Больше рецензий

22 ноября 2015 г. 10:23

4K

5 Непокорная покорность

Нынче, также как вовеки,
Утешение одно:
Наши дети будут в Мекке,
Если нам не суждено.

(с) Саша Черный

Перед нами антиутопия, которой в более сжатые сроки, чем "Заводному апельсину" Берджесса суждено стать реальностью. Более того, прошло всего десять месяцев с момента выхода книги, а сюжет уже воспринимается чем-то повседневным. Глобальная исламизация общества не за горами, но в каком это будет виде - Уэльбек предлагает даже не версию, а напоминает о том, что уже давно есть в нашей жизни, но чего многие не замечают, уткнувшись в свои планшеты с онлайн играми, одноклассниками и прочим, что дает возможность прятать голову в песок.

Мишэль Уэльбек не только хороший барометр общества - он, живущий изолированно и варящийся в собственном котле, имеет свой четкий, не подверженный чужому влиянию, взгляд. Из него получился бы хороший историк, и тот факт, что Уэльбек не занимается подобной чепухой, расписывая лживые многотомники в угоду действующему законодательству, только большой ему плюс. Еще более жирным плюсом является то, что он не уперся, как сыч, в узкую специализацию, тупо долбя вялым клювом в одну точку, а сохранил широту взглядов и человеческий подход ко всему. Многим убогим снобам не понять никогда - почему этот автор так читаем и за что его действительно любят. Хотя, казалось бы, объективно - очень несчастный человек, очень одинокий и с кучей психологических проблем. Его постоянные нападки на мусульманское общество давно стали данностью, но многих интересовали даже не они, а их корни, ибо в основе всего этого лежит нечто другое, нечто более личное и глубинное. В итоге, кое-кто обнаружил в его новом труде "Покорность" даже новую форму смирения и, вспомнив, что "от любви до ненависти один шаг", обвинил Уэльбека в желании надеть паранджу. Это было бы возможным, если очень выборочно подходить к его творчеству, без учета других произведений, но ответ кроется где-то даже не у Уэльбека, а у Кафки в его "Замке". Уэльбек новый Землемер.

Автор, как всегда, выбирает новые, понятные только ему, способы восприятия и "Покорность" напоминает формою не очень длинный экскурс во французскую литературу. Любителям символов все это должно видеться тем самым патриотизмом. Творчество Жориса-Карла Гюисманса (1848 - 1907) глазами автора. В начале года (когда вышла "Покорность"), на один из вопросов по поводу "К чтению каких книг нужно предварительно готовиться", мною было предложено следующее по поводу труда Гюисманса "Наоборот"

В полном объеме изучить теологию, богословие, христианских деятелей. Блаженный Иероним Софроний Евсевий (ок. 342 — 420), Августин Аврелий, епископ Гиппонский (354 — 430), Маммерт, Клавдий (ум. 474), Авитус Венский (450 — 518), Эннодий, Магнус Феликс, святой (473 — 521), Епифаний святой (438 — 496), Эвгиппий (V — VI вв.), Северин (ум. 482), Св. Колумбан (543 — 615), Кутберт (637 — 687), Беда Достопочтенный (ок. 643 — 735), Евтихий (378 — 451), Бузембаум, Германн (1600—1668), Французскую историю времен Генриха III, Дю Канж, Шарль Рене де (1610—1688),Григорий Турский (538 — 594), Фрекульф (780 — 850),Диана, Антонио (1585 — 1663), Лигюори, Альфонс Мари де (1696 — 1787),Альберт Великий, граф фон Больштедт (1193 — 1280), Луллий, Раймон, блаженный (1233 — 1315), Дон Геранже, Проспер (1805 — 1875), Фреппель, Шарль (1827 — 1891), Дидон, Генри (1840 — 1900)

