Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2016 г. 13:34

732

4.5 Барт, Лакан, Деррида и логико-философский трактат под одной обложкой

Прежде всего, хочется сказать большое «фи» издательству за неправильное позиционирование книги. Вместо того, чтобы издать роман в серии «Интеллектуальный бестселлер», в которой ему самое место, «Эксмо» сопроводило его сюжетной аннотацией и поместило в обложку, больше подходящую для какого-нибудь детектива.
«Глиф», на самом деле, это восхитительная лингвистическая шутка, начинающаяся с самого названия. Нигде в тексте романа не поясняется его смысл, более того, оно даже не упоминается. Если обратиться к определениям, то глиф – графический символ, имеющий явный или скрытый смысл. К ним относятся, например, знаки зодиака, ноты, руны, иероглифы и т.п. Но какой скрытый смысл заложен в названии книги – для меня так и осталось загадкой.

Что же касается полудетективного сюжета, удерживающего внимание читателя, то это, всего лишь, внешний каркас, имеющий мало отношения к сути романа.
Собственно, все происходящее умещается в пару абзацев. В семье Дугласа и Евы Таунсенд, в которой отец был философом-постструктуралистом, а мать – художником, родился мальчик Ральф с коэффициентом интеллекта в 475 единиц. (Для сравнения, к гениям относят людей с IQ выше 170). Ребенка вскоре похищает обследовавший его психолог, захотевшая прославиться за его счет, затем – генерал, стремящийся сделать из него идеального шпиона (действие происходит в 60-е, в самый разгар холодной войны). Сжалившийся над малышом, охранник-мексиканец спасает его из заточения и везет к знакомому священнику, который на полном серьезе хочет изгнать из него бесов.

Спрашивается, зачем Эверетту потребовался столь необычный сюжетный ход? Все дело в том, что ему нужно было смоделировать взгляд на язык «со стороны», как и смотрят на него лингво-аналитики и структуралисты, и маленький гений, не имеющий «замутняющего» жизненного опыта и воспринимающий слова как данность, подходил для этой цели как нельзя лучше.
Он даже отказал Ральфу в разговорной речи. В годовалом возрасте тот четко сформулировал для родителей свою позицию, написав на простынях кроватки:
«почему ральф должен говорить
ральфу не нравится сам звук
ральф смотрит, как чужие рты формируют слова, и это выглядит неуклюже
губы неприятны ральфу, если шевелятся
ральф хочет себе в кроватку книги
ральф не желает искать знания в шевелящихся губах».

Но сдается мне, что дело не только в желании или нежелании малыша, а в интуитивно найденном естественном ограничителе – общаться с миром с помощью записок.

Дальше...

Возьмем простенькую задачку: у вас в руках металлический шар, в какой-то момент вы его отпускаете и надо рассчитать скорость в момент падения на землю. Зная массу шара и расстояние по поверхности, это нетрудно сделать с помощью несложной формулы. Но гений не ищет легких путей. Он озадачится еще сопротивлением воздуха и, возможно, тепловым расширением шара, от трения о тот же воздух, что, в свою очередь, приведет к увеличению сопротивления. В результате, задача принимает столь монструозный вид, что вряд ли найдется ее решение в общем виде.

И Ральф выступал в роли такого гения только по отношению к языку. Он сразу же понял, что словами принципиально невозможно передать точный смысл высказывания. Ибо, произнося какое-либо утверждение, приходится опираться на понятия, не определимые в рамках этого самого утверждения. (Например, для точного понимания фразы «Посмотри на стол» вначале необходимо определиться с тем, что такое «посмотри» и «стол»).

Наглядный пример размышлений младенца, показывающий в каком аду он находился:

«Предположим, что у каждого была бы коробка, в которой находилось бы что-то, что мы называем «жуком». Никто не мог бы заглянуть в коробку другого; и каждый говорил бы, что он только по внешнему виду своего жука знает, что такое жук. При этом, конечно, могло бы оказаться, что в коробке у каждого находилось бы что-то другое. Можно даже представить себе, что эта вещь непрерывно изменялась бы. Ну а если при всем том слово «жук» употреблялось бы этими людьми? В таком случае оно не было бы обозначением вещи. Вещь в коробке вообще не принадлежала бы к языковой игре даже в качестве некоего нечто: ведь коробка могла бы быть и пустой. Верно, тем самым вещь в этой коробке могла бы быть «сокращена», снята независимо от того, чем бы она ни оказалась!» («Философские исследования» Витгенштейна, № 293).
Я обдумал это, стоя на матрасе как на объекте называния, но понял, что объект этого называния не относился к делу и что матрас даже не являлся названием той вещи. Но что я знал о грамматических правилах и играх языка, я, пришедший в язык, даже не учив его?... Я фактически был жуком в коробке.

