Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 декабря 2015 г. 11:55

296

4.5 Новая интеллектуальная фантастика

Бэнксовский цикл о Культуре можно назвать таковым только с большой долей условности. В нем отсутствуют сквозные герои, и каждый роман посвящен какому-то отдельному эпизоду существования этого сообщества цивилизаций.

Если проводить земные аналоги, то Культура – пример построения коммунизма в отдельно взятой конгломерации разумных существ. Когда любой материальный объект может быть воспроизведен по вашему заказу, а комфортность существования обеспечивает множество искусственных разумов. Когда жизнь длится несколько столетий, а в мозг вживлены около трехсот наркожелез, позволяющих испытать всю возможную гамму чувств – от полной сосредоточенности до галлюциногенной эйфории, то главным становится вопрос: на что еще потратить свое время?
Можно, например, периодически менять пол, превращаясь из мужчины в женщину и наоборот. Или погрузиться в исследование истории какой-нибудь отдаленной цивилизации. Заняться ландшафтным дизайном, наконец, создавая на платформах орбиталищ живописные группы вулканов. Но если все возможные варианты уже приелись, то остается еще служба в Контакте. Это подразделение присматривает за не присоединившимися к Культуре гуманоидами и занимается умеренным «прогрессорством» - направлением их развития в нужную сторону.

Впрочем, большая часть персонала Контакта состоит из искусственных разумов – от огромных, размером с целый космический корабль, до небольших автономников. Однако, иногда возникают ситуации, требующие привлечения неординарных личностей. Именно таковой является Джерно Морат Гурдже – один из лучших специалистов по играм и сам действующий игрок. А предстоит ему, ни много ни мало, изменить ход истории империи Азад.

Цивилизация азадцев уникальна во многих отношениях. Начнем с того, что они трехполы. Причем, чисто мужские и женские особи играют вспомогательные роли, а главным является промежуточный или верховный пол. Именно верховники, фактически, руководят Азадом.
Из идущего ниже определения легко видны ближайшие аналоги их общественного строя.

Понятие «империя» равнозначно централизованной, пусть порой случаются и расколы, иерархической структуре власти, где власть принадлежит экономически привилегированному классу, который сохраняет свои преимущества, рационально — как правило — используя репрессии и умело манипулируя общественным мнением, а также подчиненными, хотя в большинстве случаев номинально независимыми, властными структурами.

Но самое главное, азадцы имеют мощный фундамент, скрепляющий все населяющие империю народы – игру, от достигнутых результатов в которой зависят социальное положение и занимаемая должность, а победитель и вовсе становится императором.
Именно по этому фундаменту Культура и решила нанести решающий удар, вынудив Жерно Гурдже принять участие в очередном шестилетнем цикле.

Игра в азад (она дала название всей империи) чем-то напоминает шахматы, только трехмерные и с гораздо более сложными правилами. И надо сказать, что в ней есть своя стройная логика и даже изящество.
Начальные поединки ведутся на вспомогательных досках командами по десять игроков. Групповая игра, как бы, проверяет умение договороспособности в образовании альянсов, но подчиняется ряду неписанных правил. Например, во второй тур, обычно, не проходит ни одна участвующая женщина.
Гурдже, конечно, мастер, но у него нет за плечами ни школ, ни университетов игры. И это не говоря уже о том, что сам факт его участия бросает вызов всем устоям империи. И тем не менее, ему удалось победить в первом туре, стравив между собой объединившихся против него игроков и дав возможность главному из них занять второе место (что давало шанс вернуться в основной турнир).

Далее следовали уже индивидуальные поединки на основных досках. Здесь прессинг стал жестче. По правилам, игроки делают ставки и, чтобы уравнять шансы бедных и богатых, те могут иметь вид «физических обязательств». Гурдже выпал жребий играть на полное удаление половых органов.

В итоге, инопланетянин удивляет всех, дойдя до финала, в котором его противником выступит сам император Никазор. Бэнкс, как всегда, обставил его в своих лучших традициях. Если в первой книге цикла игра в Ущерб проводилась на планетах или орбиталищах за несколько часов до их уничтожения, что порой приводило увлекшихся игроков к полному расщеплению на атомы, то здесь финал происходит в не менее экзотичных условиях. Огненный смерч на Эхронедале уничтожает всю флору и часть фауны, и поединок должен завершиться до его начала.

Фактически, игра превратилась в сражение двух идеологий – Культуры и Азада. И не столь уж важно, что она проходила только для узкого круга приближенных, ибо официально представитель Культуры проиграл в предыдущем круге. И что ставкой в ней, действительно, было будущее империи. И что многое из происходящего было совсем не таким, каким казалось первоначально. Главное – это сам процесс, из которого Гурдже вышел уже совершенно другим человеком.

«Игрок» - прекрасный образец интеллектуальной научной фантастики. Создав свой уникальный мир и описав его великолепным, образным языком, именно Бэнкс, на мой взгляд, продолжил лучшие традиции романов братьев Стругацких.

Вердикт. Рекомендуется к прочтению.
P.S. Рецензии на книги цикла о Культуре – «Вспомни о Флебе», «Выбор оружия», «Эксцессия», «Инверсии», «Материя», «Несущественная деталь».