Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

1 мая 2016 г. 15:02

2K

5 День хорошей прозы

Последнее время меня ничто так не радует в мире литературы, как современная русская проза. Причём это именно те авторы, которые совершенно не на слуху, без регалий, не в списках бестселлеров. Либо я стал старым пресытившимся снобом-эстетом, либо эти авторы из тени действительно чертовски хороши, но почему-то никому особо не известны. Подобные тексты можно бы было назвать беллетристикой, но как-то язык не поворачивается, хоть ничего плохого в этом слове и нет; просто дело в том, что эти тексты именно что литература, и о них так и хочется говорить как о литературе. Хорошая такая, без всяких оговорок хорошая, просто по какой-то непонятной причине не удостоившаяся особого внимания.

Не так давно я читал у Алешковского «Институт сновидений». По манере повествования и сути содержания «День денег» Слаповского мне очень напомнил это произведение. Только если в «Институте сновидений» было ощущение, что друзья собрались, выпили и начали травить байки, то в «Дне денег» примерно всё так и произошло. Типичная ситуация – встретились мужики с похмелья; нетипичное продолжение – нашли они в свёртке тридцать штук баксов. И главный вопрос: а чего было-то? И было ли вообще?

Хотелось бы поёрничать и выпустить из себя С. П. и А. П. для разбора полётов, но не буду. Хочу поговорить серьёзно. Попробую хотя бы. С одной стороны говорить серьёзно о тексте, где мужики встретились с похмелья и понеслось – достаточно сложно и немного будет вводить в когнитивный диссонанс, это какой-то бурлеск, попытка говорить о низменных вещах в высоких терминах. С другой стороны у этих мужиков в такой достаточно стандартной ситуации с нестандартной развязкой начинается неплохой такой экзистенцианализм во всей его красе и глубине. Деньги портят людей, не в деньгах счастье и т.д. – столько пословиц-поговорок на эту тему и фактически все они в той или иной мере обыгрываются в сюжете книги.

Три наших алконафта представляют разные типы характеров, встречающихся на просторах Земли русской и не русской. Змей – простой, просто простейший мужик, свой такой в доску и точно также вечно в доску и бухой, неудачник по жизни, но, впрочем, к удаче и не стремящийся, добрый, беззлобный; Парфён – циничный госслужащий, вроде успешный, но как и любой среднестатистический представитель среднего класса вечно всем недовольный, малость озлобленный и в кризисе; Писатель –человек искусства, без особых талантов, но с верой в лучшее. Такое вот столкновение идеализма (Писатель), материализма (Парфён) и какого-то отечественного фатализма (Змей) на почве случайных шальных денег. Казалось бы повезло мужикам, улыбнулась им удача, однако, как выясняется, не всё то удача, что деньги.

Местами смеялся в голос, местами становилось достаточно серьёзно-задумчиво — есть у Слаповского такой навык, как веслом по морде, выдать простыми словами сложные жизненные коллизии. Текст легко читается, интересно построен сюжет, нет лишних обременяющих понимание линий и персонажей – всё к месту. В итоге одни позитивные эмоции от книги. Пожалуй, лучшая книга за первы четыре месяца этого года.

Комментарии


Мне тоже кажется, что российские авторы второго или третьего эшелона последнее время радуют чаще признанных мэтров. Возможно это и вправду пресыщение, но может и чистая психология - нет ничего страшнее несбывшихся ожиданий, а с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Книжечку утащил.)))


Ага, у них часто бывают неожиданно приятные произведения. Вроде бы и ничего особенного, а в итоге нравится даже очень.


вроде, хорошая рецензия


Пожалуй, лучшая книга за первые четыре месяца этого года.

А МЛК, предатель?


МЛК это другая категория :) это, хм... МЛК - это не "классический" формат романа, а "день денег" это всё же более привычный вид прозы, вот.