Больше рецензий

pintado

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 сентября 2015 г. 16:51

1K

0 "Бонобо и атеист"

Эта небольшая и занимательная книга нидерландского приматолога вышла в 2013 году и в оригинале называется "Bonobo and the Atheist". По какой-то причине из русского названия были изгнаны и обезьяны бонобо (известные своей матриархальностью и гомосексуальностью), и упоминание об атеизме. Отчего-то русские издатели решили, что для нашего читателя оставлять такие слова в заголовке неуместно.

Главная тема в "Бонобо и атеисте" — это опровержение широко распространенных теорий об изначально злой, жестокой и эгоистичной природе человека. Такой теоретический подход де Вааль называет "Veneer Theory" (что у нас переведено как "теория лакировки"); суть ее в том, что человек рассматривается как злобный дикарь, который лишь слегка прикрыт сверху тонким налетом цивилизованности и моральности. В духе этого подхода идет гобссова "война всех против всех", утверждается, что "человек человеку волк", и т.п. Де Вааль защищает противоположную точку зрения: люди — общественные животные, в саму природу которых изначально встроена способность к сопереживанию и альтруизму, что становится основой для морального поведения.

Если упростить и свести к основе, то по сути veneer theory — это мужское воззрение на мир, точка зрения иерархичных и агрессивных самцов. Взять, к примеру, "естественное состояние" человека, всё по тому же Гоббсу: "Человек эгоистичен, он наделен сильными страстями, желает власти, богатства, наслаждений". Кто будет утверждать, что больше половины человечества — женщины — эгоистичны, обуреваемы страстью, жаждут только власти, богатства и наслаждений? По меньшей мере, для половины людей позывы к агрессии и жёсткому выстраиванию иерархии не являются естественным фундаментом поведения. Постепенный отказ от мужских/патриархальных традиций мысли привел к тому, что в общей картине мира стал учитываться и взгляд женщин, и это изменение посылок добралось и до науки биологии, где дружно заговорили о феноменах эмпатии и альтруизма среди животных.

В мужских теориях моральный аргумент в пользу существования Бога был наиболее главным и весомым: поскольку люди рассматривались лишь как стадо себялюбивых, злобных, враждебных друг другу индивидов, то идеям о добре решительно неоткуда было взяться в их умах, только как из уст наиболее верховного иерарха, Бога. Однако если мы исходим из того, что людям изначально свойственны доброта, сочувствие, взаимопомощь, что все эти черты с необходимостью возникли и закрепились в психологии и общественных отношениях людей, существование божественного иерарха-законодателя становится излишним. Лично де Вааль, в прошлом католик, а ныне атеист, с истинно скандинавской приверженностью нейтралитету выступает за терпимое отношение как к верующим, так и неверующим людям, предостерегая против всех форм фанатизма, в равной мере религиозного и атеистического.

Если же кого-то мало интересуют этические размышления нидерландского зоолога, то в книге есть много увлекательных страниц, описывающих бонобо. Это редкий вид приматов, которые в дикой природе живут только в лесах Конго. Что самое интересное — они стоят ближе к человеку, чем даже шимпанзе; так, кровь бонобо можно сразу переливать людям, тогда как кровь шимпанзе нужно предварительно очищать. Из-за того что в стае этих обезьян царит матриархат, мир и (нетрадиционная) любовь, бонобо можно назвать культовым животным феминистов, хиппи и геев. Де Вааль много времени наблюдал за поведением этих приматов, но из всех его книг на русский переведена, похоже, только одна, именно эта работа, потому она представляет несомненный интерес для всех, кто интересуется нашими ближайшими и такими удивительными родственниками.

Комментарии


Увлекательная книга, видимо. Интересно будет ознакомиться с альтернативной точкой зрения, но сам я склоняюсь как раз к "лакировке", и автор навряд ли меня в чём-либо разубедит. Впрочем, не думаю, что человек изначально зол/жесток/эгоистичен, просто в процессе жизни есть все шансы стать таковым - это наиболее простой путь выживания, который от лица эволюции подсказывают нам инстинкты. А вообще, мне кажется, выдумывать "природу" человека - дело напрасное. Интересно будет почитать про мораль и альтруизм, ибо я к ним очень скептически настроен.

Кто будет утверждать, что больше половины человечества — женщины — эгоистичны, обуреваемы страстью, жаждут только власти, богатства и наслаждений?

Крайности - это плохо. Мужчина и женщина не так уж отличаются друг от друга, и есть как миролюбивые дядьки, так и алчные бой-бабы. Напряжённость в женском коллективе зачастую даже выше, чем в мужском (субъективное наблюдение).


Как же больно осознавать, что упускаешь волновавшую тебя тему! :)
Спасибо, на заметку :)


По какой-то причине из русского названия были изгнаны и обезьяны бонобо (известные своей матриархальностью и гомосексуальностью), и упоминание об атеизме.

Изгнание упоминания об атеизме, по-моему, связано с Конституцией Российской Федерации (запрет на идеологии), ну а бонобо - "а кто это такие?". Даже из приматов в России известны разве что человек, шимпанзе и горилла... Так что с "бонобо" был бы "малый кассовый сбор". Уж правильнее бы так и назвать - "Зачатки человеческого у приматов", но "а как уместится столь длинный заголовок на корешке?".


женщины — эгоистичны, обуреваемы страстью, жаждут только власти, богатства и наслаждений?

Как тут не согласиться? Всё верно. Жаждут они не только власти, богатства и наслаждений. Не только :)
Что ж до эгоизма и страстей, боюсь, по ближайшем рассмотрении окажется, что женщины ни в чём не уступят мужчинам. Присутствие мужчин их изрядно сдерживает. Если не верите, поработайте с год в чисто женском коллективе. Я однажды руководил пятью женщинами-программистками. И знаете что? Я устал разбираться в их многообразных взаимоотношениях. Были там и эгоизм, и зависть и просто бессмысленное соперничество неизвестно из-за чего.
До драк, правда, не доходило. Думаю, моё присутствие не позволяло...

Кстати, у шимпанзе всё примерно так же.
В предыдущей книге Франса де Вааля описан интересный случайно поставленный эксперимент. Там при переводе шимпанзе на зимние квартиры для уменьшения скученности и напряжённости в замкнутом пространстве всех взрослых самцов поселили отдельно. Так оставшиеся в одиночестве "тётки" очень скоро передрались и начали друг друга калечить. Порядок восстановился только когда самцов вернули в коллектив. Причём, восстановился он очень скоро. Буквально в течение нескольких дней.

Предвижу, что лайвлибовкам моё мнение не понравится... Что ж тут поделаешь? Как говорил в таких случаях Иешуа Га-Ноцри, правду говорить легко и приятно :)