Больше рецензий

krokodilych

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 августа 2015 г. 02:27

792

5

И вскроется суть:
Он сам когда-нибудь
Укажет ветру путь,
Которым дуть.

Андрей Макаревич, "Флюгер".

1) Рецензия не только и не столько об этой книге, сколько о книгах Харуки Мураками вообще.
2) Осторожно, могут быть спойлеры.

Очень люблю Мураками. И мне, интроверту, в голову то и дело приходит мысль, что книги Мураками - литература прежде всего для интровертов. Но, уверен, в мире вообще и на Лайвлибе в частности найдется немало экстравертов, которые горячо возразят на это заявление и будут правы :)

Наверное, при желании автору можно было бы поставить в упрек некоторое однообразие - Мураками, если можно так выразиться, "очень одинаковый". Но желания такого совершенно не возникает - мне очень близки и мир его книг, и его герои. Хотя, конечно, Цкуру Тадзаки обладает множеством общих черт с протагонистами других произведений - с Тору Окада из "Хроник заводной птицы", Хадзимэ из "К югу от границы, на запад от солнца", Ватанабэ из "Норвежского леса", Тэнго из "1Q84", безымянным персонажем "трилогии Крысы"...

Герои Мураками - люди глубокие, вдумчивые, интровертные, чуткие, восприимчивые, иногда ранимые и, с обывательской точки зрения, несколько не от мира сего. Есть в них какая-то труднообъяснимая чудинка, странность, незаметная на первый взгляд, но совершенно определенно выделяющая их из общей массы. Они достаточно равнодушны к материальным благам, карьерному росту, социальному статусу и тому подобным вещам - одним словом, люди напрочь выпадающие из контекста эпохи потребления, которые вместо место этого более или менее успешно находят для себя некую экологическую нишу. И со стороны кажется, что они - вялые, пассивные и плывущие по течению люди.

Но ключевое слово - "кажется". Поскольку в тот момент, когда с этими несколько отличающимися от остальных, но в целом совершенно нормальными людьми начинают происходить аномальные истории, за их отрешенностью обнаруживается воля к победе, за агностицизмом - методичное и упорное стремление докопаться до сути происходящего, за внешней апатией и готовностью плыть по течению - гибкий, но прочный внутренний стержень, позволяющий этому течению успешно противостоять. Цкуру Тадзаки, которого, по его собственному выражению, словно смыло волной за борт, в итоге выходит победителем в противостоянии с этой самой волной, как и герои других книг Мураками. Ибо волна-то остается "при своих", а вот человек не только отражает ее натиск, но и выходит из схватки победителем, открывая в себе некие качества, неизвестные дотоле даже ему самому, и обретая дальнейший путь. (Да, я помню, что у "Бесцветного Цкуру Тадзаки..." открытый финал, но толковать его склонен в исключительно позитивном ключе).

"Бесцветного Цкуру Тадзаки...", как и другие произведения Мураками, я охарактеризовал бы словами "роман о пути к себе". Этот путь герои проделывают отчасти впотьмах - в той пропитанной мистикой реальности, которую автор изобретательно создает для своих персонажей, ясность не наступает довольно долго. Герои движутся наугад, интуитивно, иногда - с посторонней помощью, иногда - ловя и пытаясь интерпретировать подсказки-головоломки. Но главное - они движутся. Образно выражаясь, герой Мураками - не та лягушка, что утонула в сметане, а та, которая барахталась-барахталась да и сбила из сметаны масло, благодаря чему смогла выпрыгнуть на свободу :)

И вот за что еще я очень люблю Мураками: его романы - это путь к себе не только для героев, но и для читателей тоже. Возможно, это исключительно мое субъективное восприятие, но у меня от этих книг начинается процесс, который я определил бы словами "конструктивное самокопание", когда на фоне стоящих перед героями вопросов и лабиринтов-загадок начинаешь задавать сам себе различные вопросы и искать на них ответы.

Эти вопросы, конечно, с сюжетами книг непосредственно не связаны. Но они в очень значительной степени ими вдохновлены.

