Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 марта 2016 г. 07:45

1K

4 Печаль, Босфор, Восток и Запад

Добро пожаловать в мир грез Орхана Памука. Рассказом о Стамбуле эту книгу не назовешь, но без города её тоже не было бы. Он здесь – необходимый фон, связывающий довольно разрозненные главы. Семейные истории здесь чередуются с описаниями города, которые, в свою очередь разбавлены культурологическими очерками, где автор разбирает воспоминания известных западных путешественников, в разное время посетивших Стамбул, а также рассказывает о турецких писателях и журналистах, писавших о городе.

По сути, Орхан Памук показывает определенный срез стамбульского общества времен своего детства. Прочитав эту книгу, можно узнать что-то о жизни большой обеспеченной семьи. Не факт, что подлинное, ведь сам автор признается, что некоторые его истории отрицаются и мамой, и братом писателя, как бы он с ними не спорил. Все это, как нельзя лучше подчеркивает зыбкость воспоминаний, зыбкость истории, зыбкость наших оценок.

Особое место в книге занимает печаль. Это слово вошло в мое сознание еще до того, как первый появилось на страницах книги – Памук умеет создавать настроение. Потом оно повторяется многократно, автор посвящает целую главу исследованию, что значит «печаль» для турков и в чем разница между турецким «хюзюн» и западным словом «меланхолия». Для Орхана Памука печаль – это состояние души жителей Стамбула, владеющая ими помимо их воли.

«Нет, эта убивающая волю печаль просто живет здесь, на стамбульских улицах, и избежать ее невозможно».

Так ли это? Печаль живет по преимуществу в умах людей, ее порождающих. Не знаю, существует ли где-нибудь такой Стамбул, черно-белый, печальный, с покосившимися старыми домикам и пронзительными криками чаек. Стамбул, в котором туман смешивается с дымом и чувством поражения и утраты. Стамбул старых кладбищ, нищих и бродячих собак. Это все слишком печально, чтобы быть правдой. Мы постоянно проецируем наши чувства на все окружающее и окрашиваем места в цвета наших эмоций. Орхан Памук слишком любил черно-белые фильмы, старые гравюры и фотографии, слишком был привержен собственной тоске. Впрочем, мне ли, никогда не бывшей в Стамбуле, судить об это?… Но слишком уж монолитен этот образ, чтобы быть подлинным.

Дальше...


Не могла бы существовать эта книга и без Босфора. Юному Памуку нравится рисовать пароходы, идущие по Босфору; считать их, тая страх; смаковать случающиеся время от времени катастрофы. Босфор его детства полон ужасающих советских военных кораблей и горящих танкеров. Но горят не только танкеры, а также и многочисленные заброшенные виллы на берегах пролива. Такое ощущение, что Босфор постоянно озаряется огнями пожарищ. Или это опять воображение?

Когда нет пожаров, можно развлечься другого рода катастрофами – рассказами об утонувших в Босфоре машинах. И снова череда, если можно так выразиться, «душераздирающих» описаний. Мне кажется, что Памук смакует описания несчастий и преувеличивает их масштаб. Невольно я начинаю размышлять о личности автора. До этого я читала одну его книгу, и она оставила довольно странное ощущение. Ощущение какой-то сюрреальной безысходности. Это книга «Новая жизнь» , которая, несмотря на оптимистическое название, пронизана ощущением катастрофы. Герой книги постоянно перемещается на автобусах, а они неизменно попадают в аварии – искореженный металл, мертвые тела. Помню и тогда я размышляла на тему вероятности того, что аварии случаются с такой частотой. Но это было художественное произведение, и автор вполне мог позволить себе некоторые преувеличения. Читая эту книгу воспоминаний, я снова попала в ту же атмосферу, но уже в якобы реальном Стамбуле.

Мне кажется, что Орхану Памуку нравится выращивать монстров в своем сознании. Это очень удачно, что он направил свое воображение в литературу и плодит виртуальные серии смертей, а не реальные. А еще при чтении у меня возникли ассоциации с другим известным автором, японцем Мисимой. Детские воспоминания Памука чем-то навеяли «Исповедь маски» – та же привязанность автора к матери, то же возбуждение при мысли об истерзанном теле…

Но вернемся к Стамбулу. Подобно Орхану Памуку я перескакиваю с одного на другое. Хочется отметить еще одну особенность книги – это постоянное рефлексирование о проблеме востока и запада. Автор то и дело сверяет свой образ Стамбула с впечатлениями западных знаменитых путешественников, он посвящает целые главы Жерару Нервалю и Теофилю Готье, пребыванию художника и архитектора Меллинга в Стамбуле, гравюры которого стали для Памука источником вдохновения. В определенной мере, такой подход оправдан, автор сам поясняет, что обращаться к западным описаниям приходится, так как его соотечественники не оставили ничего, они просто жили и не очень-то смотрели по сторонам. Стамбул Памука смотрит на себя чужими глазами, и он больше погружен в прошлое, чем в настоящее. Он навсегда остался черно-белым.

