Больше рецензий

krokodilych

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 августа 2015 г. 02:27

786

5

И вскроется суть:
Он сам когда-нибудь
Укажет ветру путь,
Которым дуть.

Андрей Макаревич, "Флюгер".

1) Рецензия не только и не столько об этой книге, сколько о книгах Харуки Мураками вообще.
2) Осторожно, могут быть спойлеры.

Очень люблю Мураками. И мне, интроверту, в голову то и дело приходит мысль, что книги Мураками - литература прежде всего для интровертов. Но, уверен, в мире вообще и на Лайвлибе в частности найдется немало экстравертов, которые горячо возразят на это заявление и будут правы :)

Наверное, при желании автору можно было бы поставить в упрек некоторое однообразие - Мураками, если можно так выразиться, "очень одинаковый". Но желания такого совершенно не возникает - мне очень близки и мир его книг, и его герои. Хотя, конечно, Цкуру Тадзаки обладает множеством общих черт с протагонистами других произведений - с Тору Окада из "Хроник заводной птицы", Хадзимэ из "К югу от границы, на запад от солнца", Ватанабэ из "Норвежского леса", Тэнго из "1Q84", безымянным персонажем "трилогии Крысы"...

Герои Мураками - люди глубокие, вдумчивые, интровертные, чуткие, восприимчивые, иногда ранимые и, с обывательской точки зрения, несколько не от мира сего. Есть в них какая-то труднообъяснимая чудинка, странность, незаметная на первый взгляд, но совершенно определенно выделяющая их из общей массы. Они достаточно равнодушны к материальным благам, карьерному росту, социальному статусу и тому подобным вещам - одним словом, люди напрочь выпадающие из контекста эпохи потребления, которые вместо место этого более или менее успешно находят для себя некую экологическую нишу. И со стороны кажется, что они - вялые, пассивные и плывущие по течению люди.

Но ключевое слово - "кажется". Поскольку в тот момент, когда с этими несколько отличающимися от остальных, но в целом совершенно нормальными людьми начинают происходить аномальные истории, за их отрешенностью обнаруживается воля к победе, за агностицизмом - методичное и упорное стремление докопаться до сути происходящего, за внешней апатией и готовностью плыть по течению - гибкий, но прочный внутренний стержень, позволяющий этому течению успешно противостоять. Цкуру Тадзаки, которого, по его собственному выражению, словно смыло волной за борт, в итоге выходит победителем в противостоянии с этой самой волной, как и герои других книг Мураками. Ибо волна-то остается "при своих", а вот человек не только отражает ее натиск, но и выходит из схватки победителем, открывая в себе некие качества, неизвестные дотоле даже ему самому, и обретая дальнейший путь. (Да, я помню, что у "Бесцветного Цкуру Тадзаки..." открытый финал, но толковать его склонен в исключительно позитивном ключе).

"Бесцветного Цкуру Тадзаки...", как и другие произведения Мураками, я охарактеризовал бы словами "роман о пути к себе". Этот путь герои проделывают отчасти впотьмах - в той пропитанной мистикой реальности, которую автор изобретательно создает для своих персонажей, ясность не наступает довольно долго. Герои движутся наугад, интуитивно, иногда - с посторонней помощью, иногда - ловя и пытаясь интерпретировать подсказки-головоломки. Но главное - они движутся. Образно выражаясь, герой Мураками - не та лягушка, что утонула в сметане, а та, которая барахталась-барахталась да и сбила из сметаны масло, благодаря чему смогла выпрыгнуть на свободу :)

И вот за что еще я очень люблю Мураками: его романы - это путь к себе не только для героев, но и для читателей тоже. Возможно, это исключительно мое субъективное восприятие, но у меня от этих книг начинается процесс, который я определил бы словами "конструктивное самокопание", когда на фоне стоящих перед героями вопросов и лабиринтов-загадок начинаешь задавать сам себе различные вопросы и искать на них ответы.

Эти вопросы, конечно, с сюжетами книг непосредственно не связаны. Но они в очень значительной степени ими вдохновлены.

Комментарии


Спасибо вам за эту рецензию! Я очень люблю Мураками, и это единственная книга, которую я у него еще не прочитала. Но собираюсь в этом году прочитать :)

Я так понимаю, вы тоже все прочитали? Какая больше всего понравилась?


Я прочел не всё, но многое - не читал, например, "Кафку на пляже", "Подземку", "Послемрак".
А из прочитанного затрудняюсь выделить в лучшую или худшую сторону какое-либо конкретное произведение: во-первых, все они мне очень близки, во-вторых, я воспринимаю мир книг Мураками как одну и ту же ткань - многоцветную и чрезвычайно сложно сплетенную. Собственно, у меня и рецензия поэтому получилась не столько о "Бесцветном Цкуру Тадзаки...", сколько о Мураками в целом :)


Спасибо за ответ. Мне больше всего понравилась "Страна Чудес без тормозов" и "1Q84".
"Кафка на пляже" оказалась для меня слишком психоделична. "Послемрак" понравился. "Подземка" тоже читала, но она документальная скорее.
Теперь бы до этой книги добраться!

