Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

1 мая 2016 г. 15:02

2K

5 День хорошей прозы

Последнее время меня ничто так не радует в мире литературы, как современная русская проза. Причём это именно те авторы, которые совершенно не на слуху, без регалий, не в списках бестселлеров. Либо я стал старым пресытившимся снобом-эстетом, либо эти авторы из тени действительно чертовски хороши, но почему-то никому особо не известны. Подобные тексты можно бы было назвать беллетристикой, но как-то язык не поворачивается, хоть ничего плохого в этом слове и нет; просто дело в том, что эти тексты именно что литература, и о них так и хочется говорить как о литературе. Хорошая такая, без всяких оговорок хорошая, просто по какой-то непонятной причине не удостоившаяся особого внимания.

Не так давно я читал у Алешковского «Институт сновидений». По манере повествования и сути содержания «День денег» Слаповского мне очень напомнил это произведение. Только если в «Институте сновидений» было ощущение, что друзья собрались, выпили и начали травить байки, то в «Дне денег» примерно всё так и произошло. Типичная ситуация – встретились мужики с похмелья; нетипичное продолжение – нашли они в свёртке тридцать штук баксов. И главный вопрос: а чего было-то? И было ли вообще?

Хотелось бы поёрничать и выпустить из себя С. П. и А. П. для разбора полётов, но не буду. Хочу поговорить серьёзно. Попробую хотя бы. С одной стороны говорить серьёзно о тексте, где мужики встретились с похмелья и понеслось – достаточно сложно и немного будет вводить в когнитивный диссонанс, это какой-то бурлеск, попытка говорить о низменных вещах в высоких терминах. С другой стороны у этих мужиков в такой достаточно стандартной ситуации с нестандартной развязкой начинается неплохой такой экзистенцианализм во всей его красе и глубине. Деньги портят людей, не в деньгах счастье и т.д. – столько пословиц-поговорок на эту тему и фактически все они в той или иной мере обыгрываются в сюжете книги.

Три наших алконафта представляют разные типы характеров, встречающихся на просторах Земли русской и не русской. Змей – простой, просто простейший мужик, свой такой в доску и точно также вечно в доску и бухой, неудачник по жизни, но, впрочем, к удаче и не стремящийся, добрый, беззлобный; Парфён – циничный госслужащий, вроде успешный, но как и любой среднестатистический представитель среднего класса вечно всем недовольный, малость озлобленный и в кризисе; Писатель –человек искусства, без особых талантов, но с верой в лучшее. Такое вот столкновение идеализма (Писатель), материализма (Парфён) и какого-то отечественного фатализма (Змей) на почве случайных шальных денег. Казалось бы повезло мужикам, улыбнулась им удача, однако, как выясняется, не всё то удача, что деньги.

Местами смеялся в голос, местами становилось достаточно серьёзно-задумчиво — есть у Слаповского такой навык, как веслом по морде, выдать простыми словами сложные жизненные коллизии. Текст легко читается, интересно построен сюжет, нет лишних обременяющих понимание линий и персонажей – всё к месту. В итоге одни позитивные эмоции от книги. Пожалуй, лучшая книга за первы четыре месяца этого года.

Ветка комментариев


вроде, хорошая рецензия