Больше рецензий

alsoda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2016 г. 21:29

2K

5 "Я концентрируюсь на эволюции, которая, на мой взгляд, реалистична". Мишель Уэльбек

На самом деле этой книге серьёзно не повезло. Обстоятельства ее выхода, который совпал и оказался опосредованно связан со знаменитой атакой на редакцию "Шарли Эбдо", последующие парижские теракты, проблема беженцев из мусульманских стран в Европе - все эти события создали несколько нездоровую атмосферу вокруг романа, который поспешили объявить чуть ли не пророческим, и существенно исказили контекст, сместив акценты и смешав понятия. Справедливости ради надо сказать, что вряд ли Мишель Уэльбек был так уж сильно огорчен сопутствовавшим скандальной славе ростом тиражей, несмотря на то, что определенное раздражение в его публичной реакции имело место. Рискну предположить, что он и сам чувства испытывал противоречивые: с одной стороны абсолютный успех книги, с другой - угроза оказаться неверно понятым в такой неоднозначной теме.

Проблема в том, что Уэльбек описывает вовсе не то, чего все так боятся. Он моделируют ситуацию, когда к власти во Франции приходят не фанатики-джихадисты из запрещенных группировок, а вполне респектабельные представители мусульманской части общества, которые побеждают на совершенно демократических выборах, в результате полностью легитимного политического процесса. Можно долго спорить о том, что скрывается на понятиями "джихадист", "умеренный исламист" или просто "мусульманин" в контексте государственной власти, которая в исламе неотделима от религиозной, однако факт остается фактом: Уэльбек говорит о варианте эволюционного развития современного европейского общества, развития естественного и закономерного, тогда как радикалы-фанатики любого толка могут захватить власть только в результате вооруженной революции и сопутствующего террора и подавления. Идеологическая программа в обоих случаях будет отличаться лишь в деталях и методах реализации, и вся разница в том, что в первом случае массы покорятся и адаптируются к изменениям, а во втором - неизбежно начнется война. И большой вопрос, что из этого хуже.

Уэльбек именно первый путь считает реалистичным. Не зря у него победивший президент-мусульманин дистанцируется от откровенных исламистов. Однако больше всего в выстроенной Уэльбеком картине привлекает внимание совсем другое, и острие его критики направлено скорее на соотечественников и современное французское общество, чем на ислам в любой его ипостаси - политической ли, духовной ли. Картина получилась более чем неутешительная: на примере типичного представителя городской интеллигенции продемонстрирована глубина нравственной, эмоциональной и духовной деградации социума, точнее, даже не деградации, а эрозии ценностей и искажения их понимания, когда становится возможным путем нехитрых манипуляций и сделок с совестью заменить один набор ценностей на другой единственно ради сохранения комфортного существования и/или приобретения новых преимуществ, будь то карьера, деньги спонсоров из нефтяных монархий, возможность иметь четырех жен... Вся этапокорность новому общественному строю, которая на первый взгляд может показаться вынужденной, в действительности основана на лжи, лицемерии, приспособленчестве. Конечно, если бы новые порядки силой навязывались победившей исламской революцией, а в недрах общества зрело героическое сопротивление, - такая ситуация выглядела бы куда привычнее. Но Уэльбек сам недостаточно лицемерен, чтобы поместить современников в такую, пусть и вымышленную, реальность.

Мы привыкли думать, точнее, нас пытаются убедить, что ислам находится в непреодолимом антагонизме с другими религиями и традициями, в частности, с христианством. Однако это справедливо только для отмороженных фанатиков с обеих сторон. Уэльбек же полагает, что, когда речь заходит о политической власти и "разделе" электората, ислам, католицизм и вообще любые силы, ратующие за традиционные ценности, становятся естественными союзниками. Экзистенциальные враги для такого странного на первый взгляд альянса - это атеисты и секуляристы, любые люди, выступающие против неизбежной архаизации, и именно с ними борьба будет по-настоящему беспощадной. Другой вопрос, окажутся ли они способны хоть что-нибудь противопоставить такому ползучему неестественному традиционализму. Наверное - нет, ибо слишком разобщены и неспособны к консолидации. Кстати, здесь есть и небольшой сигнал для нашей страны: если когда-нибудь у нас ислам станет политическим, РПЦ и ее сателлиты как минимум не станут ему противодействовать. По крайней мере, тут есть о чем подумать.