Да, Мураками весь такой-как калейдоскоп, который издали более виден, чем вблизи и каждый раз разный, с новым узором. Для меня это ментальное удовольствие, за котором я могу прийти только к нему.


Кстати, да, сравнение с калейдоскопом очень удачное :) С одной стороны, то же самое, с другой - узор всякий раз новый.


Мне интересно, какой можно увидеть позитивный исход...


Ну, у Цкуру были разные мысли накануне беседы с Сарой - собственно, на этом моменте книга и заканчивается. Вот мне кажется, что в итоге все будет хорошо :)


Мне было любопытно, что ты понимаешь под 'хорошо'.)


Наверное, так.

Программа-максимум - это консенсус Цкуру и Сары. И на этом фоне - консенсус Цкуру с миром и с самим собой.
Программа-минимум - это то, что в случае неудачи с Сарой Цкуру не надломится, а найдет в себе силы двигаться дальше.


У меня по поводу Сары и Цкуру совершенно шизофренические мысли. Надо бы рецензию написать.)


Надо бы, надо бы! :)


Я жду мотивирующего пинка.)


Привет!
Несколько лет назад читая Мураками (хотя и прочитал-то всего ничего) меня посещали те же мысли. Ну, что читать его захочется исключительно интровертам. Что у него много самокопания, но действительно есть о чем подумать; и если появляется желание попробовать чего-то печального, причем печального просто так без причины, то книги Мураками это то, что нужно.
Поскольку я сам интроверт, то общее впечатление было неплохим.
После сборника рассказов все поменялось. Возникло чувство, что он пытается нащупать глубину там где ее нет. Вернее, создать глубину. А это недопустимо. Читатель же изначально доверчив, и подставлять его таким образом почти преступление, не так ли? (Хотя примера привести не смогу, потому что плохо помню о чем были рассказы. Интересует ваше мнение)

А если с апатичными людьми ничего не происходит? Никакого приключения? Как не происходит ничего с миллионами людей в мире? Отрешенность такого человека длится-длится-длится, а потом человек умирает от старости. Богатый и чувственный внутренний мир расцветает внутри и исчезает никем незамеченный. Это правильно разве? Может быть Мураками стал известен благодаря потребности людей видеть что им подобные идут верной дорогой, хотя это немного не так?


После сборника рассказов все поменялось. Возникло чувство, что он пытается нащупать глубину там где ее нет. Вернее, создать глубину. А это недопустимо. Читатель же изначально доверчив, и подставлять его таким образом почти преступление, не так ли? (Хотя примера привести не смогу, потому что плохо помню о чем были рассказы. Интересует ваше мнение)

Простите, разочарую :( Меня тоже очень интересует мое мнение, ибо рассказов Мураками я не читал вовсе, читал только большие произведения. То есть если Вы забыли, то я и не знал, увы...
Кстати, а какой именно сборник рассказов Вы имели в виду? У Мураками их довольно много, и надо бы мне ликвидировать сей пробел в знаниях.

А если с апатичными людьми ничего не происходит? Никакого приключения? Как не происходит ничего с миллионами людей в мире? Отрешенность такого человека длится-длится-длится, а потом человек умирает от старости. Богатый и чувственный внутренний мир расцветает внутри и исчезает никем незамеченный. Это правильно разве? Может быть Мураками стал известен благодаря потребности людей видеть что им подобные идут верной дорогой, хотя это немного не так?

Честно говоря, вот здесь немножко смущает постановка вопроса. А точнее - слова "правильно" и "верно". Правильно - для кого? :)
Мы же все живые и очень разные, и "каждый слышит, как он дышит". Если отрешенность некоего индивида так и продолжается до его ухода из жизни, может быть, это и был оптимальный лично для него вариант?


Кстати, а какой именно сборник рассказов Вы имели в виду?

А, ну да, извините.. Вот он: Все божьи дети могут танцевать

А точнее - слова "правильно" и "верно".

Да нет, конечно, я лишь упростил. Погруженного в себя человека не сделаешь общительным. Как не поменяешь ему цвет кожи или отпечатки пальцев. Это и не нужно. В своих глазах этот человек самодостаточен и полноценен.
На самом деле я хотел, чтоб вы мне показали что такие люди (замкнутые в своем мире) тоже чего то стоят. Без катаклизмов и потрясений. Живя себе и живя. А то иногда кажется, что наш мир тащат вперед личности другого склада характера.