Подводя итог, могу сказать, что книга меня заинтересовала, хотя я и отнеслась к ней с некоторым недоверием. Я так и не могу разобраться в своем отношении к этому автору. Он чем-то привлекателен, но в то же время отталкивает своей специфической с упоением взращиваемой печалью. Тот, кто хочет красивых описаний, архитектурных особенностей города, его истории, будет разочарован. Это, скорее, рассказ о становлении личности автора, о том, как он подошел к тому, чтобы стать писателем (на этом книга и завершается). Понравится «Стамбул. Город воспоминаний» и тому, кому свойственно меланхоличное и трагическое отношение к жизни. Прекрасный повод разбередить раны под протяжные гудки проходящих по Босфору судов.

Рецензия написана в рамках "Городской прогулки" Клуба Книгопутешественников

Комментарии


Цитата:
''Не знаю, существует ли где-нибудь такой Стамбул, черно-белый, печальный, с покосившимися старыми домикам и пронзительными криками чаек. Стамбул, в котором туман смешивается с дымом и чувством поражения и утраты. Стамбул старых кладбищ, нищих и бродячих собак. Это все слишком печально, чтобы быть правдой.''

Мне тут пришла в голову мысль, не знаю насколько она близка к истине, поскольку турецких авторов художественной литературы никогда не читал, современные турецкие реалии (за исключением основных политических фактов) не знаю совершенно, но всё же...
Может, г-н Памук даже до конца для себя неосознанно, но пользуясь интуицией художника высокого уровня, выразил самую метафизическую суть Стамбула, метафизическую суть печали греческого Константинополя, некогда принуждённого стать Стамбулом, принуждённого перекроить свою византийскую самость под самость османскую? Как Вы думаете, насколько это моё предположение возможно?


Орхан Памук с Вашим предположением согласился бы процентов на 50, нет - даже на 70. Мысль о том, что эта печаль метафизическая он доносит до читателя достаточно осознанно, но он ее все же соотносит с турецким периодом, периодом Османской империи, павшей в начале 20 века. Он постоянно подчеркивает "дух поражения", свойственный эпохе его детства. Империя, владевшая большой территорией, включавшей многие страны теперешней Южной Европы, стала какой-то второстепенной полуазиатской полуевропейской страной, силящейся предолеть свое чувство неполноценности перед Западом. И Стамбул, бывший блистательной столицей, превратился в провинциальный заброшенный город.
Но тему Константинополя в книге тоже затрагивается, Памук рассуждает на тему разницы восприятия: то, что для запада "падение Константинополя", для турок - "взятие Стамбула". Он довольно нейтрален в этом вопросе, то есть не говорит, что для него правильно. Но о чем он сожалеет, что Стамбул республианского периода из-за усилившегося шовинизма перестал быть космополитичным городом, на улицах которого говорили на многих языках.


Крайне интересный момент про шовинизм именно республиканского периода. Насколько я понимаю, сейчас там (в Турции) происходит откат от республиканской идеологии ататюрковского типа, Эрдоган выстраивает некий реваншистский проект исламистского типа, что вроде турецкой колониальной (слово колониальная подчёркиваю особо) империи. Ислам традиционный предполагает мировоззрение довольно терпимое и всяческий этнический шовинизм не поощряет. Но вот вопрос - что действительно в ближайшие годы собирается продвигать Эрдоган - ислам или исламизм?.. Наверное, г-ну Памуку, или его турецким единомышленникам, в ближайшее десятилетие будет крайне интересно и крайне важно проанализировать, как шовинизм республиканского типа преобразуется под давлением агрессивного исламизма и что из этого всего выйдет. Будет ли там повторение схемы Стругацких - после серых неминуемо приходят чёрные - или всё в этой турецко- мусульманской истории ещё сложнее...

Прошу прощения, если своими политологическими комментариями пришёлся несколько не к месту рядом с Вашими замечательными эстетическими зарисовками. Надеюсь, что не будете сильно на меня серчать.