Больше рецензий

11 ноября 2015 г. 00:34

331

4

В одной книге – две повести. Связаны они двумя персонажами – школьными изгоями, неудачником-комиком и аутичным недотрогой. В первой книге у них всё плохо. Автор вытащил всё самое ужасное из воспоминаний о детстве. Во второй – явно те же самые парни, только слегка беллетризированные – существуют не так уж и плохо. Там Гардель словно вытащил из воспоминаний всё лучшее.
Такие книги полезно читать вперемешку с современной шведской литературой для подростков, чтоб не оставалось ощущения решенности всех проблем и справедливости во всём мире. Я имею в виду, взрослому надо читать. Потому что в шведских подростковых книгах хоть и происходит много всего дурного, вроде травли и буллинга, но какая-никакая мораль всякий раз выводится: зло если и не повержено, то герои понимают, как с ним бороться. А герои Гарделя никак не смогли бороться со злом, и школьный обидчик настиг главного героя, когда тот уже стал успешным комиком, и успешный комик ничего не смог поделать, он сдался, он снова получил тумаков от бывшего школьного задиры, а теперь – неудачника. Но взрослые достижения в момент были стёрты. Детство вернулось и воспоминания о пережитом насилии и насмешках не позволили комику дать отпор или просто позвать на помощь.
Вторая повесть – «Хочу домой», по ней названа вся книга – не такая беспросветная. Несмотря на то, что описанная в ней семья, казавшаяся со стороны такой счастливой и крепкой, на самом деле переживает не лучшие времена – здесь всюду есть надежда. Нет того глухого отчаяния, которым наполнена жизнь школьных изгоев. Им некуда пойти, они живут в пригороде, они пока что даже не могут на автобусе поехать в город. Они – рабы сложившейся в классе иерархии, и это на всю жизнь. То есть, до конца учебного года. Всё-таки – на всю жизнь.