В целом, думается, такая книга не могла не появиться в современных обстоятельствах. И, повторюсь, ей чертовски не повезло, потому что исламофобская истерия и атмосфера террора только мешают необходимому вдумчивому анализу и осмыслению. Обратимы ли процессы, которые предрекает Мишель Уэльбек? Сам он, видимо, считает, что необратимы. Тем не менее, нужно ли им сопротивляться? Вы лично стали бы? Хорошо, что мы не французы, и у нас этот вопрос (пока еще) не стоит так остро, хотя с духовными и нравственными ценностями, традиционными или нет, в нашем обществе тоже всё несколько странно и двусмысленно. Так стали бы сопротивляться или покорились - ради безопасности, благополучия, перспектив? Бьюсь об заклад, что большинство с гневом отвергнут малейшую вероятность второго. Иначе и быть не может.

Комментарии


Вся этапокорность новому общественному строю, которая на первый взгляд может показаться вынужденной, в действительности основана на лжи, лицемерии, приспособленчестве.


В свое время фашисты пришли к власти, отчего же, покорное общество не выберет какую-либо архаичную власть, основанную на религии (любой)? И покорны не только французы.


Прости, не понял вопроса :). Если речь о Германии, то нацисты пришли к власти на волне совсем других настроений в обществе.


Это ты меня прости, с утра плохо соображаю. Хотела сказать о том, что общество таково, что может "выбрать" любую власть, любой степени отвратительности. Настроения могут быть разными, а суть одна - найдется активная сила, она и будет у власти.


Да может, конечно. Это если рассуждать отвлеченно. А мы живем конкретно в эти времена. И какое-то свое отношение к происходящему приходится вырабатывать.


Так стали бы сопротивляться или покорились - ради безопасности, благополучия, перспектив?

Не вижу никаких перспектив в мусульманстве, особенно для женщин.


Для женщин - верно, нету. А вот французская интеллигенция мужского пола в книге Уэльбека узрела перспективы и ухватилась за них :)


Мне хочется надеяться, что книга Уэльбека не будет пророческой, потому что мусульманство все-таки не решение проблем Европы.


Это и не претендует на "решение проблем Европы", это скорее претендует на "главную проблему Европы".


А зря. Во многом представление о женщине в мусульманском мире это продукт телевизора и новостей. Вы знакомы достаточно близко хотя бы с одной мусульманской семьёй, чтобы делать такие выводы?


Да, я знакома, причем довольно близко.


Я вот вырос среди мусульман. Перспективы перед женщинами открывались скорее потому, что государственный строй был социалистическим :)
С другой стороны, я не видел, чтобы многие из них стремились воспользоваться возможностями.


''Экзистенциальные враги для такого странного на первый взгляд альянса - это атеисты и секуляристы, любые люди, выступающие против неизбежной архаизации, и именно с ними борьба будет по-настоящему беспощадной.''

Другой вопрос - насколько много действительно идейных атеистов во Франции и всей Западной Европе. Именной людей идейных, способных на научной основе доказывать свои убеждения. Не тех толерантных убожеств и политических геев с либерастами, готовых сегодня святотатствовать над ценностями любой религии, потому что право быть половым меньшинством и испражняться на церковь сегодня стало основным правом в демократической Европе... А действительно людей с идеей и принципами, не тех, кому сегодня модно гадить на традиционные ценности?

''Кстати, здесь есть и небольшой сигнал для нашей страны: если когда-нибудь у нас ислам станет политическим, РПЦ и ее сателлиты как минимум не станут ему противодействовать. По крайней мере, тут есть о чем подумать.''

