамики Вашингтонского университета в Сен-Луисе.
Применив функциональную МРТ, Зак и его соавторы проводили глубинное исследование головного мозга группы волонтеров, пока те читали истории. Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на то, как наш головной мозг конструирует наше самоощущение. Изменения в местоположении персонажа (например, «вышел из дома на улицу») ассоциировались с повышением активности в височных долях, участвующих в пространственном восприятии и ориентации, тогда как изменения предметов, с которыми
взаимодействовал персонаж (например, «взял в руки карандаш»), порождали сходное усиление активности в области лобных долей, которые, как известно, играют важную роль в контроле над хватательными движениями. Однако самым важным было то, что изменения цели персонажа вызывали усиление активности в области префронтальной коры, повреждение которой ведет к нарушению знаний о порядке и структуре плановых, намеренных поступков.
Томография позволила увидеть все воочию. Как полагает ведущий исследователь Николь Спир, когда мы читаем какой-нибудь рассказ, мы настолько увлекаемся им, что «ментально моделируем каждую ситуацию, с которой сталкиваемся в повествовании». Затем наш
мозг вплетает эти новые ситуации в знания и опыт, почерпнутые из нашей собственной жизни, и творит целостную мозаику динамического ментального синтеза.
Чтение книги прокладывает новые нейронные пути в древней скальной породе коры нашего головного мозга. Оно трансформирует то, как мы видим мир.

Спасибо за цитату, как раз в тему. Да, чтение становится подлинно чтением только когда начинает переживаться совершенно как реальность. Как только история становится "условной" (выдумкой), интерес к книге сразу падает, читать не хочется. Нет смысла читать о том, чего "в реальности" не происходит.


Нет смысла читать о том, чего "в реальности" не происходит.

Едва ли соглашусь...
Тут первый большой вопрос в чьей реальности. Реальности читателя, реальности его социума, общечеловеческой реальности, гротескном мире созданном талантом писателя?
Второй вопрос в том насколько мы как читатели способны вообще судить о реалиях внутреннего мира другого человека?


Разумеется, я имею в виду ту реальность, которую создает автор и в которую погружается читатель.

Насколько мы, как читатели, можем судить? Это вопрос о том, насколько мы вообще можем судить о чем либо, в том числе и о читаемом. Насколько-то можем, кто лучше, кто хуже, кто лучше о чем-то одном, кто - о чем-то другом. Но мочь - можем.


Да, не тоже очень важно, чтобы реальность мира, создаваемая автором, была для меня представима и непротиворечива. Любые нестыковки могут быть весомым поводом бросить книгу.