Больше рецензий

pintado

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 сентября 2015 г. 16:51

1K

0 "Бонобо и атеист"

Эта небольшая и занимательная книга нидерландского приматолога вышла в 2013 году и в оригинале называется "Bonobo and the Atheist". По какой-то причине из русского названия были изгнаны и обезьяны бонобо (известные своей матриархальностью и гомосексуальностью), и упоминание об атеизме. Отчего-то русские издатели решили, что для нашего читателя оставлять такие слова в заголовке неуместно.

Главная тема в "Бонобо и атеисте" — это опровержение широко распространенных теорий об изначально злой, жестокой и эгоистичной природе человека. Такой теоретический подход де Вааль называет "Veneer Theory" (что у нас переведено как "теория лакировки"); суть ее в том, что человек рассматривается как злобный дикарь, который лишь слегка прикрыт сверху тонким налетом цивилизованности и моральности. В духе этого подхода идет гобссова "война всех против всех", утверждается, что "человек человеку волк", и т.п. Де Вааль защищает противоположную точку зрения: люди — общественные животные, в саму природу которых изначально встроена способность к сопереживанию и альтруизму, что становится основой для морального поведения.

Если упростить и свести к основе, то по сути veneer theory — это мужское воззрение на мир, точка зрения иерархичных и агрессивных самцов. Взять, к примеру, "естественное состояние" человека, всё по тому же Гоббсу: "Человек эгоистичен, он наделен сильными страстями, желает власти, богатства, наслаждений". Кто будет утверждать, что больше половины человечества — женщины — эгоистичны, обуреваемы страстью, жаждут только власти, богатства и наслаждений? По меньшей мере, для половины людей позывы к агрессии и жёсткому выстраиванию иерархии не являются естественным фундаментом поведения. Постепенный отказ от мужских/патриархальных традиций мысли привел к тому, что в общей картине мира стал учитываться и взгляд женщин, и это изменение посылок добралось и до науки биологии, где дружно заговорили о феноменах эмпатии и альтруизма среди животных.

В мужских теориях моральный аргумент в пользу существования Бога был наиболее главным и весомым: поскольку люди рассматривались лишь как стадо себялюбивых, злобных, враждебных друг другу индивидов, то идеям о добре решительно неоткуда было взяться в их умах, только как из уст наиболее верховного иерарха, Бога. Однако если мы исходим из того, что людям изначально свойственны доброта, сочувствие, взаимопомощь, что все эти черты с необходимостью возникли и закрепились в психологии и общественных отношениях людей, существование божественного иерарха-законодателя становится излишним. Лично де Вааль, в прошлом католик, а ныне атеист, с истинно скандинавской приверженностью нейтралитету выступает за терпимое отношение как к верующим, так и неверующим людям, предостерегая против всех форм фанатизма, в равной мере религиозного и атеистического.

Если же кого-то мало интересуют этические размышления нидерландского зоолога, то в книге есть много увлекательных страниц, описывающих бонобо. Это редкий вид приматов, которые в дикой природе живут только в лесах Конго. Что самое интересное — они стоят ближе к человеку, чем даже шимпанзе; так, кровь бонобо можно сразу переливать людям, тогда как кровь шимпанзе нужно предварительно очищать. Из-за того что в стае этих обезьян царит матриархат, мир и (нетрадиционная) любовь, бонобо можно назвать культовым животным феминистов, хиппи и геев. Де Вааль много времени наблюдал за поведением этих приматов, но из всех его книг на русский переведена, похоже, только одна, именно эта работа, потому она представляет несомненный интерес для всех, кто интересуется нашими ближайшими и такими удивительными родственниками.

Ветка комментариев


По какой-то причине из русского названия были изгнаны и обезьяны бонобо (известные своей матриархальностью и гомосексуальностью), и упоминание об атеизме.

Изгнание упоминания об атеизме, по-моему, связано с Конституцией Российской Федерации (запрет на идеологии), ну а бонобо - "а кто это такие?". Даже из приматов в России известны разве что человек, шимпанзе и горилла... Так что с "бонобо" был бы "малый кассовый сбор". Уж правильнее бы так и назвать - "Зачатки человеческого у приматов", но "а как уместится столь длинный заголовок на корешке?".