если Вы забыли

Лучше "вы", а еще лучше "ты". Мне будет комфортнее.
Ну, или если необходимо подчеркнуть торжественность сообщения, то путь остается "Вы", но тогда с "Я".


А, ну да, извините.. Вот он: Все божьи дети могут танцевать.

Спасибо, понял. Он у меня есть, но руки еще не дошли. Прочту, тогда смогу что-нибудь сказать.

Да нет, конечно, я лишь упростил. Погруженного в себя человека не сделаешь общительным. Как не поменяешь ему цвет кожи или отпечатки пальцев. Это и не нужно. В своих глазах этот человек самодостаточен и полноценен.
На самом деле я хотел, чтоб вы мне показали что такие люди (замкнутые в своем мире) тоже чего то стоят. Без катаклизмов и потрясений. Живя себе и живя. А то иногда кажется, что наш мир тащат вперед личности другого склада характера.

Я бы сказал, что мир тащат вперед личности самого разного склада характера :)
Могу ошибаться, но мне кажется, что среди ученых в самых разных научных областях, а также писателей, художников и других творческих людей немалый процент интровертов. Хотя бы потому, что интроверт в меньшей степени связан с окружающим внешним миром и в большей - сосредоточен на себе и на деле, которым он занимается.
А вот среди политических и общественных деятелей интровертов, ИМХО, довольно мало. Но для того, чтобы двигать мир вперед, нужны и те, и другие :)

Лучше "вы", а еще лучше "ты". Мне будет комфортнее.

Давай на "ты", конечно :)


Ответом удовлетворен :-)
Давай


Давай :)
Кстати, в тему: я в ближайшем будущем планирую написать рецензию на "Философский камень" Маргерит Юрсенар - это очень интересный и увлекательный роман об интроверте, который как раз двигал мир вперед.


Думаю, что предрасположенность к Мураками-мании это что-то вроде особого гена, который у кого-то есть, а у кого-то нет.
Моим первым и любимым романом является "Хроники заводной птицы". Проглотил его за 3 дня и две ночи, читал и в маршрутке и на уроках русского языка и литературы (оно и видно :) ). Впечатлений - море, все составляющие романа сочетались идеально, как жареная картошечка, жареные сосисочки и любимый соус.
Тут же, с горящим взором, дал книгу подруге и сказал, чтоб к завтрашнему дню прочла минимум 100 стр.
И что же? Она отдала книгу и сказала, что как, мол, такое возможно: герою звонит какая-то женщина и сообщает ему о том, что она мастурбирует! Пфе!
Я сделал выводы.
Что касательно "одинаковости"... У мураками это то так, то сяк: есть просто "бомбы" типа "Кафка на пляже", "1Q84", "Охота на овец", а есть эдакая "меланхоличная тянучка".
Вот в этой тянучке он одинаков. И "Бесцветный Цкуру Тадзаки" я отнёс к тянучке. Вроде и интересно, но не так, чтоб потом лихорадочно рисовать две временные плоскости и сравнивать время убийства Джонни Уокера и появление крови на главном герое...


Про особый ген, ИМХО, в точку :)
А что касается деления на "бомбы" и "тянучку", то это, наверное, индивидуальные особенности восприятия. Мне из прочитанного чуть меньше других понравились только самые ранние произведения - "Слушай песню ветра" и "Пинбол 1973". Всё остальное уже воспринималось исключительно на ура.


А что любимое у Мураками?


А вот как-то нечего ответить на этот вопрос. Всё - любимое.


А меня что-то тянет перечитать "Слушай песню ветра".


Цитата:Богатый и чувственный внутренний мир расцветает внутри и исчезает никем незамеченный.

я на это отвечу так: настоящему интроверту и не нужно, чтобы его внутренний мир кто-то замечал.
я тоже думаю, что книги Мураками в основном читают интроверты.
и думаю, что завзятые лайвлибовцы - это в основном интроверты, чтение - наш удел, экстраверты одну книжечку в год прочитали, а в остальное время общаются (утрирую, конечно), но где-то так.


*Но, уверен, в мире вообще и на Лайвлибе в частности найдется немало экстравертов, которые горячо возразят на это заявление и будут правы :)*

Найдутся и возразят)) Стиль жизни героев Мураками я в состоянии поддерживать только в глубокой депрессии, а так он мне чужд. Но они мне нравятся, его герои, вот как Мидори нравится Ватанабэ. Мне даже кажется, что именно экстраверты-то и зачитываются Мураками - пополняют внутренние запасы созерцательной замкнутости, ищут равновесие. Не бывает ведь чистых экстравертов и интровертов на самом деле.