Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2016 г. 22:06

2K

5

Это случилось более 10 лет назад. Мы – это такой узкий круг: мой немецкий коллега, евродепутат от Германии, переводчик, - «нас было четЫре на челне» - сидели в кафе гостиницы в Старом городе Гданьска. Был такой глубокий ноябрь, как всегда моросящий или идущий небольшой, но постоянный дождик, сыро-уютно-каминное настроение. Либо для книжки, либо для беседы. Времени – вагон: разместились около 17 вечера, выезжать на следующий день в полдень. Поскольку отношения нужно выстраивать до того, как можно что-то попросить у человека, то и начали общаться с евродепутатом задолго до поездки, а встречал я - задолго до границы. Антураж – более чем европейский: средневековый ганзейский город за тепло сберегающими окнами – какие ещё символы нужны? Встречи прошлого и настоящего, как написал бы советский журналист-международник. Итак.

Специальной тематики дискуссии, конечно же, не было. Хорошее настроение, хороший коньяк, отличная компания, - ну, что ещё надо, чтобы встретить старость? Запада. Ещё не было такого наплыва иммигрантов, но уже была то ли 3-х, то ли 4-х миллионная турецкая диаспора, уже утверждавшая, что это турки восстановили Германию после войны. Ещё не были столь очевидны вассало-сюзеренные проявления отношений между Европой и США, но весело было слушать ответ евродепутата, что смертная казнь в штатах США – показатель недемократичности. Ещё вопросы о странной промышленной политике в отношении молодых и здоровых новых членов ЕС у меня даже не созрели, так, помню, был один вопрос о заводе ВЭФ в Риге, но только потому, что накануне с приятелем обсуждали руины бывшей гордости СССР. Проговорили-проспорили часов до 4-х. Задорно так спорили, с огоньком, почти комсомольским. Как у Ангелы Меркель в молодости. А поскольку в университете учили: язык вам дан не для того, чтобы открывать свои мысли - узнавайте чужие, - то я как бы и «нападал», давая в позитиве такие вещи, как 500-летнее совместное проживание в одной стране с мусульманами, ну, и понимание кое каких вещей из исламской культуры. Так что всё больше – «про Запад»: какой же русский не любит быстрой, как молния, аргументации о «загнивании» и прочих приятных вещах!

Такой вот большой кусочек, прямо не относящийся к интересной книжке – такой вот знак-значок, символ. Отношения к Западу. И это – ещё не всё, то есть ещё чуток не о книге.
Как я отношусь к Западу? С ненавистью за его недостижимый (пока) для нас стандарт жизни? Слушайте, носить западного фасона одежду, читать их книги, смотреть их фильмы, восхищаться французской или итальянской пищей и ненавидеть его? Смердяковщина сплошная!

Я его презираю? Путешествовать по Романтише штрассе и балдеть от деревянного иконостаса то ли Х, то ли XI века; офигевать от Кёльнского собора и быстроты немецких строителей, сдавших его всего-то через 800 лет после начала стройки, - презирать за это? Ну, мове тон же!

Ну, а как быть с 27 миллионами погибших по причине похода к нам потомков тех самых кёльнских строителей? Проблемы здесь никакой нет: помнить. Святой памятью. На века. Как помнят поименно, повторю – поименно – еврейские люди погибших в холокост. Проблема не в этом, хотя и связана с Западом. Проблема в вопросе целесообразности защиты Ленинграда и фарисейской «заботы» о жертвах блокадного города. А это уже – наша проблема. Откуда бы ни росли её, проблемы, ноги – с Востока ли, Запада ли, Юга или Севера. Потому как один из уроков Запада всему миру – собственное достоинство. А это означает лишь одно: не рабские кивки в сторону «постороннего», а достоинство ответственности за победы и поражения. И вот я снова спрашиваю себя: презирать Запад за чувство собственного достоинства (для себя) и невыносимое высокомерие к иным, «другим»? Ну, так если презрение возникает, так это презрение челяди в сенях. На «барьё». Так уверен: ни один участник LL челядью себя ни у Запада, ни у Востока не чувствует.

Так как же я отношусь к Западу? В свете, так сказать «Цивилизации»?
Я его обожаю. Можно сказать. Где-то очень глубоко, как говорил незабвенный Новосельцев. И вы помните ответную реплику товарища Калугиной.

Чего Запад не заслуживает? В том числе и в свете «Цивилизации». Двух вещей – точно: пиетета и презрения - ненависти. «Запад нам не пророк и не тюрьма», - говорил Иван Ильин. В точку!
Какого же отношения «заслуживает» история Запада и его сравнение с другими цивилизациями? В свете, наконец-то, непосредственно «Цивилизации». Отстраненно-эмоционального. Как минимум.

