Больше рецензий

14 сентября 2016 г. 00:20

219

4

В сборнике напечатаны один из самых известных романов Александра Грина "Бегущая по волнам" и 10 рассказов.

Бегущая по волнам
Честно скажу, что "Бегущая" произвела на меня двоякое впечатление.
В романе понравилось:
+ красивый, местами необычный, но в тоже время лаконичный и емкий язык автора;
+ непредсказуемый сюжет. Я искренне не могла понять, как столь разные персонажи будут взаимодействовать друг с другом и о чем автор собирает писать следующие 180 страниц. Каждый поворот сюжета воспринимался мною как откровение, однако рационально объяснить я это не могу. Загадочное обаяние творчества Грина. 0_0
+ за Дэзи я искренне переживала, мои симпатии были всецело на ее стороне;
+ в произведении я уловила мысль, которую полностью разделяю. Любовь - это не просто увлечение внешней стороной характера человека, это взаимопонимание, уважение, симпатия, которые устанавливается между мужчиной и женщиной. Иногда уходят годы и месяцы, чтобы отличить влюбленность от серьезного чувства. Плюс если человек не способен поверить тебе, разделить твои убеждения, то о каком счастливом браке и взаимопонимании может идти речь?
Не понравилось:
- главный герой какой-то... не вызывающий симпатии. Он мается дурью, от скуки отправляется в плавание, склонен к влюбленностям с первого взгляда в незнакомых женщин. Одним словом, поверхностная личность;
- Александр Грин любит море, парусные корабли. Я прочитала три книги подряд на тему морских приключений и, честно скажу, не разделяю я романтическое отношение автора. Просто таковы мои личные предпочтения.
- не совсем понятно происхождение Фрези Грант. Кто она? Призрак? Русалка? Наяда? Формально Грин нам рассказывает ее историю, но по факту не раскрывает природу этого загадочного существа. Даже в рамках мифологии своего волшебного мира загадка Бегущей по волнам осталась неразгаданной.

Рассказы можно разделить на четыре категории.
1. Истории любви из серии "Они жили долго и умерли в один день". Это рассказы "Позорный столб", "Сто верст по реке".
2. Истории о трагической любви. "Словоохотливый домовой", "Брак Августа Эсборна".
3. Истории о людях "на своем месте", которые искренне преданы своему ремеслу, искусству, увлечению: "Создание Аспера", "Капитан Дюк", "Комендант порта".
4. Истории юмористического толка о том как люди выдают желаемое за действительное: "Легенда о Фергюсоне", "Акварель."
Все перечисленные рассказы хороши в своем жанре и не оставляют равнодушными. Мои фавориты однозначно "Создание Аспера" и "Сто верст по реке". Вне категории у меня остался только рассказик "Гнев отца", где мальчик встретился лицом к лицу с гневом. Так и осталось непонятно, было ли дело в буйной фантазии ребенка или гнев воплотился в реальное мистическое существо? Чем-то этот рассказ мне напомнил короткие ужастики Говарда Лавкрафта. 0_0

Итог: лично мне Грин понравился больше как автор рассказов. Рассказы довольно длинные, чтобы проникнуться симпатией к персонажам и романтической атмосферой выдуманного мира, так похожего на реальный. Одновременно они вовремя заканчиваются – не остается послевкусия затянутых и оторванных от реальности сказок.

Книга прочитана в рамках игры "Книжное государство".

Комментарии


Фрези Грант - не русалка, не наяда и не призрак. Она - мечта или, если хотите, Мечта.


Что тут скажешь. Все понятно :)


Понимаете, сейчас очень популярны фантастика, фэнтези, мистика, и Грина пытаются воспринимать через призму этих жанров, но Грин не писал фантастики, он не любил, когда его называли фантастом. Он, наверное, скорее символист. И поэт, хоть и в прозе. Поэтому он и не мог по определению дать конкретику Фрези Грант. Она - символ. Одним словом - Мечта)))) Грина надо чувствовать, а не понимать. Вы уж извините, если надоела Вам своими объяснениями))), но я люблю Грина, и в этом всё дело))).


Наоборот, вы очень интересно пишете и познавательно. Мне нравится. :) При Грина с точки зрения фантастики я тоже читала в одной из статей, что Грина можно причислить к писателям в жанре фэнтези, потому что и свой мир он сконструировал, и волшебные и мистические силы в его мире часть реальности. Наверное, как одна из трактовок творчества Грина этот подход тоже имеет право на существование, но ваша версия про Мечту мне нравится больше. Она многое объяснила бы в самом сюжете "Бегущей по волнам". Во-первых, в средневековых моралите персонажами были абсолютно отвлеченные понятия: справедливость, вера, добродетель, порок, даже крестьянство, дворянство и т.д. Почему Мечта не может быть персонажем? Имеет полное право. :) Во-вторых, Фрези существует объективно, потому что ее видит команда "Бегущей", Гез, Гарвей, Дэзи и даже разговаривают с ней. Так и наши мечты тоже могут существовать объективно для окружающих: мы ими делимся, воплощаем, реализовываем. Люди видят результаты наших стараний. И в то же время мечты - это сугубо личное. Не со всеми мечтой можно поделиться, и не каждый разделит твою веру в нее, кто-то вообще не поймет и посчитает глупостью, ненужной в своей жизни. Как-то так я восприняла Грина)) А вы почему увидели во Фрези Грант Мечту? Может быть, совсем по-другому рассуждали?)))


Фрези - не просто мечта, а Мечта, потому что она воплощение мечты не просто приземлённой (можно ведь и о машине модной марки мечтать или там выиграть кучу денег), а мечты о чём-то возвышенном, нереальном, если хотите, неосуществимом. Знать, что неосуществимо, но мечтать. Парить душой (простите за высокопарность). Или бежать по волнам навстречу то ли острову в океане, то ли миражу. Может и мираж, но ты в него веришь и поэтому легко бежишь даже по воде. А Фрези помогает верить в Мечту, олицетворяя ёё. "Добрый вечер! - услышали мы с моря. - Добрый вечер, друзья! Не скучно ли вам на темной дороге? Я тороплюсь, я бегу..." Вот как-то так)))