Больше рецензий

26 августа 2016 г. 12:13

749

5

Иконопись - это, конечно, не просто искусство. Это над-искусство, сверх-искусство, и подчиняется оно законам совсем иным, нежели остальная живопись.

Нет, начну, пожалуй, по-другому. Примерно с семнадцатого века древние русские иконы - к тому времени покрытые слоем копоти - принимаются заковывать в драгоценные золотые оклады. Икона становится чем-то роскошным, сверкающим, призванным поражать глаз обывателя богатством своего сияния. Почти на три столетия золотые "саркофаги" закрыли от людских глаз истинную драгоценность, терпеливо ждущую своего часа под слоем холодного металла.

В конце девятнадцатого века иконы начинают реставрировать - снимается золото, бережно удаляется копоть, восстанавливается прежний вид изображений. Происходит грандиозное "открытие" иконы - и происходит оно удивительно вовремя: еще чуть-чуть, и планета содрогнется от войн и революций. Накануне кровавого хаоса миру вновь является неземной свет Боговдохновенного искусства, чтобы в страшные минуты стать полным надежды словом, поддержкой, пристанищем измученных душ.

Князь Трубецкой очень проницательно ведет на страницах своей книги параллель "история иконы - история России", отслеживая по этой параллели не только ключевые события обеих прямых, но и высокий смысл происходящего, таинственные глубинные процессы, протекающие в душе русского человека. Наблюдая изменения в манере написания икон, князь делает мудрые выводы о состоянии нашего внутреннего мира - и это, конечно, разумно, так как икона (древняя по крайней мере) представляла собой внешнее выражение чего-то сокровенного, сокрытого глубоко в сердце народа - его чаяний, страхов, привязанностей и тайн. Внимательно всматриваясь в лики святых мы можем ненароком заглянуть в душу древней Руси, в самый укромный ее уголок.

Это раз. Князь дает презанятное видение становления русской религиозной мысли сквозь века - вплоть до двадцатого. Уже этим книга заслуживает самого пристального внимания.

То, что я обозначу "это два" - не менее весомо. Серьезный подход к любому виду искусства открывает перед исследователем некую "тонкую сферу", полную загадок и разгадок, вопросов и ответов, которые и в голову не приходят простому наблюдателю. Поэтому так увлекательно бывает присесть на лавочку в Эрмитаже и краем уха послушать экскурсовода, раскрывающего ребус композиции "Блудного сына" Рембрандта - вне зависимости от того, специалист ты по золотому веку голландской живописи или школьник с гироскутером под мышкой. Ну, знаете, все эти тонкости и нюансы, настолько нишевые, что их и не возьмешься озвучивать на широкую аудиторию - еще за оскорбление сочтут; будете потом объяснять, что не виноваты в склонности переоценивать окружающих.

Вот и очерки многоуважаемого князя - полны драгоценных и поразительно точных наблюдений и выводов, пересказать которые вы сможете без вреда для смысла только человеку, располагающему серьезным багажом знаний по соответствующей теме. По крайней мере я далеко не всем прочитанным смог поделиться со своими собеседниками именно потому, что прежде мне пришлось бы прежде продекламировать целую лекцию, способную послужить вводной - и тут я не уверен в своих силах.

Впрочем, вам эти мои рассуждения, наверное, ни к чему - то, что вы беретесь за книгу об иконописи, уже многое о вас говорит, и скорее всего ничего совсем уж непонятного вы в ней не встретите. Да что я вас запутал, в самом-то деле? Беритесь за чтение смело, этюды написаны прекрасным русским языком, а мысль князя чиста и ясна как горный родник; уверен - вас ждет множество удивительных открытий. Для верующего человека наблюдения князя невыразимо ценны, нам сейчас остро необходим проводник в мир духовных исканий и религиозных переживаний, отгороженных от нас толщей веков. Которая не в состоянии, однако, затмить сияние неземного света, влекущего к себе наперекор каким бы то ни было преградам.

Ну а после прочтения - бегите в Русский музей. Первые залы посвящены древним иконам - это нечто неописуемое даже для неподготовленного взгляда.