Могущество Запада потрясает соображение. Но эмоционально-отстраненный взгляд тут же подпихивает готовую и не такую уж оригинальную идею: а что, могущество Рима и Константинополя – они производили иное впечатление на современников? Или Поднебесная? Могущество фараонов Египта – сравните по времени, кто существовал дольше. Так почему же сегодня Запад господствует над остальным миром? Автор указывает (с последующим разоблачением магических сил во времени – почти 2000 лет - и пространстве) на:
1.Конкуренцию
2.Научную революцию
3.Верховенство права и представительное правление
4.Современную медицину
5.Общество потребления
6.Трудовую этику.

Ильин (кстати, вот от души рекомендую его книжку, замечательную книжку «О русском национализме») писал, указывал, что нужно внимательно относиться к самому понятию «Запад», который, безусловно, представляет собой единую цивилизацию, но разный внутри(какая же кривая фраза, а?!!!). То, что англосаксонский автор соответствующим образом прошелся по России-СССР, уверен, что если бы не прошелся, то даже Александр Андреевич Проханов сильно обиделся на него! Ладно, Россия, - как сказал бы незабвенный профессор Преображенский. Но саксы, саксы без англов, но с баварцами – их-то за что «англосаксонский гений» ставит на место?
Как оказалось, были колонизаторы правильные (вы понимаете – кто), а были – не совсем. Звероподобные. В Юго-Западной Африке (стр. 247). Проводившие медицинские опыты. Разумеется, бесчеловечные. И, конечно же, имевшие продолжение в первой половине 20 века. В известных лагерях. Ну, то есть у них это в генно-кровавой субстанции всё.

Что ещё можно сказать о сущности, ну, как бы «национальном западном характере»? Вот, пожалуй, такой факт. К 1945 году Британская империя надоела почти всем. Кстати, и некоторым критически мыслящим англичанам, как это бывает всегда и везде. Но главное – она надоела «сыновьям большого льва, британского» - США. И с, естественно, варваром Сталиным они договорились дряхлого льва поместить туда, куда помещают дряхлых львов. Какая разница, что в том, что вроде кровь одна? Вот, как-то так.
Потому что здравомыслие, трезвомыслие, блюдение собственных интересов, рациональность – атрибутика Запада. Не только его, разумеется, но он – знамя этих атрибутов. И, повторюсь, атомная энергия не случайно дитя Запада, как нирвана – Востока.

Саморефлексия: кто сказал «мыслю, следовательно, существую»? Но проблема, на мой скромный взгляд, в ином: в обществе циркулируют критические идеи, разные идеи – комплементарные, верноподданнические или – наоборот. Пройдя некую точку невозврата, ни наличие критического взгляда на ситуацию, ни отсутствие сопоставимых по силе внешних «врагов» уже не спасают цивилизацию как систему. Что пишет автор? «Главную угрозу для Запада представляют не исламисты-радикалы или любые другие внешние враги, а наше недопонимание собственного культурного наследия и неверие в него» (стр.339). На самом деле, уж лучше бы – исламисты: культура – штука почти неподъёмная. Но и исламист пошел уже не тот, что «раньш было», - как «Песняры» спевали.

Так какова траектория той части света, что так отличается, по словам автора, от остального мира? С горочки уже, с горки. Рим исчезал не в один год и десятилетие. Здесь будет быстрее, но не сегодня, не сегодня. А что нам до этого?
Во-первых, жаль, конечно, столько лет по соседству жили!
Во-вторых, лучше бы он остался: его-то мы знает, а вот кто придет кто ж его знает!
В-третьих, поскольку привыкла эта часть света скидывать на периферию свои проблемы (суть колониализма), то, исчезая, не потянет ли он по-братски не только нас, но и всех остальных – вопрос.
В-четвертых, слышу, давно слышу вопрос, не, не вопрос – жизнеутверждающее: да мы быстрее сдохнем! На что тоже ответ имеется. Екатеринбуржский: «А не спешите нас хоронить, а у нас ещё здесь дела, у нас дома – детей мал-мала, да и просто хотелось пожить»!
Приятного чтения!

P.S. А разговор тот, гданьский, викторию имел: бюджет нашего проекта вошел в пакет других и был «проголосован» в соответствующем представительном органе. Европейского Союза. И ещё один ПыСы – это о нас, родимых
P.P.S. Родовое пятно западного капитализма – нацеленность на результат. Который можно посчитать, то есть очень конкретный. И не важно – вышел ты рожей или нет. Делаешь результат – вперед! У нас, как рассказал мне вчера один близкий человек, скоко бы красы не было на твоем челе, и палат ума несчислимо, коль не боярско-царский, то есть свой, холоп, холопом и останешься. Со своим общественно значимым результатом. Мораль: есть, есть куда расти!

