Больше рецензий
6 августа 2015 г. 02:27
792
5
РецензияИ вскроется суть:
Он сам когда-нибудь
Укажет ветру путь,
Которым дуть.
Андрей Макаревич, "Флюгер".
1) Рецензия не только и не столько об этой книге, сколько о книгах Харуки Мураками вообще.
2) Осторожно, могут быть спойлеры.
Очень люблю Мураками. И мне, интроверту, в голову то и дело приходит мысль, что книги Мураками - литература прежде всего для интровертов. Но, уверен, в мире вообще и на Лайвлибе в частности найдется немало экстравертов, которые горячо возразят на это заявление и будут правы :)
Наверное, при желании автору можно было бы поставить в упрек некоторое однообразие - Мураками, если можно так выразиться, "очень одинаковый". Но желания такого совершенно не возникает - мне очень близки и мир его книг, и его герои. Хотя, конечно, Цкуру Тадзаки обладает множеством общих черт с протагонистами других произведений - с Тору Окада из "Хроник заводной птицы", Хадзимэ из "К югу от границы, на запад от солнца", Ватанабэ из "Норвежского леса", Тэнго из "1Q84", безымянным персонажем "трилогии Крысы"...
Герои Мураками - люди глубокие, вдумчивые, интровертные, чуткие, восприимчивые, иногда ранимые и, с обывательской точки зрения, несколько не от мира сего. Есть в них какая-то труднообъяснимая чудинка, странность, незаметная на первый взгляд, но совершенно определенно выделяющая их из общей массы. Они достаточно равнодушны к материальным благам, карьерному росту, социальному статусу и тому подобным вещам - одним словом, люди напрочь выпадающие из контекста эпохи потребления, которые вместо место этого более или менее успешно находят для себя некую экологическую нишу. И со стороны кажется, что они - вялые, пассивные и плывущие по течению люди.
Но ключевое слово - "кажется". Поскольку в тот момент, когда с этими несколько отличающимися от остальных, но в целом совершенно нормальными людьми начинают происходить аномальные истории, за их отрешенностью обнаруживается воля к победе, за агностицизмом - методичное и упорное стремление докопаться до сути происходящего, за внешней апатией и готовностью плыть по течению - гибкий, но прочный внутренний стержень, позволяющий этому течению успешно противостоять. Цкуру Тадзаки, которого, по его собственному выражению, словно смыло волной за борт, в итоге выходит победителем в противостоянии с этой самой волной, как и герои других книг Мураками. Ибо волна-то остается "при своих", а вот человек не только отражает ее натиск, но и выходит из схватки победителем, открывая в себе некие качества, неизвестные дотоле даже ему самому, и обретая дальнейший путь. (Да, я помню, что у "Бесцветного Цкуру Тадзаки..." открытый финал, но толковать его склонен в исключительно позитивном ключе).
"Бесцветного Цкуру Тадзаки...", как и другие произведения Мураками, я охарактеризовал бы словами "роман о пути к себе". Этот путь герои проделывают отчасти впотьмах - в той пропитанной мистикой реальности, которую автор изобретательно создает для своих персонажей, ясность не наступает довольно долго. Герои движутся наугад, интуитивно, иногда - с посторонней помощью, иногда - ловя и пытаясь интерпретировать подсказки-головоломки. Но главное - они движутся. Образно выражаясь, герой Мураками - не та лягушка, что утонула в сметане, а та, которая барахталась-барахталась да и сбила из сметаны масло, благодаря чему смогла выпрыгнуть на свободу :)
И вот за что еще я очень люблю Мураками: его романы - это путь к себе не только для героев, но и для читателей тоже. Возможно, это исключительно мое субъективное восприятие, но у меня от этих книг начинается процесс, который я определил бы словами "конструктивное самокопание", когда на фоне стоящих перед героями вопросов и лабиринтов-загадок начинаешь задавать сам себе различные вопросы и искать на них ответы.
Эти вопросы, конечно, с сюжетами книг непосредственно не связаны. Но они в очень значительной степени ими вдохновлены.
Ветка комментариев
Привет!
Несколько лет назад читая Мураками (хотя и прочитал-то всего ничего) меня посещали те же мысли. Ну, что читать его захочется исключительно интровертам. Что у него много самокопания, но действительно есть о чем подумать; и если появляется желание попробовать чего-то печального, причем печального просто так без причины, то книги Мураками это то, что нужно.
Поскольку я сам интроверт, то общее впечатление было неплохим.
После сборника рассказов все поменялось. Возникло чувство, что он пытается нащупать глубину там где ее нет. Вернее, создать глубину. А это недопустимо. Читатель же изначально доверчив, и подставлять его таким образом почти преступление, не так ли? (Хотя примера привести не смогу, потому что плохо помню о чем были рассказы. Интересует ваше мнение)
А если с апатичными людьми ничего не происходит? Никакого приключения? Как не происходит ничего с миллионами людей в мире? Отрешенность такого человека длится-длится-длится, а потом человек умирает от старости. Богатый и чувственный внутренний мир расцветает внутри и исчезает никем незамеченный. Это правильно разве? Может быть Мураками стал известен благодаря потребности людей видеть что им подобные идут верной дорогой, хотя это немного не так?
Простите, разочарую :( Меня тоже очень интересует мое мнение, ибо рассказов Мураками я не читал вовсе, читал только большие произведения. То есть если Вы забыли, то я и не знал, увы...
Кстати, а какой именно сборник рассказов Вы имели в виду? У Мураками их довольно много, и надо бы мне ликвидировать сей пробел в знаниях.
Честно говоря, вот здесь немножко смущает постановка вопроса. А точнее - слова "правильно" и "верно". Правильно - для кого? :)
Мы же все живые и очень разные, и "каждый слышит, как он дышит". Если отрешенность некоего индивида так и продолжается до его ухода из жизни, может быть, это и был оптимальный лично для него вариант?
А, ну да, извините.. Вот он: Все божьи дети могут танцевать
Да нет, конечно, я лишь упростил. Погруженного в себя человека не сделаешь общительным. Как не поменяешь ему цвет кожи или отпечатки пальцев. Это и не нужно. В своих глазах этот человек самодостаточен и полноценен.
На самом деле я хотел, чтоб вы мне показали что такие люди (замкнутые в своем мире) тоже чего то стоят. Без катаклизмов и потрясений. Живя себе и живя. А то иногда кажется, что наш мир тащат вперед личности другого склада характера.
Лучше "вы", а еще лучше "ты". Мне будет комфортнее.
Ну, или если необходимо подчеркнуть торжественность сообщения, то путь остается "Вы", но тогда с "Я".
Спасибо, понял. Он у меня есть, но руки еще не дошли. Прочту, тогда смогу что-нибудь сказать.
Я бы сказал, что мир тащат вперед личности самого разного склада характера :)
Могу ошибаться, но мне кажется, что среди ученых в самых разных научных областях, а также писателей, художников и других творческих людей немалый процент интровертов. Хотя бы потому, что интроверт в меньшей степени связан с окружающим внешним миром и в большей - сосредоточен на себе и на деле, которым он занимается.
А вот среди политических и общественных деятелей интровертов, ИМХО, довольно мало. Но для того, чтобы двигать мир вперед, нужны и те, и другие :)
Давай на "ты", конечно :)
Ответом удовлетворен :-)
Давай
Давай :)
Кстати, в тему: я в ближайшем будущем планирую написать рецензию на "Философский камень" Маргерит Юрсенар - это очень интересный и увлекательный роман об интроверте, который как раз двигал мир вперед.