Ветка комментариев


После сборника рассказов все поменялось. Возникло чувство, что он пытается нащупать глубину там где ее нет. Вернее, создать глубину. А это недопустимо. Читатель же изначально доверчив, и подставлять его таким образом почти преступление, не так ли? (Хотя примера привести не смогу, потому что плохо помню о чем были рассказы. Интересует ваше мнение)

Простите, разочарую :( Меня тоже очень интересует мое мнение, ибо рассказов Мураками я не читал вовсе, читал только большие произведения. То есть если Вы забыли, то я и не знал, увы...
Кстати, а какой именно сборник рассказов Вы имели в виду? У Мураками их довольно много, и надо бы мне ликвидировать сей пробел в знаниях.

А если с апатичными людьми ничего не происходит? Никакого приключения? Как не происходит ничего с миллионами людей в мире? Отрешенность такого человека длится-длится-длится, а потом человек умирает от старости. Богатый и чувственный внутренний мир расцветает внутри и исчезает никем незамеченный. Это правильно разве? Может быть Мураками стал известен благодаря потребности людей видеть что им подобные идут верной дорогой, хотя это немного не так?

Честно говоря, вот здесь немножко смущает постановка вопроса. А точнее - слова "правильно" и "верно". Правильно - для кого? :)
Мы же все живые и очень разные, и "каждый слышит, как он дышит". Если отрешенность некоего индивида так и продолжается до его ухода из жизни, может быть, это и был оптимальный лично для него вариант?


Кстати, а какой именно сборник рассказов Вы имели в виду?

А, ну да, извините.. Вот он: Все божьи дети могут танцевать

А точнее - слова "правильно" и "верно".

Да нет, конечно, я лишь упростил. Погруженного в себя человека не сделаешь общительным. Как не поменяешь ему цвет кожи или отпечатки пальцев. Это и не нужно. В своих глазах этот человек самодостаточен и полноценен.
На самом деле я хотел, чтоб вы мне показали что такие люди (замкнутые в своем мире) тоже чего то стоят. Без катаклизмов и потрясений. Живя себе и живя. А то иногда кажется, что наш мир тащат вперед личности другого склада характера.

если Вы забыли

Лучше "вы", а еще лучше "ты". Мне будет комфортнее.
Ну, или если необходимо подчеркнуть торжественность сообщения, то путь остается "Вы", но тогда с "Я".


А, ну да, извините.. Вот он: Все божьи дети могут танцевать.

Спасибо, понял. Он у меня есть, но руки еще не дошли. Прочту, тогда смогу что-нибудь сказать.

Да нет, конечно, я лишь упростил. Погруженного в себя человека не сделаешь общительным. Как не поменяешь ему цвет кожи или отпечатки пальцев. Это и не нужно. В своих глазах этот человек самодостаточен и полноценен.
На самом деле я хотел, чтоб вы мне показали что такие люди (замкнутые в своем мире) тоже чего то стоят. Без катаклизмов и потрясений. Живя себе и живя. А то иногда кажется, что наш мир тащат вперед личности другого склада характера.

Я бы сказал, что мир тащат вперед личности самого разного склада характера :)
Могу ошибаться, но мне кажется, что среди ученых в самых разных научных областях, а также писателей, художников и других творческих людей немалый процент интровертов. Хотя бы потому, что интроверт в меньшей степени связан с окружающим внешним миром и в большей - сосредоточен на себе и на деле, которым он занимается.
А вот среди политических и общественных деятелей интровертов, ИМХО, довольно мало. Но для того, чтобы двигать мир вперед, нужны и те, и другие :)

Лучше "вы", а еще лучше "ты". Мне будет комфортнее.

Давай на "ты", конечно :)


Ответом удовлетворен :-)
Давай


Давай :)
Кстати, в тему: я в ближайшем будущем планирую написать рецензию на "Философский камень" Маргерит Юрсенар - это очень интересный и увлекательный роман об интроверте, который как раз двигал мир вперед.