Мы ВК

Комментарии


Дим, прекрасный отзыв, прекрасный. Икона - это на самом деле - дар потрясающий!
Я помню в школе, географ (!), но не тот, что пропил глобус, другой - рассказавший, приоткрывший занавес чуда иконы, заставил как в финале "Рублева" золотом истины засиять непонятные, странные и непривычные лики.
Я не знаю отношения церкви к популяризации иконографии, нет, я имею в виду формы этой работы, формы, адекватной способности ребенка воспринимать её сложность, анимация или что-то другое. Но мысль такая: как всегда и наша церковь, и общество пока не могут дать яркую картинку иконы - чуда искусства, чуда! не могут. неужели не хватает интеллектуальных способностей, технических возможностей для яркого рассказа о технике и смыслах иконы? Youtube - блин, да там должны сотни роликов лежать с рассказом, показом техники иконописи, истории, смысла изображения.
А пока - как всегда. Жаль, жаль!


> неужели не хватает интеллектуальных способностей, технических возможностей для яркого рассказа о технике и смыслах иконы?

Я полагаю, спроса нет. Слишком таинственная тема, не всем интересная, слишком многим непонятная. Но оно, рискну предположить, и к лучшему - тайна остается тайной. В конце концов нам и близко невозможно понять глубинную суть иконы. Читал специализированные статьи - там так сложно, что дыхание перехватывает. Вот, например, если интересно:

http://www.pravoslavie.ru/46974.html
http://pravoslavie.ru/43579.html
http://www.pravoslavie.ru/142.html

> Youtube - блин, да там должны сотни роликов лежать с рассказом, показом техники иконописи, истории, смысла изображения.

Ну, справедливости ради - на ютубе много подобных передач. Другое дело что они не особенно популярны. Что, опять же, закономерно и вовсе не так уж плохо. Я могу ошибаться, но боюсь, что популяризация чего-либо может привести к упрощению взгляда и восприятия на это "что-либо".


Что, на мой взгляд, самое важное в идеях духовности? Конечно же, социальная инженерия! Их,идей, максим, основ, - инженерия имплементации в социальную ткань общества. То есть ответ на вопрос "как"? Как это сделать.
Но первичен, конечно, вопрос об общественном запросе: нужно ли это обществу? И здесь, как всегда, не просто всё. Ваша фраза об отсутствии спроса у меня породила такую мысль: не нужно ждать когда он, спрос, "появится", его нужно формировать. Но тут другой вопрос: кто они - формировщики? Имеют ли право на это? И в чём "их правда"? К счастью, всё так устроено, что без "практических" вопросов социальной инженерии, рассуждения об императиве духовности - только прекраснодушие. Впрочем, я говорю вещи, Вам самим прекрасно известные.
Без популяризации нет доступа к идеям. Таких, как Вы и Ваш круг - единицы, а что те "сотни миллионов", как в "Великом инквизиторе"? Правда, совсем не нужно, чтобы "сотни миллионов" были знатоками, это понятно. Но так важно - этот средний уровень планки общественной просвещенности, так важно!
Вы мне ещё вот какую мысль подкинули: смотрите, так много ссылок на православные ресурсы. И это меня чрезвычайно радует, чрезвычайно! Движение, интеллектуализм - сегодняшнее будущее и православие сделало колоссальный шаг вперед в битве за умы и души. Великолепно, великолепно!


> Ваша фраза об отсутствии спроса у меня породила такую мысль: не нужно ждать когда он, спрос, "появится", его нужно формировать.

Формировать, скорее, общество, способное на такой спрос. Это да, надо конечно.

> Таких, как Вы и Ваш круг - единицы, а что те "сотни миллионов", как в "Великом инквизиторе"?