Греческих, латинских, римских древних мудрецов и поэтов - Квинт Энний (239 - 168 до н.э.), Амвросий Макробий ( 400 г), Публий Стаций (40-96), Фульгенций, Фабиус Плансиад (VI в.), Геллий, Авл (род. ок. 130 г.), Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс (160 — после 220), Каракалла (прозвище М. Аврелия Севера Антонина) (186 — 217), Макрин (М. Оппелий Север) (164 — 218), Жрец из Эмеза, Элагабал (настоящее имя М. Аврелий Антонин, 204 — 222), Арнобий Старший (ум. ок. 327), Киприан (нач. III в. — 258), Арнобий Старший (ум. ок. 327), Лактанций, Целий Фирмиан (ум. после 317), Коммодиан де Газа (сер. III в.), Аммиан, Марцеллин ( ок. 330 — ок. 400), Виктор, Секст Аврелий (IV в.),Симмах, Квинт Аврелий (ок. 345 — 403), Клодиан (Клавдиан) (род. ок. 375), Намациан, Рутилий Клавдий (кон. IV в. — перв. треть V в.), Авзоний, Децимус Магний (ок. 310 — 393), Лукан, Марк Энний (39 — 65), Павлин из Нолы, Меропий Понтий (ок. 353 — 431), Илэр де Пуатъе (315 — 367), Пруденций, Аврелий Публий Клемент (348 — после 405), Сидоний, Соллий Модест Апполинарий (430 — 48S), Седулий (IV в.), Фортунат Венанций, Гонорис Клентимиан (530 — 600), Симфозий,
Средневековых ученых и поэтов Алкуин, Альбин Флакк (735 — 804), Эгингард (770 — 840), Эрмольд Черный (790 — 838), Несторий (ум. 450)

Творчество художников Моро, Гюстав (1826 — 1898), Мантенья, Андреа (1431 — 1506), Якопо де Барбари, по прозвищу Франциск Вавилонский, Калло, Жак (1592 — 1635), Бреден, Родольф (1825 — 1885), Редон, Одилон (1840 — 1916), Эль Греко (1541 — 1614), Аткинсон, Томас Уитлэм (1799 — 1861), Шарден, Жан Батист Симеон (1699 — 1779), Лич, Джон (1817 — 1864), Миллэс, Дж. Эверет (1829 — 1896), Уатс, Джордж Фредерик (1817 — 1864), Тенирс, Давид Младший (1610 — 1696), Кошен, Никола (1б10 — 1686)

Прочитать книги Томас де Квинси (Кинси) (1785 — 1859), Сент-Аман, Марк Антуан Жерар де (1594 — 1661), Боссюэ, Жак (1627 — 1704), Андрие, Франсуа (1759 — 1833), Баур-Лормиан, Пьер Франсуа Мари (1770 — 1854), д'Обинье, Агриппа (1552 — 1630), Герен, Эжени де (1805 — 1848), Жуи, Жуль (1855 — 1897), Лебрен, Понс Денис Эшуар (1729 — 1807), Дюпанлу, Феликс (1802 — 1878), Гом, Жан (1802 — 1879), Мюрже, Генри (1822 — 1861), Лапрад, Виктор Ришар де (1812 — 1883), Ламеннэ, Фелисите Робер де (1782 — 1854), Дюранти, Луи Эдмон (1833 — 1880), Барбе д'Оревильи (1808—1889),Лиль-Адан, Жан Мари Вилье де (1838 — 1889)

Конечно, в основном это шутка, ибо буквально рядом я предложил не читать ничего перед "Кама-сутрой", а только практиковаться, но основное здесь то, что предложенный список авторов далеко не полный! Остается только надеяться, что это не то, чем Уэльбек занимается долгими зимними вечерами. В остальном же, Гюисманс - символ упадочничества, тоже взят не случайно, даже если Уэльбек и искренне его любит.

То, что будущее за китайцами, неграми и исламом - это и так понятно всем. Для того, чтобы бочка перестала быть бочкой меда, достаточно одной ложки дегтя. Попробуйте аналогично поступить с бочкой дегтя. Примерно также выглядит равенство и справедливость. Особенно для тех, кто родился в Сомали сравнительно с США. Для тех, кто родился с аналитическими способностями сравнительно с бледной интроверсией. Для тех, кто родился мужчиной сравнительно с непонято кем. Естественный отбор, применимый ко всем, делает одну из рас-наций-конфессий наиболее конкурентноспособной. И, хотя любое общество страдает однобокостью, многообразие восприятий дает нам возможность придавать значение самым разным человеческим ценностям. По Уэльбеку - это интеллект и смирение. Именно то, что так ценят, например, христиане. Именно поэтому "Покорность" выглядит как смысловой и логический тупик.

Но я бы не ограничивался лишь этим. Конфронтация неискоренима, но и принцип свободы базируется глобально на наличии разнообразных обществ с различным мировоззрением. Хотите подчинения? Вот вам диктатор, вот вам тоталитаризм, вот вам монотеизм. Все это имеет одинаковую форму и все заканчивается неизменной казнью Саддама Хусейна. И, если с покорностью все более-менее понятно, - здесь либо вы "за", либо "против", то интеллект устраивает абсолютно всех. Почему? Потому что он не первостепенен. Сидит какой-то дядя Вася у себя в далеком снежном Бордо, играет там в местном клубе Чтогдекому, разглагольствует, как всегда, о политике у себя на кухне. Вот вам идеальный раб, который никому и не мешает, и лепи из него - что тебе удобно и когда захочется.

