Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2016 г. 18:06

1K

4.5 Моделирование Послесмертия

«Несущественная деталь» (название другого перевода – «Черта прикрытия») ничем не уступает «Алгебраисту» - одному из лучших, на мой взгляд, романов начала 21 века. Возможно, Бэнкс в период его написания уже предчувствовал свой скорый уход из этого мира, и последнюю книгу цикла о Культуре (содружестве космических цивилизаций) посвятил проблеме Послесмертия.

А проблема эта для Культуры более чем актуальна. Каждому ее жителю при рождении имплантируется невралгическое кружево, которое в случае смерти тела передает копию мозга в субстраты искусственных разумов. В результате «умерших» стало гораздо больше, чем живых организмов. Правда, от перенаселения Вселенную спасает, что большинство предпочитает виртуальное Послесмертие, подстраивающееся под любые желания, чем перерождение в новом теле.
Однако, все сказанное выше верно только для цивилизаций высшего, восьмого уровня. Часть народов 5-6 уровня, достигших стадии космической экспансии, тем не менее, все еще несет в себе ментальность далеких предков, считая, что для душ умерших должен существовать не только «рай», но и «ад». Миллионы программистов трудились над созданием этих мест изощренных мучений, но никто точно не знал, где находятся субстраты, поддерживающие их существование.

Культура, естественно, выступая против «адов», решила предоставить их судьбу воле случая – решение об их существовании примет победитель войны, идущей много лет в виртуальном мире, между их сторонниками и противниками. Правда, на описываемый момент противники явно проигрывали и подумывали о применении «последнего средства», выводящего сражения в реал.
***
Как и «Алгебраист» этот роман содержит множество сюжетных линий.
Первая - связана с цивилизацией шестого уровня из Сичультианского Энаблемента, у которой имеется весьма своеобразное наказание. Детей должника, который не смог отдать долг, подвергают интаглиации. Все их тело, вплоть до клеточного уровня, покрывают татуировками, и они, фактически, становятся собственностью ссудившего деньги. Ледедже Ибрек – одна из таких интаглиток, входящая в свиту самого богатого человека Энаблемента – Джойлера Вепперса.
Страсть к коллекционированию редкостей одного из кораблей Культуры подарит ей бессмертие и сделает ключевой фигурой в противостоянии сторонников и противников адов.

Другая линия связана с политической борьбой между сторонниками и противниками мест мучений душ, но уже в цивилизации двухоботных гуманоидов. Двое ученых решили добровольно отправиться в ад, чтобы после рассказать о творящихся там зверствах. Но назад вернуться смог только один из них.
Третья – с уже упоминающейся виртуальной войной. А четвертая – с ее продолжением в реале, в которую пришлось вмешаться военным кораблям-бродягам Культуры, бороздящим космос, пока где-нибудь не начнется заварушка, требующая их вмешательства.

Части, относящиеся к военным кораблям, точнее, обитающим в них искусственным разумам, наверное, самые интересные в романе. Бэнкс любит давать им весьма необычные имена. Например, наступательный корабль «Не тронь меня, я считаю» или ВСК «Полное внутреннее отражение». А пикет класса «Ненавидец» «Выход за пределы общепринятых нравственных ограничений» был настолько экстравагантен, что его аватара предстала перед Следственным комитетом, собравшимся по поводу инцидента в Сичультианском Энаблементе, в виде карлика-альбиноса с затрудненной речью и двойным недержанием.
***
Бэнкс прекрасно справился с полифонией множества разноплановых героев, вновь выстроив грандиозный мир будущего. Мир, настолько проработанный в деталях, что не остается сомнений – он туда и ушел в своем Послесмертии.

Вердикт. Прекрасный роман. Один из лучших образцов современной научной фантастики.
P.S. Рецензии на предыдущие книги цикла – «Вспомни о Флебе», «Игрок», «Выбор оружия», «Эксцессия», «Инверсии», «Материя». (Книги цикла о Культуре не связанны между собой и их можно читать в любом порядке).