Ну, знание иконописи - не необходимо всем поголовно в том плане, что иконы - не главное. Это почти (!) то же, что всех тянуть за шиворот к классической музыке - там есть свои иконы и свои молитвы. Но надо ли такое насилие? Все мы разные, все идем своими, уникальными путями. Одним Бог открывается через икону, другим через музыку, третьим - в поэзии, четвертым - в живописи, пятым - в отношениях между домочадцами, шестым - в науке, седьмым - во всем перечисленном в совокупности. Так что все идет как надо, я полагаю, в этом отношении. Просвещение - да, необходимо, поднимать уровень грамотности - кто ж против? Но форсировать популяризацию тонких, сакральных сфер... слишком рискованно.


Ищущие Его - придут к нему. Я - о другом. Национальное сознание - или ты его формируешь, или всегда найдется тот, кто прогнет его под себя. Нет у нас больше 1000 лет ожидания, к счастью или нет, сегодня всё - социальная инженерия. А иконопись - в светском понимании - средство от вековой русской болезни - комплекса неполноценности.


> иконопись - в светском понимании - средство от вековой русской болезни - комплекса неполноценности.

Расскажите поподробнее, интересный взгляд. Я считал, что в светском понимании иконопись представляет сугубо исторический интерес.


Дмитрий, добрый день!
Есть возможность, благодаря длинным праздникам, чуть подробно высказаться относительно заявленной мысли.
Необходимо отступление, потому что контекст больших идей (я не о своей - о проблеме "неполноценности") так же сложен, как и они сами, иначе как бы им существовать самим по себе, и собственным существованием не формировать тот самый контекст. Итак.
Человечество на протяжении всей осознанной истории, периодически, но регулярно, систематически, болело одной детской болезнью - комплексом собственной исключительностью. Нормально ли это? Думаю, да - нормально, в тех исторических условиях, в которых все детство и проходило. Осознание собственной исключительности - поразительное средство самосохранения нации, народа, индивида, цивилизации.
Но в чем же тогда болезнь? Во внутренней убежденности проецировать на "другого" (в философском смысле) себя самого. От образа мысли и действия, до бытовых мелочей. Невписывающееся - отбраковывается, клеймится и либо уничтожается, либо кромсается для натягивания на собственную колодку, подобно обуви.
Европейский вариант - нацизм - это лишь доведенная до логического конца стародавняя и всемирная человеческая болезнь: непохожий, значит - отсталый. С вышеозначенными последствиями.
Сегодня мы присутствуем при агонии, мучительной и не кончающейся в один день, болезни, болезни исключительности не для чего-то, а за счет чего-то или кого-то. Еще более подробно.
Причины ощущения собственной исключительности - понятны и давно известны: расцвет экономики, государства и общества. Здесь всё понятно. Как и то, что всё это - приходяще: сколько было и ушло, ещё будет и исчезнет. Теперь совсем близко подошел к той мысли об иконописи.
Вырывающиеся время от времени народы и государства, конечно же, существуют не в вакууме. Если есть поднявшиеся, то есть и обычные. не поднявшиеся. Со своими комплексами по поводу удач соседа. И эти комплексы - очень не безобидны. Для тех, кто их себе создает. Это явление тоже известно: метафора джин из бутылки, ящик Пандоры и т.д. Однажды появившись, это начинает жить собственной жизнью. Так случилось и с Россией. И случилось задолго до коммунистов. Возможно, Рюриковичи проскочили этот невроз, но Романовы взяли всё по полной. Один из них, с благими пожеланиями, искренними, даже ездил учиться к ним.

