Больше рецензий

29 ноября 2015 г. 16:04

111

3 Много шума из ничего (Осторожно! Возможны спойлеры)

Я очень много ждала от этой книги: красочного описания, лихих поворотов сюжета, максимального погружения в созданный автором мир. Но что-то не срослось у меня с этой книгой. Я ни сколько не умоляю писательского таланта Пика: он просто потрясающе видит каждую вещь, описывает ее так ярко и красочно, что она будто возникает перед тобой, и ты сам словно видишь ее наяву. Огромный замок встает перед твоими глазами с хитросплетениями коридоров, садов, пристроек. Пожалуй, Пик один из немногих авторов, которому удается запечатлеть мгновение, повествование его неспешно и обстоятельно, иной раз, увлекшись потоком описания, легко пропускаешь из виду действие героя. По крайней мере, у меня так было.
Что меня разочаровала – персонажи. Просто жутко, до абсурдности, нереалистичные герои. И если первая часть трилогии Пика «Титус Гроан» обстоятельно рассказывает нам о каждом герое, тем самым давая возможность создать некий психологический портрет, то вторая часть меня просто разочаровала. В «Титусе» все чересчур затянуто: вот что-то произошло, а теперь стоп, давайте прочитаем глав, эдак, пять о том, как все-все персонажи отреагировали на это, а потом, собственно, вернемся к сюжету. Вроде бы в первой части описано всего пару лет, но настолько скрупулезно, что будто бы я сама прожила их от первого до последнего дня. Ах, да, в первой же части нас и начинают встречать абсолютно нелогичные поступки героев: так, Флей зачем-то дает поваренку подслушать разговор своего хозяина, абсолютно идиотская идея Стирпайка сжечь библиотеку, единственный персонаж, который хоть как-то выделялся на фоне всеобщего безумия – доктор Прюнскваллор. Мне было искренне жаль этого единственного разумного человека, вынужденного сосуществовать с людьми один безумнее другого. Но ладно, к концу книги я смирилась с немного чудаковатыми персонажами и действительно начала получать удовольствие от неспешного повествования автора.
Вторая часть просто убила наповал все хорошее впечатление. Начало книги – несколько лет спустя после событий первой, но будто за эти пять лет все, абсолютно все персонажи посходили с ума. Преданная, заботливая нянюшка по любому поводу бросается и кусает свою любимицу Фуксию. Но самый большой минус – странный выбор Пика в расстановке акцентов: действительно интересным событиям уделяется от силы пару абзацев, а вот абсолютно неважному для сюжетной канвы «сватовству к старой деве Ирме» уделено несколько глав! Вот зачем? Да, момент забавен, но, честное слово, я бы лучше прочла вместо этого о каких – нибудь интригах Стирпайка, развитии его характера, побольше о таинственной девочке «Оно», да о чем угодно, только не размусоливание одной и той же темы.
Поэтому я с облегчением закрыла вторую часть, читать третью мне совсем не хотелось, но чисто из упрямства решила довести дело до конца осилить всю трилогию.
И тут когда я читала третью часть, мне начало казаться, что Титус, выйдя за пределы замка, оказался в реальном мире, что на самом деле не было никого Горменгаста, а Титус просто сумасшедший, заключенный в сумасшедшем доме с такими же сумасшедшими людьми. Ох, как же мне тогда начала нравиться задумка автора! Вот вам и объяснения нелогичности поведения всех героев, странным ритуалам, отсутствие какого-либо психологизма. Вот оно. Титус болен, да может и не Титус это никакой, а какой-нибудь Джон Смит или кто-то еще. Горменгаста не существует, это мир, созданный его больным воображением, мир, в который он погрузился как в убежище. Вот тогда я искренне оценила задумку автора. Но моя догадка оказалась неверной.
В общем, ни удалось мне «подружиться» с Пиком, не удалось ему очаровать меня атмосферой своего произведения, читала без особого удовольствия и интереса. Думаю, есть намного более качественное и продуманное фэнтази. Ставлю "Нейтрально", так как не зацепило.

Комментарии


Я тоже осталась без особого впечатления!