В итоге "Покорность" именно о непокорности, о возможности водить за нос тот самый Замок, о том, что противника всегда можно изучить лучше, чем он когда-либо будет сам себя знать. Только нужно ли это все в принципе, нужны ли эти бесконечные гонки вокруг Замка и зачем мы тратим время на внутренние междоусобицы, которые бессмысленны изначально?

p.s. Сваха, подсовывающая мужчинам однотипных девушек, с разницей лишь в применении теми красящих средств, - это результат именно уравниловки. Помните Фаину Раневскую с ее "Вы когда-нибудь видели женщину, которая сходила бы с ума при виде мужских ног?" Стереотип самца тоже подсовывается обществом. Вперед, в наше гомосексуальное будущее!



P.P.S. Спорить бы с лингвистами не стал, пусть они этим занимаются сами с собой, но истинное название произведения "Смирение".

Ветка комментариев


Структура однотипна, но Система вечна, Землемеру с ней не справиться, об этом вся литература даже не говорит, а кричит.


Объемы системы только кажутся огромными и всеобъемлющими. Есть области, куда не в силах залезть ни один ее представитель. Хотя бы в силу того, что эти ограничения распространяются и на него. А потому Землемеру даже не нужно быть крупнее системы. Однобокость структуры - это однобокость общества, однобокость религии, однобокость всего, где предусмотрена диктатура


Я немного о другом. Землемер пытается играть с Системой = разрушить ее, но Систему придумал великий человек. И того же Землемера он может использовать для смены вывески. Система только внешне будет иная. Основная задача от этого не меняется.


О, да, оно поехало. Систему никто не придумывал, она выдрана из основы одним неравномерным куском. Насилие и правила, больше она ничего не вмещает. Мы об этом с вами говорили неделю и с тех пор ничего не изменилось. Задача построения и уравнивания не меняется, потому что система особенно туга в том смысле, что именно этот кусок не рассматривает наличие чего-то другого. В этом ее слабость. Она боится того, чего не понимает и пытается это уничтожить


Задача построения и уравнивания не меняется,

При чем здесь это? Речь не об инструменте достижения цели, а о самой цели. Цель - экономические интересы. Способ достижения - да какой угодно.


Цель у системы первоначальная - власть. Экономические интересы это вторично и предполагается первым. С этой целью система всех уравнивает и строит


Вы о власти в рамках государства или над (за)-государственной?)


– В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.


"это по сути те же самые псевдоинтеллигентские метания обкуренного доктора."(с)

О власти:

во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над вашими стремлениями - как государственный муж. Отсюда ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души, а для подверженной аффектам части души- быть в подчинении у разума и рассудочного элемента души и, наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном соотношении.

Это Аристотель льстил сам себе - по типу он подчиняется власти разума, а не такой же смиренный раб, как и все. Македонский ему показал - где его место.

полезно для тела быть в подчинении у души


странно, что он сначала себе яйца не отрезал, а потом не удавился


Аристотель всего лишь доказывал обоснованность и необходимость государства. Македонский вовсе не противоречил Аристотелю, а только проиллюстрировал, что такое власть и подчинение.


аристотели они только и делают, что всю жизнь что-то доказывают. Главное, чтобы не плакали. Македонский проиллюстрировал - что такое гомосексуализм, к которому нас призывают свободные отношения, поэтому этим он противоречил аристотелю. Если же нет, то они оба пидарасы


у Аристотеля работа такая была - доказывать. Все остальное - их личная жизнь, нас она не касается.


Да, существует много таких профессий. Например, "очкарик". Или "мудак". Много разных вариаций. Только "Землемер" - это не профессия


то есть, философ в одном ряду с перечисленными, что ли? Или только Аристотеля касается?
Землемер вне определений.


