Больше рецензий
6 августа 2015 г. 02:27
786
5
РецензияИ вскроется суть:
Он сам когда-нибудь
Укажет ветру путь,
Которым дуть.
Андрей Макаревич, "Флюгер".
1) Рецензия не только и не столько об этой книге, сколько о книгах Харуки Мураками вообще.
2) Осторожно, могут быть спойлеры.
Очень люблю Мураками. И мне, интроверту, в голову то и дело приходит мысль, что книги Мураками - литература прежде всего для интровертов. Но, уверен, в мире вообще и на Лайвлибе в частности найдется немало экстравертов, которые горячо возразят на это заявление и будут правы :)
Наверное, при желании автору можно было бы поставить в упрек некоторое однообразие - Мураками, если можно так выразиться, "очень одинаковый". Но желания такого совершенно не возникает - мне очень близки и мир его книг, и его герои. Хотя, конечно, Цкуру Тадзаки обладает множеством общих черт с протагонистами других произведений - с Тору Окада из "Хроник заводной птицы", Хадзимэ из "К югу от границы, на запад от солнца", Ватанабэ из "Норвежского леса", Тэнго из "1Q84", безымянным персонажем "трилогии Крысы"...
Герои Мураками - люди глубокие, вдумчивые, интровертные, чуткие, восприимчивые, иногда ранимые и, с обывательской точки зрения, несколько не от мира сего. Есть в них какая-то труднообъяснимая чудинка, странность, незаметная на первый взгляд, но совершенно определенно выделяющая их из общей массы. Они достаточно равнодушны к материальным благам, карьерному росту, социальному статусу и тому подобным вещам - одним словом, люди напрочь выпадающие из контекста эпохи потребления, которые вместо место этого более или менее успешно находят для себя некую экологическую нишу. И со стороны кажется, что они - вялые, пассивные и плывущие по течению люди.
Но ключевое слово - "кажется". Поскольку в тот момент, когда с этими несколько отличающимися от остальных, но в целом совершенно нормальными людьми начинают происходить аномальные истории, за их отрешенностью обнаруживается воля к победе, за агностицизмом - методичное и упорное стремление докопаться до сути происходящего, за внешней апатией и готовностью плыть по течению - гибкий, но прочный внутренний стержень, позволяющий этому течению успешно противостоять. Цкуру Тадзаки, которого, по его собственному выражению, словно смыло волной за борт, в итоге выходит победителем в противостоянии с этой самой волной, как и герои других книг Мураками. Ибо волна-то остается "при своих", а вот человек не только отражает ее натиск, но и выходит из схватки победителем, открывая в себе некие качества, неизвестные дотоле даже ему самому, и обретая дальнейший путь. (Да, я помню, что у "Бесцветного Цкуру Тадзаки..." открытый финал, но толковать его склонен в исключительно позитивном ключе).
"Бесцветного Цкуру Тадзаки...", как и другие произведения Мураками, я охарактеризовал бы словами "роман о пути к себе". Этот путь герои проделывают отчасти впотьмах - в той пропитанной мистикой реальности, которую автор изобретательно создает для своих персонажей, ясность не наступает довольно долго. Герои движутся наугад, интуитивно, иногда - с посторонней помощью, иногда - ловя и пытаясь интерпретировать подсказки-головоломки. Но главное - они движутся. Образно выражаясь, герой Мураками - не та лягушка, что утонула в сметане, а та, которая барахталась-барахталась да и сбила из сметаны масло, благодаря чему смогла выпрыгнуть на свободу :)
И вот за что еще я очень люблю Мураками: его романы - это путь к себе не только для героев, но и для читателей тоже. Возможно, это исключительно мое субъективное восприятие, но у меня от этих книг начинается процесс, который я определил бы словами "конструктивное самокопание", когда на фоне стоящих перед героями вопросов и лабиринтов-загадок начинаешь задавать сам себе различные вопросы и искать на них ответы.
Эти вопросы, конечно, с сюжетами книг непосредственно не связаны. Но они в очень значительной степени ими вдохновлены.
Комментарии
Спасибо вам за эту рецензию! Я очень люблю Мураками, и это единственная книга, которую я у него еще не прочитала. Но собираюсь в этом году прочитать :)
Я так понимаю, вы тоже все прочитали? Какая больше всего понравилась?
