Больше рецензий

29 июля 2015 г. 14:52

133

5

Третий роман Андрея Аствацатурова (или попросту ААА - Алексеевич он).
Первый роман, "Люди в голом", был хороший, свежий, в нем было все, чего читатели так ждали: и юмор, и глубина, и, главное, философствования (или разглагольствования, кому как нравится) о смысле всего сущего и т.д. и т.п.
Второй роман, на мой взгляд, был не очень. Точнее, может быть, он был и очень, но в нем чего-то сильно не хватало.
И вот он, долгожданный номер три. Я начала было выписывать из него цитаты, а потом поняла, что здесь каждое второе предложение заслуживает цитирования, и решила на этом остановиться. Слишком уж уютная эта книга.

Хорошо, что у человека всегда остается это верное средство от всех тревог - путь домой.

Самое восхитительное в "Осени в карманах" - это, как уже писали, атмосфера. То, что чувствуешь, когда читаешь эту книгу. Она просто-напросто напоминает обо всем и обо всех, кого мы любим или когда-то любили. (На самом деле, возможно, мы и внимания на это раньше не обращали, но Аствацатуров красноречив. Он нас убедил.)
Атмосферой аствацатуровское творение немного напоминает Довлатова. Их роднит настроение, особенное такое, скептически-очарованное, это когда кругом все плохо, но все-таки прекрасно. Когда хуже некуда, но в этом и есть вся прелесть нашей славной жизни. Это как во всем знакомых логических задачках, а-ля: все крокодилы фиолетовые, и, если обезьяна - крокодил, фиолетовая ли она? Так же и здесь, если учесть (и это не обсуждается, это факт), что жизнь - это самое замечательное и прекрасное из всего, что есть в этой бесконечной вселенной, то самая дурацкая жизнь со всеми ее мерзостями и холодным питерским климатом - это тоже самое прекрасное во вселенной? Ну, вы поняли, к чему я клоню :))

Мне кажется, что мы здесь давно, с доисторических времен, что мы попали в разрезы этого кремового торта, сделанные то ли ножом повара, то ли скальпелем хирурга, в промежуточности огромной приторной топографической массы, в изначальность, где нет ни времени, ни пространства, ни отчаянья, ни боли, ни тяжести. ни надежд. Только лишь легкость и движение.

Но ААА - это все-таки не Довлатов. Скорее, он одовлатовленный Вуди Аллен. Поэтому здесь будет и такое:

Фраза "я вам тут сейчас все обоссу" выполняла в его жизни роль волшебного слова и решала практически любую проблему, даже самую сложную.

Одним словом, с этой книгой читатель не соскучится. Читая "Осень в карманах", иногда хочется грустить, иногда (гораздо чаще) улыбаться, иногда хочется обнять кого-нибудь (тоже частенько).
Еще одно важное свойство автора - беспристрастность, унаследованная им, вероятно, от Чехова, но, конечно, переосмысленная на новый лад. Кстати сказать, слово "смысл" - одно из любимых у Аствацатурова, оно у него здесь встречается сплошь и рядом. Но всегда к месту.
Ну и, конечно, нельзя не сказать о том, что город выступает здесь в качестве героя повествования. Городов в романе несколько, но главный из них, разумеется, Питер. Это уже влияние всей русской литературы и каждого писателя, пожившего какое-то время в Петербурге и решившего сделать его одним из главных героев своего романа, это делали все, от Пушкина до Битова (и позже) (и будут продолжать так делать). Даже не столько влияние, сколько закон. Просто так нужно, по-другому быть не может. Потому что такой у нас город, ничего не поделаешь.

Солнце в считанные дни немилосердно разогревает Петербург, превращая улицы в жаркие длинные противни, а площади и перекрестки - в раскаленные сковороды.

В результате всех экспериментов у ААА получился очень интересный филологический коктейль, или интеллектуальная проза, как любят сейчас говорить. По-моему автор молодец, он нашёл свой стиль и создал что-то очень хорошее.
Вывод: на данный момент это лучшее из всего фикшена, написанного Андреем Аствацатуровым.
Питерцы и непитерцы, почитайте обязательно! Обещаю, вам понравится!

Комментарии


Спасибо!
Мне очень нравится первый роман Аствацатурова, второй - немного меньше. "Осень в карманах" скоро куплю.