Комментарии


Есть автор, убеждённо доказывающий, что британский лев отнюдь не похоронен, напротив до сих пор активно борется с американским. Только борьба эта очень глубоко законспирирована. Это я про http://bohemicus.livejournal.com/ про автора указанного журнала. Там временами весьма интересные статьи выходят.


Николай, добрый вечер!
Я прошелся по ссылке, но не обнаружил статьи о британском льве. Я в это не верю - в главный тезис. Бобик сдох. Вспомнить Сороса и его атаку? Ну, это известно. Видимо, борьба так глубоко законспирированна, что её даже американцы не замечают.


Здравствуйте. Там автор отдельных статей именно борьбе не посвящает, но идеологией этой законспирированной борьбы не афишированно пропитан весь журнал. Не так уж глубоко запрятано, но нужно внимательно читать чуть ли не каждую статью. Например, в последней, в ''Печати старины'' есть фрагмент о противостоянии Тэтчер и Рейгана. Основной и крайне спорный тезис автора в ряде других статей заключается в том, что СССР завуалированно был вассалом Великобритании в её противостоянии с США, чего англичане и американцы, будучи скрытными джентльменами, перед всем миром не выпячивают, наоборот, тщательно скрывают. Спросив у Богемика доказательств, недавно получил такое - в годы корейской войны советские авиаконструкторы использовали английские моторы для эффективной деятельности нашей боевой авиации там. Не будучи специалистом в истории и теории боевой авиации, не стал тогда ни соглашаться, ни спорить. Пока журнал кажется мне крайне интересной и со стилистической точки зрения талантливой конспирологией, пару лет уже туда изредка поглядываю. Во всяком случае, касаясь событий на Донбассе, описывая проблемы близкой для него истории Чехии и Австрии, Богемик остаётся вполне себе адекватным и читаемым автором.


Николай, доброго дня!
Меня зовут Александр, простите, я не представился.
Пару соображений, с Вашего позволения.
1. Возможно, есть между прежней "мамой" и её "ребенком" какие-то расхождения - ну, в какой семье их не бывает. Но они - разберутся, по-семейному, спокойно. Имхо. Но именно так - по-семейному. Нас это не касается в том смысле, что как любые традиционалисты и их отпрыски, они не отказываются от прежних врагов (друзья, как известно из английской же поговорки, точнее - интересы - это вечное, всё и все - приходящие). Скажу так: радоваться нужно таким врагам, исключительно и только - радоваться! Это - сильные нации, очень сильные, умные, прагматичные, доказавшие, на свой манер, собственную мощь. Им есть, чем гордиться. Как и нам - наличием таких врагов. Но.
2. Заметьте, одолеть (временно, прошу отметить) они сумели лапотников и варваров, то есть - нас - так взявшись за руки, что у кого-то эти руки оказались оторванными. Как русские говорят - миром навалились. Прошу также заметить, что сколь ни были бы мощные дети - Объединенные американские эмираты - одолеть смогли за счет колоссального напряжения всего, подчеркну, всего западного мира. Коль, блин, впечатляет, ну, согласитесь! Отсюда
3. Конечно, мы, русские (по формуле, близкой мне: поскреби русского - найдешь татарина) - как Слепаков поёт "нас трудно любить". Даже нам самим. Себя. Но это - явление временное (нелюбовь и причины, её порождающие). Залог тому - посмотрите, кем представлена Россия. От Калининграда до Чукотки. Разнообразие. Разнообразие всех и всяческих видов. Это, убежден, самый главный наш козырь в противостоянии. Да кому угодно. Мы разные на физическом, физиологическом уровне. Разнообразие - это и есть основа конкурентности. Как-то вот так.
4. Не являясь розовым оптимистом, впрочем, как и оптимистом другого цвета, позвольте закончить таким вот образом: никто лучше русских не знает причин случающегося рвотного рефлекса по поводу собственно русских и народов, русских окружающих - внутри и вне России. Мы сами всё про себя знаем. И, как говорится, х. на всех. У России прекрасное будущее. Оно будет через корявые пути-дороги, через колдоёбины и хренову кучу прочих прелестей. Ну, такие вот мы, что теперь поделаешь? Но мы не только выживем, последние ответы миру, как говорил Достоевский, ещё нами не "дадены". Разность, внутрисистемная разность элементов, составляю.щих Россию, создает тот внутренний конфликт-напряжение, о чем пишет Лотман и о чем я хочу сообщить в отзыве, возможно, даже и сегодня, - так вот, эти конфликты и дают энергию движения. И вот почему не работает теория пассионарности глубокоуважаемого Льва Николаевича Гумилева. НО это - отдельная история. Имхо.