Не только Аристотеля, ибо образ мышления предполагает образ жизни. Землемер - это разведчик. Потом появятся те, кому уже измерять ничего не нужно


Землемер - это разведчик. Потом появятся те, кому уже измерять ничего не нужно

Допустим.
Появятся. И что изменится? Название? вместо деревни это будет аул, вместо синей ленточки Фрида будет носить хиджаб? Сама система принципиально-то не изменится.
Единственное изменение - станет дешевле управление. Убеждение, подкуп электората, СМИ, социалку заменят принуждением через страх. Но цель Замка та же самая - власть и деньги. (я соглашусь, что деньги - это тоже власть)


Голову за рамки системы высуньте один раз. Там Сол Беллоу вам улыбается


Из окопчика? Если помните, его герой не смог быть свободным.
Вам персональный привет шлет Аристотель, как бы вы к нему ни относились:

очевидно, государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в общение
или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.

Ну и еще от Сола Беллоу:

Мир, который мы ищем, — не тот мир, который мы видим.


Закроем тему?


очевидно, государство существует по природе и по природе предшествует каждому аристотелю; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому

То есть - Большое Убожество состоит из Мелких Убожеств. Это бесспорно. Все очень просто - нужно не быть аристотелем.

А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, становится всего лишь одиноким несчастным шизоидом

Дремучее высказывание из дремучего времени. Впрочем, аристотель так и останется навсегда наивным теоретиком. Занимался бы он своей логикой на уровне чисел или треугольников - меньше бы сраму было


Мир, который мы ищем, — не тот мир, который мы видим.

И? Где тут сказано про мир, который он видит и который есть? Это вы по своему же вышезаписанной цитате Аристотеля выдаете его и себя за божество? Или все же за животное?


Ищет свободу. Но свобода - удел богов. Человек, увы, всего лишь часть системы, "канат между животным и богом"


Удел богов не свобода, а совершенство. А совершенство в глазах человека может быть абсолютно разным. Вся разница в том, что люди свободные это понимают, а представители системы нет


Пример свободного человека, плиз.


Их много, только вам-то зачем?


Посмотреть, что вы принимаете за свободу.


Ну, я свободен. И дальше что?


Познали истину?))


Конечно. Только за каким лешим мне нужно - ее проповедовать? Еще одно отличие свободных и несвободных - свободные со своими темами ни к кому не лезут и их не навязывают. Это у несвободных работа такая - ишачить на Замок


Только за каким лешим мне нужно - ее проповедовать?

кто-то призывает проповедовать?)


У структурщиков это называется "правильность". Они весь мир на собственном примере видят. Это от излишней гордыни. Поэтому и призывы всегда до тошноты однообразные. За свободу, равенство и братство. В чем свобода - так и не понял до сих пор. Равенство по Оруэллу. А братство по Балабанову


 Дело не просто в его популярности, а в природе, характере её. Ты не можешь сражаться с ним его оружием. Ты ведь танк — оружие очень честное и наивное. Прямодушное оружие переднего края, танк идёт впереди, крушит всё перед собой и принимает на себя все удары. Он же — разъедающий, отравляющий газ


Если помните, его герой не смог быть свободным.


Давайте я допишу концовку за Беллоу. "И герой стал свободным". Теперь вы довольны?


Давайте я допишу

не давайте. Меня устраивает вариант Беллоу.


Вариант Беллоу существует как раз для читателей. Как вы там выразились "вам не нужно было читать"?


Не в том смысле устраивает, что гг выбирает систему, а что Беллоу не нуждается в дополнении.


Он нуждается, только этот тот же самый Землемер, которого вы не понимаете


*имею в виду сейчас Замок не в значении Небесной канцелярии, а в земном смысле)


Небесная канцелярия и Замок - один чорт. Все ноги и руки растут там, где методы, формы и приоритеты. Ну, в случае с христианством повернуты они к лесу задом, а к бабе яге передом - кроме Льва Толстого этого никто и не рассмотрел.


Вот именно. Вы сейчас повторили мысль из моего отзыва, что люди сами придумывают то, что объяснить не могут, по образу и подобию своему)


Всегда найдутся те, кто помогут, если мысль верная. По сути у него та же самая структура, не из-за чего было и париться


Как же не из-за чего? А слово молвить?))


Чего ж только "слово". По сути он предложил всю РПЦ вытолкать в шею. Я, кстати, до сих пор с ним совершенно согласен


Ну, многотомное слово))

Ну, это вам с Толстым РПЦ не нужна (хотя, не уверена насчет Льва Николаевича), а в принципе-то церковь должна быть. (объяснять не буду, полагаю, что вы и так знаете почему)


Церковь собирает тот электорат, что не попал под воздействие структуры. Соответственно, они должны отличаться, быть отделены и существовать на паритетных началах. А я и не говорю про "церковь". Говорю про "РПЦ"