Что же открылось в самое последнее время? Равнозначность всего существующего цивилизационного разнообразия. Профессор Оксфорда - сколько он проживет в чуме чукчей или в джунглях Бразилии? Сколько? Это так - для начала.
Сколько нужно лет народу, народам, для осознания собственной равнозначности другим? Этот вопрос очень и очень не тривиальный. Посмотрим на себя: сколько веков нам понадобилось (и процесс не завершен), чтобы понять не только то, что мы - другие, не хуже и не лучше, другие? Не одно столетие. Так вот у нас всё сложилось. Излечиваемся ли мы? Вне всякого сомнения, вне всякого сомнения. Что может и должно нам помочь?
Каково условие успеха? Мертвые помогают живым: я о традиции.
Какова наша традиция в мироощущении? Можно ли её увидеть, потрогать, пощупать, поизучать? Вне всякого сомнения! Иконопись - как и любая живописная традиция, сама природа живописи как искусства, не столько важно - церковная или светская - способ выражения отношения к миру и к главным вещам в этом мире; выражение главного и второстепенного, доброго и злого, восторга и греха уныния. Как любая живопись, иконопись кодирует через образы это самое отношение к миру и национальное выражение понимания мира.
Оказалось, что у русских столь сложное и выражение, артикуляция понимания мира, и само кодирование этого мира, что икона оказалась на некоей периферии культурного процесса вообще. Она казалась примитивной, художественно неразвитой, архаикой, не поддающейся "модернизации". Почему так случилось - достаточно известно.
Оказалось, что и среди самих русских людей, не так много, кто мог бы открыть эту кодировку смыслов мира и жизни, явно сокрытую в иконе (не и суть, что она пришла к нам из Византии, не суть).
Более того, поскольку мы так устроены, как устроены, то и поставить один из краеугольных камней национального самосознания - нет, нам никогда не удавалась парадная сторона, презентация даже того, что имеем, презентация того исключительного, что было заложено культурно-мировоззренческим кодом православия.
А икона является одним из таких камней. И что же оказалось? Оказалось, что русские обладают собственной философией, Господи, русские одни из четырех или пяти народов, сумевших создать мало того - империю - цивилизацию!
И моя мысль заключается в адекватном "просветительском процессе", давайте я так это назову. Давайте назовем это "пропагандой", но не той кондовой, советской, а умной, тонкой, глубокой. Мы имеем на это моральное право: говорим о Вечном, а не о перхоти и кариесе. Но, в чем я согласен с Вашими опасениями "навязывания" - неумного, способного лишь отвратить от благой мысли и действия? Дело в ещё большей сложности и грандиозности народного дела образования.
Речь, конечно же, о глобальной цели государства. Цели существования русского государства как русской православной цивилизации. Если эта цель - комплексное, разностороннее развитие человеческой личности - тогда всё ложится как нужно: просыпающийся дух нет, не национального превосходства, нет, для начала - дух, изгоняющий из самих недр народного самосознания, тот самый комплекс неполноценности. Я повторюсь: этот процесс пошел сегодня, явно пошел, и в этом нам "помогли" те, кто мыслит нас лишь в категориях рабов - не важно - духовных, физических, но - рабов.
Если цель государства именно такова - этот народ не умрет никогда. И церковь должна и обязана подставить свое плечо под духовное возрождение народа, русского мира. Пастырская работа, Дим, а не лимузины и роскошь, - разве здесь есть место для спора? НО пастырская работа, достойная сегодняшнего времени (помните, я как-то в одном из комментариев к Вашей рецензии, писал, что меня по-настоящему радует интеллектуальный подъем православия), сегодняшнему уровню знания и уровню нравственной деградации тоже.
Если цель государства такова - найдутся миллионы умных людей, сумеющих поставить эту работу "просвещения", "воспитания" на том самом современном уровне, что не позволит "обвинять" "попов" в мракобесии и прочих "прелестях". Стратегически продуманные и материально подкрепленные действия - везде и всегда именно это и приводило к успеху. Но и это не всё.
Я хочу заострить внимание ещё раз: государственная цель, государственное же внимание и государственная же поддержка. Без этого - ролики на Ютьбе останутся только роликами на Ютьюбе, пусть и высокого нравственного качества, но - развлекаловым. Проблема как бы в том, чтобы создать такие внешние условия, которые в свою очередь создают внутренню мотивацию у личности к нравственному поведению. По крайней мере - к воздержанию ото Зла. По крайней мере, но и это уже много.
И последнее. Дело подъема национального самосознания, ренессанса духа, Дим, не такое сложное, в смысле непреодолимое, неподъемное. Что нужно сделать, чтобы русские вновь обрели гордость, не гордыню - гордость за себя, свою Родину, свою землю? Я бы начал с дорог. Дим, простите, я очень грубо, но специально именно эмоционально заряжено скажу: ху. со всем остальным, подождет. Займемся дорогами. Но займемся так, как мы можем это делать, когда беремся за работу без дураков и пизд...ства: мы продумываем всё, до фракции гравия в зависимости от местности, то, сколько и как будет стоить 1 погонный километр. Не столько, сколько сейчас, какие бы другие расходы - важные или секретные, туда не запихиваю, а столько, чтобы они стояли столько, сколько в Германии. Для начала.
Что делать с лихими людьми, до которых сразу не дойдет? Так и здесь русским людям не нужно ничего придумывать - мертвые и здесь помогают потомкам: башка-то на плечах одна, да и жизнь тоже. Воля? Вот её-то и не хватает. Но и здесь не так всё страшно - переживали и не такое, безволие, безыдейность, абсолютный хаос и расхлябанность, - чего у нас не было за 1000-то лет.
Да, найдутся и такие, что и это не образумит. Так ведь хозяйство вести не мудями трясти: для особо непонятливых, ну совершенно деревянных по яйца, напомнить, что имущество и всё остальное прочее, есть не только лично у него, но и у родственников - близких и дальних. И пусть потом доказывают в судах по правам человека, Европейских там, мировых, китайских. что они - не верблюды. Кстати, Россия, кажется, не признает эти решения обязательными для себя.
Дороги - это символ. К счастью, мы так устроены, что для русского человека важна правда, и важно, чтобы эта Правда шла от государя. Тогда русский горы свернет - так всё у нас устроено. Дим, вот тогда все выстроятся в очередь. нет, не тюремную, не в казенный дом, не куда-то там ещё в края неведомые, все выстроятся в очередь справедливости: первый не берет - и это знают все. И не просто не берет, а сказал об этом всем. И все в это поверили. И не обманул. И тот, кто сегодня на свой страх и риск собственным делом занимается, бизнесом, этих людей, наконец оставят в покое как минимум, а дай чуток, дай чуток помощи - нужно ли продолжать?
А то, будет брать первое лицо или нет - так это в России узнают за три минут до того, как возьмет или не возьмет. Это и будет проверкой на вшивость. вот как-то так.
Вы уж извините за многословие и эмоции. Началось-то всё с иконы! Ну а как ещё? Мертвые охраняют живых - на том и стоит любое общество.
Хороших выходных!