Я прочел не всё, но многое - не читал, например, "Кафку на пляже", "Подземку", "Послемрак".
А из прочитанного затрудняюсь выделить в лучшую или худшую сторону какое-либо конкретное произведение: во-первых, все они мне очень близки, во-вторых, я воспринимаю мир книг Мураками как одну и ту же ткань - многоцветную и чрезвычайно сложно сплетенную. Собственно, у меня и рецензия поэтому получилась не столько о "Бесцветном Цкуру Тадзаки...", сколько о Мураками в целом :)
Спасибо за ответ. Мне больше всего понравилась "Страна Чудес без тормозов" и "1Q84".
"Кафка на пляже" оказалась для меня слишком психоделична. "Послемрак" понравился. "Подземка" тоже читала, но она документальная скорее.
Теперь бы до этой книги добраться!
Да, Мураками весь такой-как калейдоскоп, который издали более виден, чем вблизи и каждый раз разный, с новым узором. Для меня это ментальное удовольствие, за котором я могу прийти только к нему.
Кстати, да, сравнение с калейдоскопом очень удачное :) С одной стороны, то же самое, с другой - узор всякий раз новый.
Мне интересно, какой можно увидеть позитивный исход...
Ну, у Цкуру были разные мысли накануне беседы с Сарой - собственно, на этом моменте книга и заканчивается. Вот мне кажется, что в итоге все будет хорошо :)
Мне было любопытно, что ты понимаешь под 'хорошо'.)
Наверное, так.
Программа-максимум - это консенсус Цкуру и Сары. И на этом фоне - консенсус Цкуру с миром и с самим собой.
Программа-минимум - это то, что в случае неудачи с Сарой Цкуру не надломится, а найдет в себе силы двигаться дальше.
У меня по поводу Сары и Цкуру совершенно шизофренические мысли. Надо бы рецензию написать.)
Надо бы, надо бы! :)
Я жду мотивирующего пинка.)
Привет!
Несколько лет назад читая Мураками (хотя и прочитал-то всего ничего) меня посещали те же мысли. Ну, что читать его захочется исключительно интровертам. Что у него много самокопания, но действительно есть о чем подумать; и если появляется желание попробовать чего-то печального, причем печального просто так без причины, то книги Мураками это то, что нужно.
Поскольку я сам интроверт, то общее впечатление было неплохим.
После сборника рассказов все поменялось. Возникло чувство, что он пытается нащупать глубину там где ее нет. Вернее, создать глубину. А это недопустимо. Читатель же изначально доверчив, и подставлять его таким образом почти преступление, не так ли? (Хотя примера привести не смогу, потому что плохо помню о чем были рассказы. Интересует ваше мнение)
А если с апатичными людьми ничего не происходит? Никакого приключения? Как не происходит ничего с миллионами людей в мире? Отрешенность такого человека длится-длится-длится, а потом человек умирает от старости. Богатый и чувственный внутренний мир расцветает внутри и исчезает никем незамеченный. Это правильно разве? Может быть Мураками стал известен благодаря потребности людей видеть что им подобные идут верной дорогой, хотя это немного не так?
Простите, разочарую :( Меня тоже очень интересует мое мнение, ибо рассказов Мураками я не читал вовсе, читал только большие произведения. То есть если Вы забыли, то я и не знал, увы...
Кстати, а какой именно сборник рассказов Вы имели в виду? У Мураками их довольно много, и надо бы мне ликвидировать сей пробел в знаниях.
Честно говоря, вот здесь немножко смущает постановка вопроса. А точнее - слова "правильно" и "верно". Правильно - для кого? :)
Мы же все живые и очень разные, и "каждый слышит, как он дышит". Если отрешенность некоего индивида так и продолжается до его ухода из жизни, может быть, это и был оптимальный лично для него вариант?
А, ну да, извините.. Вот он: Все божьи дети могут танцевать
Да нет, конечно, я лишь упростил. Погруженного в себя человека не сделаешь общительным. Как не поменяешь ему цвет кожи или отпечатки пальцев. Это и не нужно. В своих глазах этот человек самодостаточен и полноценен.
