Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 октября 2016 г. 15:49

355

4

В этом томе ранние диалоги, не все из них одинаково интересны. В юморе Платону/Сократу не откажешь, но Сократ все-таки местами проявляет себя ужасным занудой, особенно в "Горгии" - мне там постоянно хотелось солидаризироваться с Калликлом )))

"Апология Сократа" местами приводит на мысль историю осуждения Христа - это м.б. к вопросу о том, откуда христианская традиция черпала вдохновение. Но и вообще у Платона даже и не в высокофилософских рассуждениях полно вещей, которые христиане, его не читавшие, считают чисто своими. Например, Сократ говорит на суде: «Буду слушаться скорее Бога, чем вас» (29d) - почти дословно то же, что сказали апостолы тем, кто запрещал им проповедовать о Христе.

Огромное количество современно звучащих мыслей. Например, что боги не переубеждаются с помощью даров (Алкивиад II, 149е) - это бы на свечных лавках в храмах написать ))

Или: патриотические речи возгревают в людях нездоровое тщеславие (Менексен, 235а-с), и самое постыдное – быть похваляемыми за заслуги отцов, а не за свои собственные (там же, 247b).
Все блага государства (богатство, размеры, стены городов, население и пр.) – ничто без добродетели (Алкивиад I, 134b).

Наука дает счастье и мастерство, и все блага – ничто без мудрости (Евтидем, 281b,d).

Ошибки бывают, когда невежда мнит себя знатоком (Алкивиад I, 117d)

«Именно душа – это человек», познание себя это познание своей души, самая божественная часть души – та к которой относится познание и разумение (Алкивиад I, 130е,c).

Прекрасный вопрос, над которым стоит задуматься религиозным людям: "Но подумай вот о чем: благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?" (Евтифрон, 10а).
"Благочестие – искусство торговли между людьми и богами" (там же, 14е)

О холистическом подходе к человеку (сейчас читаю Ф. Капру - он как раз критикует современную медицину за отсутствие оного): нельзя лечить только отдельные органы и тело, без души (Хармид, 156de).

Люди достойные и образованные говорят сами от себя, а не толкуют чужие сочинения (Протагор, 347d–348a) - вот это тоже стоило бы учесть любителям постоянно ссылаться на отцов церкви и всякие авторитеты, а от себя ничего не желающим и не могущим толком сказать.

Прочтя в "Горгии" речь Калликла против философии (484с–485с), я поняла, откуда христиане типа Григория Паламы брали свои инвективы против светских наук и античных философов. Не говоря уж о понятиях о загробном мире и суде, и о вечных и невечных мучениях, о коих в том же диалоге тоже много любопытного, эти православные даже обругать не умели своими словами, ну что за скука!

Платон велик! Без него бы, конечно, никакого православия не было бы, не счесть, сколько "боговещанные отцы" у него слямзили )( И это я еще читала небогословские диалоги, дальше будет еще интереснее )))

Комментарии


Надо же, как интересно! Я, признаться, побаивалась подступаться к подобной литературе, по после вашей рецензии, добавлю в планируемое к чтению, надеюсь, доберусь побыстрее)