Прежде всего должен сказать, что от мата в контексте разговора об иконах меня аж передергивает. Если можно, давайте обойдемся без него.

Что касается дорог, то уверяю Вас - это не лучший сценарий. Улучшатся дороги, народ начнет гонять, как никогда не гонял. Так что в каком-то смысле плохие дороги нам необходимы - сдерживают буйство азарта.

А начать надо, мне кажется, с того, чтобы каждый, находясь там, где он поставлен, начал облагораживать свой мирок, "прибирать свою планету". Никаких рывков, скачков, заоблачных целей - тихо, спокойно создавать вокруг себя "положительно прекрасное" общество. А там - по цепочке потянется от одного к другому.


Да, хорошо, конечно. Мат тоже имеет свое время и свой устав.
Дороги, дураки - символы, разумеется. Очень значимые как символы. Вы в курсе, что дорогу с твердым покрытием до Владивостока закончили лет 5-7 назад только? То есть от Калининграда или Москвы только теперь можно доехать по дороге с твердым покрытием до другой окраины страны.
Есть такая точка зрения, есть - хорошие дороги - необходимое условие для травматизма. Только смотрите, что произошло на прошлой неделе: дороги известного уровня - почти 40 трупов за два дня. Два автобуса.
То есть дорога - это символ воли. Мы - народ эмоциональный, нам символ важнее факта. К счастью.
Что касается с чего начать? То, конечно, с главной цели. Цель - это и есть и обрамление, и двигатель всех вместе и каждого на своем месте для движения. Не будет этого - мы видим, что происходит. Невыгодно и невозможно делать "красиво" вокруг себя, когда вся среда настроена на другое. Поэтому в качестве пожелания - да, каждый на своем месте, в качестве практического руководства - не выйдет ничего, имхо.