Или еще один пример:

Прячась там, в священных стенах дома Господня, я думал: знают ли тигры, что они полосатые кошки, считают ли ослы друг друга упрямыми, встречается ли в языке нехватка смысла? Я думал: может быть, смысл есть полоски на словах – и удивлялся, как это слова всегда стираются, но никогда не исчезают. Я думал: где открывается окно смысла и что было на его месте раньше, несмысл? бессмыслица? нон-дизъюнкция? бездействие? Ребенок в укромном углу скучал.

Конечно, проблемы адекватности касаются не только устного, но и письменного текста, но, по всей видимости, неразвитые моторные навыки служили естественным ограничителем длины высказываний.

В противном случае, его речь превратилась бы в нечто подобное монологу Барта, желающему узнать, получила ли аспирантка оргазм во время их полового акта:
«БАРТ: Тем не менее, можно усомниться, что моя версия нашего полового контакта совпадет с твоим изложением, хотя бы из-за формы, мягко говоря, компрометирующей, а возможно, и по сути. Дискретность, нестабильность и неудовлетворенность не могут избежать борьбы за свой смысл с орбитами непрерывности, стабильности и удовлетворения. Итак, вот тебе приглашение к отрицанию, интеграции, поиску границ концептуальной мысли и логического тождества и всеобъемлющего разрушения разума. Ты уверена, что у тебя не было оргазма?»

Как вывод. Блестящая, и вместе с тем, весьма познавательная, литературная шутка. Рекомендуется перед ознакомлением с трудами авторов, вынесенных в заголовок рецензии.

Ветка комментариев


В восприятии собаки нет ничего мистического. Просто у нее слух на порядок лучше человеческого, плюс, выработанный рефлекс на звук шагов хозяина. И у голубей обостренное распознавание образов – элемент выживания в окружающей среде.

Что касается «технических расширителей», то это просто адаптеры. Их можно настроить на любое восприятие, даже инопланетянина. Ведь они опираются на вполне объективные физические законы окружающей нас вселенной.

А по поводу последнего абзаца надо вначале определиться, что такое «описание Я». В общем виде, в силу теоремы о неопределенности, вы это не сформулируете, но вполне можете преуспеть в каком-то частном аспекте.
У Лема в «Гласе Господа» это хорошо разобрано.


Собака воспринимает приближение хозяина даже в городском контексте и в многоэтажке, и даже если он ещё в машине едет за несколько километров. Голуби же сидят на крыше, и в их поле видимости только пространство перед окнами, но не то, что в квартирах. Они воспринимают что-то, что как минимум на несколько метров эманирует из человека, вставшего у окна. И это не температура, т.к. с сезоном феномен не меняется.

Физические законы... Мы развились определённым образом в определённом "бульоне" и адаптированы воспринимать определённую часть этого бульона. Но не всю. Для нас даже солнце светит и греет не потому, что оно светлое и горячее, а потому что жизнь на Земле сформировалась под Солнце. Какие-то нейтральные для нас условия для инопланетян могут быть аналогом многотысячеградусных температур и высокой радиации. В этой парадигме даже восприятие Земли шарообразной не говорит о том, что она такая и есть. Все доказательства этого для нас исходят лишь из сенсорной системы человека, для подсознания которого целостность тоже выражается шаром. И не ясно, что первичнее - восприятие целостности как шара или же влияние на формирование восприятия целостности внешних шароообразных объектов, которые человек на основании чего-то (?) выбирает считать целостными.

И что-то мне говорит, что восприятие шарообразности - не визуальное или тактильное, а нечто из области того, что заставляет собаку воспринимать скорое приближение её хозяина, а голубей на крыше - знать, что кормящий их человек подошёл к окну.


Куда-то вас в мистику потянуло.
Землю в первом приближении, действительно, можно считать шарообразной. Во втором – приплюснутой с полюсов и с большой впадиной около северного полюса, где когда-то в нее врезалась другая планета, обломки которой стали Луной.
И в любом трехмерном пространстве она будет именно такой.
В четырехмерном – это будет плоскость, точнее круг. В пространствах большей размерности – что-то еще.
Так что наше восприятие, применительно к трехмерности, вполне объективное.