Российский политический ислам не будет предпринимать враждебных действий против российского государства (пока в государстве будет сохраняться конституционный порядок), потому что В. В. Путин, в отличие от бездарных и преступных европейских политиков, проводит грамотную церковную политику, не унижает конфессии в угоду всякой разной толерантной мерзости.


Идейные атеисты могут сколько угодно доказывать свои убеждения на научной основе, обывателям это всегда будет параллельно. Поэтому не имеет особого значения, есть ли эти идейные, нет ли их...

Российский политический ислам не будет предпринимать враждебных действий против российского государства

Так это... в книге Уэльбека французский политический ислам тоже не предпринимал враждебных действий против конституционного строя. Он его легитимно поменял :)


1) Если обывателям параллельна научная и философская дискуссия, тогда мне параллельна судьба обывателей. А с представителями политического ислама, способными к философской дискуссии, я всегда найду общий язык.
2) Пока у власти в РФ находятся силы, базирующиеся на политических принципах В. В. Путина, политический ислам не будет менять конституционный строй даже легитимным путём, поскольку в стране обеспечено действительное уважение ко всем без исключения традиционным конфессиям исторической России. Недовольны в идеологическом плане только воинствующие либерасты, которые стремятся завоевать себе право кощунствовать везде, всюду и по любому поводу. Но бодливой корове Бог пока рогов не дал. И слава Богу...


А я бы на вашем месте не отмахивался от обывателей. Те силы, которые смогут увлечь их за собой, могут решить и вашу судьбу :)

А у политического ислама еще всё может быть впереди. Это, видите ли, вопрос скорее демографического характера - как во Франции.


1) Пусть попробуют. Чему быть, того не миновать. Я, конечно, посмотрю, кто кого, но и на моей улице будет праздник.)
2) На это скажу следующее - пусть в Татарстане, Башкирии, Чечне, в Дагестане и так далее по всей России рождается как можно больше крепких, здоровых ребят обоего пола и всяких наций. Пусть их воспитывают в духе коренных российских исламских традиций представители мусульманского духовенства, вроде Ахмада-Хаджи Кадырова, в регионах с количественным преобладанием русских хватает вдумчивых серьёзных православных богословов, которые с мусульманами никогда не конфликтовали и конфликтовать не будут. Всё в России будет хорошо, как бы кому-то не хотелось обратного!


На самом деле я имел в виду гостей из Средней Азии. Но не в этом суть. Конфликта как такового может и не быть. Всё произойдёт тихо, мирно, эволюционно. Как в книге Уэльбека. И всё будет хорошо :)


Понял-понял.
Гостей из Средней Азии считаю опасными только в случае внезапной смерти Н. Назарбаева без преемника и с началом плохо контролируемых трансформаций государственного устройства в Казахстане. Всё остальное маловероятно.
Но негативный вариант развития казахского сюжета, полагаю, самым внимательным образом рассматривают сейчас в Китае, просчитывают все варианты экстренной стабилизации в случае чего. Уверен, китайцам крайне невыгодна хаотизация на российско-казахской границе (учитывая ещё и уйгурский фактор в самом Китае), и они в союзе с Россией сделают всё, чтобы этого избежать.


Интересно, уже во втором или третьем обзоре этой книги читаю мысль, что "у нас этот вопрос (пока еще) не стоит так остро". И сразу смотрю, где живет рецензент, и точно, не в Москве. Потому что, если бы вы, ребята, бывали, ну, например, в районе Бутово, что на самом юге города, вы бы уже года три как считали, что вопрос как раз у нас стоит острейшим образом. Чувствуешь себя совершенно чужеродно, выходя вечером с работы из метро, как будто приехал в другую ЧУЖУЮ страну.


В Екатеринбурге тоже есть такие места. Но ведь в Москве пока представители иноземных общин не пытаются участвовать в политической деятельности, или я ошибаюсь?