На самом деле я хотел, чтоб вы мне показали что такие люди (замкнутые в своем мире) тоже чего то стоят. Без катаклизмов и потрясений. Живя себе и живя. А то иногда кажется, что наш мир тащат вперед личности другого склада характера.
Лучше "вы", а еще лучше "ты". Мне будет комфортнее.
Ну, или если необходимо подчеркнуть торжественность сообщения, то путь остается "Вы", но тогда с "Я".
Спасибо, понял. Он у меня есть, но руки еще не дошли. Прочту, тогда смогу что-нибудь сказать.
Я бы сказал, что мир тащат вперед личности самого разного склада характера :)
Могу ошибаться, но мне кажется, что среди ученых в самых разных научных областях, а также писателей, художников и других творческих людей немалый процент интровертов. Хотя бы потому, что интроверт в меньшей степени связан с окружающим внешним миром и в большей - сосредоточен на себе и на деле, которым он занимается.
А вот среди политических и общественных деятелей интровертов, ИМХО, довольно мало. Но для того, чтобы двигать мир вперед, нужны и те, и другие :)
Давай на "ты", конечно :)
Ответом удовлетворен :-)
Давай
Давай :)
Кстати, в тему: я в ближайшем будущем планирую написать рецензию на "Философский камень" Маргерит Юрсенар - это очень интересный и увлекательный роман об интроверте, который как раз двигал мир вперед.
Думаю, что предрасположенность к Мураками-мании это что-то вроде особого гена, который у кого-то есть, а у кого-то нет.
Моим первым и любимым романом является "Хроники заводной птицы". Проглотил его за 3 дня и две ночи, читал и в маршрутке и на уроках русского языка и литературы (оно и видно :) ). Впечатлений - море, все составляющие романа сочетались идеально, как жареная картошечка, жареные сосисочки и любимый соус.
Тут же, с горящим взором, дал книгу подруге и сказал, чтоб к завтрашнему дню прочла минимум 100 стр.
И что же? Она отдала книгу и сказала, что как, мол, такое возможно: герою звонит какая-то женщина и сообщает ему о том, что она мастурбирует! Пфе!
Я сделал выводы.
Что касательно "одинаковости"... У мураками это то так, то сяк: есть просто "бомбы" типа "Кафка на пляже", "1Q84", "Охота на овец", а есть эдакая "меланхоличная тянучка".
Вот в этой тянучке он одинаков. И "Бесцветный Цкуру Тадзаки" я отнёс к тянучке. Вроде и интересно, но не так, чтоб потом лихорадочно рисовать две временные плоскости и сравнивать время убийства Джонни Уокера и появление крови на главном герое...
Про особый ген, ИМХО, в точку :)
А что касается деления на "бомбы" и "тянучку", то это, наверное, индивидуальные особенности восприятия. Мне из прочитанного чуть меньше других понравились только самые ранние произведения - "Слушай песню ветра" и "Пинбол 1973". Всё остальное уже воспринималось исключительно на ура.
А что любимое у Мураками?
А вот как-то нечего ответить на этот вопрос. Всё - любимое.
А меня что-то тянет перечитать "Слушай песню ветра".
Цитата:Богатый и чувственный внутренний мир расцветает внутри и исчезает никем незамеченный.
я на это отвечу так: настоящему интроверту и не нужно, чтобы его внутренний мир кто-то замечал.
я тоже думаю, что книги Мураками в основном читают интроверты.
и думаю, что завзятые лайвлибовцы - это в основном интроверты, чтение - наш удел, экстраверты одну книжечку в год прочитали, а в остальное время общаются (утрирую, конечно), но где-то так.
*Но, уверен, в мире вообще и на Лайвлибе в частности найдется немало экстравертов, которые горячо возразят на это заявление и будут правы :)*
Найдутся и возразят)) Стиль жизни героев Мураками я в состоянии поддерживать только в глубокой депрессии, а так он мне чужд. Но они мне нравятся, его герои, вот как Мидори нравится Ватанабэ. Мне даже кажется, что именно экстраверты-то и зачитываются Мураками - пополняют внутренние запасы созерцательной замкнутости, ищут равновесие. Не бывает ведь чистых экстравертов и интровертов на самом деле.