Больше рецензий

2 ноября 2016 г. 13:07

874

5

История одного семейства – тема для литературы не новая, и чтобы там ни утверждал Лев Толстой, несчастливые семьи тоже похожи друг на друга. «Грязное белье», конечно, но тема вечная и востребованная: раз уж в искусстве семейной жизни не существует метода и нельзя научиться быть женой или матерью, хочется пополнить доступный арсенал естественных средств – интуицию и вдохновение – каким-нибудь опытом, пусть и чужим. И потом, притягательность замочной скважины никто не отменял.

Оригинальный и современный Франзен в качестве наиболее верной перспективы, в которой могут быть рассмотрены семейные конфликты, выбрал фондовый рынок. Глубокий бэктестинг, открытие позиции, игра на повышение, тактика мартингейла и… фиксируем убыток и ждем коррекцию. Трагедия семьи Ламбертов легко описывается в биржевых терминах: не поставили стоп-лоссы и не избавились от убыточной позиции вовремя. Естественно, ничего столь грубого и циничного в романе Франзена нет, а больше приличествующие случаю «покрывало самообмана», «материнские иллюзии», «слабость» и «страх».

Вопреки распространенному мнению, любовь не является гарантией счастливого брака, в данном случае взаимное равнодушие куда надежнее. В задаче создания семьи любовь, возможно, и необходимое условие, но очевидно не достаточное, дополнительно требуется наличие воображения, хотя бы у одного из супругов. У Франзена воображение в избытке: хватает и на описание внутреннего мира старика, страдающего Альцгеймером, и на сексуальные желания беременной женщины, и на борьбу семилетнего мальчика с противной едой. Умело сочетая талант писателя-живописца с даром превосходного рассказчика, Франзен заставляет работать буквально все чувства читателя: вкус, зрение, обоняние (мой любимый эпизод в романе – «Чиппер и брюквенное пюре»). Автор создал идеальную имитацию реальности, но её обратная сторона – слабый финал, потому что в настоящей «реальной жизни» финалов не бывает. При помощи неуклюжих флешфорвардов, одной смерти и двух рождений автору с большим трудом удалось затянуть историю в узел. Теперь можно поставить точку.

«Поправки» - вызывающе хороший роман, почти совершенный. Такой можно написать только один раз в жизни. Или не написать вообще, что происходит гораздо чаще.